Автор сомневается в правильности данных о безработице, найденных в статистике. Видимо, это может объясняться тем, что в состав трудовых ресурсов не включают женщин

Хотя увеличилась абсолютная величина занятого населения с 5,9 до 14,5 млн. человек, уровень же занятости снизился за это время с 32% до 24%. Это объясняется тем, что темпы абсолютного роста населения в Иране всегда опережают темпы создания рабочих мест. Другой причиной является крайне незначительное участие женщин на рынке труда. Низкий коэффициент занятости отражает нерациональное использование рабочей силы и производственных сил страны в целом. В конце 90-х годов каждый занятый человек в Иране должен был обеспечивать содержание 4-х человек.

В таблице №1 и в некоторых последующих таблицах приводятся официальные данные, касающиеся статистики трудовых ресурсов страны. Однако надо иметь в виду следующие особенности официальной статистики. Традиции этой страны привели к тому, что статистика Ирана отличается по ряду своих положений от принятых международных стандартов. В частности:

26

- традиционно женщины, домохозяйки не учитываются при
определении как занятого так и не занятого населения

- отсутствуют границы трудоспособного населения, которые на
Западе составляют интервал от совершеннолетия до пенсии

- представители мелкого бизнеса не считаются безработными, если за
них работают их сыновья.

Чтобы сравнить данные Ирана с другими странами необходимо отметить, что аналогичный коэффициент занятости населения в этот период составлял в Египте 28,5%, в Бразилии 42%, в США 50%, Японии 55,5%, Франции 39,6%, Германии 46%, Турции 33,5%2. Очевидно, что коэффициент занятости населения в Иране, по сравнению с промышленно развитыми странами является низким, что вызывает многие другие экономические проблемы. Низкий коэффициент занятости в Иране означает одновременно существование в стране значительной резервной армии труда. Конечно, достижение в Иране полной занятости населения в ближайшей перспективе неосуществимо, в том числе и из-за традиционных национальных особенностей. Однако, желательно было бы постараться резко повысить коэффициент занятости хотя бы до 50 %.

Автор считает, что целью государственного макроэкономического регулирования в Иране должно стать осуществление системы мер по повышению этого коэффициента до 50 % в долгосрочной перспективе.

Если темпы прироста населения Ирана за 25 лет принять в 1,5 %,в течении 1996-2021 гг., численность населения достигнет 87 млн. Если коэффициент занятости принять за 30 %, то в этот же период численность занятых достигнет 26 млн. человек, которая будет на 12 млн. выше, чем в 1996 году. Другими словами данное количество рабочих мест должно быть создано в перспективе до 2021 года, то есть по 462 тыс. рабочих мест ежегодно. Рассматривая перспективы иранской экономики необходимо

www.persia/index.htm.

27




Отметить, что данная цель может быть достигнута лишь при реализации всего имеющегося потенциала.

В течение 1986-1996 годов создавалось ежегодно по 320 тыс. рабочих мест. Посредством преобразования в экономической и плановой системе страны необходимо обеспечить создание от 400 до 500 тыс. новых рабочих мест ежегодно. Решение такой задачи, учитывая имеющиеся тенденции, является весьма проблематичным. Потенциально в Иране существуют различные возможности создания новых рабочих мест. Создание новых рабочих мест необходимо не только внутри нефтяного сектора, но и в других отраслях национальной экономики. При решении этой задачи будет необходим учет не только внутренних, но и внешних факторов.

Представляется интересным распределение экономически активного населения страны между отраслями национального хозяйства. Эти данные приведены в таблице 2.

Таблица 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: