Сущность концепции Supply Chain Management

Содержание

 

 

Введение. 2

 

Глава 1. Теоретические аспекты управления цепями поставок. 4

1.1. Сущность концепции Supply Chain Management 4

1.2. Сетевая структура и участники цепи поставок. 12

1.3. Координация и интеграция в цепях поставок. 20

 

Глава 2. Построение цепи поставок компании ООО «Марс». 28

2.1. Общая характеристика компании. 28

2.2. Взаимодействие между участниками цепи поставок компании. 38

2. 3. Информационная поддержка цепи поставок ООО «Марс». 46

 

Глава 3. Рекомендации по управлению цепью поставок компании. 53

ООО «Марс». 53

3.1. Тенденции развития российского рынка уборочной техники. 53

3.2. Выбор компании-перевозчика. 59

3.3. Рекомендации по применению оценки эффективности функционирования цепи поставок ООО «Марс». 66

 

Заключение. 71

Приложения. 75

Список использованной литературы.. 79

 

Введение

Каждой организации необходим надежный материальный поток. Логистика – это важная функция, так как менеджерам необходимо обеспечить перемещение этих материалов настолько эффективно и производительно, насколько это возможно. Логистика не ограничивается масштабами организации, а занимает уникальную позицию, связывая эту организацию с внешними поставщиками, с одной стороны, и заказчиками и потребителями ее продукции, с другой. Поэтому организации, столкнувшись с проблемами и задачами, порождаемыми нынешней конкурентной средой, неминуемо приходят к выводу, что управлять нужно не только собственным бизнесом, но и цепью поставок, цель которой – удовлетворение запросов потребителей.

Цепи поставок позволяют преодолевать разрывы, появляющиеся в тех случаях, когда поставщики расположены на большом расстоянии от потребителей, а также помогают устранять несоответствие между спросом и предложением. На мой взгляд, любое торговое предприятие в целях более эффективного осуществления своей деятельности должно управлять своей цепью поставок.

Все это обуславливает актуальность темы данной работы и ее значимость для отдельно взятого предприятия.

Бакалаврская работа состоит из трех глав:

· в первой главе рассматриваются теоретические аспекты исследуемой темы, в частности, раскрываются основные понятия управления цепями поставок, описываются структура цепи поставок и ее участники, также здесь говорится и о роли интеграции и координации бизнес-процессов при реализации концепции SCM;

· во второй главе приводится общая характеристика конкретного предприятия, где проходила производственная практика, строится цепь поставок этой компании, дается описание процесса информационного обеспечения цепи поставок

· наконец, в третьей главе говорится о тенденциях развития рынка, на котором работает компания и даются определенные рекомендации по улучшению функционирования ее цепи поставок

Объектом исследования в данной работе является предприятие, реализующее свою продукцию на российском рынке уборочной техники. В качестве предмета исследования выступает цепь поставок компании.

Целями данного исследования являются:

- определение роли управления цепями поставок для успешной деятельности и развития организации;

- выявление особенностей построения цепи поставок для определенной компании.

Для достижения целей проводится изучение концепции управления цепями поставок, а также ее значимости в управлении компанией. Цели исследования реализуются в решении ряда задач:

- определение сущности концепции Supply Chain Management;

- определение структуры цепи поставок, а также связей между ее участниками;

- описание и анализ цепи поставок конкретной компании;

- выявление проблем, возникающих у компании при управлении цепью поставок и предложение возможных путей их решения.

Теоретическая база данной работы интегрирует различные исследования в области таких дисциплин, как логистика, управление цепями поставок и менеджмент. А эмпирическая база сформирована на основе полученных в ходе практики знаний, официальных документов компании, а также других опубликованных источников, содержащих практическую информацию.

Глава 1. Теоретические аспекты управления цепями поставок

Сущность концепции Supply Chain Management

 

Все больше и больше компаний в процессе своей деятельности приходят к выводу, что управлять нужно не только собственным бизнесом, но и цепью поставок. Организация должна участвовать в управлении сетью всех фирм, которые расположены выше по потоку и которые – непосредственно или косвенно – загружают входную сторону организации (например, сырье, исходные материалы, комплектующие и т.п.), а также сетью фирм, которые расположены ниже по потоку и которые отвечают за доставку соответствующего продукта к потребителю и его послепродажное обслуживание.

Цепь поставок [1] (Supply Chain) охватывает все организации и виды деятельности, связанные с перемещением и преобразованием товаров, начиная со стадии сырья и исходных материалов и заканчивая доставкой готовых продуктов конечному пользователю, а также связанные со всем этим информационные потоки.

Таким образом, логистическая цепь компании включает географически распределенные объекты, где приобретаются, преобразуются, хранятся или продаются сырье, незавершенная и готовая продукция, и каналы распределения, соединяющие эти объекты, по которым перемещается продукция. Данные объекты могут управляться фокусной компанией, поставщиками, покупателями, представителями третьих сторон или другими фирмами, с которыми компания производитель товара имеет деловые отношения. Цель компании – эффективное управление своими ресурсами, в том числе продуктами, по мере того как они перемещаются по цепи поставок и транспортируются на географически распределенные рынки в необходимом количестве, в необходимой комплектации, в требуемое время и по конкурентоспособной цене.

Существует очень много определений концепции SCM, одно из них принадлежит Европейской логистической ассоциации, которая характеризует управление цепями поставок (Supply Chain Management) как интегральный подход к бизнесу, раскрывающий фундаментальные принципы управления в логистической цепи, например, формирование функциональных стратегий, организационной структуры, методов принятия решений, управления ресурсами, поддерживающих функций, систем и процедур.

Еще одно определение характеризует концепцию SCM с точки зрения, более близкой к коммерческой деятельности, т.е. управление цепью поставок – это интеграция и управление всеми организациями и видами деятельности, входящими в цепь поставок, на основе взаимного сотрудничества, эффективных бизнес-процессов и высокой степени совместного использования информации с целью создания высокоэффективных систем формирования ценности, которые обеспечивали бы организациям-участникам существенное конкурентное преимущество.

Концепция управления цепями поставок является одним из самых динамично развивающихся направлений научной и практической деятельности на протяжении последних десятилетий. Термин SCM был предложен системным интегратором – компанией «i2 Technologies» и консалтинговой компанией «Артур Андерсен» в начале 1980-х годов. Появление концепции SCM также связывают со статьей К.Оливера и М.Вебера «Supply chain management: Logistics Catches up with Strategy», выпущенной ими в Лондоне в 1982 году.

На первом этапе своего развития управление цепями поставок было детерминировано логистикой. Концепция лишь незначительно отличалась от расширенного толкования интегрированной логистики. Самостоятельное развитие идея управления цепями поставок получила только в 1990-е гг., когда было четко обозначено различие между интегрированной логистикой и управлением цепями поставок, а также сформулированы цели, задачи и принципы развития новой дисциплины. Бурное развитие концепции потребовало от исследователей дополнительных усилий по изучению практики в различных отраслях и на разных географических рынках, а также по созданию учебных курсов по новой дисциплине.

Эволюцию развития концепции можно разделить на несколько этапов (таблица 1):

Таблица 1[2].

Периодизация эволюции концепции управления цепями поставок

Этап Период Характеристика
Предварительный этап До 1980-х гг. С постепенным ослаблением во второй половине ХХ в. вертикально-интегрированных корпораций и возникновением компаний, специализированных на отдельных технологических процессах, появляются и исследуются проблемы кооперации компаний, развиваются логистические подходы. Практика отдельных компаний уже включала некоторые элементы управления цепями поставок, и это преимущественно относится к бывшим вертикально-интегрированным корпорациям, которые вывели непрофильные активы за пределы компании, но продолжали координировать поставщиков.
Первый этап – зарождение концепции управления цепями поставок 1980-е – первая половина 1990-х гг. Закрепление практики некоторых передовых компаний в области управления цепями поставок в концептуальном виде. Управление цепями поставок рассматривалось как расширенное толкование интегрированной логистики, а ключевая идея заключалась в координации потока материалов и готовой продукции на основе принципа единого информационного пространства.
Второй этап – развитие концепции управления цепями поставок Первая половина 1990-х гг. – начало 2000-х гг. Формирование классической трактовки концепции управления цепями поставок. На данном этапе произошли ключевые преобразования в концепции: разделение управления цепями поставок и интегрированной логистики, тотальный подход к управлению цепью (от первого поставщика до конечного клиента). Координация, присущая первому этапу, расширяется до интеграции базовых бизнес-процессов фирмы в цепи. Наконец, обозначено смещение фокуса концепции с экономии на издержках (логистический подход) к ориентации на клиента (маркетинговый подход).
Третий этап – трансформация концепции управления цепями поставок Вторая половина 2000-х гг. Создание новых сложных информационных инструментов для управления цепями поставок, адаптация концепции под разные рынки. Маркетинговый подход к управлению цепями поставок.

 

Можно с уверенностью утверждать, что управление цепями поставок относится к интегрированному планированию. Оно связано с функциональной интеграцией закупок, производства, транспортировки и складской деятельности; имеет отношение к пространственной интеграции этих видов деятельности среди географически распределенных поставщиков, объектов и рынков; рассматривает межвременную интеграцию этих видов деятельности в рамках стратегического, тактического и оперативного планирования.

 Главная цель управления цепями поставок состоит в минимизации общих логистических издержек при удовлетворении данного фиксированного спроса. Эти издержки могут включать: стоимость сырьевых материалов и других приобретений компании, внутренние и внешние транспортные издержки, инвестиции в оборудование, производственные затраты, затраты распределительных центров, затраты по содержанию запасов и другие виды издержек.

SCM, наряду с управлением финансами, управлением жизненным циклом изделий и управлением логистикой является одним из четырех основных элементов успеха бизнеса. SCM определяет до 30% дохода предприятия. От этапа конфигурирования цепей поставок зависит до 80% стоимости продукции, до 75% операционных затрат приходятся на цепи поставок. Правильное управление цепью поставок позволяет повысить доход от продажи снизить затраты в цепи создания добавленной стоимости от 15 до 30%. Кроме того, достигаются следующие эффекты: снижение запасов, повышение точности планирования потребностей и поставок, повышение надежности и уровня сервиса, снижение трансакционных издержек от 15 до 60%. Эти эффекты достигаются за счет интеграции и координации бизнес-процессов для поддержания постоянного баланса между потребностями и поставками по всей протяженности цепи создания стоимости.

С помощью данной концепции компании могут решить следующие бизнес-задачи:

· Определить роли и функции каждого объекта цепочки поставок в каждый период времени

· Рассчитать цены на конечный продукт

· Определить нужное количество запасов на складах

· Определить величину постоянных и переменных расходов

· Выяснить, какой спрос надо удовлетворять для максимизации прибыли

· Консолидировать грузы

· Классифицировать запасы по системе ABC и т.д.

Концепция SCM чаще всего используется в таких организациях, как:

· Промышленные компании (автопром, авиапром, электротехника, фармацевтика, легкая промышленность)

· Торгово-распределительные сети

· Провайдеры логистических услуг

· Курьерско-экспедиторские компании

· Компании, управляющие глобальными логистическими инфраструктурами

Одной из важных тенденций последнего времени в управлении цепью поставок остается усиление функции восстановления, утилизации или повторного использования отходов конечного потребления. Организации теперь не ограничивают свои каналы распределения конечными пользователями, а удлиняют их таким образом, чтобы они включали прием и разборку конечной продукции для ее частичного повторного использования в новой продукции. Организации пытаются замкнуть этот контур и постепенно, не нанося вреда окружающей среде, трансформируют использованные продукты, поддающиеся утилизации, в новые продукты и/или материалы. В других случаях организации создают разветвленные ремонтные сети для устранения дефектов и поломок (в том числе и тех, которые обнаружились в гарантийный период), с которыми нередко приходится сталкиваться, когда речь идет о продуктах, возвращенных потребителями. Эта функция может включать послепродажное обслуживание, текущее и профилактическое техобслуживание и прочие действия, направленные на постоянное удовлетворение запросов потребителя. Таким образом, организации должны активно работать над совершенствованием своих функций «реверсивной логистики», связанных с управлением потоков продуктов, движущихся по цепи поставок в обратном направлении.

Вместе с тем, развитие концепции SCM в области организации возвратных потоков сопряжено с появлением ряда проблем:

1. Изменяется природа логистических систем. Из социально-экономических они становятся эколого-социально-экономическими. SCM возможно рассматривать не как самодостаточную систему, а как подсистему круговорота веществ в природе, имеющую ярко выраженный циклический характер. Сложность учета этой особенности не только в масштабности явления, но и неопределенности его характера. При циклических превращениях в природе не происходит полного повторения циклов, всегда имеются те или иные изменения в количестве и составе образующихся веществ.

2.  Изменяется характер рециклинга (под рециклингом обычно понимается весь комплекс работ с вторичными материальными ресурсами с целью максимально возможной замены ими первичных ресурсов).

3. Изменяется характер функционирования и финансирования деятельности логистических посредников. У них появляются новые функции, требующие иных механизмов кредитования, дотаций и субсидирования рециклинга.

Все организации представляют составные части одной или нескольких цепей поставок. Каким бы видом деятельности компания ни занималась – продажей непосредственно конечному потребителю, оказанием какой-либо услуги, производством какого-либо продукта или извлечением какого-либо сырья из недр, - деятельность компании всегда можно рассматривать в контексте ее роли в цепи поставок. Однако до недавнего времени главное внимание организации уделяли своим непосредственным потребителям и внутренним функциям, мало интересуясь другими организациями-участниками их сети поставок. Три крупные перемены, касающиеся глобальных рынков и технологий, заставили высшее руководство компаний всерьез отнестись к проблемам управления цепью поставок.

1. Постоянно возрастающие запросы потребителей, вызванные глобальной конкуренцией и затрагивающие такие факторы, как себестоимость продукции, качество продуктов и услуг, доставка потребителю, используемые технологии и длительность цикла.

2. Формирование и широкое признание важности межорганизационных отношений сотрудничества на более высоком уровне.

3. Информационная революция.

Каждый из этих факторов способствовал формированию подхода, который и получил название управления интегрированными цепями поставок. По мере развития «рынков клиента», глобализации и информационных технологий, значение SCM как ключевого фактора повышения доходности и конкурентоспособности бизнеса непрерывно возрастает. Именно поэтому управление цепями поставок стремительно развивается, а инвестиции в цепи поставок будут увеличиваться и в будущем.

Что касается российских компаний, хотя они и отстают от западных по внедрению передовых идей, уже осознали важность концепции управления цепями поставок в получении устойчивого конкурентного преимущества. Так, при проведении интервью с топ-менеджерами и руководителями подразделений, выяснилось, что большинство руководителей склоняются к мнению о важности и необходимости управления цепями поставок, однако только для отдельных групп материалов и компонентов[3]. Инвестиции в отношения с поставщиками, необходимые при управлении цепями поставок, оправданы, по мнению руководителей, в тех случаях, когда: 1) поставляемые продукты или компоненты уникальны и трансакционные издержки на замену поставщика высоки; 2) поставляемые продукты или компоненты критически важны в производственном процессе; 3) отношения с поставщиками носят долгосрочный и взаимовыгодный характер.

Сокращению разрыва между российскими и западными компаниями в использовании передовых практик управления цепями поставок активно способствует растущая глобализация. Многие российские компании прямо или косвенно уже работают с иностранными партнерами, включаясь в глобальные цепи поставок, перенимая западные стандарты ведения бизнеса. Так, компания «РусАл-Саянская фольга», являющаяся на данный момент лидером в области производства и реализации алюминиевой бытовой фольги на российском рынке, значительно улучшила свои показатели, начав работать с западными сетями.

Другим примером внедрения элементов управления цепями поставок является компания «Росси» - лидер на рынке Северо-Запада в области дистрибьюции упаковочных материалов. Имея широкий товарный ассортимент и большое количество клиентов, компания не всегда располагает возможностью прогнозировать спрос на отдельные позиции, поэтому несколько лет назад была внедрена система электронного обмена данными, что ускорило процесс взаимодействия операций. Сейчас компания налаживает управляет цепями поставок не только на территории России, но и в зарубежных странах, фокусируясь на запросах клиентов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: