Учитель: А вот какую ночь увидел Бунин (звучит музыкальное оформление):
В чаще шорох потаенный,
Дуновение тепла.
Тополь, сверху озаренный,
Перед домом вознесенный,
Весь из жидкого стекла.
В чащу темную глядится
Круг зеркально-золотой.
Тополь льется, серебрится,
Весь трепещет и струится
Стекловидною водой.
Учитель: О чем это стихотворение? – Да, перед нами бесчисленное множество раз воспетая лунная ночь, тополь, которые и мы пытались описать. Но чтобы понять и оценить стихотворение, надо быть предельно внимательным.
- Итак, ночь... Все засыпает... Что можно услышать в ночной тишине?
- А что слышит Бунин?
Ученики: «В чаще шорох потаенный...»
Учитель: Благодаря чему слышим шорох в стихотворении?
Ученики: Сочетание шипящих согласных рождает звукообраз, передает ощущение шороха. Это аллитерация.
Учитель: А что еще необычного в этой строке?
Ученики: «Шорох потаенный» - обратный порядок слов – инверсия.
Учитель: С какой целью здесь используется инверсия?
Ученики: Чтобы выделить слово, задержать на нем внимание читателя, поэт иногда нарушает обычную расстановку слов в предложении.
|
|
Учитель: Объясните значение слова «потаенный», подберите к нему синонимы, однокоренные слова.
Ученики: Тайный, скрытый, загадочный.
Учитель: Что происходит с шорохом?
Ученики: Мы услышали шорох, и он исчезает к концу строки, его нет, он – потаенный.
Учитель: Правильно. Создано ощущение ночи, где все звуки тайные, скрытые. Но мы можем не только услышать ночь, но и почувствовать на щеке ее теплое дыхание. Где, в каких строках это происходит?
Ученики: «Дуновение тепла».
Учитель: Прочтите медленно эту строчку, и вы почувствуете, как сочетание гласных (ассонанс) словно создает эту волну теплого ночного воздуха.
Вывод: Двумя строчками создано ощущение теплой летней ночи. Через слух, осязание мы почувствовали красоту летней ночи.
Учитель: Вернемся к названию стихотворения «Восход луны». Но о луне нет еще ни слова. Так ли это?
Ученики: Нет. Мы видим, как везде разлит ее свет.
Учитель: Как создается это ощущение в 1 строфе?
Ученики: С помощью эпитета «тополь озаренный».
Учитель: Мы слушали, осязали, теперь – видим: Бунин заставляет нас всем существом почувствовать красоту этой ночи.
Учитель: Каким видит тополь поэт?
Ученики: (читают строки о тополе).
Учитель: Почему у Бунина так построена фраза:
Тополь, сверху озаренный,
Перед домом вознесенный...
Ученики: - Снова встречаемся с художественным приемом поэтического синтаксиса – инверсией. – Чтобы привлечь внимание читателя к тому, каким видит тополь он сам, показать значимость этого образа.
|
|
Учитель: Подберите к словам «озаренный» и «вознесенный» синонимы.
Ученики: Озаренный – освященный, светлый; вознесенный – высокий.
Учитель: Какие из этих слов звучат торжественнее?
Ученики: Слова из стихотворения звучат торжественнее.
Учитель: Посмотрим в словарь. У этих слов стоят пометки: «высокий стиль». Когда человек говорит такими словами? Какое у него настроение, как он воспринимает мир в такие моменты жизни?
Ученики: Автор передает свое ощущение от увиденного. Тополь – один, высокий, светлый от луны, и он царит в этой лунной ночи.
Учитель: Смотрите, луны нет, а мы ее увидели. А еще – почувствовали, как Бунин изумлен красотой этой лунной ночи и находит неожиданный образ: «Весь из жидкого стекла...» - Может, это красивая фраза? (звучит музыкальное оформление) – Вдумаемся, закрыв глаза, представим этот тополь. Глянцевые листья похожи на стекло в лунном свете, они блестят, отражают лунный свет и становятся серебристыми. – Почему жидкое стекло? В чем смысл этого эпитета?
Ученики: Равнение с простым стеклом сделало бы картину неподвижной, жидкое – значит движется.
Учитель: А что еще создает ощущение движения?
Ученики: Листья тополя как капельки и они колеблются, трепещут от «дуновения тепла», и вот стекло стало жидким, это лунный свет словно течет по тополю.
Учитель: Бунин именно таким увидел тополь и остановил прекрасное мгновение. А луны все еще нет. Она появляется во 2 строфе. Прочитайте.
Ученики: В чащу темную глядится
Круг зеркально-золотой.
Учитель: Что необычного в этих строчках? Как вы догадались, что речь идет о луне? Какой прием художественной выразительности использует поэт, чтобы создать образ луны.
Ученики: Это метафора – скрытое сравнение (справка: метафора – переносное значение слова, когда подмечается сходство одного явления с другим). Луна не описана, а словно нарисована: круг – по форме, зеркально-золотой – по цвету.
Учитель: И все это на фоне «чащи темной». Здесь снова перед нами инверсия. На каком слове поэт задерживает наше внимание? Почему?
Ученики: Чтобы привлечь внимание к признаку предмета. На фоне чащи темной ярче светит зеркально-золотой круг луны.
Учитель: Но Бунин опять смотрит не на луну, а на тополь. Почему? Ведь стихотворение названо «Восход луны»?
Ученики: Для поэта важно не просто нарисовать картину, важна не луна, а те ощущения, которые рождает лунная ночь. А они связаны с тополем. Это слово в стихотворении встречается 2 раза:
Тополь льется, серебрится,
Весь трепещет и струится
Стекловидною водой.
Учитель: Слов какой части речи больше в этом отрывке? Что они обозначают?
Ученики: Глаголов. Они обозначают действие.
Учитель: Почему так много глаголов?
Ученики: Они создают живую изменчивую картину, тополь словно оживает.
Учитель: Все глаголы здесь – олицетворения («трепещет»), помогают ярче, точнее увидеть тополь
Ученики: Почему поэт изобразил именно тополь?
– Традиционно в художественном произведении поэтический символ дерева трактуется как древо жизни, основная идея связана с жизненной силой, вечной жизнью, бессмертием, хранящимся в нем. (Мифы народов мира. Энциклопедия. – в 2 т. – М, 1991. – Т.1 – стр. 396-397)
Семантика образа тополя такова – дерево, обращенное к высшему миру; одна из наиболее значимых характеристик – стройность, высота. Образ тополя акцентирует значение одухотворенности, устремленности ввысь, в мир небесный, духовный. Значит, поэт говорит не только о красоте лунной ночи, но и о духовной красоте.