II. Лингвистический анализ стихотворения И.А. Бунина «Восход луны»

Учитель:      А вот какую ночь увидел Бунин (звучит музыкальное оформление):

В чаще шорох потаенный,

Дуновение тепла.

Тополь, сверху озаренный,

Перед домом вознесенный,

Весь из жидкого стекла.

В чащу темную глядится

Круг зеркально-золотой.

Тополь льется, серебрится,

Весь трепещет и струится

Стекловидною водой.

Учитель: О чем это стихотворение? – Да, перед нами бесчисленное множество раз воспетая лунная ночь, тополь, которые и мы пытались описать. Но чтобы понять и оценить стихотворение, надо быть предельно внимательным.

- Итак, ночь... Все засыпает... Что можно услышать в ночной тишине?

- А что слышит Бунин?

Ученики: «В чаще шорох потаенный...»

Учитель: Благодаря чему слышим шорох в стихотворении?

Ученики: Сочетание шипящих согласных рождает звукообраз, передает ощущение шороха. Это аллитерация.

Учитель: А что еще необычного в этой строке?

Ученики: «Шорох потаенный» - обратный порядок слов – инверсия.

Учитель: С какой целью здесь используется инверсия?

Ученики: Чтобы выделить слово, задержать на нем внимание читателя, поэт иногда нарушает обычную расстановку слов в предложении.

Учитель: Объясните значение слова «потаенный», подберите к нему синонимы, однокоренные слова.

Ученики: Тайный, скрытый, загадочный.

Учитель: Что происходит с шорохом?

Ученики: Мы услышали шорох, и он исчезает к концу строки, его нет, он – потаенный.

Учитель: Правильно. Создано ощущение ночи, где все звуки тайные, скрытые. Но мы можем не только услышать ночь, но и почувствовать на щеке ее теплое дыхание. Где, в каких строках это происходит?

Ученики: «Дуновение тепла».

Учитель: Прочтите медленно эту строчку, и вы почувствуете, как сочетание гласных (ассонанс) словно создает эту волну теплого ночного воздуха.

Вывод: Двумя строчками создано ощущение теплой летней ночи. Через слух, осязание мы почувствовали красоту летней ночи.

Учитель: Вернемся к названию стихотворения «Восход луны». Но о луне нет еще ни слова. Так ли это?

Ученики: Нет. Мы видим, как везде разлит ее свет.

Учитель: Как создается это ощущение в 1 строфе?

Ученики: С помощью эпитета «тополь озаренный».

Учитель: Мы слушали, осязали, теперь – видим: Бунин заставляет нас всем существом почувствовать красоту этой ночи.

Учитель: Каким видит тополь поэт?

Ученики: (читают строки о тополе).

Учитель: Почему у Бунина так построена фраза:

Тополь, сверху озаренный,

Перед домом вознесенный...

Ученики: - Снова встречаемся с художественным приемом поэтического синтаксиса – инверсией. – Чтобы привлечь внимание читателя к тому, каким видит тополь он сам, показать значимость этого образа.

Учитель: Подберите к словам «озаренный» и «вознесенный» синонимы.

Ученики: Озаренный – освященный, светлый; вознесенный – высокий.

Учитель: Какие из этих слов звучат торжественнее?

Ученики: Слова из стихотворения звучат торжественнее.

Учитель: Посмотрим в словарь. У этих слов стоят пометки: «высокий стиль». Когда человек говорит такими словами? Какое у него настроение, как он воспринимает мир в такие моменты жизни?

Ученики: Автор передает свое ощущение от увиденного. Тополь – один, высокий, светлый от луны, и он царит в этой лунной ночи.

Учитель: Смотрите, луны нет, а мы ее увидели. А еще – почувствовали, как Бунин изумлен красотой этой лунной ночи и находит неожиданный образ: «Весь из жидкого стекла...» - Может, это красивая фраза? (звучит музыкальное оформление) – Вдумаемся, закрыв глаза, представим этот тополь. Глянцевые листья похожи на стекло в лунном свете, они блестят, отражают лунный свет и становятся серебристыми. – Почему жидкое стекло? В чем смысл этого эпитета?

Ученики: Равнение с простым стеклом сделало бы картину неподвижной, жидкое – значит движется.

Учитель: А что еще создает ощущение движения?

Ученики: Листья тополя как капельки и они колеблются, трепещут от «дуновения тепла», и вот стекло стало жидким, это лунный свет словно течет по тополю.

Учитель: Бунин именно таким увидел тополь и остановил прекрасное мгновение. А луны все еще нет. Она появляется во 2 строфе. Прочитайте.

Ученики: В чащу темную глядится

Круг зеркально-золотой.

Учитель: Что необычного в этих строчках? Как вы догадались, что речь идет о луне? Какой прием художественной выразительности использует поэт, чтобы создать образ луны.

Ученики: Это метафора – скрытое сравнение (справка: метафора – переносное значение слова, когда подмечается сходство одного явления с другим). Луна не описана, а словно нарисована: круг – по форме, зеркально-золотой – по цвету.

Учитель: И все это на фоне «чащи темной». Здесь снова перед нами инверсия. На каком слове поэт задерживает наше внимание? Почему?

Ученики: Чтобы привлечь внимание к признаку предмета. На фоне чащи темной ярче светит зеркально-золотой круг луны.

Учитель: Но Бунин опять смотрит не на луну, а на тополь. Почему? Ведь стихотворение названо «Восход луны»?

Ученики: Для поэта важно не просто нарисовать картину, важна не луна, а те ощущения, которые рождает лунная ночь. А они связаны с тополем. Это слово в стихотворении встречается 2 раза:

Тополь льется, серебрится,

Весь трепещет и струится

Стекловидною водой.

Учитель: Слов какой части речи больше в этом отрывке? Что они обозначают?

Ученики: Глаголов. Они обозначают действие.

Учитель: Почему так много глаголов?

Ученики: Они создают живую изменчивую картину, тополь словно оживает.

Учитель: Все глаголы здесь – олицетворения («трепещет»), помогают ярче, точнее увидеть тополь

Ученики: Почему поэт изобразил именно тополь?

– Традиционно в художественном произведении поэтический символ дерева трактуется как древо жизни, основная идея связана с жизненной силой, вечной жизнью, бессмертием, хранящимся в нем. (Мифы народов мира. Энциклопедия. – в 2 т. – М, 1991. – Т.1 – стр. 396-397)

Семантика образа тополя такова – дерево, обращенное к высшему миру; одна из наиболее значимых характеристик – стройность, высота. Образ тополя акцентирует значение одухотворенности, устремленности ввысь, в мир небесный, духовный. Значит, поэт говорит не только о красоте лунной ночи, но и о духовной красоте.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: