Беседа с элементами художественного анализа текста

 

- О чем этот рассказ? Случайно ли ослаблен сюжет?

(Нет. Писателя не интересует, что делает герой)

- Тогда что же его интересует? Давайте разберемся в прочитанном.

- Почему автор не называет своего героя по имени?

(Назван просто «господином», в этом его суть. Типичный представитель буржуазной цивилизации. Он один из тех, кто до 58 лет «работал не покладая рук», чтобы стать похожим на богатых людей. Их много таких людей, к которым принадлежал он, кто не жил, а существовал…», говоривший жизни по-английски, то по-итальянски

«Прочь». Поэтому имя одного из них не важно ни для его семьи, ни для доктора)

- Каким рисует автор его портрет?

(Эпитеты, подчеркивающие его богатство и неестественность: «серебряные усы»,

«золотые пломбы» зубов, вставные, голова называется «черепом». Мотив смерти.)

- Мечта его жизни – богатство, осуществилась, стал ли он счастливее от этого?

- Почему?

(Погода мрачная влияла на взаимоотношения господина с женой (ссоры), болезнь

дочери. Отправление на остров Капри в надежде испытать наслаждение, но и здесь

этого не происходит, наоборот, заглавный герой (имя вынесено в заглавие) умира- ет.)

- Что мы знаем о жизни этого господина? (текст).

- Попытаемся понять, как автор относится к этой жизни? Помните, что один из способов авторского выражения – ирония.

(Бунин не принимает эту жизнь: в тексте присутствует авторская ирония в описании

господина: «золотые пломбы в зубах», «цвета слоновой кости череп». Но ирония                               грустная)

- Что представляет собой общество на пароходе и в трюме?

(Здесь автор использует прием контраста.

Пароход – последнее слово техники – является моделью человеческого общества. На верхних этажах размеренно протекает жизнь богатых. Обращает внимание изобилие неопределенно-личных предложений, занимающих почти страницу: «вставали рано, пили кофе, делали гимнастику…». Особенности синтаксиса подчеркивают обезличенность, ненатуральность тех, кто считает себя хозяевами жизни. Имен нет. Влюбленная пара изображает любовь за деньги)

- Это искусственный рай, где есть свет, тепло и музыка. А есть и ад – трюмы корабля, похожие на преисподню. Там «глухо гоготали исполинские топки, пожиравшие своими раскаленными зевами груды каменного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени».

- Обратите внимание на угрожающую звукопись этого описания: звук «р», «г». (Мотив гибели)

- А теперь попытаемся понять смысл образа капитана, «рыжего человека чудовищной величины и грузности, похожего на огромного идола… и очень редко появлявшегося на люди из своих таинственных покоев».

(Похоже на мистику. Дьявол, наблюдающий за пароходом, вернее, один из его учеников)

- Но возвратимся к нашему герою. Как он чувствует себя во время путешествия? Почему так мало говорит?

(Речь отрывистая, лающая, он не произносит более 2-3 слов)

- Правильно. В его душе не осталось никаких чувств. Напряженный ритм жизни не оставил времени для размышлений. И здесь его жизнь запрограммирована. Все отрепетировано. Вспомните торжественное одевание к ужину. Впрочем, некоторые чувства, вернее, ощущения все же у него были, правда, простейшие, низменные. Например, он оживлялся, наблюдая «живые картинки» в притонах.

- Присутствует ли в рассказе перемещение мысли?

(Да. Позднее господин начинает ощущать отчаяние, когда подозревает, что жизнь

вырывается из-под его контроля: приехал в Италию наслаждаться, а здесь туман,

дожди и ужасная качка. И сейчас предел его мечтаний – ложка супа и глоток           вина.)

- Каково авторское отношение к герою?

(И за это, и за прошедшую жизнь, в которой были и жестокая эксплуатация

других людей («Прочь»), и бесконечное накопление богатств, и убежденность,

что все вокруг призваны «служить» ему, за отсутствие какого-либо живого начала

казнит его Бунин, и казнит жестоко, беспощадно)

- Смерть господина из Сан-Франциско потрясает своей неприглядностью, отталкивающим          физиологизмом. Перед нами возникает отвратительная картина. Какая?

(Работа с текстом)

-унижения; и богатство не спасло;

-не могут предоставить гроб, только ящик из-под содовой (тоже одна из примет            цивилизации);

-прислуга, трепетавшая перед живым, издевательски смеется над мертвым

 

- Таким образом, могущество «господина» оказалось призрачным.

 

- Обратите внимание на художественные детали, при помощи которых автор создает образ главного героя в последние минуты его жизни.

(«.. жемчужные волосы, стон, хрип сдавленного горла, бормотание..»)

- Кто перед нами – еще господин или уже человек?

(«.. а кто-то другой перед нами». Начинает проявляться человеческое, смерть

сделала его человеком: «черты его стали утончаться, светлеть». Называет его

теперь стариком. Ему даруется подлинное общение с природой, которого он был

лишен: «звезды глядели на него с неба, сверчок запел на стене»)

- Почему такая безобразная смерть?

(Подчеркнуть ужас той неправедной жизни, которая только и могла завершиться

таким образом)

- После смерти господина мир почувствовал облегчение. Чудо произошло. На следующее утро «озолотилось» голубое небо, на острове снова воцарил мир и покой.

- Какова роль эпизодических героев рассказа Лоренцо и абруццких горцев?

(Лоренцо – старик, лодочник, красавец. Есть имя. Знаменит во всей Италии,

модель для живописцев. Ощущает себя «царственно», радуется жизни, живет

вечно на полотнах художников, бедняк. А богатого старика из Сан-Франциско

забыли, не успел он умереть.

Абруццкие горцы тоже олицетворяют естественность и радость бытия. Они жи-

вут в согласии, в гармонии с миром, с природой. Они воздают своей живой му-

зыкой хвалы солнцу, утру, Божьей Матери, природе в целом. Это и есть истин-

ные ценности жизни).

 

- В чем смысл названия парохода «Атлантида»?

(Работа с записями на доске)

«Атлан» - затонувший легендарный, мифический континент, символ погибшей цивилизации. Таким образом, и этот пароход погибнет, Но пока хозяином земного мира остался Дьявол, следящий за деянием «Нового человека». Что выберет, куда пойдет человечество, сможет ли победить в себе злое начало?– этот вопрос волнует И.А.Бунина.

- Каков ответ? Есть ли надежда? Проследим по тексту.

- Мы видим, как постепенно нарастает тема конца сложившегося миропорядка (природа грубо доказала свою всесильность, но люди продолжают свое беззаботное, безумное существование), неизбежности гибели бездумной и бездуховной цивилизации. Эта тема заложена в эпиграфе рассказа, который был снят Буниным лишь в последней редакции

1951 года: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!»

Эта библейская фраза, напоминающая о пире Валтасара перед падением Халдейского

царства, звучит предвестием будущих великих катастроф. Упоминание в тексте Везувия,

погубившего Помпею, усиливает грозное предсказание.

 

Вывод урока

 

- Мучительные вопросы поднял И.А.Бунин в своем произведении. Вечные, они беспокоят нас и сейчас (философские размышления о жизни и смерти, о человеке и бессмертии). И большой русский писатель помогает нам найти на них ответы.

 

ДЗ: комплексный анализ рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».

 

 

Приложение №4

 

Т Е М А: «Я слышу все, чем мир наполнен…»

(литературно-музыкальная композиция)

Ц Е ЛЬ:    знакомство с творчеством юного юргинского поэта Антона

Гапоника, с особенностями его восприятия окружающего мира.

 

ЗАДАЧИ:

образовательная: - рассмотреть некоторые особенности творчества поэта; познакомить с произведениями первого поэтического сборника;

развивающая: - продолжить работу по формированию навыков развития образно-логического мышления;

навыков выразительного чтения;

воспитательная: - помогать школьникам формировать активную жизненную позицию;

-продолжить процесс воспитания у обучающихся духовности, повышения их общей культуры.

 

ТИП УРОКА: комбинированный.

 

ФОРМА УРОКА: урок – концерт.

 

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: объяснительно-иллюстративный.

 

ПРИЕМЫ: слово учителя, выразительное чтение, наблюдение, сопоставление.

 

ОБОРУДОВАНИЕ: музыкальное оформление, эпиграф, портрет А.Гапоника, выставка книг, фотографии г. Юрги.

 

ХОД УРОКА

 

1. Учитель:       Сказать словами не умею,

как благодарен я Судьбе.

За этот дар, каким владею,

Спасибо, Господи, тебе!

- Ребята, сегодня наш урок посвящен творчеству Антона Гапоника, нашего земляка. Он чуть старше вас: ему 17 лет. Мы познакомимся с его поэзией, увидим, что мир юного поэта большой и многогранный. В нем есть все: свежий ветерок на рассвете, первое трепетное чувство, тепло маминых рук. И огромная вера, что «надежда спасает и творит на земле чудеса». И все это Многократно усиленное удивительным даром – даром поэта. А еще болью -и душевной, и физической – Антон лишен возможности передвигаться сво-

бодно.

 

2. Чтец 1.            «Болезнь дана как испытанье».

 

3.Учитель. Прикоснуться к строкам Ан. Гапоника – значит прикоснуться к чему-то незамутненному и доброму.

 

4. Чтец 2.             «Заглянула ночь ко мне в окошко».

 

5. Учитель. Задумываясь над первоистоками этой красоты, невольно унесемся на несколько лет назад – в то время, когда Антон начинает писать свои первые стихи, еще неумелые, но они были рождены душевным потрясением.

 

6. Чтец 3.               «Куда-то вдаль ведут дороги»

 

7. Выступление работника библиотеки (краткий рассказ о жизни юного поэта).

 

8. Учитель. Шли годы. Время определило значение поэзии А. Гапоника.

Все выше и выше над горизонтом стала подниматься скромная звезда поэта. При непосредственной поддержке Губернатора Кемеровской области Амана Гумировича

Тулеева и начальника департамента образования Администрации Кемеровской области Тамары Анатольевны Фральцовой в 2003 г. Был создан первый сборник стихов и

сочинений Антона под названием «Я слышу все, чем мир наполнен».

 

9. Чтец 4.                 «Болезнь дана как испытанье».

 

10. Учитель.    Да, нелегко осознавать, что ты безнадежно болен. Но даже в тяжелые минуты, когда сознание одиночества и заброшенности мучило юного поэта, он стремился

успокоить себя, слиться с природой, с родиной.

 

11. Чтец 5.                 «Веет сыростью свысока». («Осень»)

 

12. Чтец 6.                  «Вьюга». («Не шутя что-то вьюга завьюжила»)

 

13. Чтец 7.                   «Я хотел бы».

 

14. Учитель.     У Антона Гапоника есть очень интересные стихи, где он выражает свое жизненное кредо. Например, «Зачем я в этот мир пришел».

 

15. Чтец 8.                     «Зачем я в этот мир пришел».

 

16. Учитель.     Жизнь так коротка и прекрасна! Надо жить, восхищаясь каждой ее минутой, – вот к чему призывает нас поэзия Антона.

 

17. Учитель.      В сборнике очень много стихотворений посвящено самому дорогому человеку на свете – маме.

 

18. Чтец 9.                      «Маме». («О мамочка, любимая моя»)

 

19. Учитель.       Говорят, что «любви все возрасты покорны».

Не обошла она стороной и юного поэта. В его первом сборнике «Я слышу все, чем мир наполнен» выделен специальный раздел «Для тебя любовь моя живет», где поэт делится с читателями своими любовными переживаниями.

 

20. Чтец 10.                      «Если нету тебя рядом».

 

21. Чтец 11.                     «Не мыслю жизни без тебя».

 

22. Учитель.       В поэзии А. Гапоника немало стихотворений, посвященных любимому городу Юрга, где родился и вырос юный поэт. Ближе и родней он так ничего и не

нашел. И не случайно его первый сборник начинается со стихотворения «Мой город».

23. Чтец 12.                       «Мой город».

 

24. Учитель.        Жизнеутверждающая и грустная, зовущая к раздумью и действию, поэзия Антона Гапоника настраивает человека на доброе и участливое отношение к людям. Без назидания зовет она к сострадательности и совестливости. Вот что об этом говорит поэт в небольшом эссе «Мое отношение к наркомании».

 

25. Чтец 13.         «Мое отношение к наркомании».

 

26. Учитель.         Стихи поэта – светлые и в то же время грустные, но всегда искренние – уводят от суеты повседневности, дают ощущение неповторимости ценности каждого

прожитого дня.

 

27. Чтец 14.                        «О помоги мне, Боже!».

 

28. Учитель.           Слышать, «чем мир наполнен», как слышит Антон Гапоник, дано не каждому. Пусть звучание этого мира будет прекрасным!

(звучит музыка).

 

-На этом наш урок закончен. Спасибо за внимание.

 

 

Домашнее задание: письменная работа: «Какие мысли и чувства вызвала у меня поэзия Антона Гапоника».

 

 

Приложение №5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: