Учитель: Какое чувство, на ваш взгляд, испытывает поэт, создавая образ лунной ночи?
Ученики: Изумлен, восхищен, любуется, удивлен.
Учитель: Поэт рисует картину лунной ночи – точную, как все ее видят, или только образ этой ночи, передающий его личное видение мира?
Ученики: Поэт передает свое ощущение лунной ночи. «Действительность...- только то, что я чувствую».
Учитель: Используя записанные на доске выражения, ответьте на вопрос: «О чем заставило задуматься вас это стихотворение? Что нового оно открыло вам? В чем особенность образного слова Бунина?»
IV. Вывод урока.
Учитель: Великий писатель «мыслит образами». Стихотворение учит видеть, слышать, чувствовать, как это умел И.А. Бунин. К. Паустовский говорил: «Нет более трудной задачи, чем рассказать о запахе речной воды или о полевой тишине. И притом рассказать так, чтобы собеседник явственно услышал этот запах и почувствовал тишину». Бунин умел так рассказывать. Откройте его книги, стихи – и вами завладеет сказочно-прекрасный мир, полный особой прелести и красок.
|
|
Бунин – тонкий психолог: проникая в нашу душу, он заставляет переживать вместе с ним.
В стихотворении «Восход луны» автор рисует состояние природы, он остановил мгновение и передал свое впечатление от увиденного. Это гимн природе, созданной Богом. Она красива! Гармония с небесным миром (луной) делает ее необычной, яркой, сказочной, праздничной. Человек подобен дереву: имеет ноги, уходящие в корни, а руки превращаются в ветви кроны. Скрытое сравнение с человеком порождает глубину символа древа жизни (тополя), соединившего в себе землю и небо, прочность корневых основ и устремленность к высотам духа; в этом – его непобедимая сила (и человека тоже), залог вечной жизни. Всякий приобщившийся к природе черпает силу и укрепляется духовно, подобно тополю в стихотворении Бунина «Восход луны».
Домашнее задание:
Усовершенствовать свои описания летней ночи, написать анализ стихотворения или сочинение-эссе, основываясь на прочитанном и услышанном на уроке.
Учитель: Молчат гробницы, мумии и кости,
Лишь слову жизнь дана.
И древней тьмы, на мировом погосте
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас другого достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья.
Наш дар бессмертный – речь.
И. Бунин
Приложение №3
ТЕМА: Острое чувство цивилизации в рассказе И. А. Бунина
«Господин из Сан-Франциско».
(урок в 11 классе)
Цель: знакомство с философским содержанием рассказа, с особенностями художественного стиля И. А. Бунина.
Задачи:
- образовательная: обучить школьников интерпретации художественного текста;
|
|
- развивающая: продолжить работу по формированию навыков образно- логического мышления;
- воспитательная: вовлечь обучающихся в размышление о смысле жизни;
-помогать школьникам формировать активную жизненную позицию;
-продолжить процесс воспитания духовности, повышения их общей культуры.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок-анализ.
Метод обучения: проблемно-поисковый.
Приемы: сравнение, сопоставление, обобщение, слово учителя, работа с текстом.
Оборудование: эпиграф, портрет И. А. Бунина, необходимые записи на доске (ирония).
ХОД УРОКА:
Твой труд переживет тебя, поэт,
Переживут творца его творенья,
Живого не утратит выраженья
С тебя когда-то писаный портрет –
И станешь ты незримый, бестелесный,
Мечтою, мыслью, сказкою чудесной…
И. Бунин.
1. Слово учителя. (Работа с эпиграфом.)
Так о поэте говорил Бунин, но, очевидно, это и о нем самом, не случайно нас волнуют и сегодня его произведения, заставляют переживать, будят мысль. Почему? В произведениях писателя все имеет глубинный смысл, у него нет ни одного лишнего слова, точки, запятой. И слово приобретает свою мелодию с самого начала – с наз-вания.
Заглавия многих произведений передают особый лиризм, затаенную печаль, тоску по ушедшему. Например, «Тишина», «Темные аллеи», «Первая любовь». Этого нет в названии рассказа «Господин из Сан-Франциско». Почему?
(Речь пойдет о жизни, в которой нет места прекрасному, о жизни, в которой
нечем восхищаться).