III. Подготовка к письменному анализу стихотворения

Учитель: Какое чувство, на ваш взгляд, испытывает поэт, создавая образ лунной ночи?

Ученики: Изумлен, восхищен, любуется, удивлен.

Учитель: Поэт рисует картину лунной ночи – точную, как все ее видят, или только образ этой ночи, передающий его личное видение мира?

Ученики: Поэт передает свое ощущение лунной ночи. «Действительность...- только то, что я чувствую».

Учитель: Используя записанные на доске выражения, ответьте на вопрос: «О чем заставило задуматься вас это стихотворение? Что нового оно открыло вам? В чем особенность образного слова Бунина?»

 

IV. Вывод урока.

Учитель: Великий писатель «мыслит образами». Стихотворение учит видеть, слышать, чувствовать, как это умел И.А. Бунин. К. Паустовский говорил: «Нет более трудной задачи, чем рассказать о запахе речной воды или о полевой тишине. И притом рассказать так, чтобы собеседник явственно услышал этот запах и почувствовал тишину». Бунин умел так рассказывать. Откройте его книги, стихи – и вами завладеет сказочно-прекрасный мир, полный особой прелести и красок.

Бунин – тонкий психолог: проникая в нашу душу, он заставляет переживать вместе с ним.

В стихотворении «Восход луны» автор рисует состояние природы, он остановил мгновение и передал свое впечатление от увиденного. Это гимн природе, созданной Богом. Она красива! Гармония с небесным миром (луной) делает ее необычной, яркой, сказочной, праздничной. Человек подобен дереву: имеет ноги, уходящие в корни, а руки превращаются в ветви кроны. Скрытое сравнение с человеком порождает глубину символа древа жизни (тополя), соединившего в себе землю и небо, прочность корневых основ и устремленность к высотам духа; в этом – его непобедимая сила (и человека тоже), залог вечной жизни. Всякий приобщившийся к природе черпает силу и укрепляется духовно, подобно тополю в стихотворении Бунина «Восход луны».

Домашнее задание:

 

Усовершенствовать свои описания летней ночи, написать анализ стихотворения или сочинение-эссе, основываясь на прочитанном и услышанном на уроке.

Учитель: Молчат гробницы, мумии и кости,

Лишь слову жизнь дана.

И древней тьмы, на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас другого достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья.

Наш дар бессмертный – речь.

И. Бунин

 

 

Приложение №3

ТЕМА: Острое чувство цивилизации в рассказе И. А. Бунина

«Господин из Сан-Франциско».

(урок в 11 классе)

 

Цель: знакомство с философским содержанием рассказа, с особенностями художественного   стиля И. А. Бунина.

 

Задачи:

- образовательная: обучить школьников интерпретации художественного текста;

 

- развивающая: продолжить работу по формированию навыков образно- логического мышления;

 

- воспитательная: вовлечь обучающихся в размышление о смысле жизни;

-помогать школьникам формировать активную жизненную позицию;

-продолжить процесс воспитания духовности, повышения их общей культуры.

 

Тип урока: комбинированный.

 

Форма урока: урок-анализ.

 

Метод обучения: проблемно-поисковый.

 

Приемы: сравнение, сопоставление, обобщение, слово учителя, работа с текстом.

 

Оборудование: эпиграф, портрет И. А. Бунина, необходимые записи на доске (ирония).

 

 

ХОД УРОКА:

 

Твой труд переживет тебя, поэт,

Переживут творца его творенья,

Живого не утратит выраженья

С тебя когда-то писаный портрет –

И станешь ты незримый, бестелесный,

Мечтою, мыслью, сказкою чудесной…

 

И. Бунин.

1. Слово учителя. (Работа с эпиграфом.)

Так о поэте говорил Бунин, но, очевидно, это и о нем самом, не случайно нас волнуют и сегодня его произведения, заставляют переживать, будят мысль. Почему? В произведениях писателя все имеет глубинный смысл, у него нет ни одного лишнего слова, точки, запятой. И слово приобретает свою мелодию с самого начала – с наз-вания.

Заглавия многих произведений передают особый лиризм, затаенную печаль, тоску по ушедшему. Например, «Тишина», «Темные аллеи», «Первая любовь». Этого нет в названии рассказа «Господин из Сан-Франциско». Почему?

(Речь пойдет о жизни, в которой нет места прекрасному, о жизни, в которой

нечем восхищаться).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: