Судебник 1550 г. (Ивана IV)

Судебник 1550 г. вошел в историю под названием «Царский Судебник», он был принят. «всею землею русской» — первым в истории Руси земским собором. Непосредственной причиной принятия Судебника была необходимость консолидации сил феодалов для подавления народных восстаний, ограничения боярского произвола в суде и управлении. Основываясь на Судебнике 1497 г., а так же на совместных решениях Ивана Грозного, бояр и высшего духовенства, Судебник Ивана IV ликвидировал судебные привилегии удельных князей и усилил роль центральных государственных судебных законов; он установил порядок подачи и рассмотрения жалоб на наместников, что обеспечивало контроль над ними со стороны поместного дворянства; подготовил ликвидацию системы «кормления». В Судебнике, впервые в истории России, закон - был провозглашен единственным источником права. Отражая политику дальнейшего закрепощения крестьянства, Судебник подробно определил положение холопов, уточнил порядок выплаты «пожилого», ввел новую пошлину — «за провоз», уплачивавшуюся крестьянином в случае его отказа от выполнения обязанности перевезти с поля урожай землевладельца, подтвердил Юрьев день. Согласно Судебнику, на землевладельца распространялась ответственность за действия крестьянина, владелец уже не являлся по отношению к крестьянину государем. Более жестокими становятся наказания «лихих людей» (разбойников, мошенников), впервые вводятся наказания для бояр и дьяков, берущих взятки, отменяются податные льготы монастырям.

Стоглав 1551 г.

 

Такое название получил сборник соборных решений, принятых церковным собором с участием Ивана IV и представителей Боярской думы. Собор был созван по инициативе правительства, которое стремилось поддержать церковь в борьбе с антифеодальными еретическими движениями и одновременно подчинить ее светской власти. Он заседал в январе — мае 1551 г. и принял пакет решений, состоящий из 100 глав; отсюда и название сборника — Стоглав, а церковного собора, их принявшего, — Стоглавый собор.

         Решениями Собора были унифицированы церковные обряды и пошлины на всей территории Русского государства, регламентированы нормы внутри церковной жизни с целью повысить образовательный и моральный уровень духовенства для правильного исполнения ими своих обязанностей. На протяжении 2-й половины XVI — XVII вв. Стоглав, наряду с Кормчими книгами, являлся основным кодексом правовых норм внутренней жизни духовного сословия и его взаимоотношений с обществом и государством.

    Справедливо отметить, что личность и деятельность Ивана Грозного (1533 – 1584) были очень противоречивы, как была полна противоречий вся эпоха становления и укрепления единого государства. «Глубоко верующий от лукавого» властный и самолюбивый самодержец, он за полвека своего правления почти двое увеличил территорию государства, втрое сократив ее население; разгромил реформационное движение феодальных землевладельцев, узаконив опричнину с ее бесчинствами, оставил после себя разграбленные земли, подорванную экономику, крепостническое законодательство и военную диктатуру.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: