Эпоха «великих» реформ

 

Период 60-70 гг. XIX в. российской истории можно без всякого преувеличения назвать эпохой Великих реформ.Несмотря на то, что понятие «реформа» употребляется историками к различным мероприятиям и акциям, относящимся практически ко всем царствованиям XVIII и первой половины XIX вв., именно в 60-е гг. при Александре II предпринимается попытка комплексной модернизации российского общества.

Эти реформы имеют целый ряд характерных особенностей:

Во-первых, в проведении этих реформ в минимальной степени присутствовали элементы социальной импровизации (что, например, было характерно для многих петровских реформаций), напротив – практическим шагам предшествовал предварительный этап достаточно длительных и всесторонних обсуждений, разработок проектов законов и законоположений. Для этой цели в 1856 г., т.е. почти за пять лет до фактического начала реформ были созданы специальные постоянно действующие комитеты, к работе которых привлекались представители губерний (в основном дворян).

Во-вторых, существовал целый «пакет» реформ, который охватывал все основные общественные сферы, и реализация которого была четко спланирована по времени.

Главным, ключевым вопросом, который определял содержание и ход всех других реформационных мероприятий, был вопрос о необходимости ликвидации крепостного права. Само существование во второй половине XIX в. такого позорного явления, как рабский труд сельских тружеников, сильно подрывало международный авторитет России. Кроме этого, система помещичье-крепостнического землепользования тормозила социально-экономическое развитие страны, затрудняла внедрение в важнейший для России аграрный сектор экономики новейшей техники и передовых технологий по обработке земли. Решение этого вопроса не только назрело, но и налицо были явные признаки запаздывания в его решении. Не случайно идея о необходимости отмены крепостного права уже с начала XIX в. присутствует как в правительственных реформаторских проектах (Сперанский), так и тем более в программах политической оппозиции (декабристы, первые либералы и революционные демократы).

Уже на стадии предварительного обсуждения по поводу отмены крепостного права возникли достаточно острые дискуссии. Главным образом, эти дискуссии велись по поводу вопроса о конкретных формах освобождения крестьян и реформирования прежней системы землевладения; и в них наряду с общим пониманием необходимости безусловного решения крестьянского вопроса отразились и интересы различных слоев дворянского сословия.

К началу 1861 г. разработка программы реформ была закончена. Всего с 1861 по 1874 гг., т.е. на протяжении 14 лет, поочередно, с определенными интервалами было осуществлено восемь основных реформ, не считая целого ряда преобразований в области финансов и промышленности.

Отмена крепостного права

 

Начало реформационному процессу было положено крестьянской (или земельной) реформой. 19 февраля 1861 г. был обнародован Манифест Александра II, в котором было торжественно объявлено об отмене крепостного права в России. Непосредственно к данному Манифесту прилагались 19 отдельных законодательных актов, в которых подробно излагались условия выхода крестьян из крепостной зависимости, правовые и финансовые вопросы и т.д.

Наиболее важным было объемное «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

В основу дынных положений был положен следующий вариант освобождения крестьян: при сохранении права собственности на землю за помещиком, крестьянину, вышедшему из крепостной зависимости, представлялся определенный надел земли, который он мог со временем выкупить у помещика; для выкупа земли государство как посредник в этой сделке выплачивало до 80% выкупной суммы, которую крестьянин в течение 49 лет должен был выплатить (с процентами) казне. Поскольку крестьяне не могли осилить даже 20% выкупной суммы, то земля, как правило, выкупалась не одиночными хозяевами, а общинами. Таким образом, и владельцами этой земли становились общины, со всеми вытекающими из этого правилами и законами общинной жизни.

Реформа самоуправления (Земское и Городовое положения)

 

1 января 1864 г. вышло «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», в соответствии с которым стала проводиться реформа органов местного самоуправления или земская реформа.    

Суть этой реформы заключалась в том, что, во-первых, существовавшие ранее независимо друг от друга сословные местные органы (крестьянское общинно-волостное самоуправление, городское самоуправление, органы дворянской корпорации) были слиты в единую, общесословную систему, и во-вторых, такие общесословные органы (избираемые по специальным квотам и правилам от трех сословий – землевладельцев, городских жителей и крестьян) были созданы во всех уездах и губерниях, в основном Европейской России.

18 июня 1870 г. получало силу закона Городовое положение, по которому образовывалась всесословная система городского самоуправления, выборные городские органы (думы) получали значительные права в решении многих вопросов городской жизни.

Положение вводило всесословное местное самоуправление в городах. Все жители, платившие городские налоги, подразделялись на три класса.



Реформа образования

 

Серьезные изменения происходят в системе образования. Еще до земской реформы после одобрения Государственным советом 18 июня 1863 г. императором был утвержден новый Университетский устав. В этом уставе были отменены существовавшие ранее порядки, позволяющие почти безраздельно вмешательство во внутри университетскую жизнь министерских попечителей.

Университет получал право учреждать ученые общества: Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей (1868); Химическое общество (1868); Филологическое общество (1869); Физическое общество (1872).

Важным новшеством стало учреждение особого университетского суда, избираемого ежегодно в составе трех профессоров, ведению которого подлежали проступки студентов, связанные с нарушениями ими порядка в университете, или разбор конфликтов с преподавателями. Как правило, этому суду полиция передавала рассмотрение дел о не слишком серьезных нарушениях общественного порядка студентами вне пределов университета.

Университету было предоставлено право свободно и беспошлинно выписывать из-за границы любые приборы, учебные пособия и литературу. Университет пользовался также правом наследования имущества своих сочленов в случае отсутствия завещания. Увеличено было жалованье всем сотрудникам университета.

После 1863 года значительно укрепилась материально-техническая база университета. Университетская библиотека к 1884 году увеличила свои собрания до 62361 названия в 332284 томах. Пополнились ранее существовавшие кабинеты, и возникли новые: физиологический, палеонтологический, техническая лаборатория. По уставу 1863 года университету полагалось иметь 51 профессора (34 ординарных и 16 экстраординарных, 1 профессор богословия), 24 доцента, 8 лекторов иностранных языков, 4 лаборанта. Помимо них, устав разрешал иметь неограниченное число приват-доцентов вне штатного жалованья, получавших разовые вознаграждения из специальных средств университета. Эти меры вели к обновлению преподавательского состава за счет привлечения молодых ученых. Впервые факультетские советы получили право оставлять при университете талантливых выпускников для подготовки к профессорскому званию и отправке за границу для завершения образования (то есть уже в 1860-е годы возник прообраз современной аспирантуры). По числу докторских и магистерских защит Петербургский университет, безусловно, лидировал среди всех русских университетов.

К юбилею 50-летней годовщины воссоздания университета в Петербурге (1869) была выпущена медаль с изображением здания университета и словами «Где высоко стоит наука, стоит высоко человек!». На другой стороне медали были размещены портреты Александра I — «основателя» и Александра II — «покровителя».

Что касается студентов, то устав 1863 года требовал от них жесткой учебной дисциплины, они должны были проходить курс по строгому учебному плану и сдавать экзамены в соответствии с этим планом. Плата за обучение оставалась прежней — 50 рублей в год, но университет имел возможность давать отсрочки и освобождать полностью или частично от уплаты за слушание лекций. В 1870-е годы уже около 70% студентов пользовалось различными льготами по плате за обучение. Для облегчения материального положения студенчества все более развивалась система государственных, общественных и частных стипендий. Кроме того, в 1882 году открылось общежитие для студентов под именем коллегии императора Александра II (ныне — здание административно-хозяйственных служб СПбГУ).

Одним из важнейших событий стала организация и открытие Высших женских курсов в Петербурге в 1878 году. Формально курсы были независимыми от университета, но фактически все преподавание осуществлялось университетской профессурой по университетским программам. В качестве учредителя была выбрана кандидатура профессора Бестужева-Рюмина, по имени которого курсы и стали называться в дальнейшем. Многие профессора читали лекции безвозмездно. Впереди курсы ждали нелегкие испытания и длительная борьба за признание их выпускного свидетельства равным университетскому диплому, но важнейший шаг на пути к доступности университетского образования для русских женщин был сделан.

В 1864 г., т.е. после земской реформы, нововведения происходят и в сфере низшего и среднего образования. Сначала 14 июня 1864 г. выходит положение о начальных училищах, по которому предписывается повсеместно образовывать сеть таких училищ. И создавать во всех уездах и губерниях особые комитеты из представителей различных ведомств, которые должны были решать все вопросы функционирования этих начальных учебных заведений. 19 ноября 1864 г. утверждается Устав средней школы. По этому уставу все средние учебные заведения разделяются на две категории – классические гимназии и реальные училища. Хотя и те и другие давали законченное среднее образование, классическим гимназиям было предписано готовить своих выпускников главным образом для дальнейшего обучения в университетах, тогда как реальные училища (или гимназии) – для поступления высшие технические школы.

Судебная реформа

 

В этом же 1864 г. был дан толчок судебной реформе, которая считается одной из наиболее радикальных реформ 60-70 гг. 20 ноября 1864 г. были изданы новые Судебные уставы. В этих уставах отменялся сословный характер судов, существенно демократизировался процесс судопроизводства – появлялась адвокатура, присяжные (выборные представители от различных слоев населения), реорганизовывалась прокуратура, судьи должны были также избираться, судебное производство становилось гласным.

Реформа печати

 

В 1865 г. вышло новое законодательство о печати (или о цензуре). В этой области правительство предприняло наиболее осторожные и половинчатые акции, не случайно, что само это новое законодательство было издано в виде «временных правил» (хотя они и просуществовали потом четыре десятилетия). Согласно этим правилам 1 сентября 1865 г. большие периодические издания впервые без предварительной цензуры.

Военная реформа

 

Завершающим актом реформационного процесса 60-70-х гг. были преобразования в сфере военного министерства. 1 января 1874 г. царь утвердил и обнародовал новый Устав о всеобщей воинской повинности, который осуществлял коренное преобразование в порядке формирования российской армии. Рекрутские наборы отменялись и заменялись всеобщей воинской повинностью, одинаково обязательной для всех низших слоев населения. Значительно сокращался срок службы – до 6-7 лет, снижался призывной возраст - до 20 лет, предусматривались льготы для семейных и лиц, имеющих среднее и высшее образование. Вводились новые правила и порядок обучения солдат и офицерского корпуса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: