Реформы XV-XVII ВВ. В процессе формирования Русской государственности

Реферат

Российские политические реформы XV-XVIII века



ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

1. Реформы XV-XVII вв. в процессе формирования русской государственности

1.1 Судебник 1497 г.

1.2 Судебник 1550 г. (Ивана IV).

1.3 Стоглав 1551 г.

1.4 Соборное уложение 1649 г.

2. Важнейшие законодательные акты периода абсолютной монархии в истории России

2.1 Указы Петра Великого

2.2 Законодательные акты Екатерины II

2.3 Реалии и проекты политических преобразований в России в первые два десятилетия XIX в.

3. Эпоха «великих» реформ

3.1 Отмена крепостного права

3.2 Реформа самоуправления (Земское и Городовое положения)

3.3 Реформа образования

3.4 Судебная реформа

3.5 Реформа печати

3.6 Военная реформа

3.7 Анализ и последствия реформ

Заключение        

Литература

 



Введение

 

    Что такое реформы и почему они являются необходимой «пружиной» исторического развития?

    Реформы - это преобразования, изменения, переустройство какой-либо общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающие основ существующей социальной структуры.

    На различных этапах своей многовековой истории Россия неоднократно переживала эти преобразования, менялась и сама структура общественной жизни.

    Причинами реформаторских всплесков, историки справедливо считают неравномерное развитие политических, социально-экономических, культурно-идеологических и других факторов общественного развития.

    В настоящей работе на примере трех исторических периодов, с конца XV до конца XVIII вв. предполагается рассмотреть путь развития государственности в России и оценить историческую закономерность этого процесса.

Наиболее выразительными памятниками государственных реформ и политических преобразований рассматриваемого периода являются важнейшие законодательные акты, которые я попытаюсь осветить и проанализировать. Для этого важно рассмотреть предпосылки их зарождения, последовательность развития, взаимосвязь во времени, зачастую, политические портреты государственных деятелей, их принимавших, и, несомненно, саму деятельность людей в периоды законотворчества. Отдельного внимания заслуживает эпоха «великих реформ», относящаяся к периоду правления императора Александра II, снискавшего славу реформатора и просветителя, и сыгравшего незаурядную роль самодержца в общественной, геополитической и социальной жизни России.

 



Реформы XV-XVII вв. в процессе формирования русской государственности

    XV-XVII вв. характеризовались двумя взаимосвязанными процессами развития централизованного государства — формированием единой государственной территории за счет объединения русских земель и укреплением политической системы и реальной власти монарха. Входившие в состав государства новые территории, прежде всего, становились объектом хозяйственного освоения, крестьянского земледелия. Основой благосостояния оставался земледельческий труд, который создавал общественное богатство, давал государству материальные и демографические ресурсы для нормального функционирования. Главные тенденции развития государственной политики, были непосредственно связаны с вопросом о землевладении и крестьянском сословии.

В период образования Русского централизованного государства и его последующего развития основными причинами, которые способствовали законодательному закреплению системы сословной организации общества, явились - крайняя необходимость мобилизовать экономические и людские ресурсы общества в экстремальных условиях хозяйственной разобщенности регионов, рассредоточение населения, низкий уровень развития товарно-денежных связей и постоянная борьба с внешней опасностью.

Развитие социальных отношений на больших пространствах и систематический отток населения к окраинам до известной степени замедляли рост социальной напряженности, видоизменяли формы ее проявления и, в конечном счете, консолидацию сословий. В этих условиях государство активно вмешивалось в процесс формирования и законодательного регулирования сословий.  Решение проблемы было найдено в создании особой служилой системы, при которой каждый слой общества (сословие) имел право на существование лишь постольку, поскольку нес определенный круг повинностей или, по терминологии того времени, — службу или тягло. Сердцевину организации составляло условное землевладение, — представление земли служилым людям — помещикам при условии несения ими военной и гражданской службы. Так сформировалась поместная система, основным преимуществом которой являлось то, что государство всегда могло располагать значительными военными силами без затраты каких-либо средств на их содержание. Поместное землевладение как система сложилось к концу XV — началу XVI в., когда правительства Ивана III и Василия III, активно расширявшие поместное землевладение, ввели в поместную раздачу значительный массив новых земель. К середине XVI в. поместье стало наиболее распространенным видом землевладения в центральных уездах. Особые центральные учреждения ведали земельными отношениями служилых людей. Важнейшим из них был Поместный приказ. Служилые люди владели землей по месту службы, откуда произошло название — «поместье», и разделялись на два разряда: к первому относились московские, ко второму — уездные или городовые дворяне и дети боярские. В отличие от вотчинного владения, условность поместного владения состояла в том, что оно не было наследственным, а зависело исключительно от службы государству. Однако правительство постепенно шло навстречу желаниям служилых людей и сближало правовой статус поместий и вотчин. Уже к концу XVII в. данное различие становилось все более формальным, и связь между службой и землевладением утрачивалась. Указ Петра I о единонаследии 1714 г. дал этому явлению окончательное законодательное подтверждение. Важным преимуществом поместной системы для государства являлось ее значение в качестве контрольного и хозяйственно-административного института.

    Помимо фискальных и административных функций, данная система имела большое политическое значение. Она позволяла монарху мобилизовать средние и низшие слои служилого класса в качестве своей социальной опоры в борьбе с боярством, сохранявшим социально-экономическое могущество благодаря вотчинному наследственному землевладению. Конфликт боярства с монархической властью, которая стремилась найти более широкую социальную базу в дворянстве, экономически и политически зависимом от государства, нашел свое выражение в ряде памятников права и политической мысли. Основные линии социальных конфликтов эпохи прослеживаются наиболее четко в крупнейших правовых кодексах – Судебнике 1497 г., Судебнике 1550 г и Соборном уложении 1649 г.

 

Судебник 1497 г.

 

    Это был первый свод законов централизованного государства, сыгравшего большую роль в окончательной ликвидации феодальной раздробленности, в централизации Русского государства и оформления общерусского права. Судебник содержал в основном процессуальные нормы. Он установил единую систему государственных судебных органов, определил их компетенцию и соподчиненность, регламентировал судебные пошлины. Судебник расширил круг деяний, признававшихся уголовно наказуемыми (крамола, «церковная татьба», святотатство, ябедничество), дал новое понятие преступления. Устанавливалась розыскная форма процесса («суд на месте»), за нарушение межевых законов на великокняжеских, боярских и монастырских землях была введена торговая казнь (на крестьянских землях – денежный штраф).

    Судебник впервые установил общегосударственную правовую норму, ограничивающую право крестьян самостоятельно выбирать место своего труда и жительства. Была введена уплата «пожилого» при уходе крестьянина от феодала, а также устанавливался единый для всего государства срок перехода крестьян от одного владельца к другому: один раз в году – за неделю до Юрьева дня (26 ноября) и спустя неделю после него.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: