Важнейшие законодательные акты периода абсолютной монархии в истории России

 

Неспособность властей обуздать выступления городских низов, крестьянства и казачества, связанные с оформлением системы крепостного права, продолжавшееся отставание России от ряда западноевропейских стран, потребности хозяйства в укреплении единого рынка и утверждении новых торговых путей и т.д. – все это рождало острейшую необходимость в осуществлении кардинальных государственных реформ. Данные реформы могли реализовать себя в новых формах политического устройства, которым в России стала абсолютная монархия, опирающаяся на дворянство.

    Бурные события Петровской эпохи и последующие за ней два столетия ознаменовались не менее активными процессами в области законотворчества.

Одной из главных линий проводимых реформ явилась последовательная замена административной системы центрального и местного управления, которая складывалась традиционно в течение длительного времени, новой, по мнению царя, более рациональной и эффективной.

    Нарастание озабоченности Петра I реформированием России характеризуют следующие данные в его законотворческой деятельности: за первое десятилетие XVIII в. им было издано 500 законодательных актов, за второе — 1238, а за последнее пятилетие его жизни (1720 — 1725) — почти столько же, сколько за все предыдущее десятилетие. Кроме того, Петром I были составлены многочисленные законоположения, регламенты, инструкции, наставления по важнейшим направлениям государственной и общественной жизни.

Преобразовательные шаги следовали один за другим в том порядке, в каком возникала потребность в них, вызванная жизнью и развитием государства.



Указы Петра Великого

 

Законодательные акты Итоги законотворчества и их историческое значение
18 декабря 1708 г. Указ об учреждении губерний и о расписании к ним городов.   Хотя деление и оказалось слишком крупным, городская администрация внутри губерний фактически сохранила прежний порядок управления, была достигнута полная централизация управления и контроля над ним. Местная инициатива не получила развития, городское самоуправление было ослаблено.
22 февраля 1711 г. Указ об учреждении Правительствующего Сената и о персональном его составе. Первоначально Сенат был создан как временный коллегиальный орган для управления, впоследствии стал постоянным высшим органом государственного управления, заменив Боярскую думу. Сенат являлся законосовещательной и судебно-апелляционной инстанцией, осуществлял надзор за работой коллегий. Члены Сената — сенаторы — назначались царем из числа гражданских и военных чиновников первых трех классов Табели о рангах.
17 марта 1714 г. Указ о фискалах и о их должности и действии. Этим указом создавался специальный институт государственного надзора как особая отрасль государственного управления. Фискалы были доверенными лицами царя, приносили ему присягу и были ответственны перед ним.
23 марта 1714 г. Указ о порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах. В длительной исторической перспективе указ действительно сохранил бы крупные земельные владения неделимыми, воспрепятствовал бы их раздроблению. Однако русское дворянство чрезвычайно враждебно встретило эту законодательную инициативу, поскольку увидело в ней ограничение своего права распоряжаться земельной собственностью по своему усмотрению. Указ так и не был проведен в жизнь, а в последующие царствования отменен.
26 апреля 1716 г. Артикул воинский. Артикул воинский — первый в России военно-уголовный кодекс, ставший 2-й частью Устава воинского, утвержденного Петром I 26 апреля 1716 г. Он содержал перечень воинских преступлений и устанавливал меры наказания за них. Артикул включал в себя текст воинской присяги, в которой упор сделан на осознание важности исполнения воинского долга, сохранение знамени и соблюдение твердой воинской дисциплины.
12 декабря 1718 г. «Реестр коллегиям. О должности, что в которой управляти надлежит». Разработанная по единому замыслу четкая система правовых норм и административных правил, регламентирующая деятельность институтов управления, с формальной иерархией уровней управления, учреждений и чиновников, с высокой степенью подразделения уровней по функциям и с законодательным регулированием положения бюрократии, реформа явилась важным шагом в рационализации управления, обеспечила лучшую организацию труда, тем самым повысила эффективность работы административного аппарата.
22 октября 1721 г. «Акт поднесения Государю Царю Петру I титула Императора Всероссийского и наименования Великого и Отца Отечества». Преподнесение Сенатом этого титула Петру I свидетельствовало, с одной стороны, о несомненных его заслугах перед Отечеством, о повышении международного авторитета России, законодательном оформлении Российской империи, а с другой стороны — о развитии абсолютизма в России, возрастании престижа власти монарха.
24 января 1722 г. Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных. Привели к рационализации новой чиновной иерархии, избавлению ее от традиционных ограничений местничества, нерасчлененности функций, приоритета родовитости над заслугами в делах.

 

    Петровский идеал рационального и справедливого государства, управляемого хорошими законами, оказался утопичным. На практике он привел к созданию полицейского государства по образцу западноевропейский абсолютистских монархий. При отсутствии каких-либо институтов социального контроля государство практически ничем не было связано в ходе проведения реформ управления. Именно поэтому реформы приобретали принудительный, навязчивый характер, они шли сверху. Апелляция к государству как единственному организатору и инициатору совершенствования права, управления и общества была весьма характерна для данной эпохи и нашла выражение во многих социальных проектах этого времени.

    Перестройка структуры правящего класса проходила в петровское время по ряду направлений – ускорилось отделение дворянства от остальной массы населения, превращение его в привилегированное сословие и противопоставление его массе зависимого населения. Происходила перегруппировка внутри правящего класса, приведшая к уравнению прав членов привилегированного сословия за счет ликвидации привилегий боярства. Оформилась социальная опора абсолютизма на основе выделения из правящего класса его верхушки. Эти социальные тенденции подготовили утверждение абсолютизма в России, что нашло свое выражение в реформах правящей элиты и бюрократии. Важным результатом этих изменений явилось возрастание зависимости статуса, престижа и благосостояния от воли монарха – предоставляемых чинов, должностей и связанных с ними преимуществ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: