Цели обучения иностранному языку

«Изучение иностранного языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

· развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих, а именно:

· речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);

· языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языке;

· социокультурная компетенция – приобщение к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения;

· компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;

· учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;

· развитие и воспитание школьников средствами иностранного языка»[5]. (Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, 2004).

Единый государственный экзамен представляет собой экзамен с использованием заданий стандартизированной формы – контрольных измерительных материалов (далее - КИМ), выполнение которых позволяет установить уровень освоения участниками ЕГЭ федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Назначение единого государственного экзамена по иностранным языкам - оценить общеобразовательную подготовку по иностранному языку выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации и конкурсного отбора в учреждения среднего и высшего профессионального образования. ЕГЭ по иностранным языкам является экзаменом по выбору. В отличие от традиционного экзамена по иностранному языку ЕГЭ обеспечивает объективное выявление у учащихся уровня сформированности умений всех видов речевой деятельности и способности учиться в высшем учебном заведении.

КИМ по иностранным языкам носят деятельностный характер и построены на коммуникативно-когнитивном и компетентностном подходах. Они проверяют не то, что знает экзаменуемый о языке, а насколько он реально владеет иностранным языком. Содержание КИМ, требования, предъявляемые выпускникам школы в рамках ЕГЭ, уже оказали значительное влияние на содержание обучения иностранным языкам в школе. Наиболее яркий пример в этом отношении – задания по аудированию, введению которых в ЕГЭ оказывалось сильное сопротивление, прежде всего, потому, что в школе мало занимались аудированием и боялись плохих результатов выполнения заданий этого раздела. Действительно, в первые годы эксперимента результаты были низкими, но уже 2005 г. дал повышение среднего уровня выполнения заданий по аудирование на 9%. Главное же – аудирование прочно вошло в практику преподавания иностранных языков в школе, этому виду речевой деятельности стало уделяться гораздо больше внимания. Нечто подобное происходит сейчас и в области письма.

СПЕЦИФИКАЦИЯ

Экзаменационной работы по иностранным языкам

Единого государственного экзамена 2010 г.

(выдержки)

 

  Структура экзаменационной работы

Экзаменационная работа включает разделы «Аудирование», «Чтение», «Грамматика и лексика» и «Письмо».

Для дифференциации экзаменуемых по уровням владения иностранным языком в пределах, сформулированных в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования по иностранным языкам, во все разделы включаются наряду с заданиями базового уровня задания более высоких уровней сложности.

Уровень сложности заданий определяется уровнями сложности языкового материала и проверяемых умений, а также типом задания.

В работу по иностранному языку включены задания с выбором ответа из 3-х или 4-х предложенных (28 заданий), 16 заданий открытого типа с кратким ответом, в том числе задания на установление соответствия, и 2 задания открытого типа с развернутым ответом.

Базовый, повышенный и высокий уровни сложности заданий ЕГЭ соотносятся с уровнями владения иностранными языками, определенными в документах Совета Европы[6] следующим образом:

 

Базовый уровень             – A 2+[7]

Повышенный уровень   – В 1

Высокий уровень            – В 2

Таблица 1.

Распределение заданий экзаменационной работы по разделам

 

N Разделы работы   Кол-во заданий Соотношение оценок выполнения отдельных частей работы в общей оценке Максимальный первичный балл Тип заданий
1 Аудирование 15 25% 20

Задания на соответствие, с выбором ответа и с кратким ответом

2 Чтение 9 25% 20
3 Грамматика и лексика 20 25% 20
4 Письмо 2 25% 20 Задания с развернутым ответом

Итого

46 100% 80  

 

Таблица 2.

Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию и видам проверяемых знаний и умений

 

Проверяемые элементы содержания Кол-во заданий Максимальный первичный балл Процент максимального тестового балла

Аудирование

Понимание основного содержания прослушанного текста 1 6

25

Понимание в прослушанном тексте запрашиваемой информации  7 7
Полное понимание прослушанного текста 7 7

Чтение

Понимание основного содержания текста 1 7

25

Понимание структурно-смысловых связей текста 1 6
Полное и точное понимание информации в тексте 7 7

Грамматика и лексика

Грамматические навыки 7 7

25

Лексико-грамматические навыки 6 6
Лексико-грамматические навыки 7 7

Письмо

Письмо личного характера 1

 

20

 

25

 

Письменное высказывание с элементами рассуждения по предложенной проблеме 1
Итого 46 80 100%

 

Таблица 3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: