Своеобразие художественного мира одного из поэтов Серебряного века (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 25) 1 страница

Вариант 1

«Серебряным веком» - в сравнении с «золотым» пушкинским, - принято называть в истории русской поэзии, литературы и искусства конец ХIХ - начало XX века. Условные хронологические границы это­го явления можно определить по двум знаменательным для литера­туры явлениям: речь Достоевского о Пушкине (1880 г.) - речь Бло­ка «О назначении поэта» (1921 г.). С именем Пушкина и Достоевского связаны две основные тенденции в русской литературе как Серебряно­го века, так и всего XX столетия - гармоническая и трагедийная. Пе­рекличка двух веков русской поэзии - «золотого» пушкинского и «серебряного» — звучит у лучших поэтов начала XX века, которые росли и формировались под влиянием Пушкина, новаторство которых возросло на основе прекрасного знания русской поэтической класси­ки. Особенно наглядно сказалось это в творчестве Валерия Брюсова, Марины Цветаевой, Анны Ахматовой, Александра Блока, Сергея Есе­нина, Владимира Маяковского... У каждого из них - свой Пушкин.

Господствующим художественным мировосприятием и стилем серебряного века стал символизм, то есть новая форма романтизма.

Истоки новых течений в русской литературе Серебряного века (модернизма) уходят в 80-е годы - пору глухого безвременья. По­эзия тех лет представлена именами С. Надсона, К. Случевского, А. Апухтина и К. Фофанова. Их творчество отмечено переходными свойствами: реалистическая поэтика постепенно сменяется роман­тической, а гнетущая атмосфера современной действительности все заметнее воспринимаются в свете романтических идеалов.

Поэты-восьмидесятники во многом подготовили почву для по­явления так называемых декадентов 90-х годов: Д. Мережковского, З. Гиппиус, Ф. Сологуба, В. Брюсова, К. Бальмонта, И. Анненского. Декаденство в данном случае означало разрыв с идейным наследи­ем революционной демократии и народничества, сосредоточенность на сложном внутреннем мире собственного «Я» и особого рода эсте­тизм, связанный с болезнью красоты.

Особенно значительная роль - в постижении высоких идеалов любви, добра и красоты - великого русского философа и замеча­тельного поэта В. Соловьева, духовное наследие которого оказало глубокое воздействие на поэзию русских символистов, прежде все­го на А. Блока и А. Белого.

В поэзии Серебряного века принято выделять три основных те­чения: символизм, акмеизм, футуризм.

Для символистов основной идеей искусства (поэзии) становит­ся постижение тайн мира, изображение мира через систему симво­лов-образов.

Символистов сменили акмеисты, провозгласившие, что «для акмеистов сознательный смысл слова, «логос», такая же прекрасная форма, как музыка для символистов» (О. Мандельштам).

Футуристы - следующий этап в развитии поэзии начала века. «Только мы - лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в сло­весном, искусстве».

Одним из представителей поэзии Серебряного века является Игорь Северянин.

Игорь Северянин (настоящая фамилия Лотарев) родился в 1887 году в Петербурге. Позже с семьей он переехал в Новгородскую губер­нию, а затем в 1904 году вновь возвращается в Петербург.

Поэтическая биография Северянина начинается в 1907 году. Именно тогда поэт определяет свое место:

 

Не изменяй намеченной тропы,

И помни: кто, зачем и где ты.

 

Поэт любил, по его собственному выражению, ошеломить пуб­лику самовосхвалением:

 

Я, гений Игорь - Северянин,

Своей победой упоен.

 

Такими стихами Игорь Северянин вызвал весьма неоднозначное отношение к себе и к своему творчеству. У многих его имя ассоцииро­валось с самовосхвалением, появился даже термин «северянщина».

В 1915 году, вовремя Первой мировой войны, чувствуя прибли­жение потрясений, поэт пишет:

 

Чем дальше, все хуже и хуже.

Все тягостней, все больней.

И к счастью тропинка уже, и ужас уже на ней.

 

Тяжело переносит Игорь Северянин Октябрьскую революцию и гражданскую войну. Он пишет:

 

Дни розни партийной для нас безотрадны

среди озверелых людей.

 

С 1918 года Северянин по воле случая оказывается в эмиграции в Эстонии, и с этого времени до 1941 года, то есть до своей смерти, он живет на чужбине.

Тема Родины для Северянина становится главной. Проникно­венны стихи о родной земле, о трагедии народа, которому досталась нелегкая судьба. Поэт переживает вместе с Россией, пропуская че­рез свое сердце все ее боли и страдания:

Безбожная моя Россия, священная моя страна.

 

Есть у Северянина цикл стихов, посвященных русским литера­торам: Гоголю, Фету, Гумилеву, Сологубу. Есть стихотворение, ко­торое поэт пишет о себе и называет его без ложной скромности «Игорь Северянин». В феврале 1918 года на одном из вечеров в По­литехническом музее его назвали «королем поэтов».

Полны очарования его стихи, посвященные прекрасной даме. Стихотворение «Кензель» не может не вызвать восторга у читателя:

В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом

По аллее олуненной Вы проходите морево…

Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева,

А дорожка песочная от листвы разузорена.

 

Стихи Северянина музыкальны, отличаются большой напевностью и своеобразным лиризмом. Свои устные выступления он называл «поэзоконцертами», и, по словам современников, почти пел свои стихи. Поэт нередко прибегал к сочетанию «высокого» и «низкого» стиля. Характерно в этом плане стихотворение «Мороженое из сирени»:

 

Мороженое из сирени! Мороженое из сирени!

Полпорции десять копеек, четыре копейки буше.

Сударыни, судари, надо ль? - не дорого - можно без прений...

Поешь деликатного, площадь: придется товар по душе!

 

С юности Игорь Северянин стремился быть только поэтом - и ни­кем другим. Он хотел достичь высшей поэтической славы - достиг. И в тяжелые годы вынужденной эмиграции он мог оставаться толь­ко тем, кем был всю свою жизнь, — поэтом, умевшим претворять обыденные жизненные явления в откровения русского слова.

 

Мгновенья высокой красы!

Совсем незнакомой, чужой

В одиннадцатом году,

Прислал мне «ночные часы».

Я надпись его приведу:

«Поэту с открытой душой»...

 

Поэтом с открытой душой назвал Игоря Северянина другой поэт -Александр Блок. Эта надпись на подаренной книге относится ко времени, когда Игорь Северянин еще только вступал на литературное поприще. Определение, данное поэту Блоком, очень точно раскры­вает поэтическое дарование Игоря Северянина, его необычную для русской поэзии XX века личность, которая до конца не понята.

Поэзия Серебряного века отразила в себе, в своих больших и ма­лых магических зеркалах, сложный и неоднозначный процесс соци­ально-политического, духовно-нравственного, эстетического и куль­турного развития России в период, отмеченный тремя революциями, мировой войной и особенно страшной для нас - войной внутрен­ней, гражданской. В этом метафорическом процессе, запечатленном поэзией, есть высокие подъемы и резкие спады, светлые и темные стороны, драматические и комические сцены, но в глубине своей -это процесс трагедийный. К сожалению, трагедия страны изменила судьбы многих ее граждан. Игорь Северянин не стал исключением.

 

55. Тема России в лирике А.А. Блока (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 13)

Вариант 1

А. А. Блок пишет: «Тема о России не только больше меня, она больше всех нас; и она всеобщая наша тема... Этой теме я сознатель­но и бесповоротно посвящаю жизнь».

Исследователи давно заметили, что народ и Россия для А. Бло­ка - явления не столько социальные, сколько духовные. Наряду с при­родой они в первую очередь выражают стихийные основы бытия. Может быть, поэтому столь обобщен образ родины во многих сти­хах, например, в одном из самых ранних стихотворений «Русь» об­раз родины окружен дремотной таинственностью. Но постепенно родина всё чаще открывается взору автора через конкретные карти­ны и отдельные судьбы («Россия», «Осенний день», «На железной дороге», «Петроградское небо мутилось дождем...»).

В 1908- г. Блок создает стихотворение «Россия». Тема родины в этом стихотворении уходит корнями в глубокое прошлое - здесь многое перекликается с восприятием родины Пушкиным и Турге­невым, Гончаровым и Некрасовым. Близость судеб отчизны лич­ной судьбе, вера в неизбывные силы страны и народа особенно род­нит стихи Блока с традицией патриотической поэзии XIX века. Бо­лее всего подлинная народность в её индивидуально-творческом проявлении сближает исповедь Блока со «странной» лермонтовской любовью к отчизне. Многие совпадения нельзя не заметить: в сти­хах этих поэтов сходны даже ситуации, в которых возникают пере­живания.

Глубокое различие привносит в эту сыновнюю исповедь сама эпоха - времена «лет темных и глухих», но уже предвещающих сти­хийные ветры революции - с разбойным посвистом, уничтожением усадеб. Но эта тема «свободы без креста» проходит лишь намеком, неосознанным предчувствием:

 

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка...

«Россия». 1908

 

1908 год ознаменован выходом в свет нового цикла «На поле Куликовом», который стал духовным итогом всех предыдущих лет. Именно в нем сошлись воедино все переживания Блока - и личного, и общего характера. Прежде всего здесь представлена новая филосо­фия жизни, новое представление о её сущности, как бы синтез пре­жних концепций «храма» и «стихии»:

 

...И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль...

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль...

«На поле Куликовом». 7 июня 1908

 

Новой концепции мира - «боя» соответствует и новое представ­ление о назначении человека - теперь это «долг»:

Мы, сам-друг, над степью в полночь стали,    

Не вернуться, не взглянуть назад...

«На поле Куликовом». 8 июня 1908

 

И герой здесь уже не «инок», не «бродяга» - теперь он «воин», один из многих: «Я не первый воин, не последний...».

Наконец, в «Поле Куликовом» возникает женский образ - осо­бенный, сообразный всему остальному. В этом образе нет ничего от земных женщин, это словно возвращение в поэзию Блока самой Веч­ной Женственности - но преобразившейся, с другим лицом:

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!..

«На поле Куликовом». 7 июня 1908

 

Эта светлая жена накануне битвы укрепляет героя-воина:

 

…И с туманом над Непрядвой спящей

Прямо на меня

Ты сошла, в одежде свет струящей

Не спугнув коня...

 

И когда, наутро, тучей черной

Двинулась орда,

Был в щите твой лик нерукотворный

Светел навсегда.

«На поле Куликовом». 14 июня 1908

 

Впервые в поэзии Блока мы видим такое сильное проникновен­ное национальное чувство. Именно начиная с «Поля Куликова» мож­но говорить о нем как о великом русском национальном поэте. Но своеобразие и особое воздействие блоковского патриотизма в том и заключается, что Россия выступает для него в женственном облике -как здесь, так и позже, в другом знаменитом стихотворении:

 

Россия, нищая Россия!   

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые –

Как слезы первые любви!

«Россия». 1908

 

В лирике Блока слышится постоянное обращение к России. Не только в безвоздушном пространстве фантазии, но и в определен­ном, русском воздухе, на просторе русских полей помещает он свою лирику. Содержание и дух своего лиризма Блок не мыслит без глубо­чайшей связи с Россией. Особый отпечаток своей души он выводит из новейшей истории:

Мы - дети страшных лет России -

Забыть не в силах ничего.

Испепеляющие годы!

Безумья ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы –

Кровавый отсвет в лицах есть.

Есть немота - то гул набата

Заставил заградить уста.

В сердцах, восторженных когда-то,

Есть роковая пустота.

«Рожденные в года глухие...»

8 сентября 1914

 

Эту пустоту Блок стремиться заполнить Россией, он говорит о России с каким-то болезненным стоном любви и тоски. Он называет её своей женой, еврей бедной женою, своей жизнью; он нищую стра­ну свою и круг её низких, нищих деревень принимает глубоко в сердце и безумно хочет разгадать её загадку и её рыдания.

 

 

Вариант 2

Теме России я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь.

А. Блок

"Кругом тонула Россия Блока", - именно так писал в поэме "Хорошо" Маяковский, говоря о явлении, которого ни до, ни после не было. Россия для Блока не просто тема, это целый мир, наделенный своими чертами, заполненный особыми образами и символами. Вновь и вновь поэт возвращается к размышлениям о трагическом прошлом России, о ее историческом предназначении, о ее особенностях, о ее многострадальном народе. Эта тема пришла к автору не сразу - он проникался ею постепенно, преодолевая узость и субъективную ограниченность своих ранних стихов, свершая прорыв в широкий мир, в жизнь эпохи, страны, народа.

Одно из первых стихотворений, где Блок обращается к образу своей Родины - стихотворение "Гамаюн". Поэт размышляет о пути России, исполнением трагедий:

    

Вещает иго злых татар,

Вещает казней ряд кровавых,

И трус, и голод, и пожар,

Злодеев силу, гибель правых...

    

В то же время автор отдает дань и пейзажным описаниям: его влечет прекрасная сторона, где -

    

Разгулялась осень в мокрых долах,

Обнажила кладбища земли,

Но густых рябин в проезжих селах

Красный цвет зареет издали.

    

Два символа - широкое поле и дорога - в дальнейшем часто определяют блоковское восприятие России. Образы эти многозначны и емки: это и просторы страны, ее приволье и вольность, и ее долгий путь в истории.

Первые стихи Блока полны прекрасных, но отвлеченных описаний. Родина представляется герою лишь в грезах:

    

Дремлю - и за дремотой тайна,

И в тайне - ты почиешь, Русь.

    

Но уже тогда поэт не только изображает русскую природу, предания "старины глубокой", но и замечает ("так я узнал в своей дремоте") "страны родимой нищету". Прошлое России полно трагедий, ее настоящее безрадостно, ее будущее - "в тоске безбрежной". Такова страна, о которой пишет Блок. Но - "как и жить и плакать без тебя"? Поэт верит в будущее родины: "Не пропадешь, не сгинешь ты". В цикле "На поле Куликовом" автор пишет о долгом пути России, пути борьбы, вечного боя:

    

О, Русь моя? Жена моя?

  До боли Нам ясен долгий путь?

Наш путь - стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

    

Будущее России предопределено ее прошлым, которому суждено "сбываться" вновь и вновь. "И повторится все, как встарь", - писал поэт в другом своем стихотворении. Цикличность, многократность происходящего подчеркиваются повтором слова "опять" ("и опять, опять они кричат"), а также приемом "воспоминания", узнавания героем событий происходящего:

    

Но узнаю тебя, начало

Высоких и мятежных дней?

    

Поэт говорит о предчувствии коренной ломки в судьбе страны. Вообще, все его стихи о России после 1907 года полны едва уловимым, но все же явственным, хоть и непонятным и самому автору гулом, который впоследствии Блок назовет "музыкой революции". А тем временем в стихах его звучат полувопросы, полупризывы:

    

Доколе матери тужить?

Доколе коршуну кружить?

    

В своем творчестве Блок видит Россию в будущем не крестьянским раем, как Есенин. В стихотворении "Новая Америка" (именно так определяет поэт страну свою) он описывает край, где "чернеют фабричные трубы", где "заводские стонут гудки". Россия "новым обернулась ликом", и поэта волнует теперь "другая мечта".

А потом была война, на которую Блок откликнулся - не мог не откликнуться рядом стихотворений. Война - ужасная трагедия, тяжелое испытание для страны:

    

Мы - дети страшных лет России -

Забыть не в силах ничего.

    

Революция 1917 года вдохновила поэта на создание поэмы "Двенадцать". В ней он показал крушение старой, буржуазно-помещичьей России и начало зарождения новой. Блок не дает ответа на вопрос: "Какой она будет?" Он не становится ни на сторону тех, кто вопиет: "Погибла Россия", ни на сторону восставших, которые способны "пальнуть пулей в святую Русь". Поэт избегает однозначных оценок, но - жертва, вождь или слуга - он намерен быть в гуще событий, в центре жизни своей страны, своего народа.

Сразу же после поэмы "Двенадцать" Блок пишет революционно-патриотическую оду "Скифы", которая продолжает давнюю традицию русских классиков, неоднократно обращавшихся к теме путей и судеб России, ее роли в цивилизованном мире. Это традиция Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Тютчева, Брюсова. Так, в стихотворении Брюсова "Старый вопрос" герой размышляет о том, "кто мы в этой старой Европе?". Во многом этому произведению созвучны и "Скифы". Однако Блок поставил этот вопрос уже в новой исторической обстановке, по-новому.

В "Скифах" Блок видит Россию в прошлом щитом "меж двух враждебных рас", страной, чьи богатства грабились в течение долгих веков ("копя и плавя наши перлы"). Это страна, которая способна любить и ненавидеть, способна отстоять себя в веках, способна стать оплотом всего лучшего, что было создано человечеством. Это страна - сфинкс, загадочный и непонятный для старого мира, противоречивый и многогранный:

    

Мы любим все - и жар холодных числ,

И дар божественных видений,

Нам внятно все - и острый галльский смысл,

И сумрачный германский гений...

    

Подобного рода противопоставление России Западу - традиционный мотив русской литературы. Высокое и жертвенное предназначение Руси - тема многих произведений, а слова Тютчева давно стали крылатыми: "У ней особенная стать". И Блок полностью разделяет это мнение.

С целью эмоциональной выразительности поэт использует при описании русского характера, многогранной русской души антонимические словосочетания, оксюмороны: ненависть - любовь, ликуя - скорбя, жар холодных чисел, тяжелые нежные лапы.

По словам А. Ахматовой, Блок всю свою жизнь посвятил разгадке тайны двух сфинксов: своей души и России. Несомненно, в лирике поэта воплощен облик родины - такой, как ее видел Блок, и любовь к которой он пронес через всю свою жизнь. И нищая Россия с ее серыми избами, и "новая Америка" по-своему дороги автору:

    

Да, и такой, моя Россия,

Ты всех краев дороже мне.

    

Иначе и не может быть. Настоящий поэт любит свою страну всегда, даже если она убога, несправедлива, порочна. Любовь Блока к России - безоглядна, безусловна, бескорыстна. Ее высшее проявление - сама поэзия автора. Россия, во всех ее ипостасях всегда будет жить в стихах поэта, в его бессмертных строках:

    

Идут века, шумит война,

Встает мятеж, горят, деревни,

А ты все та ж, моя страна,

В красе заплаканной и древней.

 

56. Тема «страшного мира» в лирике А.А. Блока (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 6)

Вариант 1

Предвестием грозных потрясений, неслыханных перемен, неви­данных мятежей проникнута вся дореволюционная поэзия Блока.

Бурный общественный подъем в начале XX века, грозные собы­тия первой русской революции отразились в поэзии Блока по-свое­му. Зыбкие и туманные иносказания уступают место глубоким раз­думьям о том, что происходит в реальной жизни.

Теперь все больше привлекают его видения, возникающие на фоне пестрой суетливой жизни большого капиталистического города -Петербурга. Свое понимание этой новой жизни он воплощает, по его собственному выражению, «в формах крика, безумий и часто мучи­тельных диссонансов».

Петербург в тогдашнем восприятии и изображении Блока пре­вращается в арену «странных и ужасных» происшествий. Этот город «жуткий» и «демонический», населен порой фантастическими пер­сонажами - «черными человечками», «пьяными красными карлика­ми». Но все это внешнее изображение не могло скрыть того реального, что становилось сутью Петербурга- ощущение капиталистичес­кого города со всеми его социальными и бытовыми контрастами как жестокого и опасного мира, в котором человеку жить трудно, неуют­но, страшно.

Рабочим кабинетом А. Блока станет город - петербургские пло­щади и улицы. Перед нами мир социальной несправедливости, мир социального зла. Лирический герой этого периода творчества Блока окажется в мире, который назовет «страшным миром». Он будет жить, подчинив свою судьбу законам этой новой жизни. В конце 1903 года, будет написано, стихотворение «Фабрика», которое прозвучит нео­жиданно остро даже для самого поэта. Из «жолтых окон», «недвиж­ный кто-то, черный кто-то людей считает в тишине», идущих на фаб­рику. Это хозяева жизни и «измученные спины» угнетенного народа.

Так поэт четко разделяет людей на тех, кто работает, и тех, кто при­сваивает себе их труд. Впервые в своем творчестве Блок так резко, недвусмысленно заявил тему народного страдания. Но перед нами не только угнетенные люди. Эти люди еще и унижены: «И в жолтых окнах засмеются, что этих нищих провели». В этом стихотворении в обобщенной форме переданы мысли поэта о социальной несправед­ливости, царящей в мире.

В годы первой русской революции поэт пишет стихотворение «Сытые». Для характеристики хозяев и заправил пошатнувшегося старого мира он нашел такие бичующие, грубые слова, которые ни­когда раньше не встречались в его поэтической речи:

 

Так - негодует все, что сыто,

Тоскует сытость важных чрев:

Ведь опрокинуто корыто,

Встревожен их прогнивший хлев!

«Сытые». 10 ноября 1905

 

Помимо стихотворения «Сытые» откликом на события первой революции стали стихотворения: «Барка жизни встала...», «Шли на приступ прямо в грудь...», «Митинг», «Вися над городом всемир­ным...».

Поражение первой русской революции, годы реакции усилили трагические мотивы в творчестве Блока. Чувство тревоги, смятения, а нередко тоски и отчаяния все сильнее и острее звучат в его стихах. «Страшный мир» - так назван Блоком один из циклов того времени. Жизнь в своем круговороте лишена цели и смысла, и в хмельном угаре поэт хочет излить свою тоску. Так появляются стихи «Незна­комка», «В ресторане», «Я пригвожден к трактирной стойке...»

Картины бездуховного мира проходят перед читателем в сти­хотворении «Незнакомка»: «пьяные окрики», «испытанные остря­ки» в котелках, пыль переулков, «сонные лакеи», «пьяницы с глаза­ми кроликов» — вот, где приходится жить лирическому герою. Все это туманит сознание человека и правит его судьбой. Лирический герой одинок. Но вот появляется Незнакомка:

 

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

 

Вглядываясь в нее, лирический герой хочет понять, кто перед ним, он пытается разгадать тайну. Для него это означает познать тай­ну жизни. Незнакомка здесь - некий идеал красоты, радости, а по­этому преклонение перед ней означает преклонение перед красотой жизни. И лирический герой видит «берег очарованный и очарован­ную даль», то, чего жаждет его душа. Но стихотворение заканчива­ется трагично: поэт понимает всю иллюзорность своей мечты по­знать истину:

Я знаю: истина в вине.

Блок сталкивает «высокое» и «низкое», создает картины волшеб­ных видений на фоне самой серой и скучной повседневности: чем низменнее и вульгарнее Окружающая поэта обстановка, тем выше и прекраснее его свободная мечта, тем безграничнее его воображение:

В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручентолько мне!

 

Существование в этом мире, где человек обречен на «голодную и больную неволю», - это лишь жалкое подобие настоящей жизни, и это подобие можно только презирать, ненавидеть и проклинать. Вот почему, то время Блок определяет как «страшный мир».

 

 

Вариант 2

Александр Блок был поэтом, который не отделял свою жизнь от творчества. Он писал в порыве вдохновения, но через душу Блока прошли все потрясения его времени. Лирический герой его произведений заблуждался, радовался, отрицал, приветствовал. Это был путь поэта к людям, путь к воплощению в своем творчестве человеческих радостей и страданий, трагедия "вочеловечения".

Создав в юношескую пору восхитительные по своей идейной целостности "Стихи о Прекрасной Даме", где все овеяно атмосферой мистической тайны и совершающегося чуда, А. Блок покорит читателей глубиной, искренностью чувства, о которой поведал его лирический герой. Мир Прекрасной Дамы будет для поэта той высочайшей нормой, к которой, по его мнению, должен стремиться человек. Но в своем стремлении ощутить полноту жизни лирический герой А. Блока спустится с высот красоты и окажется в мире реальном, земном, который назовет "страшным миром". Лирический герой будет жить в этом мире, подчинив свою судьбу законам его жизни. Рабочим кабинетом А. Блока станет город - петербургские площади и улицы. Именно там родятся мотивы его стихотворения "Фабрика", которое прозвучит неожиданно остро даже для самого поэта, являющего мир социальной несправедливости, мир социального зла. Оттуда, из "желтых окон", "недвижный кто-то, черный кто-то людей считает в тишине" и, подобно купринскому Молоху, поглощает их. Впервые в своем творчестве А. Блок так резко, недвусмысленно заявил тему народного страдания. Но перед нами не только угнетенные люди. Эти люди еще и унижены: "Ив желтых окнах засмеются, что этих нищих провели".

Тема униженного обездоленного человека получает свое дальнейшее развитие в стихотворении "На железной дороге". Железная дорога здесь - образ символический. Перед нами железная дорога жизни, путь, лишенный доброты, человечности, духовности. По этой дороге едут люди, мелькают в окнах вагона их лица - "сонные, с ровным взглядом", безразличные ко всему. А "под насыпью, во рву некошенном", лежит женщина, раздавленная "любовью, грязью иль колесами", раздавленная жизнью. Вот эволюция, которую претерпевает образ женщины в лирике А. Блока - от возвышенной Прекрасной Дамы до существа, уничтоженного "страшным миром".

Картины бездуховного мира проходят перед читателем в стихотворении "Незнакомка": "пьяные окрики", "испытанные остряки" в котелках, пыль переулков, "сонные лакеи", "пьяницы с глазами кроликов" - вот, где приходится жить лирическому герою. Все это туманит сознание человека и правит его судьбой. И лирический герой одинок. Но вот появляется Незнакомка:

    

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

    

Вглядываясь в нее, лирический герой хочет понять, кто перед ним, он пытается разгадать ее тайну. Для него это означает познать тайну жизни. Незнакомка здесь - некий идеал красоты, радости, а поэтому преклонение перед ней означает преклонение перед красотой жизни. И лирический герой видит "берег очарованный и очарованную даль", то, чего жаждет его душа. Но стихотворение заканчивается трагично: поэт понимает всю иллюзорность своей мечты: Незнакомка существует только в его душе.

В стихотворениях поэта звучат "песни ада", вокруг героя стихов - бесовские "пляски смерти", вселенная пуста, а люди превратились в маски, потерявшие "невзначай" душу.

"Страшный мир" не только вокруг, он и в душе лирического героя. Но поэт найдет в себе силы, чтобы прийти к пониманию своего пути в жизни. Об этом его поэма "Соловьиный сад". Как жить, куда идти? "Наказанье ли ждет или награда?" Вот вопросы, которые пытается решить для себя лирический герой поэмы. Соловьиный сад - это тот мир красоты, добра, счастья, который сохранил в своей душе А. Блок. Но лирический герой покидает этот край безоблачного счастья. Так тема дома переходит в тему бегства из дома. В соловьиный сад проникают звуки окружающего мира:

    

Заглушить рокотание моря

Соловьиная песнь не вольна!

    

Лирический герой бежит из этого мира, потому что душа не может не слышать, а совесть не даст возможность обрести счастье вдвоем. И поэт вновь возвращается в жизнь, полную труда, лишений, обездоленности:

    

Я вступаю на берег пустынный,

Где остался мой дом и осел.

    

Но лирический герой уже не находит своего дома, навсегда утеряно то, чем он жил прежде. Счастья нет там, в соловьином саду, но его нет и здесь. И поэт испытывает мучительную трагедию раздвоения: раздвоены разум и душа, ум и сердце. А вместе с этим приходит и осознание невозможности счастья в этом мире. Но за этим скрыта глубокая авторская мысль: выбор сделан правильно, так как герой принес себя в жертву долгу. Единственный путь человека в мире - это путь постижения мира, каким бы ужасным он ни был.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: