Вариант 1
«Серебряным веком» - в сравнении с «золотым» пушкинским, - принято называть в истории русской поэзии, литературы и искусства конец ХIХ - начало XX века. Условные хронологические границы этого явления можно определить по двум знаменательным для литературы явлениям: речь Достоевского о Пушкине (1880 г.) - речь Блока «О назначении поэта» (1921 г.). С именем Пушкина и Достоевского связаны две основные тенденции в русской литературе как Серебряного века, так и всего XX столетия - гармоническая и трагедийная. Перекличка двух веков русской поэзии - «золотого» пушкинского и «серебряного» — звучит у лучших поэтов начала XX века, которые росли и формировались под влиянием Пушкина, новаторство которых возросло на основе прекрасного знания русской поэтической классики. Особенно наглядно сказалось это в творчестве Валерия Брюсова, Марины Цветаевой, Анны Ахматовой, Александра Блока, Сергея Есенина, Владимира Маяковского... У каждого из них - свой Пушкин.
Господствующим художественным мировосприятием и стилем серебряного века стал символизм, то есть новая форма романтизма.
Истоки новых течений в русской литературе Серебряного века (модернизма) уходят в 80-е годы - пору глухого безвременья. Поэзия тех лет представлена именами С. Надсона, К. Случевского, А. Апухтина и К. Фофанова. Их творчество отмечено переходными свойствами: реалистическая поэтика постепенно сменяется романтической, а гнетущая атмосфера современной действительности все заметнее воспринимаются в свете романтических идеалов.
Поэты-восьмидесятники во многом подготовили почву для появления так называемых декадентов 90-х годов: Д. Мережковского, З. Гиппиус, Ф. Сологуба, В. Брюсова, К. Бальмонта, И. Анненского. Декаденство в данном случае означало разрыв с идейным наследием революционной демократии и народничества, сосредоточенность на сложном внутреннем мире собственного «Я» и особого рода эстетизм, связанный с болезнью красоты.
Особенно значительная роль - в постижении высоких идеалов любви, добра и красоты - великого русского философа и замечательного поэта В. Соловьева, духовное наследие которого оказало глубокое воздействие на поэзию русских символистов, прежде всего на А. Блока и А. Белого.
В поэзии Серебряного века принято выделять три основных течения: символизм, акмеизм, футуризм.
Для символистов основной идеей искусства (поэзии) становится постижение тайн мира, изображение мира через систему символов-образов.
Символистов сменили акмеисты, провозгласившие, что «для акмеистов сознательный смысл слова, «логос», такая же прекрасная форма, как музыка для символистов» (О. Мандельштам).
Футуристы - следующий этап в развитии поэзии начала века. «Только мы - лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном, искусстве».
Одним из представителей поэзии Серебряного века является Игорь Северянин.
Игорь Северянин (настоящая фамилия Лотарев) родился в 1887 году в Петербурге. Позже с семьей он переехал в Новгородскую губернию, а затем в 1904 году вновь возвращается в Петербург.
Поэтическая биография Северянина начинается в 1907 году. Именно тогда поэт определяет свое место:
Не изменяй намеченной тропы,
И помни: кто, зачем и где ты.
Поэт любил, по его собственному выражению, ошеломить публику самовосхвалением:
Я, гений Игорь - Северянин,
Своей победой упоен.
Такими стихами Игорь Северянин вызвал весьма неоднозначное отношение к себе и к своему творчеству. У многих его имя ассоциировалось с самовосхвалением, появился даже термин «северянщина».
В 1915 году, вовремя Первой мировой войны, чувствуя приближение потрясений, поэт пишет:
Чем дальше, все хуже и хуже.
Все тягостней, все больней.
И к счастью тропинка уже, и ужас уже на ней.
Тяжело переносит Игорь Северянин Октябрьскую революцию и гражданскую войну. Он пишет:
Дни розни партийной для нас безотрадны
среди озверелых людей.
С 1918 года Северянин по воле случая оказывается в эмиграции в Эстонии, и с этого времени до 1941 года, то есть до своей смерти, он живет на чужбине.
Тема Родины для Северянина становится главной. Проникновенны стихи о родной земле, о трагедии народа, которому досталась нелегкая судьба. Поэт переживает вместе с Россией, пропуская через свое сердце все ее боли и страдания:
Безбожная моя Россия, священная моя страна.
Есть у Северянина цикл стихов, посвященных русским литераторам: Гоголю, Фету, Гумилеву, Сологубу. Есть стихотворение, которое поэт пишет о себе и называет его без ложной скромности «Игорь Северянин». В феврале 1918 года на одном из вечеров в Политехническом музее его назвали «королем поэтов».
Полны очарования его стихи, посвященные прекрасной даме. Стихотворение «Кензель» не может не вызвать восторга у читателя:
В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом
По аллее олуненной Вы проходите морево…
Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева,
А дорожка песочная от листвы разузорена.
Стихи Северянина музыкальны, отличаются большой напевностью и своеобразным лиризмом. Свои устные выступления он называл «поэзоконцертами», и, по словам современников, почти пел свои стихи. Поэт нередко прибегал к сочетанию «высокого» и «низкого» стиля. Характерно в этом плане стихотворение «Мороженое из сирени»:
Мороженое из сирени! Мороженое из сирени!
Полпорции десять копеек, четыре копейки буше.
Сударыни, судари, надо ль? - не дорого - можно без прений...
Поешь деликатного, площадь: придется товар по душе!
С юности Игорь Северянин стремился быть только поэтом - и никем другим. Он хотел достичь высшей поэтической славы - достиг. И в тяжелые годы вынужденной эмиграции он мог оставаться только тем, кем был всю свою жизнь, — поэтом, умевшим претворять обыденные жизненные явления в откровения русского слова.
Мгновенья высокой красы!
Совсем незнакомой, чужой
В одиннадцатом году,
Прислал мне «ночные часы».
Я надпись его приведу:
«Поэту с открытой душой»...
Поэтом с открытой душой назвал Игоря Северянина другой поэт -Александр Блок. Эта надпись на подаренной книге относится ко времени, когда Игорь Северянин еще только вступал на литературное поприще. Определение, данное поэту Блоком, очень точно раскрывает поэтическое дарование Игоря Северянина, его необычную для русской поэзии XX века личность, которая до конца не понята.
Поэзия Серебряного века отразила в себе, в своих больших и малых магических зеркалах, сложный и неоднозначный процесс социально-политического, духовно-нравственного, эстетического и культурного развития России в период, отмеченный тремя революциями, мировой войной и особенно страшной для нас - войной внутренней, гражданской. В этом метафорическом процессе, запечатленном поэзией, есть высокие подъемы и резкие спады, светлые и темные стороны, драматические и комические сцены, но в глубине своей -это процесс трагедийный. К сожалению, трагедия страны изменила судьбы многих ее граждан. Игорь Северянин не стал исключением.
55. Тема России в лирике А.А. Блока (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 13)
Вариант 1
А. А. Блок пишет: «Тема о России не только больше меня, она больше всех нас; и она всеобщая наша тема... Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь».
Исследователи давно заметили, что народ и Россия для А. Блока - явления не столько социальные, сколько духовные. Наряду с природой они в первую очередь выражают стихийные основы бытия. Может быть, поэтому столь обобщен образ родины во многих стихах, например, в одном из самых ранних стихотворений «Русь» образ родины окружен дремотной таинственностью. Но постепенно родина всё чаще открывается взору автора через конкретные картины и отдельные судьбы («Россия», «Осенний день», «На железной дороге», «Петроградское небо мутилось дождем...»).
В 1908- г. Блок создает стихотворение «Россия». Тема родины в этом стихотворении уходит корнями в глубокое прошлое - здесь многое перекликается с восприятием родины Пушкиным и Тургеневым, Гончаровым и Некрасовым. Близость судеб отчизны личной судьбе, вера в неизбывные силы страны и народа особенно роднит стихи Блока с традицией патриотической поэзии XIX века. Более всего подлинная народность в её индивидуально-творческом проявлении сближает исповедь Блока со «странной» лермонтовской любовью к отчизне. Многие совпадения нельзя не заметить: в стихах этих поэтов сходны даже ситуации, в которых возникают переживания.
Глубокое различие привносит в эту сыновнюю исповедь сама эпоха - времена «лет темных и глухих», но уже предвещающих стихийные ветры революции - с разбойным посвистом, уничтожением усадеб. Но эта тема «свободы без креста» проходит лишь намеком, неосознанным предчувствием:
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка...
«Россия». 1908
1908 год ознаменован выходом в свет нового цикла «На поле Куликовом», который стал духовным итогом всех предыдущих лет. Именно в нем сошлись воедино все переживания Блока - и личного, и общего характера. Прежде всего здесь представлена новая философия жизни, новое представление о её сущности, как бы синтез прежних концепций «храма» и «стихии»:
...И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль...
«На поле Куликовом». 7 июня 1908
Новой концепции мира - «боя» соответствует и новое представление о назначении человека - теперь это «долг»:
Мы, сам-друг, над степью в полночь стали,
Не вернуться, не взглянуть назад...
«На поле Куликовом». 8 июня 1908
И герой здесь уже не «инок», не «бродяга» - теперь он «воин», один из многих: «Я не первый воин, не последний...».
Наконец, в «Поле Куликовом» возникает женский образ - особенный, сообразный всему остальному. В этом образе нет ничего от земных женщин, это словно возвращение в поэзию Блока самой Вечной Женственности - но преобразившейся, с другим лицом:
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!..
«На поле Куликовом». 7 июня 1908
Эта светлая жена накануне битвы укрепляет героя-воина:
…И с туманом над Непрядвой спящей
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде свет струящей
Не спугнув коня...
И когда, наутро, тучей черной
Двинулась орда,
Был в щите твой лик нерукотворный
Светел навсегда.
«На поле Куликовом». 14 июня 1908
Впервые в поэзии Блока мы видим такое сильное проникновенное национальное чувство. Именно начиная с «Поля Куликова» можно говорить о нем как о великом русском национальном поэте. Но своеобразие и особое воздействие блоковского патриотизма в том и заключается, что Россия выступает для него в женственном облике -как здесь, так и позже, в другом знаменитом стихотворении:
Россия, нищая Россия!
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые –
Как слезы первые любви!
«Россия». 1908
В лирике Блока слышится постоянное обращение к России. Не только в безвоздушном пространстве фантазии, но и в определенном, русском воздухе, на просторе русских полей помещает он свою лирику. Содержание и дух своего лиризма Блок не мыслит без глубочайшей связи с Россией. Особый отпечаток своей души он выводит из новейшей истории:
Мы - дети страшных лет России -
Забыть не в силах ничего.
Испепеляющие годы!
Безумья ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы –
Кровавый отсвет в лицах есть.
Есть немота - то гул набата
Заставил заградить уста.
В сердцах, восторженных когда-то,
Есть роковая пустота.
«Рожденные в года глухие...»
8 сентября 1914
Эту пустоту Блок стремиться заполнить Россией, он говорит о России с каким-то болезненным стоном любви и тоски. Он называет её своей женой, еврей бедной женою, своей жизнью; он нищую страну свою и круг её низких, нищих деревень принимает глубоко в сердце и безумно хочет разгадать её загадку и её рыдания.
Вариант 2
Теме России я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь.
А. Блок
"Кругом тонула Россия Блока", - именно так писал в поэме "Хорошо" Маяковский, говоря о явлении, которого ни до, ни после не было. Россия для Блока не просто тема, это целый мир, наделенный своими чертами, заполненный особыми образами и символами. Вновь и вновь поэт возвращается к размышлениям о трагическом прошлом России, о ее историческом предназначении, о ее особенностях, о ее многострадальном народе. Эта тема пришла к автору не сразу - он проникался ею постепенно, преодолевая узость и субъективную ограниченность своих ранних стихов, свершая прорыв в широкий мир, в жизнь эпохи, страны, народа.
Одно из первых стихотворений, где Блок обращается к образу своей Родины - стихотворение "Гамаюн". Поэт размышляет о пути России, исполнением трагедий:
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых...
В то же время автор отдает дань и пейзажным описаниям: его влечет прекрасная сторона, где -
Разгулялась осень в мокрых долах,
Обнажила кладбища земли,
Но густых рябин в проезжих селах
Красный цвет зареет издали.
Два символа - широкое поле и дорога - в дальнейшем часто определяют блоковское восприятие России. Образы эти многозначны и емки: это и просторы страны, ее приволье и вольность, и ее долгий путь в истории.
Первые стихи Блока полны прекрасных, но отвлеченных описаний. Родина представляется герою лишь в грезах:
Дремлю - и за дремотой тайна,
И в тайне - ты почиешь, Русь.
Но уже тогда поэт не только изображает русскую природу, предания "старины глубокой", но и замечает ("так я узнал в своей дремоте") "страны родимой нищету". Прошлое России полно трагедий, ее настоящее безрадостно, ее будущее - "в тоске безбрежной". Такова страна, о которой пишет Блок. Но - "как и жить и плакать без тебя"? Поэт верит в будущее родины: "Не пропадешь, не сгинешь ты". В цикле "На поле Куликовом" автор пишет о долгом пути России, пути борьбы, вечного боя:
О, Русь моя? Жена моя?
До боли Нам ясен долгий путь?
Наш путь - стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Будущее России предопределено ее прошлым, которому суждено "сбываться" вновь и вновь. "И повторится все, как встарь", - писал поэт в другом своем стихотворении. Цикличность, многократность происходящего подчеркиваются повтором слова "опять" ("и опять, опять они кричат"), а также приемом "воспоминания", узнавания героем событий происходящего:
Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней?
Поэт говорит о предчувствии коренной ломки в судьбе страны. Вообще, все его стихи о России после 1907 года полны едва уловимым, но все же явственным, хоть и непонятным и самому автору гулом, который впоследствии Блок назовет "музыкой революции". А тем временем в стихах его звучат полувопросы, полупризывы:
Доколе матери тужить?
Доколе коршуну кружить?
В своем творчестве Блок видит Россию в будущем не крестьянским раем, как Есенин. В стихотворении "Новая Америка" (именно так определяет поэт страну свою) он описывает край, где "чернеют фабричные трубы", где "заводские стонут гудки". Россия "новым обернулась ликом", и поэта волнует теперь "другая мечта".
А потом была война, на которую Блок откликнулся - не мог не откликнуться рядом стихотворений. Война - ужасная трагедия, тяжелое испытание для страны:
Мы - дети страшных лет России -
Забыть не в силах ничего.
Революция 1917 года вдохновила поэта на создание поэмы "Двенадцать". В ней он показал крушение старой, буржуазно-помещичьей России и начало зарождения новой. Блок не дает ответа на вопрос: "Какой она будет?" Он не становится ни на сторону тех, кто вопиет: "Погибла Россия", ни на сторону восставших, которые способны "пальнуть пулей в святую Русь". Поэт избегает однозначных оценок, но - жертва, вождь или слуга - он намерен быть в гуще событий, в центре жизни своей страны, своего народа.
Сразу же после поэмы "Двенадцать" Блок пишет революционно-патриотическую оду "Скифы", которая продолжает давнюю традицию русских классиков, неоднократно обращавшихся к теме путей и судеб России, ее роли в цивилизованном мире. Это традиция Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Тютчева, Брюсова. Так, в стихотворении Брюсова "Старый вопрос" герой размышляет о том, "кто мы в этой старой Европе?". Во многом этому произведению созвучны и "Скифы". Однако Блок поставил этот вопрос уже в новой исторической обстановке, по-новому.
В "Скифах" Блок видит Россию в прошлом щитом "меж двух враждебных рас", страной, чьи богатства грабились в течение долгих веков ("копя и плавя наши перлы"). Это страна, которая способна любить и ненавидеть, способна отстоять себя в веках, способна стать оплотом всего лучшего, что было создано человечеством. Это страна - сфинкс, загадочный и непонятный для старого мира, противоречивый и многогранный:
Мы любим все - и жар холодных числ,
И дар божественных видений,
Нам внятно все - и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений...
Подобного рода противопоставление России Западу - традиционный мотив русской литературы. Высокое и жертвенное предназначение Руси - тема многих произведений, а слова Тютчева давно стали крылатыми: "У ней особенная стать". И Блок полностью разделяет это мнение.
С целью эмоциональной выразительности поэт использует при описании русского характера, многогранной русской души антонимические словосочетания, оксюмороны: ненависть - любовь, ликуя - скорбя, жар холодных чисел, тяжелые нежные лапы.
По словам А. Ахматовой, Блок всю свою жизнь посвятил разгадке тайны двух сфинксов: своей души и России. Несомненно, в лирике поэта воплощен облик родины - такой, как ее видел Блок, и любовь к которой он пронес через всю свою жизнь. И нищая Россия с ее серыми избами, и "новая Америка" по-своему дороги автору:
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.
Иначе и не может быть. Настоящий поэт любит свою страну всегда, даже если она убога, несправедлива, порочна. Любовь Блока к России - безоглядна, безусловна, бескорыстна. Ее высшее проявление - сама поэзия автора. Россия, во всех ее ипостасях всегда будет жить в стихах поэта, в его бессмертных строках:
Идут века, шумит война,
Встает мятеж, горят, деревни,
А ты все та ж, моя страна,
В красе заплаканной и древней.
56. Тема «страшного мира» в лирике А.А. Блока (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 6)
Вариант 1
Предвестием грозных потрясений, неслыханных перемен, невиданных мятежей проникнута вся дореволюционная поэзия Блока.
Бурный общественный подъем в начале XX века, грозные события первой русской революции отразились в поэзии Блока по-своему. Зыбкие и туманные иносказания уступают место глубоким раздумьям о том, что происходит в реальной жизни.
Теперь все больше привлекают его видения, возникающие на фоне пестрой суетливой жизни большого капиталистического города -Петербурга. Свое понимание этой новой жизни он воплощает, по его собственному выражению, «в формах крика, безумий и часто мучительных диссонансов».
Петербург в тогдашнем восприятии и изображении Блока превращается в арену «странных и ужасных» происшествий. Этот город «жуткий» и «демонический», населен порой фантастическими персонажами - «черными человечками», «пьяными красными карликами». Но все это внешнее изображение не могло скрыть того реального, что становилось сутью Петербурга- ощущение капиталистического города со всеми его социальными и бытовыми контрастами как жестокого и опасного мира, в котором человеку жить трудно, неуютно, страшно.
Рабочим кабинетом А. Блока станет город - петербургские площади и улицы. Перед нами мир социальной несправедливости, мир социального зла. Лирический герой этого периода творчества Блока окажется в мире, который назовет «страшным миром». Он будет жить, подчинив свою судьбу законам этой новой жизни. В конце 1903 года, будет написано, стихотворение «Фабрика», которое прозвучит неожиданно остро даже для самого поэта. Из «жолтых окон», «недвижный кто-то, черный кто-то людей считает в тишине», идущих на фабрику. Это хозяева жизни и «измученные спины» угнетенного народа.
Так поэт четко разделяет людей на тех, кто работает, и тех, кто присваивает себе их труд. Впервые в своем творчестве Блок так резко, недвусмысленно заявил тему народного страдания. Но перед нами не только угнетенные люди. Эти люди еще и унижены: «И в жолтых окнах засмеются, что этих нищих провели». В этом стихотворении в обобщенной форме переданы мысли поэта о социальной несправедливости, царящей в мире.
В годы первой русской революции поэт пишет стихотворение «Сытые». Для характеристики хозяев и заправил пошатнувшегося старого мира он нашел такие бичующие, грубые слова, которые никогда раньше не встречались в его поэтической речи:
Так - негодует все, что сыто,
Тоскует сытость важных чрев:
Ведь опрокинуто корыто,
Встревожен их прогнивший хлев!
«Сытые». 10 ноября 1905
Помимо стихотворения «Сытые» откликом на события первой революции стали стихотворения: «Барка жизни встала...», «Шли на приступ прямо в грудь...», «Митинг», «Вися над городом всемирным...».
Поражение первой русской революции, годы реакции усилили трагические мотивы в творчестве Блока. Чувство тревоги, смятения, а нередко тоски и отчаяния все сильнее и острее звучат в его стихах. «Страшный мир» - так назван Блоком один из циклов того времени. Жизнь в своем круговороте лишена цели и смысла, и в хмельном угаре поэт хочет излить свою тоску. Так появляются стихи «Незнакомка», «В ресторане», «Я пригвожден к трактирной стойке...»
Картины бездуховного мира проходят перед читателем в стихотворении «Незнакомка»: «пьяные окрики», «испытанные остряки» в котелках, пыль переулков, «сонные лакеи», «пьяницы с глазами кроликов» — вот, где приходится жить лирическому герою. Все это туманит сознание человека и правит его судьбой. Лирический герой одинок. Но вот появляется Незнакомка:
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
Вглядываясь в нее, лирический герой хочет понять, кто перед ним, он пытается разгадать тайну. Для него это означает познать тайну жизни. Незнакомка здесь - некий идеал красоты, радости, а поэтому преклонение перед ней означает преклонение перед красотой жизни. И лирический герой видит «берег очарованный и очарованную даль», то, чего жаждет его душа. Но стихотворение заканчивается трагично: поэт понимает всю иллюзорность своей мечты познать истину:
Я знаю: истина в вине.
Блок сталкивает «высокое» и «низкое», создает картины волшебных видений на фоне самой серой и скучной повседневности: чем низменнее и вульгарнее Окружающая поэта обстановка, тем выше и прекраснее его свободная мечта, тем безграничнее его воображение:
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручентолько мне!
Существование в этом мире, где человек обречен на «голодную и больную неволю», - это лишь жалкое подобие настоящей жизни, и это подобие можно только презирать, ненавидеть и проклинать. Вот почему, то время Блок определяет как «страшный мир».
Вариант 2
Александр Блок был поэтом, который не отделял свою жизнь от творчества. Он писал в порыве вдохновения, но через душу Блока прошли все потрясения его времени. Лирический герой его произведений заблуждался, радовался, отрицал, приветствовал. Это был путь поэта к людям, путь к воплощению в своем творчестве человеческих радостей и страданий, трагедия "вочеловечения".
Создав в юношескую пору восхитительные по своей идейной целостности "Стихи о Прекрасной Даме", где все овеяно атмосферой мистической тайны и совершающегося чуда, А. Блок покорит читателей глубиной, искренностью чувства, о которой поведал его лирический герой. Мир Прекрасной Дамы будет для поэта той высочайшей нормой, к которой, по его мнению, должен стремиться человек. Но в своем стремлении ощутить полноту жизни лирический герой А. Блока спустится с высот красоты и окажется в мире реальном, земном, который назовет "страшным миром". Лирический герой будет жить в этом мире, подчинив свою судьбу законам его жизни. Рабочим кабинетом А. Блока станет город - петербургские площади и улицы. Именно там родятся мотивы его стихотворения "Фабрика", которое прозвучит неожиданно остро даже для самого поэта, являющего мир социальной несправедливости, мир социального зла. Оттуда, из "желтых окон", "недвижный кто-то, черный кто-то людей считает в тишине" и, подобно купринскому Молоху, поглощает их. Впервые в своем творчестве А. Блок так резко, недвусмысленно заявил тему народного страдания. Но перед нами не только угнетенные люди. Эти люди еще и унижены: "Ив желтых окнах засмеются, что этих нищих провели".
Тема униженного обездоленного человека получает свое дальнейшее развитие в стихотворении "На железной дороге". Железная дорога здесь - образ символический. Перед нами железная дорога жизни, путь, лишенный доброты, человечности, духовности. По этой дороге едут люди, мелькают в окнах вагона их лица - "сонные, с ровным взглядом", безразличные ко всему. А "под насыпью, во рву некошенном", лежит женщина, раздавленная "любовью, грязью иль колесами", раздавленная жизнью. Вот эволюция, которую претерпевает образ женщины в лирике А. Блока - от возвышенной Прекрасной Дамы до существа, уничтоженного "страшным миром".
Картины бездуховного мира проходят перед читателем в стихотворении "Незнакомка": "пьяные окрики", "испытанные остряки" в котелках, пыль переулков, "сонные лакеи", "пьяницы с глазами кроликов" - вот, где приходится жить лирическому герою. Все это туманит сознание человека и правит его судьбой. И лирический герой одинок. Но вот появляется Незнакомка:
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
Вглядываясь в нее, лирический герой хочет понять, кто перед ним, он пытается разгадать ее тайну. Для него это означает познать тайну жизни. Незнакомка здесь - некий идеал красоты, радости, а поэтому преклонение перед ней означает преклонение перед красотой жизни. И лирический герой видит "берег очарованный и очарованную даль", то, чего жаждет его душа. Но стихотворение заканчивается трагично: поэт понимает всю иллюзорность своей мечты: Незнакомка существует только в его душе.
В стихотворениях поэта звучат "песни ада", вокруг героя стихов - бесовские "пляски смерти", вселенная пуста, а люди превратились в маски, потерявшие "невзначай" душу.
"Страшный мир" не только вокруг, он и в душе лирического героя. Но поэт найдет в себе силы, чтобы прийти к пониманию своего пути в жизни. Об этом его поэма "Соловьиный сад". Как жить, куда идти? "Наказанье ли ждет или награда?" Вот вопросы, которые пытается решить для себя лирический герой поэмы. Соловьиный сад - это тот мир красоты, добра, счастья, который сохранил в своей душе А. Блок. Но лирический герой покидает этот край безоблачного счастья. Так тема дома переходит в тему бегства из дома. В соловьиный сад проникают звуки окружающего мира:
Заглушить рокотание моря
Соловьиная песнь не вольна!
Лирический герой бежит из этого мира, потому что душа не может не слышать, а совесть не даст возможность обрести счастье вдвоем. И поэт вновь возвращается в жизнь, полную труда, лишений, обездоленности:
Я вступаю на берег пустынный,
Где остался мой дом и осел.
Но лирический герой уже не находит своего дома, навсегда утеряно то, чем он жил прежде. Счастья нет там, в соловьином саду, но его нет и здесь. И поэт испытывает мучительную трагедию раздвоения: раздвоены разум и душа, ум и сердце. А вместе с этим приходит и осознание невозможности счастья в этом мире. Но за этим скрыта глубокая авторская мысль: выбор сделан правильно, так как герой принес себя в жертву долгу. Единственный путь человека в мире - это путь постижения мира, каким бы ужасным он ни был.