В посвященной проблемам изменений на товарных рынках литературе по менеджменту утверждается, что вслед за формулировкой целей необходимо проанализировать «силы и слабости» или, по определению Т. Стодта (Т. A. Staudf), осуществить «аудит материальных и нематериальных ресурсов диверсификации».7
Аудит преследует две цели. Первая состоит в выявлении недостатков в текущих навыков и ресурсах фирмы, которые могут быть устранены до диверсификации. Вторая подразумевает определение сильных сторон, с помощью которых фирма может осуществить диверсификацию и/или недостатков, от которых она планирует избавиться с ее помощью.
Сильные стороны, за счет которых фирма намеревается лидировать, могут быть определены на основе предыдущего обсуждения как компонент синергизма в стратегии фирмы. Путем поиска возможностей, соответствующих сильным сторонам, компания может оптимизировать синергетические эффекты. Таким образом, проблема сильных и слабых сторон и проблема синергизма являются взаимосвязанными.
|
|
Очевидно, что оценки по обеим проблемам соответственны. В первой части аудита недостатки фирмы сравниваются со слабостями успешных конкурентов. Во второй части сильные стороны могут быть определены только в сравнении с соответствующими отраслями, в которые фирма планирует диверсифицироваться. Для того чтобы объединить синергизм, а также сильные и слабые стороны внутри одной аналитической структуры, можно использовать метод профильного сравнения. На первой стадии разрабатывается схема профиля способностей, характеризующегося определенным набором способностей и мощностей фирмы на том или ином уровне. Это будет достигнуто, во-первых, за счет составления таблицы, в которой будут представлены оценки функциональных областей фирмы и ее навыков и компетенций, и, во-вторых, за счет создания типового перечня данных таблицы.
Таблица компетенций
Разработанная структура должна обладать двумя ключевыми свойствами — универсальностью (таблица разрабатывается в терминах наиболее распространенных для большинства отраслей областей компетенций) и в то же время уникальностью для данной фирмы (в ней необходимо представить специфические навыки и ресурсы компании). Другими словами, создается обобщенная структура с дифференцированным содержанием. Так как полностью интегрированная промышленная компания обладает наиболее исчерпывающей структурой способностей, она используется в качестве отправной точки. Структуры анализа торговых, финансовых компаний и предприятий сферы услуг могут быть получены за счет упрощения общей модели.
|
|
Индивидуальные навыки и ресурсы могут быть классифицированы по следующим функциональным категориям:
1. Исследования и разработки — процесс создания востребованного рынком товара. Сюда входят независимые и прикладные исследования, создание лабораторий и образцов, промышленный дизайн и подготовка чертежей, а также разработка производственных процессов и технологий. Частично подразумеваются и маркетинговые исследования в пределах определения ценовых и сбытовых характеристик товара, размера и структуры рынка.
2. Операции — закупка сырья, планирование и контроль производства, техническая оснастка, производственный инжиниринг, контроль над качеством, запасами и производством товара.
3. Маркетинг — широкая деятельность по созданию приверженности к продукту, реклама, стимулирование сбыта, продажи, распределение товара (включая транспортировку и складирование), контроль над своевременным выполнением контрактов, анализ продаж и, что особенно важно, послепродажный сервис.
4. Общий менеджмент и финансы включают три области деятельности:
а) определение общей системы взаимодействий компании с внешней средой, что подразумевает определение стратегии и общую аллокацию ресурсов, приобретение новых позиций на товарных рынках, достижение необходимого финансирования, развитие связей с общественностью;
б) обеспечение интегрированного принятия решений, руководство и контроль в функциональных областях, особенно в ценообразовании, контроле над запасами, производством, капиталовложениями и индивидуальными функциональными целями;
в) обеспечение предоставления разнообразных услуг в функциональных сферах, таких как бухгалтерский учет, отраслевые отношения (профсоюзы и сотрудники), тренинг персонала и осуществление функций, наиболее эффективно исполняемых на централизованных уровнях, таких как закупки.
Внутри каждой из этих функциональных областей мы поместим четыре категории навыков и ресурсов:
1. Мощности и оборудование.
2. Навыки персонала.
3. Организационные способности — специализированные единицы, такие как управление массовым производством или крупными системами, установленные стандарты, политика и процедуры для осуществления специализированных функций.
4. Управленческие способности — виды решений и действий, на которых менеджмент специализируется за счет опыта и текущей ответственности. Например, способность существовать в условиях циклического спроса, которые так характерны для производства промышленного оборудования и текстильной промышленности, приходит с опытом; другим примером может быть знание и понимание процедур руководства выполнением правительственного заказа.
Таблица 3
Оценка профилей конкуренции и компетенций фирмы
Мощности и оборудование | Навыки персонала | Организационные способности | Управленческие способности | |
Общий менеджмент и финансы | Оборудование по обработке данных | Глубина общего менеджмента Финансы Отраслевые отношения Ценные бумаги Наем и тренинг персонала Бухгалтерский учет Планирование | Мультидивизиональная структура Потребительское финансирование Отраслевое финансирование Планирование и контроль Автоматическое оборудование по обработке данных | Инвестиционный менеджмент Управление крупными системами Децентрализованный контроль Наукоемкий бизнес Капиталоемкий бизнес Интенсивный мерчен-дайзинг Цикличность бизнеса Большое число потребителей Малое число потребителей |
Исследования и разработки | Специальное лабораторное оборудование Общее лабораторное оборудование Испытательное оборудование | Области специализации Передовые исследования Прикладные исследования Товарный дизайн: • промышленных • потребительских • военных Системный дизайн Промышленный дизайн: • потребительский • промышленный | Системные разработки Разработка товаров: • промышленных • потребительских • процессов Соответствие изделий военной спецификации | Использование передовых технологий Применение передовых технологий Оптимизация издержек-результатов |
Операции | Общий механический цех Высокоточное оборудование Производственное оборудование Автоматизированное производство Значительная площадь цеховых пролетов Контроль | Производство инструментов Сборка Точное оборудование Работа по жестким допускам Производственные операции Товарное планирование | Непрерывный процесс Периодический процесс Разнообразие рабочих мест Сборка крупных сложных изделий Интеграция подсистем Контроль над сложной продукцией Контроль над качеством Закупки | Операции в соответствии с периодичностью спроса Качество военной спецификации Жесткий контроль над издержками Жесткое календарное планирование |
Маркетинг | Складирование Торговые точки Отделы сбыта Сервисные отделы Транспортное оборудование | Продажи «от двери до двери» Розничные продажи Оптовые продажи Прямые продажи в промышленности Продажи Министерству обороны Межотраслевые продажи Прикладной инжиниринг Реклама Стимулирование сбыта Обслуживание Контроль над исполнением контракта Анализ продаж | Прямые продажи Распределительные цепочки Цепочки розничных продаж Организация обслуживания потребителей Организация обслуживания организаций-покупателей Отдел поддержки оборонной продукции Распределение резервов и запасов и контроль | Отраслевой маркетинг Потребительский мер-чендайзинг Отдел маркетинга оборонной продукции Маркетинг государственной и муниципальной продукции |
|
|
Профиль компетенций представляет собой перечень сильных и слабых сторон только относительно специфических сфер способностей и навыков. Он отнюдь не обязательно измеряется в сильных и слабых значениях в отношении рыночной позиции, так как баланс способностей в разнообразных отраслях различен. Основное назначение профиля компетенций заключается в оценке баланса по четырем различным частям стратегической проблемы:
|
|
1. Внутренняя аттестация. Одной из ранних стадий в формировании стратегии является оценка способности компании достигать целей при неизменности стратегии. Для этого создается конкурентный профиль, в котором отображается паттерн деловых способностей наиболее успешных отраслевых конкурентов. Конкурентный профиль и профиль компетенций накладываются друг на друга, что позволяет компании идентифицировать свои положительные и отрицательные области или сильные и слабые стороны фирмы относительно текущего положения на товарном рынке.
2. Внешняя аттестация. На более поздней стадии формирования стратегии изучается обширная сфера внешних по отношению к компании отраслей для определения привлекательных направлений развития. В частности, необходимо оценить показатели роста и прибыльности для различных отраслей, а также потенциал синергизма компании в каждой из новых отраслей, так как именно синергетические эффекты определяют способность фирмы успешно осуществить прибыльный вход на рынок. Данное положение требует составления конкурентного профиля для каждой отрасли с описанием необходимых для достижения успеха навыков. Такие профили могут быть составлены посредством комбинированного использования общих данных об отрасли и профилей компетенций большинства успешных ее участников. Совмещение профиля компетенций нашей фирмы с соответствующими профилями других компаний позволяет оценить «соответствие» каждой из новых отраслей, а значит, и шансы успешного входа в нее.
3. Синергетический компонент стратегии. Стратегия компании на товарном рынке определяется с помощью некоторых ключевых компонентов, каждый из которых имеет свои правила поиска и оценки возможностей. Синергизм является одним из таких компонентов. Для его установления используется процедура, схожая с описанной выше, но профиль компетенций сравнивается с конкурентными профилями рассматриваемых отраслей. Основные сильные и слабые стороны фирмы определяются и специфицируются как правила для поиска. Перед менеджментом стоит возможность выбора агрессивной стратегии, когда в качестве критериев поиска используются сильные стороны, или оборонительной стратегии, когда поиск направлен на устранение слабых сторон, или же использования двух стратегий одновременно. Конкретная стратегия выбирается в зависимости от оценки возможностей, которые могут соответствовать как сильным, так и слабым сторонам фирмы.
4. Оценка индивидуальных возможностей. Как только поиск привел к обнаружению многообещающего поглощения или нового товара, должна быть проведена окончательная оценка. Частью ее является измерение синергизма в качестве вклада в потенциальную совместную прибыль (что требует заполнения таблиуа 2). Составляются профили фирмы и поглощаемой структуры, а затем они совмещаются. Затем:
а) результирующий паттерн сравнивается с конкурентным профилем успешного соперника в отрасли, в которой оперируют компании, в пункте 1 для определения потенциального вклада нового подразделения в конкурентную позицию родительской организации. Результаты могут быть использованы для определения показателей строки «Вклад в деятельность головной компании»;
б) совмещенные профили сравниваются с профилем успешной фирмы в новой отрасли, обеспечивая данными строку таблицы под названием «Вклад в проникновение в новую отрасль»;
в) в итоге совмещенные профили сравниваются с типичными профилями, разработанными в пункте 2 в списке, приведенном выше, для определения, обеспечивает ли комбинация навыков двух компаний вход в отрасль, проникнуть в которую в одиночку она не имеет возможности. Таким образом, будут получены данные для строки «Совместные возможности» в таблице 2.
Процедура использования парных профилей для заполнения таблице 2 довольно трудоемка и применяется прежде всего в анализе целесообразности «краткосрочных» поглощений. Если речь идет о предварительном анализе, возможно, компании следует отказаться от составления профилей и заполнить таблицу 2 исходя из соображений здравого смысла.
Лекция №4.