Школьное историческое образование в 60-80-е гг

В этот период изменяются функции и задачи учебника истории. Он становится нужен не только для закрепления изученного на уроке, но и для обучения и воспитания учащихся, для осмысления и систематизации содержания курса. Реализовать эти задачи помогают таблицы и схемы, справочный материал, документы, иллюстрации. Вопросы и задания в учебниках давались к документам, иллюстрациям, параграфам и главам.

В 1964 г. в стране устанавливается 10-летний срок обучения в школе. Выдвигается задача сделать это образование обязательным.


В мае 1965 г. ЦК КПСС и СМ СССР приняли постановление
 «Об изменении порядка преподавания истории в школах». Вместо элементарного и систематического изучения курсов истории
вводился принцип линейности. В связи с принятыми изменениями был проведен более экономный отбор содержания учебного материала по курсу истории древнего мира и средних веков. Курс
отечественной истории стали изучать последовательно с 7 по
10 класс, а курс новой и новейшей истории — с 8 по 10 класс.
Устанавливалась синхронность изложения отечественной и зарубежной истории; вводилось изучение истории союзной республики; закреплялось изучение первоисточников в курсах истории
СССР; в программы включалось краеведение с древности до наших дней.

Методика обучения истории в условиях реализации линейного принципа обучения. Последующие изменения в школьных курсах истории были связаны с переходом к всеобщему среднему
образованию. В 60—70-е гг. были внесены изменения в историческое образование, в результате сложилась следующая структура.

Структура исторического образования (1967—1993 гг.):

5   класс — эпизодические рассказы по отечественной истории (2 ч.);

6   класс — история древнего мира (2 ч.);

7   класс — история средних веков (2 ч.);

8   класс — отечественная история до конца XVIII в. (2 ч.);

9   класс — новая история, ч. 1; отечественная история XIX в. (3 ч.);

10 класс — новая история, ч. 2; отечественная история с начала

XX в. до 30-х гг.; новейшая история до конца 30-х гг.

(4 ч.);

11 класс — отечественная история до современности; новейшая

история с 1939 г. до современности (3 ч.)

Принятая структура образования сохранялась до 1993 г. На
уроки истории в общеобразовательной школе отводилось 18 часов в неделю, 612 часов в год (313 часов — отечественная история; 299 — зарубежная).

В 60—70-е гг. развитие методики обучения истории шло от разработки средств и приемов по оказанию методической помощи учителю к поиску эффективных путей обучения учащихся. Ставилась цель научить
школьников самостоятельно приобретать знания и ориентироватьс в растущем потоке информации. В дидактике разрабатывались
проблемы усиления активности и самостоятельности школьников
в учебном процессе, повышения воспитательной роли обучения,
интенсификации урока, введения проблемности в обучение.

В 60—80-е гг. целью обучения становится развитие активности
и самостоятельности учащихся. Все больше внимания уделяется
проблеме активизации их познавательной деятельности, формированию умений, приемов работы, поднимается вопрос о развивающем обучении. Так, A.A. Янко-Триницкая, Н.И. Запорожец изучают умственные операции учащихся; сотрудники кафедры МПГИ — уровни познавательной деятельности, приемы работы, умения и способы познавательной активности, структурно-функциональный подход к отбору содержания, приемы и средства обучения. Специалисты Института содержания и методов обучения Н.Г. Дайри,
И. Я. Лернер поднимают вопрос о проблемности обучения и развитии исторического мышления учащихся и в связи с этим о месте
и роли познавательных задач.

В конце 80-х гг. в образовании возникли кризисные явления,
порожденные распадом прежней системы общественных отношений. Начался поиск новых образовательных конструкций, соответствующих новым тенденциям развития общества.

Линейный принцип обучения истории.

Линейная структура однократное хронологически последовательное изучение истории с древнейших времен до современности обучающийся с пятого по одиннадцатый класс. Согласно учебному плану в хронологической последовательности ознакомиться с наиболее яркими фактами Отечественной и Зарубежной истории.

В чистом виде нет нелинейной или центрической структуры обучения.

Основной принцип линейности - это соблюдение историка хронологической последовательности возложение исторических событий с обязательным закреплением в памяти учащихся важных исторических явлений, деятелей и хронологических дат.

Основные принципы линейной структуры образования

1.показать широкую панораму прошлого

2. последовательно раскрыть основные ступени развития общества

3.последовательно объяснить обучающимся причинно-следственные связи

4.экономить учебное время избегая повторов

5.уменьшить опасность дублирования тем

6.Сравнение особенностей развития стран 7.легко корректировать содержание предмета

8. варьировать степень наполнения учебных курсов исторической информации, не оставляя белых пятен

9.проводить экзамен ЕГЭ по истории

Таким образом Линейная структура максимально способствует обучению.

Учебные планы, курсы, учебники в современной школе.

Структура программы по истории

Программа по истории на ступени основного общего образования содержит следующие разделы:

• пояснительную записку, в которой определяются цели обучения по данному предмету в основной школе, раскрываются особенности содержания курса на этой ступени образования, описываются структура курса и последовательность изложения материала, требования к результатам обучения и освоения курса, оснащенность учебной деятельности, место предмета в базисном учебном (образовательном) плане;

• содержание курса по истории и обществознанию, включающее перечень основного изучаемого материала, распределенного по содержательным разделам с указанием количества часов на их изучение;

• тематическое планирование с описанием видов учебной деятельности учащихся 5—9 классов и указанием количества часов на изучение соответствующего материала.

 Важность изучения в школе предмета «История» обусловлена его познавательными и мировоззренческими свойствами и связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны между собой прошлое и современность? В процессе освоения предмета закладываются основы знаний об историческом пути человечества, об особенностях развития российской цивилизации, формируются представления о многообразии окружающего мира и о месте в нем нашей страны, толерантное сознание и поведение.

Школьный предмет «История» относится к общественно-научным (социальным) дисциплинам. Он состоит из двух самостоятельных курсов — «Всеобщей истории» и «Истории России». Оба курса имеют концентрическое построение и изучаются в 5–9 классах синхронно-последовательно. В 2016-2017 учебном году начался переход на линейную систему изучения истории, в результате чего сдвинулись хронологические рамки в изучении истории России. Так, в 6 класе история России изучается с древности до XVIвека. Программы курсов предусматривают систематическое изучение истории с древнейших времѐн до начала XXI в. Комплексный подход к отбору учебного материала позволяет включить в него наиболее важные в познавательном и воспитательном отношении факты и понятия и обеспечить все стороннее освещение исторического процесса. Группировка учебного материала в курсе «Всеобщей истории» осуществляется по регионально-страноведческому принципу, а в курсе «Истории России» — по хронологическо-тематическому.

Содержание курсов ориентировано на системно-деятельностную организацию процесса формирования знаний, универсальных и специальных умений, учащихся с опорой на использование современных технологий обучения.

Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе с 6 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь челове

Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.

Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином.

Современный учебник:

- содержит целостный взгляд на исторический процесс и возможности его познания;

- является комплексным по составу и представлению исторического материала (авторский текст; источники; элементы историографии и оценочные суждения, способствующие целостному и диалектическому восприятию отечественной истории, ее позитивного содержания, равно как и трагических страниц; изобразительные материалы; справочный аппарат – хронологическая таблица, словарь терминов, словарь персоналий и др.). При этом акцент в учебнике должен сделан на определенный набора фактов и аргументов, на основе которых ученики сами могут делать выводы и выносить суждения;

- открыт для взаимодействия с другими учебными и информационными ресурсами, средствами обучения (музеи и библиотеки, электронные пособия, Интернет, периодическая печать и др.).

Учебник содержит предварительное обобщение (в форме введения, соотносимого по объему с параграфом), в котором рассматривается место курса в системе школьного исторического образования, представляется и обосновывается план дальнейших действий. Число параграфов примерно на треть меньше числа часов, отведенных на изучение курса (это позволяет выделить время на другие виды деятельности, а не только на работу с учебником).

Для организации познавательной деятельности школьников в учебник включаются следующие компоненты:

1) дидактическое введение (о том, как работать с учебником);

2) система вопросов и заданий для учащихся;

3) элементы методических рекомендаций.

Дидактическая система современного учебника включает:

а) включение вопросов и заданий ко всем компонентам учебника – авторскому тексту, историческим источникам, картам, иллюстрациям и т. д.;

б) использование заданий разных видов, в том числе: способствующих развитию предметных и логических умений; поисковых, творческих, проектных заданий; заданий для работы с историко-краеведческими материалами; заданий, предусматривающих участие в обсуждении.

Учебники по истории России издательства «Просвещение» под ред. Торкунова, написаны на основе историко-культурного стандарта. Это большеформатные книги, то есть более крупного формата, лучше видно материал, больше возможностей поместить иллюстрации, какие-то дополнительные материалы на полях.

Каждый большой раздел в учебнике начинается с анализа ситуации в Европе или в Азии (если это азиатской части страны касается) в тот период времени, о котором рассказывается.

Школьная программа

Учебная программа – нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение.

Общая структура программы содержит в основном 3 элемента:

1. Объяснительная записка. В ней определены основные задачи учебного предмета, ведущие научные идеи. Здесь авторы определяют образовательные воспитательные и развивающие цели в изучении истории, ее роли и месте в системе современного школьного образования. Как правило, в этой части говорится о том, что программа составлена на основе обязательного минимума Содержания. Учебное содержание организуется на 2-ух уровнях: основном и вариативном материале (на основе базисного учебного плана в 5-12 классах насчитывается не менее 23 часа инвариативной части)

2. Основная часть. Содержит тематический план, содержание тем, задачи и изучения, основные понятия, умения и навыки, виды занятий. Эти часть рассредоточена по классам и историческим курсам. Здесь авторы могут использовать разные способы формулирования учебного материала

3. Приложение. Содержит методические указания, касающиеся оценки знаний, умений, навыков. Таким образом, программы избавлены от жесткого поурочного планирования. Темы по усмотрению учителя могут переставляться местами, не нарушая хронологического порядка; так же, педагог имеет право определять количество часов, на изучение какой-либо темы, но не исключать другие.

По мнению Сластенина В.А., учебная программа выполняет ряд основных функций:

1. Описательная – программа является средством описания содержания образования;

2. Идейно-мировоззренческая – знания, включенные в программу, направлены на формирование духовности и научного мировоззрения у школьников;

3. Регулирующая или организационно-методическая – организуя деятельность учителя о подготовке к занятиям, (отбор материалов, методов и форм обучения) и учебный труд учащихся (определяет характер их деятельности по изучению предметов в школе, дома).

Целью авторов учебных программ кроме общеобязательных: общеобразовательной, воспитательной и развивающей – должен быть выбор оптимального содержания исторического образования, в ходе изучения которого будет необходимо привлечение таких видов учебной деятельности школьника, как познавательная, практическая, творческо-поисковая, ценностно-смысловая (эмоционально-оценочная).

То есть, по мнению Турянской О. содержание исторического образования должно быть представлено в виде комплекса следующих компонентов:

2. Операционный – состоит из совокупности обязательных, предметных и общих умений обеспечивающихся изучением данного курса (по этому компоненту необходимо в программу ввести уроки формирования умений и навыков).

3. Творческо-поисковый – содержит конкретные исторические или мировоззренческие проблемы (список их предоставляется в программе), которые несут с собой учебную историческую информацию;

4. Ценностно-смысловой – является базой для формирования аксеологического (ценностного), сознания личности, ее эмоционального интеллекта, направлен на осмысление учеником своих чувств, себя и т.д. Турянская О. говорит о том, что школьная программа по истории должна определять те понятия и события о прошлом общественной жизни, которые имели и имеет сегодня большое познавательное или негативное значение для жизни человечества (рабство; раб; хозяин человеческой судьбы). Учащиеся должны осознавать эти явления не только в их

Примерные программы являются ориентиром для составления авторских программ, разработки календарно-тематических планов и создают условия для творчества учителя, свободного выбора форм и методов обучения, дифференциации образовательного процесса" (1999) – здесь вопрос ставится о нескольких программах, из которых будет выбрана оптимальная для определенной местности, школы, класса и т.д.

Виды:

· типовые (требования стандарта, утверждаются Министерством образования и науки РФ и носят рекомендательный характер)

· рабочие (соответствие требованиям гос стандарта, очерчивается нац-регион компонент, учитываются возможности методич, информац, технич обеспеч учебного процесса)

· авторские/ примерные ( требования стандарта, но могут иметь иную логич стр-ру построения учебной дисципл, авторскую точку зрения на изучаемые явления и процессы) Эти программы должны иметь рецензии.

типовые (государственные) учебные программы по истории разрабатываются на основе государственного образовательного стандарта. В них отражается историко-педагогический опыт, основанный на достижениях в педагогике и психологии. Поэтому возникает необходимость периодически обновлять учебные программы в соответствии с развитием педагогической науки и практики. Такие программы утверждаются Министерством образования и Науки Украины и имеют рекомендательный характер.

Рабочие учебные программы разрабатываются на основе государственных, но более применимы на практике. Они описывают национально-региональный компонент и делают ссылку на информационную базу, техническое обеспечение, возможности учащихся.

Авторские учебные программы лишь учитывают требования государственного образовательного стандарта. Они оставляют за собой право содержать иной принцип построения учебного материала, иметь свои подходы к рассмотрению тех или иных теорий, излагать свою точку зрения. Такие программы должны иметь рецензию от ученых, занимающихся изучением истории, а также необходимо утверждение их педагогическим советом школы.

Тематическое и поурочное планирование.

Тематический план составляется, как правило, на весь учебный год и представляет собой планируемый образ обучения по всем крупным темам или разделам учебного курса. В общем виде годовой тематический план — это перечень тем всех занятий, основной целью которого является определение оптимального содержания занятий, и расчет необходимого для них времени.

Тематический план содержит следующие разделы: 1) наименование тем и цели всех уроков; 2) типы уроков; 3) число часов, отводимых на их изучение; 4) опорные знания и умения; 5) темы для предваряющего и итогового повторения; 6) перечень наглядных пособий и учебного оборудования; 7) учебно-методические пособия; 8) межпредметные связи; 9) типы уроков(фиксируются обобщающие и зачетные занятия, намечаются темы и виды самостоятельных работ). По каждой теме часто выделяются основные понятия, способы деятельности, источники информации. Тематическое планирование предназначено для определения оптимальных путей реализации образовательной, развивающей и воспитательной функций учебно-воспитательного процесса в системе уроков и внеурочных занятий по данной теме или разделу учебной программы. В современной дидактике и методике обучения процедура планирования учебного процесса доведена до уровня технологии:

1. Изучение рабочей программы по курсу или ее самостоятельная разработка в соответствии с образовательными стандартами и собственной педагогической позицией. Расчет реального количества отводимых на учебный курс часов (за вычетом праздничных дней). Выделение главных тематических блоков (разделов) курса и приоритетных видов деятельности учеников. Деление учебного материала темы на логически законченные части.

2. Распределение общего количества годовых часов по основным разделам курса с учетом тематических и деятельностных компонентов (например, выделение в конце года времени на повторение или практикум по всем темам курса). Выделение времени на внеклассные занятия (занятия по индивидуальным планам, защита творческих работ, конференции, олимпиады,консультации, зачеты, экзамены и т.п.).3. Расчет учебного времени для разделов тематического плана, учитывая различные факторы (например, крупные разделы или темы лучше завершать до наступления каникул, чтобы контроль образовательных результатов детей по этим темам совпадал с четвертными контрольными работами).4. Планирование занятий внутри каждого из разделов:

- ознакомление с содержанием учебного материала по теме в учебнике, выделение основных научных и воспитательных идей, понятий, законов, умений, навыков, которые должны быть усвоены учащимися в соответствии с поставленными задачами; определение тематики каждого урока, отбор наиболее рационального содержания обучения на данном уроке;- выбор оптимальной технологической структуры занятий по разделу;- уточнение форм предполагаемых занятий, методического инструментария и других особенностей обучения (в том числе обоснование логики раскрытия темы в соответствии с закономерностями усвоения знаний, дидактическими принципами, определение тематики каждого урока, формулировка основных задач, совокупность которых должна обеспечить решение общего комплекса задач изучения темы).

Тематический или деятельностный блок курса расписывается в виде входящих в него занятий с указанием следующих данных:

• номер занятия в данном блоке и с начала года, например: урок 2/53, то есть второй урок по данной теме, пятьдесят третий — с начала занятий;

• тема занятия (формулируется с учетом тем и вопросов, обозначенных в образовательных стандартах, программах и учебниках);

• тип (форма) занятия (лекция, семинар, экскурсия, лабораторная работа и т.п.);

• цель занятия (записывается главная цель, относящаяся к планированию приращения учеников; при поурочном планировании цели могут быть детализированы и конкретизированы). Обозначить дидактическую и воспитательную цель каждой части;

• дидактические средства (раздаточный материал, плакаты, компьютерные программы и т. п.);

• контроль и обратная связь на конкретном уроке, их формы;

• домашнее задание (творческое, номер параграфа из учебника, номер задачи из задачника, по индивидуальным программам и т.д.).Учитель может включить и другие элементы, например методы обучения, ключевые проблемы, виды деятельности учеников и т.п.

5. Окончательная компоновка годового тематического плана, при необходимости корректировка последовательности разделов и предварительно распределенного на них времени.

Заключительный этап подготовки учителя к уроку — поурочное планирование, результатом которого является план (или конспект) урока.План урока — это методический вариант организации работы учащихся над материалом урока. В нем обычно указываются тема и цель урока (образовательная, развивающая, воспитывающая), распределение времени по этапам (проверка задания, объяснение нового, упражнения и т.д.), кратко поясняется содержание работы. В последнем разделе фиксируются основные элементы содержания проверяемого или нового материала и соответствующие методические приемы и способы изучения: беседа (тогда намечаются вопросы), упражнения (задачи должны быть решены), методы изложения, демонстрации, иллюстрации, содержание и виды самостоятельной работы, домашнее задание.

Для подготовки плана (конспекта) урока необходимо придерживаться следующих рекомендаций.

1. Начало подготовки к уроку:

- четко определить и сформулировать его тему;

- изучить программы, методические пособия, школьный учебник; определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, и ту часть учебного материала, которая будет ис-пользована в дальнейшем, межпредметные связи;

- выделить опорный материал, который каждый ученик должен понять и запомнить.

2. Определить и четко сформулировать для себя и для учащихся целевую установку урока: определить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

3. Спланировать учебный материал, для чего:

- подобрать литературу по теме (учебник, энциклопедическое издание, научно-популярное издание, периодика, ресурсы Интернет и т.д.), отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач;

- подобрать учебные задания, целью которых является: узнавание нового материала; воспроизведение; применение знаний в новой ситуации; применение знаний в незнакомой ситуации; творческий подход к знаниям.

- упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному», составить три набора заданий: задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учеником; задания, способствующие закреплению материала учеником.

4. Продумать то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

5. Сгруппировать отобранный учебный материал. Продумать последовательность работы с отобранным материалом, смену видов деятельности учащихся. Найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие.

6. Спланировать объем и формы самостоятельной работы учащихся на уроке; контроль деятельности учащихся: продумать содержание и виды контроля, как будут использованы его результаты. Составить список учеников, знания которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности. Нормы оценки знаний, умений и навыков должны быть известны и ученикам.

7. Продумать индивидуальный подход к разным ученикам: как ликвидировать пробелы в их знаниях, предупредить ошибки и т.д. 8. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т.д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта, а также работу учащихся на доске и в тетрадях. 9. Определение содержания, объема и форм домашнего задания, способа его преподнесения учащимся, рекомендации по выполнению.10. Продумать форму подведения итогов урока. 11. Составление конспекта, который должен содержать три основные части: формальную, содержательную и аналитическую.

16. Школьный учебник и его компоненты.

Учебник — это книга, содержащая в себе научное, последовательное, доступное для учащихся изложение содержания учебного предмета, соответствующее программе и требованиям образовательных стандартов.

Функции школьного учебника

(по Д.Д. Зуеву):

1. Информационная. Учебник обеспечивает учащихся необходимой и достаточной информацией по тому или иному предмету.

2. Систематизирующая. Учебник реализует требование систематического и последовательного изложения материала в логике учебного предмета.

3. Трансформационная – связана с педагогической переработкой научных знаний, подлежащих усвоению. Материал в учебнике педагогически адаптирован в соответствии с дидактическими принципами научности, доступности, учета возрастных особенностей, связи изучаемого материала с жизнью, с практикой. Одним из важнейших направлений адаптации учебного материала является введение проблемности, эмоциональной выразительности.

4. Функция закрепления и самоконтроля. Учебник предоставляет возможности повторного изучения материала, формирования у учащихся прочных знаний может служить фундаментом при их дальнейшем углублении в процессе самообразования.

5. Интегрирующая – учебник помогает ребенку приращивать к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук.

6. Координирующая – привлечение в процессе работы над учебным материалом разнообразных средств обучения (справочники, задачники, карты, иллюстрации, фильмы, учебные пособия и т.п.).

7. Воспитательная функция предполагает духовно-ценностное влияние содержания учебника на учащихся.

Итак, основными структурными компонентами учебника истории и обществознания являются:

Текстовые:

1. Основной - повествовательный, описательный, объяснительный, проблемный, обобщающий.

2. Дополнительный - документы, отрывки из художественной литературы, биографические справки.

3. Пояснительный - определение терминов, подписи к иллюстрациям, пояснения в скобках.

Внетекстовые:

1. Методический - вопросы и задания, выделения в тексте, пункты параграфов, даты, термины, таблицы и др.

2. Иллюстративный - фотографии и репродукции картин, достоверные изображения эпохи, картосхемы, схемы, карты.

3. Аппарат ориентировки - оглавление, рубрикации, сигналы-символы, указатели, рекомендуемая литература.

17. Система работы с учебником на уроках истории

Первичные умения работать с учебником. Когда учитель берет класс из начальной школы, он прежде всего должен выяснить,
хорошо ли ученики умеют читать. С плохо читающими придется
организовывать индивидуальную работу. Техника чтения проверяется в ходе поочередного чтения учениками параграфа учебника. Первое знакомство с учебником следует начать с его оглавления, поясняя, что дети будут изучать, каковы хронологические
рамки учебника. Затем учитель знакомит школьников со структурой учебника, особенностями его построения, различными видами текста, вопросами и заданиями, а также с иллюстрациями и
картами. В последующей работе с учебником учитель объясняет
новые виды текстов, иллюстраций, заданий.

На первых уроках может применяться знакомый ученикам по
начальной школе прием объяснительного чтения. Он складывается из органически связанных между собой элементов чтения,
разъяснения и дополнения прочитанного, разбора иллюстраций,
беседы. Объяснительное чтение способствует осознанному усвоению и закреплению в памяти учащихся прочитанного. Когда только начинается освоение этого приема, беседа предшествует чтению, и лишь в дальнейшей работе чтение предшествует беседе. При объяснительном чтении выделяются абзацы и отдельные
предложения, их составляющие, определяется главная мысль,
выявляются смысловые связи, а также связи текста и иллюстраций. В ходе беседы систематизируются знания, полученные учениками из разных источников.

Задания по учебнику постепенно усложняются. Дети учатся
находить фактический материал (например, собственные имена и
даты), выписывать его; письменно отвечать на вопросы и зачитывать их; формулировать ответы самостоятельно, так как в готовом
виде их в учебнике нет.

Учебник может пригодиться ученикам и при проверке домашнего задания. В ходе опроса они обращаются к книге за справкой,
уточняют ответы своих товарищей. Сам отвечающий также может
исправить свой ответ, прочитав нужное место из учебника.

Первоочередная задача учителя — приучить учеников выделять
непонятные места учебника, неизвестные им термины.

Учебник помогает развивать внимание учащихся. Вот один из
приемов. После объяснения нового учитель предлагает ученикам
прочитать параграф в учебнике и ответить, о чем он не рассказал и


какие привел дополнительные сведения по сравнению с учебником. К учебнику учитель прибегает и тогда, когда учит школьников
делать выводы. Первоначально сообщается, что под выводами


подразумевают самое главное, сходное, общее или различное, содержащееся в изучаемых фактах. Под руководством учителя ученики выводят новое суждение на базе одного или нескольких


прежних. Затем свои выводы они сравнивают с выводами учебника. В дальнейшем они делают выводы по одному-двум параграфам, по теме в целом. Как правило, вывод подытоживает причины, значение или следствие событий.

Ученики также могут подбирать по учебнику доказательства
к сформулированному учителем выводу или к какому-либо утверждению.

В старших классах прием доказательства используется, когда по
содержанию текста учебника анализируются существующие в
науке версии и гипотезы, альтернативные точки зрения на важнейшие исторические проблемы.

На уроках постоянно используются карты из учебника. Показ
по настенной карте сопровождается нахождением объектов в карте учебника. В старших классах ученикам предлагается реконструировать события по карте, например: при изучении восстаний
определить национальный состав восставших.

18. Приемы как виды деятельности.

Приемы как виды деятельности. Составной частью методов
являются приемы учебной деятельности учителя и учащихся. Методические приемы представляют собой совокупность
приемов преподавания, т.е. способов деятельности учителя и адекватных им приемов деятельности учащихся.

Под приемами понимают действия с предметами, а также словесные или письменно-графические действия. Сам прием можно
видеть или слышать. Таким образом, методические приемы — это
действия, направленные на решение конкретной задачи. Это способы работы, которые выполняются для достижения конкретных
результатов и которые можно выразить в виде перечня действий.


Приемы работы (учения) учащихся зависят от приемов деятельности учителя.

К письменно-графическим приемам относятся составление
календарей событий, таблиц, словарей новых слов, планов, логических схем, выполнение рисунков, заполнение контурных карт.


Существуют приемы работы с учебником, с различными печатно-словесными текстами. Например, учащиеся анализируют документы в хрестоматии или в учебнике, составляя синхронистическую
таблицу. Чтобы создать представление о развитии одной страны за
все ее периоды, учитель дает задания выписать в хронологической
последовательности важнейшие события вместе с основными датами или же составить синхронистическую таблицу.

 

19. Факты в обучении истории.

Факты в обучении истории. Главный элемент содержания
исторического образования — это знания. Они включают в себя сведения, познания в области истории, концентрируя социальный
опыт человечества. Знания создают научную картину развития
общества, дают представление об исторической действительности
и предполагают постижение ее человеком.

Структура исторических знаний включает в себя познание
самой исторической науки: ее содержания, способов действия с историческим материалом, теоретических и методологических
основ (учение о принципах построения, формах и способах научного познания). В процессе обучения ученики овладевают элементами исторических знаний, оперируя такими категориями,
как факт, явление, событие, процесс. Они, например, выявляют
сущность событий, проводят их сравнение. Что же означают эти
категории?

Само слово факт в переводе с латинского означает сделанное,
совершившееся. В истории факт
рассматривается как некоторый имевший место фрагмент действительности, конкретной ситуации.

Факт неповторим, его нельзя воспроизвести, наблюдать. В этом
его специфика. В процессе познания истории факты ценны не только сами по себе, они необходимы для определения и сопоставления исторических связей, для их обобщения и усвоения в
системе. Обобщение и систематизация фактов — это инструмент
познания истории.

Конкретными фактами достигается образность изложения исторического материала. Факты неоднородные их можно подразделить на как ты первого и второго порядка. Более сложные факты (первого порядка) раскрывают через менее сложные (второго порядка). В фактах второго порядка могут быть выделены первичные эпизоды исторических знаний и сочетания фактов разного порядка возникает образ исторического события. Поэтому при подготовке к урокам нужен отбор основных и опорных фактов, и выявление тех из них которые ученики должны запомнить надолго. Основные факты, значимые для познания событие формирующие ведущие идеи курса раскрывают более полно и подробно конспективно излагаются не основные факты. Они нужны для связи для прочного запоминания важнейших событий. Таким образом, от значимости факторов зависит степень их освещения. Каждое приведённые на уроке факт должен раскрывать сущность вопроса, способствовать уяснению основных теоретических положений.

При отборе факторов для урока требуется учитывать также и их научная достоверность; конкретность, образность и эмоциональность. Больше образности требуют факты для учащихся среднего звена, и больше документальность и, доказательности- для учащихся старших классов надо правильно, с учетом возраста и познавательных особенностей соотносить как фактический и теоретический материал. При изложении содержания урок у младших школьников вызывает подъем интеллектуальной и эмоциональной активности сам процесс протекания событий, но не их причины.

На этом этапе объяснение нового материала не следует вводить факты, которые усложняют анализ и отвлекают мысль ученика. Анализ материала должен быть направлена выделения в нём существенных признаков событий и понятий. Надо учитывать также соотношение фактов и обобщений. Преподавания истории превратиться в патологию, если будут преобладать конкретные исторические факты без связи и обобщения между ними. И напротив, если будут в основном выводы и обобщения без опоры на конкретные факты, преподавание станет излишне социологизированным. Событие-это значительные единичные факты. К ним относятся важные события в истории. Это события происходили в конкретных условиях, с участием определенного круга лиц, они строго локализованы в пространстве и времени. Изучения единичных, неповторимых фактов или событий помогает понять и усвоить типичные явления.

Явлениями называются общие понятия (революция Восстание) безотносительно к конкретным фактам, без указания места, времени, участников. В данном случае имеется в виду, что революция-это качественное изменение в развитии общества, а восстание-массовое вооруженное выступление. Историческое явление часто отражают черты, характерные для определенного периода истории или эпохи, например, для эпохи крепостничества характерны барщина и оброк.

Процесс-это последовательная смена состояний в развитии. В истории это цепи взаимосвязанных во времени фактов; связующим звеном в них бывают причины и следствия. Например, промышленный переворот-это процесс, характеризующийся переходом от мануфактуры к машинному производству.

20. Реформирование системы школьного исторического образования в России в 90-е гг. XX века.

В 90-е годы изменились значение и роль традиционных для России программ как обязательного для выполнения государственного документа. Было решено ввести по Западному образцу государственный стандарт, определяющие обязательный минимум исторического образования, количественные критерии, оценки качества обучения. Во временном государственном стандарте ученые методисты попытались изложить Основные требования к историческому образованию учащихся в средней школе. В пояснительной записке определялись цели обучения истории в школе, объект изучения истории и основные системные характеристики объекта.

Государственный Стандарт на деле оказался теоретически сложным и мало пригодным для повседневной работы студента учителя. Поэтому появились предложения усовершенствовать и упростить его, например, сделать трёхуровневый

1. минимальный, включающий базовые элементы содержания

2.основной обеспечивающий глубокое представление об изученных на минимальном уровне сведениях

 3. продвинутый, включающий специальные знания по предмету.

Учебные планы, курсы, учебники. В 1992 году был принят закон Российской Федерации «об образовании». Основой формирования образовательной системы стал принцип приоритета личности. В соответствии со стратегией развития исторического и обществоведческого образования осуществлён отказ от монополии государства на партийной идеологии иначе переход к плюрализму идеологии. Провозглашалась обращение к ценностям, связанным с лучшей лучшими национальными и мировыми традициями. Вводимая структура исторического образования должна была обеспечить становления целостной системы знаний о человеке и обществе. К в соответствии с законом об образовании в девяностые годы началось введение обязательного девятилетнего образования школа стала переходить с линейной концентрической структуру обучения. Первый концентр составляла основная школа с 5 по 9 классы, вторая полная средняя школа десятый одиннадцатый классы. В первом концентре ввели изучение «Отечественной и всеобщей истории с древности до наших дней» на основе цивилизационного подхода. Стратегия образования предусматривает сначала изучение истории России в контексте всемирной истории, а в дальнейшем создание единого курса под названием «Россия и мир». Во втором концентре вводились курсы «история России с древнейших времен до наших дней», «основные вехи истории человечества», «история мировых цивилизаций». Для повторения и углубления на более высоком теоретическом уровне ранее изученного предполагалось изучение модульных и интерьер рваных курсов. В настоящее время все более ощущается необходимость создания и столько обществоведческих курсов, построенных по проблемному принципу. В целом структура исторического образования выглядит следующим образом

начальная школа - проповедческие курсы Отечественной истории и обществознания.

основная школа

· 5 класс-история Древнего мира;

· 6 класс-россия и мир в средние века;

· 7 класс-россия и мир в Новое время;

· 8 класс-россия и мир в Новое время: введение в обществознание

· 9 класс-россия и мир в новейшее время: введение в обществознание по.

· Полная средняя школа

· 10 класс-россии с древнейших времен до наших дней: история мировых цивилизаций:

· 11 класс-россия с древнейших времен до наших дней. Введение в обществознание: современный мир.

Школьные программы и временные государственный стандарт исторического образования. Долгие годы школьные программы являлись основным государственным документом для учителя. Так было и в царской России и в России 30-80-х гг. XX века программы строились как графически, так и синхронистически. Если графическое построение предполагает изучение истории отдельных стран, то синхронистическая устанавливает связь между отдельными странами и определяет их взаимную роль и отношения. Школа получила возможность выбирать образовательные программы, содержащие федеральный компонент образования и соответствующие временному государственному стандарту. Появились так называемые авторские программы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: