Раздел 6. Перечень средств обучения. 3 страница

Если субстанциальные, атрибутивные и реляционные слова обладают значениями разных логических типов, то специфика объекта субстанциального слова состоит в том, что он именуется. Это значит, что субстанция в концепции логического атомизма рассматривается как простой объект. В субъектно-предикатном суждении субстанция встречается в качестве субъекта, а в реляционном предложении - в качестве одного из терминов отношения. "Если то, что мы рассматриваем как простое, есть в действительности сложное, тогда мы можем попасть в затруднение, именуя его, когда все, что мы обязаны делать, так это утверждать его" (Рассел, Б., 1998, 31). Так, существует факт: Платон любит Сократа, но нет такого простого объекта, как платоновская любовь к Сократу. Путая разные логические функции - функции именования и утверждения, естественный язык создает условия для онтологизации научных абстракций, которая порождает феномен существования несуществующего объекта.

Хабермас, представитель символического интеракционизма, показывает, что на смену идеологии частного предпринимательства приходит идеология потребительской культуры, которая обусловлена влиянием науки и научных технологий. Организация общества остается иррационально обусловленной частными интересами, а не интересами целого. Гармонизация интересов полагается возможной посредством открытого диалога субъектов коммуникации (Хабермас, Ю., 2000; 1993).

Социальные науки также могут быть поняты коммуникативно. Язык как смысловое условие коммуникации рассматривается в качестве средства описания возможных многообразий человеческих поступков. В контексте философии интерсубъективности на основе коммуникативного подхода осмысливается классическая тема – тема рациональности. С инструментальной целерациональностью (труд) ваимодействует коммуникативная рациональность (интеракция). Последняя обращена к взаимопониманию Я и Другого, направлена на достижение консенсуса посредством аргументации. Интеракции, основанные на коммуникативной рациональности, протекают в контексте открытого дискурса, свободного от априорных ценностей и норм.

По мнению Хабермаса, эти типы рациональности первоначально противостоят как, соответственно, система и жизненный мир. Система есть связь социальных элементов, устойчивость которой конституируется отношением деньги – власть. Это структурное отношение тотально не связано с коммуникативным опытом. Жизненный мир есть интеракция, атрибутами которой являются повседневность и символичность. Условия интеракции – общность смыслов культуры. Консенсус, возникающий в контексте интеракции, определяет становление социальной связи и социализации личности.

Коммуникативное общество отличается от общества иерархии как отсутствием монополии системы, так и универсальностью жизненного мира. Монополия системы редуцирует познание к идеологии. Науки, в том числе социальные и гуманитарные, становятся служанкой системы. Их манифестированное движение к истине на деле означает следование прагматической установке, имплицитно санкционированной системой.

Философия интерсубъективности есть продукт постметафизического мышления. Ее предмет – жизненный мир как эмпирический мир становления. Изменение – его логос, его закон. Изменчива и предметно ориентированная проблематика философия интерсубъективности. Способность к коммуникации становится синонимом разумности. Разумность и есть способность к коммуникации. Практический разум, его моральное содержание, систематически обращенное к идее справедливости, есть средство интер-культурных и кросс-культурных коммуникаций, определяющих движение к мировому коммуникативному сообществу (Хабермас, Ю., 2000).

Понимание философии как исследования природы вещей, как познания вечного, непреходящего сущего, как науки о первых принципах и началах вещей, как пути для достижения счастья посредством разума свойственно античной традиции. В ее контексте реализована проективная функция философии науки. Философский разум сформировал проекты развития математики, теоретического и эмпирического естествознания. Позиционирование философии как мирской мудрости, основанной на естественном свете человеческого разума, как единой науки, существующей в форме понятия, как истории самосознания, как учения об абсолюте, как науке о разуме, постигающем самого себя, характеризует осмысление предметности и проблемности классического философствования

Понимание философии как исследования соотношения мышления человека и бытия человека, как изучения универсальных законов природы, общества и мышления человека, как стратегии переоценки всех ценностей культуры, как процедуры прагматического улучшения опыта, как анализа языка, как герменевтики бытия понимающего, как рефлексии культуры, как концептогенез помечает пути самосознания философии постклассического периода. Прояснение понятия философии является способом осмысленя как предмета, так и методов философствования. Понятие философии функционирует в культуре философствования как способ его самосознания и как конструктивный принцип философского творчества. В понятии философии концептуализируется предметность, проблемность и методологичность философствования.

Деятельностная природа философии как феномена культуры состоит в том, что философствование изначально реализуется как мысле-деятельносить. Философия осознает себя как конструирование, деконструирование, как аналитическую деятельность, как деятельность по преобразованию опыта, как деятельность по продуцированию смыслов культуры. Эта сторона творчества свойственна и философии общества. Феномен общества осваивается в контекстах философской конструкции, деструкции, деконструкции, философского анализа и синтеза.

 

Методические рекомендации студенткам и студентам.

Философия есть определенная культура человеческого мышления. Время ее исторического бытия измеряется тысячелетиями. В ней аккумулирован интеллектуальный и духовный опыт человечества. Необходимость изучения философии студентками и студентами университетов и других высших образовательных учреждений не вызывает сомнений. От обладания способностью мыслить самостоятельно зависит не только профессиональная деятельность будущего специалиста, но и само качество жизни личности, характер общественных отношений, судьбы народов и цивилизаций.

Вопрос о том, что значит мыслить, для философии является конститутивным, фундаментальным.

В условиях наличного многообразия концепций и школ философствования и ограниченного количества учебных часов, отведенных для изучения философии, возникает проблема отбора философского материала. Приходится определять меру полноты его охвата и глубины его проработки. Для методически фундированного решения этой проблемы в программе предложены генетический и компаративистский подходы к истолкованию и изучению философии, ее бытия в истории и культуре обществ и цивилизаций.

Учебный курс философии состоит из четырех частей. Это - мета-философия, история философии, общие темы философии, особенные темы философии. Таким образом, предлагается четырехмерная структура учебного курса философии.

В контексте мета-философия дается предваряющее определение понятия философии, ее природы и генезиса. Здесь предлагаются определения предмета и метода, структуры и функций философского познания. Это – первая часть курса.

Краткий обзор истории философии составляет содержание второй части. Он базируется на понимании гармоничной связи философии и истории философии. История философии понимается как осуществление самой сущности философского мышления. Такая концепция предполагает естественность перехода от истории философии к изучению структуры философского вопрошания.

Структура философствования представлена в соотношении общих (третья часть) и особенных (четвертая часть) тем философии. Формирование общих и особенных вопросов философии обусловлено природой философского мышления. Оно всегда предметно. Оно обладает возможностью идеализаций и интерпретаций предметов нашего мышления.

Философия размышляет над опытом бытия человека в мире. Это составляет ее универсум, универсальный предметный мир философского вопрошания. Спецификация осмысления опыта бытия человека в мире и приводит к тому, что в философии формируются общие и особенные темы исследования.

К общим темам философского вопрошания отнесены метафизика, онтология и аксиология, гносеология и праксиология. Их пронизывает оппозиция метафизического и не(анти)метафизического философствования.

Особенные темы философствования формируются посредством применения идей и проблем общих разделов философствования к осмыслению природы и специфики определенных ареалов опыта бытия человека в мире. Они обозначаются такими терминами, как природа и общество, культура и человек, наука и техника. Вместе с тем осмысление особенных сфер опыта бытия человека в мире оказывает обратное влияние на содержание теоретической философии, на ее проблематику, методологию, концептуальность. Обращенность философии к опыту бытия человека в мире обусловливает ее открытость.

В целом цель изучения курса философии состоит в том, чтобы помочь студенткам и студентам научиться мыслить – мыслить самостоятельно. Этой целью определяется комплекс учебных задач, решаемых в ходе учебного процесса.

К задачам курса философии относится изучение опыта исторического бытия философии, которое позволяет освоить различные культуры философского мышления, а также изучение основных направлений современной философии в их естественной связи с разнообразными аспектами бытия человека в мире.

Существенной задачей является формирование интереса к освоению философского наследия человечества, становление способности и вкуса к самостоятельному мышлению, к осмыслению глобальных и региональных, профессиональных и личностных проблем бытия человека в мире.

Получая определенный объем философских знаний, студентки и студенты осознают свободу мысли как необходимое условие возможности бытия самой философии. Свобода мысли понимается сущностно - как прояснение оснований самого мышления, как систематическое обращение философии к своим собственным основаниям.

В результате изучения курса философии студентки и студенты смогут понять, что философия и есть свободное мышление, то есть мышление, систематически обращающееся к своим собственным предпосылкам.

Достижению поставленной цели будут способствовать разнообразные формы учебного процесса. К ним относятся лекции, семинары, самостоятельная работа студенток и студентов над текстами, написание докладов, реферативных обзоров, курсовых работ, дискуссии, конференции.

Студенткам и студентам целесообразно осваивать курс Философия на основе внимательного изучения рабочей программы, лекций преподавателя, текстов классиков философии, разработавших парадигмальные концепции философии.

При подготовке докладов и рефератов целесообразно точно определить круг текстов, указанных в списке основной литературы, относящихся к избранной теме, проштудировать их содержание, понять их логику и основные идеи и на этой основе написать свой личный текст.

 

Литература.

Мартынович С. Ф. Философия науки: архетипы, методы // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. Том I.. - М.: Современные тетради, 2005, с. 368-369.

Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое // По ту сторону добра и зла. М.: ЭКСМО–ПРЕСС, Харьков: ФОЛИО,1998, с. 11–294

Ницше Ф. Так говорил Заратустра // По ту сторону добра и зла. М.: ЭКСМО–ПРЕСС, Харьков: ФОЛИО,1998, с. 295–556

Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // По ту сторону добра и зла. М.: ЭКСМО–ПРЕСС, Харьков: ФОЛИО, 1998, с. 557– 748

Ницше Ф. К генеалогии морали // По ту сторону добра и зла. М.: ЭКСМО–ПРЕСС. Харьков: ФОЛИО,1998, с. 749– 882

Ницше Ф. Сумерки идолов, или как философствуют молотом // По ту сторону добра и зла. М.: ЭКСМО–ПРЕСС, Харьков: ФОЛИО,1998, с. 883–970

Ницше Ф. Антихрист // По ту сторону добра и зла. М.: ЭКСМО–ПРЕСС, Харьков: ФОЛИО,1998, с. 971–1040

Рассел, Б. Исследование значения и истины. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.

Рассел, Б. История западной философии. Кн. 3. Изд–во Новосибирского ун–та, Новосибирск. 1994.

Рассел, Б, Человеческое познание: Его сфера и границы. Киев: Ника центр; Вист-С..: 1997.

Рассел Б. Логический атомизм // Аналитическая философия: Становление и развитие. М., Дом интеллектуальной книги. Прогресс — Традиция, 1998. С. 17-37.

Фейербах Л. История философии. Собр. произв.: В 3 т. Т. 1. М. 1967a.

Фейербах Л. История философии. Собр. произв.: В 3 т. Т. 2. М. 1967b.

Фейербах Л. История философии. Собр. произв.: В 3 т. Т. 3. М. 1967c.

Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000.

Хабермас Ю. К проблематике смыслопонимания в эмпирико-аналитических и поведенческих науках // Ступени. 1994.

Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия // Вестн. Московского ун-та. Сер. 7. Философия. 1993. № 4.

 

Раздел 2. Тематический план учебной дисциплины Философия.

 

п/п

Наименование раздела, подраздела, темы лекции

Бюджет учебного времени

Форма текущего и итогового контроля

Всего

в том числе

лекции лабораторные и практические семинарские занятия самостоятельная работа
1 2 3 4 5 6 7 8

Очная полная программа

1. 1.2 1.3 и т.д. Раздел  Подраздел  Лекция и т.д. 60 30     30 зачет
  Тема 1. 4 2     2  
  Тема 2. 4 2     2  
  Тема3. 4 2     2  
  Тема 4. 4 2     2  
  Тема 5. 4 2     2  
  Тема 6. 4 2     2  
  Тема 7. 4 2     2  
  Тема 8. 4 2     2  
  Тема 9. 4 2     2  
  Тема 10. 4 2     2  
  Тема 11 4 2     2  
  Тема 12 4 2     2  
  Тема 13 4 2     2  
  Тема 14 4 2     2  
  Тема 15 4 2     2  
               
  итого 60 30     30  

Очная форма в ускоренные сроки

               

Очно-заочная форма

               

Заочная полная форма

               
  итого            

Заочная форма в ускоренные сроки

               

Раздел 3. Содержание учебной дисциплины Философия.

 

Оглавление.

Введение.

Часть I. Философия как мета-философия.

Тема 1. Природа философского знания, его структура и функции. Проблемность и предметность философствования.

Тема 2. Определения понятия философии как установки философского самосознания и конструктивные принципы философского творчества.

Часть II. Философия как история философии.

Тема 3. Возникновение философии: Индия, Китай, Греция.

Тема 4. Историческое бытие философии и историография философии.

Часть III. Общие темы философии.

Тема 5. Метафизика. Метафизический и неметафизический способы философствования.

Тема 6. Онтология.

Тема 7. Аксиология.

Тема 8. Теория познания.

Тема 9. Праксиология.

Часть IV. Особенные темы философии.

Тема 10. Природа и натурфилософия, естествознание и философия естествознания.

Тема 11. Общество, эмпирическое познание общества, философия общества (социальная философия).

Тема 12. Культура, научное описание культуры, философия культуры.

Тема 13. Философия человека.

Тема 14. Философия науки.

Тема 15. Проблематизация бытия человека, общества, человечества. Философия глобальных проблем.

Заключение.

 

Введение.

 

Философия - традиционная сфера человеческой культуры, важнейшее направление духовной и когнитивной жизни человека, общества, человечества. Философские знания составляют основу научно-познавательной деятельности, формируют универсальные смыслы человеческой жизни.

Учебный курс философии состоит из четырех частей, гармонично связанных друг с другом в единое целое. В первой части философия рассматривается как мета-философия. Во второй части философия представлена как история философии. В третьей части осмысливаются общие темы философии. В четвертой части исследуются особенные темы философии.

 

Часть I. Философия как мета-философия.

 

Тема 1. Природа философского знания, его структура и функции. Проблемность и предметность философствования.

 

1. Основные понятия.

Философия, мета-философия, инструмент философствования, универсум философствования, предмет философии, рефлексивность философствования, проблема в философии, метод философии, функции философии, концептуальность философского учения, классическая философия, неклассическая философия, свобода мышления.

 

2. Содержание.

Понятие философии. Философия (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость, philosophia — любовь к мудрости) как свободное, критическое осмысление мира, человека, опыта бытия человека в мире, как вид общественного сознания и познания мира, вырабатывающий систему идей и знаний об основаниях бытия человека в мире. Философия как форма духовной деятельности, осуществляющая осмысление оснований мировоззрения, как теоретическое ядро мировоззрения. Мышление посредством понятий как инструмент философствования. Философское мышление о мире как универсуме действия объективных сил. Теоретическое обоснование и логическая аргументация, анализ и синтез как проявления рациональности философского исследования. Философия как мудрость.

Многообразие философских учений, направлений, традиций как фундаментальный факт специфики философского знания.

Концептуальность философского учения. Жиль Делез о философии как концептогенезе. Понятие концепта философского учения. Атомы Демокрита, идеи Платона, субстанции Аристотеля, cogito Декарта, a priori Канта, дух Гегеля, практика Маркса, Da-Sein Хайдеггера, ризома постструктурализма как исторические примеры концептов философских учений.

Понятие метода философствования. Историческое многообразие методов философствования. Догматический, скептический, критический, аналитический, антропологический, феноменологический, диалектический, герменевтический методы. Метод философии как проблема.

Предметность философии. Опыт бытия человека в мире как универсальный предметный мир философского вопрошания. Философия как мышление бытия. Философия как мышление мышления. Изменение понимания предмета философии. Философия как наука наук. Аристотель о первой философии (метафизике) как учении о сверхприродном мире, определяющем принципы второй философии (физики). Философия как наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Антиметафизическая направленность позитивизма и изменение предмета философии: философия как методология научного познания. Философия как мышление бытия и как мышление мышления. Преобразующая деятельность человека как предельное условие возможности  мышления бытия и познания объективного мира. Философия как анализ универсалий культуры, ее всеобщих определений, выражаемых в предельно общих понятиях — категориях. Философия как аналитика бытия понимающего. Философия как теоретическое самосознание человека, общества, человечества.

Проблемность философского исследования. Понятие проблемы в философском исследовании. Проблемы метафизического философствования и философствования неметафизического. Принцип проблемной типологии философских учений. Проблема данности предмета в познании: оппозиция сенсуализма и интеллектуализма. Проблема происхождения знания: оппозиция эмпиризма и рационализма. Проблема реальности объектов возможного знания: оппозиция реализма и антиреализма. Проблема количества субстанций: оппозиция монизма и плюрализма. Проблема возможностей разума в постижении универсума философствования: оппозиция рационализма и иррационализма. Поиск согласия относительно множества проблем философии. Характер обсуждения и условие возможности решения проблем философии. Феномен разрешимости-неразрешимости философских проблем.

Задачи философствования. Задача традиционной, классической философии - создать предельно универсальную картину мира и места человека в нем. Неклассическая философия как отказ от этой задачи на основании признания несамодостаточности мышления, его обусловленности бытием (природой человека, практикой, языком, культурой, историей). Задача философии как самосознания своей эпохи. И. Кант об основных вопросах философия: что я могу знать? что я должен делать? на что я могу надеяться? что такое человек, в чем смысл и цель его бытия? Теоретическое осмысление проблемы отношения человека и мира как самоопределение философии, как основа размышления об отношении мышления и бытия, субъекта и объекта, духа и материи, возможности и действительности, свободы и необходимости.

Рефлексивность философского знания. Структура философского знания, ее историческая эволюция. Формирование структуры философского знания в процессе осмысления универсального предметного мира философского исследования. Движение философии к своим целям как самоопределение структуры философского знания. Общие темы философии: метафизика (учение о мире в целом и его первопричине, о свободе и бессмертии), учение о бытии (онтология), учение о познании (гносеология), учение о ценностях (аксиология), праксиология как учение о практической деятельности человека, ее природе и роли в. бытии человека, в становлении и развитии философии и других форм освоения мира. Особенные темы философии: философия природы, учение о человеке (философская антропология), учение об обществе (социальная философия), философия истории, философия культуры, морали, искусства, религии, философия науки и осмысление других локальных сфер опыта бытия человека в мире. Изменение структуры философского знания в процессе развития общества и культуры. Трансформация философии как единого теоретического знания о мире, отделение конкретных наук, конкретизация философской проблематики внутри собственно философии, формирование относительно самостоятельных и взаимодействующих друг с другом областей философии.

Функции философии. Мировоззренческая, познавательная, методологическая, рефлексивно-критическая, прогностическая функции философского знания. Роль философии в поиске мировоззренческих ориентиров, способствующих решению новых проблем бытия человека в мире. Философия как рациональное прояснение универсалий культуры, их выражение в системе категорий. Философское познание как самосознание культуры, как теоретически-категориальная санкция целесообразного способа жизни. Обоснование категориальных смыслов в качестве ценностей как выражение мировоззренческой функции философии. Прогностическая функция философского знания: закрытые (консервативные) и открытые (креативные) общества. Канонизация и догматизация философских учений в консервативных обществах. Актуализация значимости философского прогноза в открытых (креативных) обществах. Изменение соотношения философии, политики, идеологии, религии, теологии и богословия в истории европейской цивилизации.

Свободное рефлексивно-критическое мышление как родовая сущность философии, ее исторические деформации: философия как служанка теологии, философия как служанка идеологии и политики. Возможности их преодоления.

Свобода мышления как условие возможности бытия философии.

 

3.Теоретические положения и методические пояснения.

Слово «философия» буквально есть соединение двух греческих слов: филео — любовь и софия — мудрость. Это дает возможность двойственного толкования смысла термина «философия»: либо как “любовь к мудрости”, либо как “любовь и мудрость”.

Философия возникает и существует как вид духовной деятельности, предметом которой является осмысление мировоззренческих вопросов, понимание мира в целом, природы человека, характера отношения человека к миру.

Сопоставление философии с другими феноменами духовной культуры проясняет отношения сходства и различия, существующие между ними и философией. Сравнение искусства, религии и философии по тому способу, посредством которого они осваивают опыт бытия человека в мире, показывает, что искусство постигает свой универсум посредством образов, религиозное отношение человека к миру реализуется в процессе переживания. А философия осваивает мир с помощью понятий. Мышление посредством понятий есть единственный инструмент философствования.

Если попытаться сравнить философию, теологию и науку, то оно окажется плодотворным. Основанием сравнения можно избрать характер рассматриваемых проблем и способ их решения. И философия, и теология в конечном счете размышляют об отношении человека и мира. Размышляя об этом универсуме, они обнаруживают свой мировоззренческий статус.

Теология обосновывает теологически креативную природу мира и человека. В этом ее определенность, ее граница, ее догма.

В условиях развитого состояния науки философия не претендует на эмпирические утверждения о мире. Это дело науки. Наука, в отличие от философии, осваивает мир посредством опыта. Поэтому научное знание о мире является определенным, предметным, эмпирическим.

Философия может искать первые принципы бытия и познания мира человеком, может рефлектировать над процессом познания мира посредством науки. В этом смысле ее поиск более свободен. Философия не принимает предпосылок, которые были бы принципиально выведены из под критической рефлексии. На всех предметах философской мысли лежит печать сомнения и критики. Все решения проблем, которые предлагает философия, аргументируются на разумных основаниях – обосновываются, опровергаются и снова обосновываются. Философия гибко реагирует на разделение интеллектуального труда. Она постоянно переосмысливает свои исследовательские стратегии. В результате чего возникают новые философские направления мышления и исследования.

Опыт бытия человека в мире является предметным универсальным миром философского вопрошания. Философия реализует две основные мыслительные стратегии. Она осознает себя как мышление бытия, а также как мышление мышления. Поэтому философское знание рефлексивно. Философия есть культура рефлексии, культура самопознания. Формирование структуры философского знания происходит в процессе осмысления предметного универсального мира философского исследования.

Функционируя как мыследеятельность, философия находится в теоретическом и практическом отношении к миру, к опыту бытия человека в мире. Для теоретической философии характерна интенция познавать, промысливать то, что есть. Предмет ее исследования – сущее. Развитое состояние теоретической философии есть результат опредмечивания теоретического отношения человека к миру.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: