Раздел 6. Перечень средств обучения. 4 страница

Практическая философия есть проявление и мыслительная реализация практического отношения к миру, к опыту бытия человека в мире. Предмет ее исследования – должное, целесообразное. Понимание связи теоретической и практической частей философии может быть различным. Это зависит от понимания соотношения сущего и должного. Если мир должного противопоставлен миру сущего, то неизбежен разрыв между теоретической и практической частями философии. Если же сущее и должное истолковываются как некое гармоническое единство, то возникает соответствующее единство теоретической и практической философии.

В содержании философии в целом и в содержании философских учений целесообразно различать общие и особенные темы философствования. Это другой аспект структуры философского знания. Мышление о бытии, ценностях, познании, деятельности формирует общие темы философии. Мышление о локальных сферах бытия человека – природе, истории, культуре продуцирует особенные темы философствования.

Соотношение теоретической философии и философии практической, общих и особенных тем философствования задает своеобразные структуры философских учений.

Для прояснения природы философского знания необходимо осмыслить явление многообразия философских учений, направлений, традиций как фундаментальный факт специфики философского знания. Что следует из этого факта? Его можно интерпретировать по-разному. Выявить наиболее обоснованные интерпретации этого факта – задача не только учебного процесса, Это есть фундаментальная проблема современной мата-философии.

Философское учение концептуально. Концептуальность философского учения означает, что все его смыслы организованы определенной идеей, понятием, принципом, то есть определенным когнитивным началом. Исторические примеры концептов философских учений многочисленны. К ним относятся, например, атомы Демокрита, идеи Платона, субстанции Аристотеля, cogito Декарта, a priori Канта, дух Гегеля, практика Маркса, Da-Sein Хайдеггера, ризома постструктурализма. Жиль Делез о философии как концептогенезе.

Феномен концептуальности философского учения можно осмыслить как методический прием при изучении философии. Осваивая содержание философских учений, полезно поставить вопрос о смысле его концепта, то есть исходного принципа учения, который определяет его целостность и оригинальность.

Размышление философии о философии, философии о самой себе является условием возможности существования философии как особой культуры мысли. Темы начала и понятия философии, предметности, проблемности и методологичности философствования естественным образом возникают на пути самосознания философии. Их постановки, обсуждения и возможные решения опираются на опыт исторического бытия философии.

Самосознание философии герменевтично по своей природе. Так, например, герменевтична ситуация соотношения тем начала философии и понятия философии. Условием познания начала философии является наличие понятия философии. Условием же формирования понятия философии является наличие философии как феномена культуры.

Герменевтический круг в самосознании философии выражает реальную природу самосознания вообще. Феномен круга понимания философии в ее самосознании не может быть устранен. Возможны же обогащения, конкретизации мысли в динамике этого круга на основе осмысления опыта традиции, опыта исторического бытия философии.

Поэтому формирование понятия философии есть задача, постановки, обсуждения и возможные решения которой непрерывно возобновляются в историческом бытии философии.

Понимание философии как исследования природы вещей, как познания вечного, непреходящего сущего, как науки о первых принципах и началах вещей, как пути для достижения счастья посредством разума свойственно античной традиции. В ее контексте реализована проективная функция философии науки. Философский разум сформировал проекты развития математики, теоретического и эмпирического естествознания.  

Позиционирование философии как мирской мудрости, основанной на естественном свете человеческого разума, как единой науки, существующей в форме понятия, как истории самосознания, как учения об абсолюте, как науке о разуме, постигающем самого себя, характеризует осмысление предметности и проблемности классического философствования.

Понимание философии как исследования соотношения мышления человека и бытия человека, как изучения универсальных законов природы, общества и мышления человека, как стратегии переоценки всех ценностей культуры, как процедуры прагматического улучшения опыта, как анализа языка, как герменевтики бытия понимающего, как рефлексии культуры, как концептогенез помечает пути самосознания философии постклассического периода.

Прояснение понятия философии является способом осмысленя как предмета, так и методов философствования. Понятие философии функционирует в культуре философствования как способ его самосознания и как конструктивный принцип философского творчества. В понятии философии концептуализируется предметность, проблемность и методологичность философствования.

Прояснение универсальных, родовых свойств философии как целостного феномена и вида культуры возможно посредством сравнения философии с другими видами культуры, с языком, искусством, наукой. Философия как феномен культуры есть символическое, аксиологическое и деятельностное опредмечивание мысли.

Символическая природа философии опредмечивается в языке в виде письма и речи. Возникая на основе культуры письма, философия существует и в изустной форме в качестве речи. Письменное опредмечивание философской мысли определяет историческое бытие философии как ретроспективный диалог. Речевая артикуляция философии определяет ее как актуальный диалог текущего момента.

Аксиологическая определенность философского исследования есть универсальное свойство философии в целом. Оно воспроизводится в каждом конкретном философском учении. Феномен принятия аксиологических презумпций (ценностей и оценок, идеалов и норм) как универсален, так и конкретен. Спецификация аксиологического фундирования философской мысли многомерна.

Деятельностная природа философии как феномена культуры состоит в том, что философствование изначально реализуется как мысле-деятельносить. Философия осознает себя как конструирование, деконструирование, как аналитическую деятельность, как деятельность по преобразованию опыта, как деятельность по продуцированию смыслов культуры.

Сопоставление философии и, например, искусства позволяет акцентировать специфические принципы организации их конкретных образцов. Если произведение искусства формируется посредством образа, то философское учение концептуализирует свой предметный универсум, выражая его посредством понятий. Понятийность есть телесность философии, философского учения.

Проблематика осмысления природы философии есть не что иное, как мета-философия. Для осмысления природы философского знания продуктивно рассмотреть философию как феномен духовной культуры и как определенный способ мышления.

Философия есть определенное мышление. Философское учение концептуализирует свой предметный универсум, выражая его посредством понятий. Понятийность есть телесность философии, философского учения. Это утверждение является результатом осмысления опыта исторического бытия философии как традиции мысли. Мышление в своей философской определенности есть единственный инструмент философствования. Философское мышление, как и мышление вообще, предметно. Связь мысли о предмете и предмета мысли необходима и для философского мышления. Исторически философия самоопределялась как мышление бытия, как мышление мышления. Та и другая версии философии опираются на определенные предпосылки. С точки зрения предметности философского мышления, такими предпосылками являются опыт бытия и опыт мышления.

Понимание философии как мышления бытия и как мышления мышления герменевтично. Понятие бытия и понятие мышления, как и все вообще понятия, подвержены истолкованию. Если та или иная версия истолкования этих понятий принимается в традиции философствования, то данная определенность понятия является результатом имплицитно принятого соглашения. Конвенциональная природа философских понятий бытия и мышления согласуется с процессом исторической переоценки их смысловой значимости.

Историческое бытие философии как традиции мысли есть непрерывный процесс переосмысления заключенных конвенций относительно смысла понятий философии. Конвенции относительно понятий бытия и мышления заключались и заключаются в определенных культурно-исторических и социальных условиях, по определенным основаниям и мотивам.

По ряду оснований предлагается конвенция относительно понимания предметности философии. Философию можно понимать как осмысление опыта бытия человека в мире. При таком подходе опыт бытия человека в мире есть универсум философствования, предметный универсальный мир философского вопрошания, исследования, анализа и синтеза, конструкции, деструкции, деконструкции. Для философии как рефлексивного мышления характерно осмысление условий возможности бытия и мышления, знания и познания, культуры и экзистенции. Философская рефлексия является углублением рефлексивной деятельности естественного сознания, практического сознания человека, осмыслением рефлексивности научного мышления.

Философия, являясь определенным мышлением, может рассматриваться как понятийный синтез определенного опыта бытия человека в мире, как своего рода продуцирование принципов философских учений, или концептогенез. Она применяет различные методы философствования. Методы философии, в разное время или одновременно примененные традицией для осмысления опыта бытия человека в мире, обладают длительной историей своего существования. Они имеют для философии транс– эпохальное значение. Так, догматический и скептический методы реализуются в философии исторически одновременно с ее становлением. Они оказываются актуальными и для современного состояния философии.

Размышление философии о философии, философии о самой себе является условием возможности существования философии как особой культуры мысли. Темы начала и понятия философии, предметности, проблемности и методологичности философствования естественным образом возникают на пути самосознания философии. Их постановки, обсуждения и возможные решения опираются на опыт исторического бытия философии. Самосознание философии герменевтично по своей природе. Так, например, герменевтична ситуация соотношения тем начала философии и понятия философии. Условием познания начала философии является наличие понятия философии. Условием же формирования понятия философии является наличие философии как феномена культуры мысли. Природа начала философии в целом волютивная. Человек в определенных условиях и по определенным мотивам принимает решение – начать мыслить.

Герменевтический круг в самосознании философии выражает реальную природу самосознания вообще. Феномен круга понимания философии в ее самосознании не может быть устранен. Возможны же обогащения, конкретизации мысли в динамике этого круга на основе осмысления опыта традиции, опыта исторического бытия философии. Поэтому формирование понятия философии есть задача, постановки, обсуждения и возможные решения которой непрерывно возобновляются в историческом бытии философии.

Философия как феномен культуры есть символическое, аксиологическое и деятельностное опредмечивание мысли. Символическая природа философии опредмечивается в языке в виде письма и речи. Возникая на основе культуры письма, философия существует и в изустной форме в качестве речи. Письменное опредмечивание философской мысли структурирует историческое бытие философии как ретроспективный диалог. Речевая артикуляция философии определяет ее как актуальный диалог текущего момента. Аксиологическая определенность философского исследования есть универсальное свойство философии в целом. Оно воспроизводится в каждом конкретном философском учении. Феномен принятия аксиологических презумпций (оценок ценности вещей, идеалов и норм, целей) как универсален, так и конкретен. Спецификация аксиологического фундирования философской мысли многомерна. Деятельностная природа философии как феномена культуры состоит в том, что философствование изначально реализуется как мысле-деятельносить. Философия осознает себя как конструирование и деконструирование, как аналитическую деятельность, как деятельность по преобразованию опыта, как деятельность по продуцированию смыслов культуры.

Прояснение понятия философии является способом осмысленя как предметности, так и методологичности философствования. Понятие философии функционирует в культуре философствования как способ его самосознания и как конструктивный принцип философского творчества. В понятии философии концептуализируется предметность и проблемность, концептуальность и методологичность, телеологичность и аксиологичность философствования.

В современной ситуации актуально исследование связи общефилософских идей со специальной проблематикой философии. В центре исследования может находиться рассмотрение методов философствования, способов мировоззренческого освоения опыта бытия человека в мире, получивших названия догматического, скептического, критического, антропологического и аналитического философствования.

Значимым событием философии как традиции мысли было становления критического метода философствования. Этот процесс был противоречивым. Фундаментальным противоречием критической философии Канта является толкование причинности, с одной стороны, и ее реальное применение в конституировании системы критической философии, с другой стороны. В учении о рассудке категории причины и следствия толкуются как априорные формы рассудочного мышления, синтезирующие знания только о мире явлений, но не о мире вещей самих по себе. В учении же о вещи в себе и явлении Кант утверждает, что вещи воздействуют на нашу чувственность, возбуждают ее, продуцируя мир явлений. Противоречие состоит в том, что в учении о синтезе знания причинность толкуется как применимая лишь к миру явлений, а в учении о вещи в себе и явлении категория причины применяется как средство мышления о вещи в себе. С позиций культуры критического философствования применение категорий мышления к миру вещей самих по себе есть возврат на позиции догматического реализма. Тема причинности, оказавшись центральной в скептицизме Юма, остается предметом фундаментального противоречия в критицизме Канта.

Философствование есть определенный способ рационально организованной мысли. Необходимым элементом его организации является проблема. Философский поиск проблемно инициирован. Начиная с Фалеса, философия постоянно ставит, обсуждает, а иногда и решает определенные проблемы. При изучении философии, философского учения важно понять, какая проблема обсуждалась, как она формулировалась, какие решения были предложены, как происходила аргументация тех или иных решений определенных проблем.

Философия рассматривала проблему соотношения мышления и бытия, человека и мира. Она исследовала проблему соотношения многого и единого, субстанции и субъекта. На разных этапах эволюции традиции философствования обсуждалась проблема соотношения тождества и различия, ценности и оценки, Я и Другого.

Решение проблем в философии организуется определенным методом исследования. Наиболее влиятельными в историческом бытии философии стали догматический, скептический, критический, аналитический, антропологический, феноменологический, диалектический, герменевтический методы. Реальное многообразие методов философствования привело к тому, что возникла особая мета-философская проблема – проблема выбора метода философствования. Значимость этой проблемы состоит в том, что содержание учения формируется как опредмечивание, реализация определенного метода.

Философия выполняет разнообразные функции в культуре. К ним относятся рефлексивно-познавательная, мировоззренческая, методологическая, оценочная функции. Осознание их содержания и определенности значимо для понимания ценности философии.

Философия осознает себя как свободное мышления. Нужно понять природу этой свободы. Философия внутренне не свободна от своей проблематики, от необходимости применения определенных методов, она не свободна от обусловленности архетипом философствования. Свобода философствования состоит в том, что оно систематически обращается к своим собственным предпосылкам и проясняет их. Так, например Бэкон, анализируя “идолы разума”, освобождал мышление от неосознанных зависимостей. Свобода мышления в этом смысле есть условие возможности существования философии.

Если мифология и религия опираются на традицию и авторитет, на стереотипы не осознающего свою природу сознания, то философия формируется как критическое осмысление опыта бытия человека в мире, основанное на логически выстроенной аргументации. Если в мифе и религиозном сознании явления природы и общества наделялись человеческими качествами (антропоморфизм мифа и религии), то философия формировала теоретическое представление о мире как процессе взаимодействии безличных сил.

 

4. Литература.

Литература основная.

Алексеев П.В. История философии: Учебник. - М: Проспект: Велби, 2005. - 237 с.

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. Изд-е 3, доп. и перераб. – М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2000.

Великие мыслители о великих вопросах: Современная западная философия: Пер. с англ. - М.: Фаир-Пресс, 2000. - 400 с. - (Грандиозный мир).

Гегель, Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Кн. первая. / Г. В. Ф.Гегель; Ред. Ю. В. Петров; пер. с нем. – СПб.: Наука, 1994. – 350 с.

Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? / Пер. с фр. - М.: Ин-т экспериментальной. социологии; СПб.:Алетейя, 1998. - 288 с.

Демокрит. Фрагменты Демокрита и свидетельства о его учении // Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. М., 1955. С. 53-178.

Жильсон Э. Философ и теология. // Работы Э. Жильсона по культурологии и истории мысли. Вып.1. М., 1987.

Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Соч. в 6 т. Т. 3. М., 1964.

Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. – М.: Эдиториал УРСС, 2001.

Мамардашвили, М. К. Как я понимаю философию / М. К Мамардашвили; Сост. Ю. П. Сенокосова – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Прогресс, 1992. – 416 с.

Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. — М., 1991 / 1. Что такое философия и зачем она?

Мыслители Греции. От мифа к логосу: Сочинения. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков: Изд-во Фолио, 1999. – 832 с.

Ницше Ф. Сумерки идолов, или как философствуют молотом // По ту сторону добра и зла. М.: ЭКСМО–ПРЕСС, Харьков: ФОЛИО,1998, с. 883–970

Ойзерман Т.И. Философия как история философии. - СПб.: Алетейя, 1999. - 447 с.

Ойзерман Т. И. Что такое философия? // Человек. Наука. Цивилизация. – М.: Канон+, 2004. – С. 89-96.

Поппер К. Р. Логика научного исследования. М., 2004.

Рассел Б. История западной философии. М., 2006.

Степин В. С. О прогностической природе философского знания: (Философия и наука) / В. С. Степин // Вопр. философии. – 1986. – № 4. – С. 39 – 53.

Степин, В. С. Теоретическое знание / В. С. Степин. – М.: «Прогресс-Традиция», 2000. – 744 с.

Степин, В. С. Философия как рефлексия над основаниями культуры / В. С. Степин // Субъект, познание, деятельность. – М.: Канон, 2002. – С. 139 – 158.

Степин В. С. Философия // Новая философская энциклопедия. Т. 4. М., 2001.

Семушкин А. В. У истоков европейской рациональности. Начало древнегреческой философии: Учеб. пособие. - М.: Интерпракс, 1996. - 192 с.

Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. — 928 с. / Введение: что такое философия?

Философы Греции. Основы основ: логика, физика, этика. - М.: Эксмо-Пресс; Харьков: Фолио, 1999. - 1056 с. - (Антология мысли).

Фрагменты ранних греческих философов: Перевод / АН СССР, Ин-т философии / Изд. подгот. А. В. Лебедев; [Отв. ред. и авт. вступ ст. И. Д. Рожанский]. – М.: Наука, 1989. – Ч. 1: От эпиченских теокосмогоний до возникновения атомистики. – 1989. – 575 с. 

Чанышев А. Н. Философия как "филология", как мудрость и как мировоззрение // Вестник МГУ. Серия VII. Философия. 1995. № 5. - С. 37-62. № 6. - С. 25-47. 1996. № 6. - С. 30-48. 1998. № 1. - С. 35-55.

 

Литература дополнительная.

Автономова Н.С. Заметки о философском языке: традиции, проблемы, перспективы // Вопросы философии. 1999. № 11

Апель, К.-О. Трансформация философии / К.-О. Апель. – Логос. – М., 2002. – 344 с.

Гурина М. Философия. М.: Республика, 1998 /Глава4. Что такое философия?

Мартынович С.Ф. Понимание и диалог в бытии философии и научного познания // Человек, диалог, понимание. Саратов, Изд-во СГУ, 1996.

Мартынович С. Ф. Явления и вещи: Начала философии науки. Саратов, 2000.

Мартынович С. Ф. Философия науки: архетипы и методы // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов IV Российского философского конгресса. Том I.. - М.: Современные тетради, 2005, с. 368-369.

Мартынович С. Ф. Проблема обоснования философских положений // Проблемы диалектики. Вып. 9. Л., 1980.

Марсель Г. Опыт конкретной философии: Пер. с фр. - М.: Республика, 2004. - 224 с.

Микешина Л.А. Специфика философской интерпретации // Вопросы философии. 1999. № 11.

Поппер К. Р. Все люди - философы. Как я понимаю философию; Иммануил Кант - философ Просвещения, М.: Эдиториал УРСС, 2003.

Риккерт Г. О понятии философии // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

Рорти, Р. Философия и зеркало природы. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1997. – 186 с.

Стёпин B.C. Философия // Философия. Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004.

Хайдеггер М. Что это такое – философия? / М. Хайдеггер; пер. Е. В. Ознобкиной // Путь в философию. Антология. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2001. – С. 145 – 159.

Хайдеггер М. Что такое метафизика? // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

Хюбнер, К.. Как философия высказывается о поэзии // Человек. Наука. Цивилизация. – М.: Канон+, 2004. – С. 117-125.

 

5. Темы рефератов и контрольных работ.

Философия как мудрость.

Философия как вид духовной культуры.

Философия как мета-философия.

Философия как рефлексия культуры, как осмысление оснований культуры.

Опыт бытия человека-в-мире как предметный универсальный мир философского вопрошания.

Свобода мышления как условие возможности существования философии.

Мышление посредством понятий как инструмент философствования.

Философия как мышление бытия.

Философия как мышление мышления.

Философия как интеллектуальная коммуникация.

Философия и ценностные формы сознания (миф, искусство, религия, мораль).

Понятие концепта философского учения.

Специфика философских проблем.

Понятие метода философствования. Метод философии как проблема.

Функции философии.

Мировоззрение, философия, научная картина мира.

6. Вопросы для самооценки знаний.

В чем смысл понимания философии как любви к мудрости?

Какова специфика философии как вида духовной деятельности?

Что является инструментом философствования?

В чем проявляется рациональности философского исследования?

Что говорит о специфике философии факт многообразия философских учений, направлений, традиций?

Охарактеризуйте специфику концептуальности философского учения. Приведите примеры концептов  философских учений.

Каково историческое многообразие методов философствования?

Какое отношение к предмету философии имеет опыт бытия человека в мире?

В чем специфика проблемности философского исследования? Приведите примеры формулировок философских проблем?

В чем различие традиционной, классической философии и философии неклассической?

В чем смысл рефлексивности философского знания?

Какие функции выполняет философия в культуре?

Как можно понимать свободу философского мышления? Почему свободам философского мышления является условием возможности бытия философии?

 

Тема 2. Определения понятия философии как установки философского самосознания и конструктивные принципы философского творчества.

 

1. Основные понятия.

Философия, мудрость, первая философия, философское учение, теология, наука, культура, рефлексия. Понятие философии, определение.

 

2. Содержание.

Философское учение как исторически конкретная определённость философии и реализация возможностей определенного понятия (интуиции) философии. Определение или интуиция понятия философии в философском учении как установка философского самосознания и как конструктивный принцип философского творчества.

Атомистическая философия Демокрита как исследование природы вещей. Сократ о философии как любви к мудрости, о самопознании человека как задаче философии. Платон о философии как познании вечного бытия идей. Гегель о философии Платона как науки о “в себе всеобщем”.

Аристотель о мудрости как науке об определенных причинах и началах вещей, о “первой философии”, познающей самостоятельно существующее, “сущее как сущее”. Философия как искусство находить истину.

Эпикурейское понимание философии как пути для достижения счастья посредством разума. Философия как искусство жизни.

Христианское мировоззрение о философии как мирской мудрости, основанной на естественном свете разума, в отличие от теологии как божественной мудрости, основанной на сверхъестественном свете божественного откровения.

Декарт о философии как единой науке, существующей в форме понятия, как древе познания (корни – первая философия, ствол – физика, ветви с плодами на них – плодоносящие науки).

Кант о философии как о рефлексивном вопрошании нашего сознания: что я могу знать? что я должен делать? на что я могу надеяться? Философия как наука о границах разума.

Шеллинг о философии как рациональном выведении всего сущего из исходного принципа, как трансцендентальной истории самосознания.

Гегель о философии как мысли своей эпохи, как науке о разуме, постигающем самого себя, как познании развития конкретного.

Фейербах о человеке как единственном и универсальном предмете философии.

Маркс о философской практике объяснения мира и об изменении мира как задаче философии.

Ницше о философии как стратегии переоценки всех ценностей культуры.

Витгенштейн: назначение философии в очищении текстов от неосмысленных предложений. Философия - это не наука и не теория, это деятельность, анализ языка. Философия как критика языка.

Рассел: философия – ничейная земля, которая находится между определенным знанием науки и догмами теологии. Рассел о философии как логическом анализе языка.

Гуссерль о философии как строгой науке о множестве аподиктических истин трансцендентального сознания, как самоосмыслении человечества и самоосуществлении разума.

Степин о философии как рефлексии над основаниями культуры, как осмыслении оснований культуры.

Философия как концептуально-теоретическое самосознание личности, общества, эпохи, культуры, цивилизации, человечества.

 

3.Теоретические положения и методические пояснения.

Древнегреческая философия развила достаточно логичные концепции мироустройства. Так, было развито учение о том, что мир нашего опыта есть продукт взаимодействия атомов, то есть неделимых частиц, в пустоте. Этому образу мира противостояла концепция беспредельной делимости природы. Их своеобразным спекулятивным синтезом было учение об универсальном единстве, целостности всего сущего.

Специфика философии состояла и состоит в открытости и рациональности философского поиска. Принятие и отбрасывание философских картин мира основывалось на теоретическом анализе и синтезе, на логически организованной теоретической аргументации. Посредством философии традиция и авторитет как определенные способы отношения человека к миру уступили место разуму.

Под влиянием развития социального опыта, производства, философии и науки в новоевропейской культуре формируется понимание того, что знание есть сила. В этих условиях философия оценивает себя как научное знание особого рода. В “Энциклопедии философских наук” Гегеля философия понимается как наука, содержанию которой свойственно тождество понятия и предмета (то есть идеи всеобщей сущности вещей), в силу чего философия в принципе может достигать и в системе Гегеля состояния абсолютного знания, как осознанно догматически полагал Гегель.

Переосмысливая гегелевский проект философии, К. Маркс и Ф. Энгельс истолковали философию как науку о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. При этом оставался открытым вопрос об источнике такого всеобщего знания. В связи с этим и другими нерешенными вопросами возникает радикальное, позитивистское понимание природы науки и философии. Позитивизм предложил антиметафизический идеал развития научного познания. В рамках этого идеала философия не может претендовать на формирование предметного эмпирического знания. Ее предназначение – быть рефлексией естествознания.

В середине XIX столетия европейская философия, превратившаяся в традицию, радикально меняет свое самосознание, понимание природы философского знания, его возможностей. Предшествующее самосознание философии осознается как классическое, как классическая философия. Для нее характерна надежда на достижение состояния абсолютного знания в коком-то определенном философском учении. Это надежда, принявшая форму некритикуемого убеждения, определила и образ истории философии. Последняя понимается как путь, неизбежно ведущий к достижению абсолютного знания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: