double arrow

Раздел 6. Перечень средств обучения. 5 страница


Разум классической философии понимается как реальный инструмент достижения абсолютного знания, так как он мыслится как не обусловленный бытием, а как самодостаточный механизм производства абсолютной истины.

Неклассическая философия, возникающая после Гегеля как стратегия преодоления гегелевского (принципиального) догматизма, переосмыслила природу философского разума. Была осознана обусловленность разума бытием. Его вариации – родовая сущность человека, практика, культура, язык, языковые игры, история, социальные отношения, бессознательные психические процессы (личностные или коллективные) - предлагались различными философскими учениями.

 

4. Литература.

Литература основная.

Алексеев П.В. История философии: Учебник. - М: Проспект: Велби, 2005. - 237 с.

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. Изд-е 3, доп. и перераб. – М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2000.

Аристотель. Метафизика // Аристотель. Сочинения. Т. 1. М., 1975. С. 67, 181, 182.

Великие мыслители о великих вопросах: Современная западная философия: Пер. с англ. - М.: Фаир-Пресс, 2000. - 400 с.

Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Кн. 1. СПб., 1994. С. 112-141.

Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.

Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию. СПб.: Владимир Даль, 2004.

Демокрит. Фрагменты // Материалисты Древней Греции. М., 1957.

Зотов А. Ф. История западной философии. М., 2004.

Лосев А. Ф. Дерзание духа. М., 1988.

Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. — М., 1991 / 1. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ И ЗАЧЕМ ОНА?

Ницше Ф. Сумерки идолов, или как философствуют молотом // Сочинения в 2-х томах. Том 2. М.: Мысль, 1990.

Новая философская энциклопедия. - М.: Мысль, 2000, Т.1-4.

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991.

Рассел Б. История западной философии. Кн. 1-2. Новосибирск, 1994. С. 11-12.

Степин В. С. Философия как рефлексия над основаниями культуры // Субъект, познание, деятельность. М., 2002.

Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. / Раздел I. История западной философии; Раздел II. Западная философия в XX столетии; Раздел III. История русской философии.

Фрагменты ранних греческих философов: Перевод / АН ССР, Ин-т философии / Изд. подгот. А. В. Лебедев; [Отв. ред. и авт. вступ ст. И. Д. Рожанский]. – М.: Наука, 1989. – Ч. 1: От эпиченских теокосмогоний до возникновения атомистики. – 1989. – 575 с. 




Хюбнер К. Как философия высказывается о поэзии // Человек. Наука. Цивилизация. – М.: Канон+, 2004. – С. 117-125.

Чанышев А. Н. Философия как "филология", как мудрость и как мировоззрение // Вестник МГУ. Серия VII. Философия. 1995. № 5. - С. 37-62. № 6. - С. 25-47. 1996. № 6. - С. 30-48. 1998. № 1. - С. 35-55.

 

Литература дополнительная.

Бохенский Ю. М. Современная европейская философия. - М.: Научный мир, 2000.- 256 с.

Касавин И. Т. Философская рефлексия и универсалии культуры // Человек. Наука. Цивилизация. – М.: Канон+, 2004. – С. 97-112.

Степин В. С. Философская мысль на рубеже двух столетий // Философия в современном мире / Философия и жизнь. Научно-популярная серия. Знание, М., 1990. № 11.

Трубецкой Е.Н. Философия Ницше. Критический очерк // Вопросы философии и психологии. 1903. № 66. С.1-36; № 67. С.190-230; № 68. С.256-290; № 69. С.329-378.

Фейнберг Е. Л. Об “основном вопросе философии” // Человек. Наука. Цивилизация. – М.: Канон+, 2004. – С. 113-117.

Фокин С.Л. Делез и Ницше // Делез Ж. Ницше. СПб.: Axioma, 1997. С.143-186.

 

5. Темы рефератов и контрольных работ.

Философия как мудрость.

Натурфилософия как размышление о природе в целом.

Атомизм Демокрита как исследование природы вещей.

Декарт о философии как единой науке, существующей в форме понятия.

Кант о философии как науке о границах разума.



Фейербах о человеке как единственном и универсальном предмете философии.

Ницше о философии как стратегии переоценки всех ценностей культуры.

Степин о философии как рефлексии культуры, как осмыслении оснований культуры.

 

6. Вопросы для самооценки знаний.

По каким основаниям Гегель характеризует философию Платона как науку о “в себе всеобщем”?

Как Аристотель определяет предмет “первой философии”?

Как философия толкует свое отношение к теологии?

В чем смысл метафоры древа познания, которую Декарт применил для пояснения природы и структуры философского знания?

На какие вопросы должна, по Канту, ответить философия? Почему философия толкуется им как наука о границах разума?

Поясните гегелевские характеристики философии как мысли своей эпохи, как науки о разуме, постигающем самого себя, как познании развития конкретного.

Кто из немецких философов определил философию как стратегию переоценки всех ценностей культуры?

Чем, по Расселу, философия отличается от науки и теологии?

Оцените определение философии как рефлексии над основаниями культуры, как осмыслении оснований культуры.

Согласны ли Вы с тем, что философия есть концептуально-теоретическое самосознание личности, общества, эпохи, культуры, цивилизации, человечества?

 

Часть II. Философия как история философии.

 

Тема 3. Возникновение философии: Индия, Китай, Греция.

 

1. Основные понятия.

Концепции генезиса философии. Осевое время, обыденно-практическое знание, миф, логос, свободное мышление. Античный тип философствования.

 

2. Содержание.

Возникновение философии: теоретический и эмпирический (исторический) аспекты проблемы. Систематическое размышление над проблемой что такое бытие? что значит быть? как логическое (теоретическое) начало философии. Исторический “момент” возникновения философии.

Философия, культура, практика. Мифогенная концепция генезиса философии. Гносеогенная концепция генезиса философии. Практическая обусловленность генезиса философии.

Западно-восточный синхронизм становления философского знания. “Осевое время” как предпосылка самоопределения философии. Философия “осевого времени”, ее проявления в мыслительных традициях Запада и Востока.

 Философия и мифология. Философия и мудрость. Возникновение философии в период перехода от патриархальных обществ, регулируемых мифологическим сознанием, к первым земледельческим и городским цивилизациям. Интенсификация социальных связей, возникновение классовых отношений, новых видов деятельности как фактор выработки мировоззренческих ориентаций, основанных на разуме.

Возникновение философских учений в Китае, Индии, Греции как ответ на кризис мифологического сознания в период радикальных культурных, экономических, экологических и социально-классовых изменений.

Специфический (мифопоэтический) тип философствования,  сохранивший связи с мифологическим сознанием, из которого вырастало философское мышление как особенность философского мышления древневосточных культур. Ориентация философских школ Востока на традиционализм и обоснование наличных социальных ценностей. Сравнительно слабое развитие рационально-логического качества философского дискурса. Обосновывание идеи космологической природы сознания, установки житейской мудрости, нравственного воспитания и духовного самоконтроля как характеристики восточного типа философствования. Его включенность в культуру традиционных земледельческих цивилизаций, ориентированную на воспроизводство наличного уклада жизни, кастовой иерархии.

Генезис философии в Древней Греции (VI в. до н. э.). Возникновение рационалистического типа философствования в культуре античного полиса, основанной на торгово-ремесленных отношениях, демократии и динамизме социальных процессов. Ориентация античной философии на логико-рационалистическое обоснование системы знания.

Сомнение в традиционном типе знания и поведения, вопрошание о том, что такое бытие? что значит быть? как начало философствования. Проблематизация бытия человека в мире как основание сомнения, различения знания и мнения. Возникновение философии как критики обычая, обыденного сознания, традиционных ценностей и норм античного общества. Первые греческие философы как критики традиционной мифологии, мифологии Гомера. Отношение философа к традиции — мифологической, религиозной, нравственной, художественной, политически-правовой, к традиционным формам быта и образа жизни: сомнение в культурной традиции для поиска ее оснований, ее корней как смысл вопроса: что значит — быть? что такое бытие? Укорененность античной философии в жизненном мире человека античного общества: размышления античных философов о том, как следует человеку жить, в чем смысл и оправдание жизни человека как начало философствования.

Политеизм, или многобожие, древнегреческой мифологии и религии. Боги как антропоморфные бессмертные существа, подчиняющиеся судьбе. Боги как гаранты справедливости, всех принятых в обществе установлений. Кризис мифологического сознания древнегреческого общества, его основания: экономический подъем в IX—VII вв. до н. э., в том числе расширение торговли и судоходства, возникновение греческих колоний, рост богатства и его перераспределение, рост городского народонаселения. Развитие торговли, мореходства, ионийского торгового судоходства, колонизации новых земель как основание расширения географии контактов средиземноморского региона. Осознание неадекватности гомеровского представления о мире. Расширение связей греков с другими народами, открытие незнакомых обычаев, нравов и верований как основание вывода об относительности социальных и политических установлений. Социальное расслоение, деформация традиционных форм жизни, потеря нравственных ориентиров как проявление кризиса традиционного уклада жизни.

Мифология как форма знания, общая для всех сословий традиционного типа социальности. Боги как олицетворение природно-космических сил. Неиндивидуализированость сознания человека в мифологическую эпоху. Разрушение сложившихся форм связи между людьми как исток потребности индивида в выработке новой жизненной позиции. Философия как один из ответов на это требование. Философия как новый тип самоопределения: не через привычку и традицию, а через собственный разум человека. Переход от обычной социализиции к целенаправленному образованию. Разделение функций отца и учителя.

Борьба между родом и духом, между особенным и общим: cтолкновение родовой, семейной нравственности, выросшей на почве родовых отношений, с духом государственности, определяющим целостность правового и политического бытия граждан. Отражение этой борьбы в греческих трагедиях (Еврипид, Эсхил). Возникновение философии в период кризиса традиционного уклада жизни и традиционных ценностей как сомнение в значимости устоявшихся веками форм жизни и верований, как поиск основания, на котором можно было бы возвести новое здание, новый тип культуры, новый способ бытия человека в мире.

Античный тип философствования как зародыш исследовательских программ западноевропейской философии.

 

3.Теоретические положения и методические пояснения.

В исследовании процесса возникновения философии целесообразно различать теоретический и эмпирический (исторический) аспекты проблемы. Эмпирический (исторический) аспект – реальная история возникновения философии. Теоретический аспект – анализ имеющихся концепций возникновения философии. Специфика философского знания сформировалась в ходе систематического размышления над проблемой: что такое бытие? что значит быть? Поэтому полезно изучить историю формулировки и обсуждения этого вопроса в философии.

Под западно-восточным синхронизмом становления философского знания имеется в виду исторически “синхронное” – в течение нескольких столетий – становление философии в Древнем Китае, Индии, Греции в середине первого тысячелетия до Новой эры. Это трудно объяснимое культурно-историческое событие попытались объяснить посредством концепции “Осевого времени” К. Ясперса.

 Исторически философия возникает в период перехода от патриархальных обществ, регулируемых мифологическим сознанием, к первым земледельческим и городским цивилизациям. Этому способствуют интенсификация социальных связей, возникновение классовых отношений, новых видов деятельности. Происходит выработка мировоззренческих ориентаций, основанных на разуме.

В культуре античного полиса происходит возникновение рационалистического типа мышления, основанного на торгово-ремесленных отношениях, демократии и динамизме социальных процессов.. Возникновение философии происходит в процессе критики обычая, обыденного сознания, традиционных ценностей и норм античного общества. Первые греческие философы критиковали традиционную мифологию. Сомнение в культурной традиции было источником поиска ее оснований, ее корней. В этом можно усмотреть смысл вопроса: что значит быть? что такое бытие?

 

4. Литература.

Литература основная.

Алексеев П.В. История философии: Учебник. - М: Проспект: Велби, 2005. - 237 с.

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. Изд-е 3, доп. и перераб. – М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2000.

Аристотель. Метафизика // Аристотель. Сочинения. Т. 1. М., 1975.

Барт Р. Мифологии // Искусство кино, 1995, № 12.

Вернан, Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли / Вернан, Ж.-П.; пер. с фр. / Общ. ред. Ф. Х. Кессиди, А. П. Юшкевича; Предисл. А. П. Юшкевича; Послесл. Ф. Х. Кессиди.  – М.: «Прогресс», 1988. – 221 с..

Евклид. Начала. М., 1949. Кн. 7—10.

Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. М., 1991.

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1995.

Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. — М., 1991 / 2. История философской мысли: общая характеристика.

Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991.

Налимов В.В. Размышления о путях развития философии. // ВФ, 1993, № 9.

Ойзерман Т.И. Философия как история философии. - СПб.: Алетейя, 1999. - 447 с.

Радхакришнан С. Индийская философия. В 2-х тт. М., 1993.

Рассел Б. История западной философии. М., 2006.

Семушкин А. В. У истоков европейской рациональности. Начало древнегреческой философии: Учеб. пособие. - М.: Интерпракс, 1996. - 192 с.

Соколов В.В. Историческое введение в философию: История философии по эпохам и проблемам: Учебник. - М.: Акад. проект, 2004. - 911 с.

Соловьев В.С. Исторические дела философии. // ВФ, 1988, № 8.

Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005 / Раздел 1. Параграф: Генезис философии в Древней Греции.

Хайдеггер М. Что такое метафизика? // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

Чанышев А.Н. Начало философии. М., 1982.

Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1995.

 

Литература дополнительная.

Голан А. Миф и символ. М., 1993.

Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987.

Антология даосской философии. Сост. В. В. Малявин и Б. Б. Виногродский. М., 1994.

Китайская философия: Философский энциклопедический словарь. М., 1995.

Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). М., 1992.

Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. - СПб.: Петрополис. Т. 1: Античность. - 1997. - 336 с.; Т. 2: Средневековье. - 1997. - 368 с.; Т. 3: Новое время. - 1996. - 736 с.

Соколов В.В. От философии античности к философии нового времени: Субъект-объектная парадигма. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 336 с.

Степанянц М.Т. Восточная философия. Избр. тексты. - 2-е изд. - М.: Вост. лит., 2001. - 511 с.

Шохин В. К. Брахманистская философия. Начальный и раннеклассический периоды. М., 1994.

Щуцкий Ю.К. Китайская классическая "Книга Перемен". М., 1993.

 

5. Темы рефератов и контрольных работ.

Концепция осевого времени К. Ясперса и ее оценка.

Концепции генезиса философии: их анализ.

Формирование философии как критики обычая, обыденного сознания, норм и ценностей культуры традиционного общества.

Анализ соотношения понятий миф, логос, наука.

Понятие античного типа философствования, его оценка.

 

6. Вопросы для самооценки знаний.

В чем теоретический и эмпирический смысл проблемы генезиса философии?

Каковы особенности гносеогенной концепции генезиса философии?

В чем специфика мифогенной  концепции генезиса философии?

Что такое Осевое время и как оно связано с проблемой  генезиса философии?

Как соотносятся миф и логос, мифологическое и философско-теоретическое мышление?

Что такое свобода мышления? Является ли свобода мышления существенной для самого бытия философии?

Чем отличается античный тип философствования от типа философствования, свойственного русской философии?

 

Тема 4. Историческое бытие философии и историография философии.

 

1. Основные понятия.

Историческое бытие философии, историография философии. Архетип философствования. Философия объективности, философия субъективности, философия интерсубъективности.

Философское учение, космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, классический и неклассический типы философствования, направления философствования.

Античная философия. Средневековая философия. Философия эпохи Возрождения. Философия Нового времени. Западная философия: XX век. Русская философия.

 

2. Содержание.

Философия и история философии. История философии как историческое бытие философии и как историография философии. Историческое бытие философии как феномен духовной и социально-политической жизни человека и общества. Историческое бытие философии как осуществление сущности философии.

Философское учение. Философия как многообразие философских учений. Проблема единства философских учений. Великие философы (творцы философских учений) как историографы философии: Платон, Аристотель, Секст Эмпирик, Кант, Шеллинг, Гегель, Фейербах, Рассел.

Феномен и понятие архетипа философствования. Философия объективности, философия субъективности, философия интерсубъективности.

Периодизация история философии. Гегелевская периодизация история философии: греческая философия как становление принципа идеи в философии, германская философия как становление принципа духа в философии. Современная историческая периодизация истории философии: древняя философия, средневековая философия, философия эпохи Возрождения, философия нового времени, современная философия.

Античная философия как философия объективности. Космологизм и онтологизм ранней греческой философии. Натурфилософия. Ионическая и италийская школы: вопрос о первоначале всего сущего, понятия монады и бытия. Тема бытия, ее материалистическая и идеалистическая трактовка. Единое Парменида. Античный атомизм Демокрита и Эпикура. Философия Платона.  Идеи Платона. Бытие и становление: Определения, характеризующие, по Платону, мир бытия и мир становления (чувственный мир): бытие — становление, вечное — временное, покоящееся — движущееся, бессмертное — смертное, постигаемое разумом — воспринимаемое чувствами, всегда себе тождественное — всегда иное, неделимое — делимое. Индивидуальные сущности (субстанции) Аристотеля. Этические школы античной философии: софисты, скептики, киники, стоики, эпикурейцы. Неоплатонизм и гностицизм как религиозно-философские учения поздней Античности.

Философия Средних веков и Нового времени как философия субъективности.

Теоцентризм средневековой философии. Средневековая философия как синтез христианского учения и античной философии. Фома Аквинский — систематизатор средневековой схоластики. Номиналистическая критика томизма Идеи креационизма, провиденциализма и волюнтаризма. Патристика как синтез христианства и неоплатонизма. Схоластика как синтез христианства и аристотелизма. Проблема соотношения единичного и общего в философии реализма (Ансельм, Августин, Эриугена, Фома Аквинский) и номинализма (Росцелин, Оккам, Абеляр).

Эпоха Возрождения и Новое время как период великой философской революции: новое понимание человека как деятельного существа, преобразовывающего мир; новое понимание природы как закономерной сферы приложения человеческих сил; осознание универсальной регулятивной ценности научной рациональности в сфере человеческой деятельности; восприятие идей общественного договора, суверенности личности, естественных прав человека.

Философия эпохи Возрождения. Гуманизм и натурфилософия. Философско-политический реализм Макиавелли. Принцип автономии политики. Леонардо да Винчи: художник, естествоиспытатель, философ итальянского Возрождения. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения. Натурфилософия Возрождения: натуралистический (Парацельс, Дж. Бруно) и мистический (Н. Кузанский, Я Бёме) пантеизм. Социальные утопии Т. Мора, Т. Кампанеллы, Ф. Бэкона.

Философия Нового времени. Научная революция и философия XVII века. Метафизика философии XVII века. Рационализм Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница и эмпиризм Ф. Бэкона и Дж. Локка. Философия экспериментального естествознания Ф. Бэкона.

XVIII век как век научного разума, как век Просвещения. Философия Просвещения: уверенность в безграничных возможностях человеческого разума, в прогрессе наук, создающем условия для экономического и социального благополучия. Критика просветителями метафизики, пришедшей в XVI—XVII веках на смену средневековой схоластике, за приверженность умозрительным конструкциям, за недостаточное внимание к опыту, к эксперименту. Наука и прогресс как ценности Просвещения. Оптимизм Просвещения как выражение умонастроения молодой буржуазии. Англия как родина капитализма и родина Просвещения. Дж. Локк и Д. Юм как философы английского Просвещения. Вольтер, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбах как представители французского Просвещения. Молодой И. Кант как представитель германского Просвещения. Концепции общественного договора Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо.  

Немецкая классическая философия: И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель. Критическая философия Канта. Философия абсолютного духа Гегеля.

Постклассическая философия как философия интерсубъективности. Антропологический принцип философии Л. Фейербаха. Диалектический материализм К. Маркса и Ф.Энгельса. как философский марксизм. Западный марксизм. Позитивизм О.Конта, Дж. Милля и Г.Спенсера, его антиметафизическая направленность.

Философии жизни (Ф. Ницше, Г. Зиммель, А. Шпенглер, В. Дильтей, Х. Ортега-и-Гассет, А. Бергсон): понятия потока жизни, потока сознания, души культуры. Темы аксиологии и культурологии в неокантианстве (Э. Кассирер, В. Виндельбанд, Г. Риккерт). Тема знания и истины в философии прагматизма (Ч. Пирс, У. Джеймс, Дж. Дьюи).

Логический анализ языка в аналитической философии (Л. Витгенштейн, Б. Рассел, Р. Карнап). Анализ мышления и культуры в структурализме (К. Леви-Стросс, Р. Барт, М. Фуко). Экзистенциальная проблематика бытия человека-в-мире (М. Хайдеггер, К. Ясперс, А. Камю, Ж.-П. Сартр, Н. Аббаньяно). Герменевтика (В. Дильтей, М. Хайдеггер, Г. Гадамер, П. Рикёр) как методология гуманитарного познания. Идеи интенциональности и интерсубъективности сознания в феноменологии (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, П. Рикёр, М. Мерло-Понти).

Философия постструктурализма (Ж. Деррида, Ж. Делёз, Ж. Бодрийар): принципы различия и множественности, метод деконструкции, понятия симуляции, текста, интер- и гипертекстуальности.

Иррационалистическое учение Ф. Ницше: стратегия переоценки ценностей западной культуры.

Западная философия: XX век. Общие черты и особенности: вторая научная революция (конец XIX в.) и возникновение новой, неклассической науки. Релятивизм и плюрализм как её методологические принципы. Становление науки в качестве непосредственной производительной силы. Переход от традиционной классической философии к философии неклассической (рубеж XIX и XX столетий); возникновение в последней четверти XX века постмодернистской философии как отражения новых тенденций в западной культуре; постмодернистские течения как постнеклассический тип философии; оппозиция сциентизма и антисциентизма, стремление к преодолению метафизики, лингвистический и антропологический повороты в стратегиях философствования.

Сциентистское направление (прагматизм, аналитическая философия, неопозитивизм, философия науки, франкфуртская школа, структурализм).

Антисциентистское направление (философия жизни, экзистенциализм, герменевтика, персонализм, постмодернизм).

История русской философии. Русская философия XIX века: западники и славянофилы, философские идеи Ф. М. Достоевского, философия В. С. Соловьева. Русская религиозная философия XX века: экзистенциальный персонализм Н. А. Бердяева, философия всеединства С. Л. Франка, философия политики. И. А. Ильина.

Философия в советской и постсоветской России. Догматизация философии. Философские исследования в современной России.

 

3.Теоретические положения и методические пояснения.

Освоение опыта исторического бытия философии показывает, что философствование архе-типично (Мартынович С. Ф., 2005). Архетипами философствования, то есть способами мышления бытия и мышления мышления, исторически явились архетипы философии объективности, субъективности и интерсубъективности, их принципами стали объективность, субъективность и интерсубъективность. В традиции сформировались архетипы философии объективности, субъективности и интерсубъективности. Для философии объективности конститутивна рефлексия созерцания. Философии субъективности свойственна рефлексия рефлексии. В философии интерсубъективности реализуются рефлексивные возможности коммуникации.

Для архетипа объективности характерно вопрошание о природе вещей, о природе в себе всеобщего, о том, что такое знание само по себе, истина сама по себе, справедливость сама по себе, благо само по себе. Для этого способа мышления легитимен горизонт очевидностей: вне меня существуют вещи. Проблемой, то есть тем, что не очевидно, является познание природы вещей. Этим делается акцент на онтологической проблематике философии этого архетипа: что есть сущее? Ее обсуждение приводит к определенной реализации проективной функции философии.

В архетипе субъективности очевидна констатация: я мыслю: вне меня существуют вещи. При этом не природа вещей, а природа я мыслю становится предметом философского интереса. Философ считает необходимым ответить на вопросы о том, что я могу знать? что я должен делать? на что я могу надеяться? Для философии принципиально важным оказывается исследование природы нашего Я. Тем самым, рефлексия сознания превращается в философию самосознания, в философию субъективности, озабоченной вопросом - что есть человек?

Интерсубъективность как архетип философствования центрирует внимание на исследовании соотношения моего Я и Я другого сознания, то есть на феномене интерсубъективности. Основной вопрос этого архетипа - Кто Мы? Здесь осознается педпосылочность, несамодостаточность моего мышления. Моё мышление понимается как обусловленное, скажем, родовой сущностью человека, его социально – исторической природой, языком, культурой, то есть феноменами, природа которых интерсубъективна. Моё мышление истолковывается, например, как обусловленное культурой, культурно-историческими оценками ценности вещей, бессознательной активностью психики, детерминированной желаниями, отнесенными к Другому /Другой, языком, политическими реалиями.

В философии интерсубъективности на основании когнитивного опыта нелинейности возникает новая философия, осмысливающая коммуникативный характер реальности, ее познания и транс-формации. Философия интерсубъективности предполагает коммуникативное понимание всех смыслов философского дискурса. На основе коммуникативной интерпретации категорий философии, статуса и проблематики философии, ее общих и особенных тем выстраивается направленность мышления этого архетипа.

В контексте архетипа интерсубъективности разрабатываются возможности антропологического философствования, осуществляется лингвистический поворот в философии, который активизирует аналитический проект. Развивается психоаналитическая программа философских исследований. В центре внимания оказывается феномен коммуникации многих я, задающий социальную реальность.

Понимание предмета философии архетипично, задается определенным архетипом философствования. В философии объективности, которой характерен онтологизм как способ философствования, предмет философии объективируется. Философия толкуется как учение о первых началах и принципах бытия. Понимание же бытия (под которым мыслится некое устойчивое основание, некий инвариант изменчивого человеческого опыта) определяется мышлением. Так мышление предписывает познанию исходные предпосылки деятельности. В рамках этого архетипа Демокрит учил об атомистической природе бытия, Платон размышлял о вечном, неизменном и множественном бытии идей как прообразе вещей, Аристотель развил учение об индивидуальных и универсальных субстанциях.

Естественной оппозицией догматическому истолкованию бытия в архетипе философии объективности было скептическое философствование, предлагавшее воздерживаться от суждений о принципиально неочевидном мире догматически мыслимого бытия. Предметом философствования, поэтому, становился повседневный опыт человеческой жизни.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: