Раздел 6. Перечень средств обучения. 7 страница

Гуссерль Э. Парижские доклады // Логос. 1992. № 2.

Гуссерль Э. Амстердамские доклады // Логос. 1992. № 3.

Гуссерль Э. Картезианские медитации. М., 2001.

Дао дэ цзин. // Древнекитайская философия. Т.1. М., 1972.

Дубровский Д.И. Проблема идеального. М., 1983.

Ильенков Э.В. Проблема идеального. // ВФ, 1979, № 6-7.

Куайн У. Онтологическая относительность // Современная философия науки: Хрестоматия. М., 1994.

Лейбниц Г. Монадология Соч. в 2-х томах, Т. 1, 1989.

Лосев А.Ф. Бытие, имя, космос. М., 1993.

Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. — М., 1991 / Раздел второй. 1. Бытие и материя.

Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания. М.: Гардарики, 2005. – 477 с. 

Ницше Ф. Сумерки идолов, или как философствуют молотом. Соч. в 2-х томах, Т. 2, - М., Мысль, 1990.

Паскаль Б. Мысли. М., REFL-book, 1994.

Платон. Диалоги // Антология мировой философии в 4- томах. Т., 1. - М., 1969.

Соколов В. В. Введение в классическую философию. М., 1999.

Пайтген Х.-О., Рихтер П.Х. Красота фракталов. М., 1993.

Тиллих П. Онтология любви. // Человек, 1990, № 2.

Топоров В. В. Модель мира // Мифы народов мира: В 2 т. М., 1994. Т. 2.

Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005 / Раздел IV. Бытие и сознание.

Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989.

Франк С.Л. Онтологическое доказательство бытия Бога. // ВМУ сер.7, 1992, № 5.

Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. - М., Прогресс-Литера, 1992.

Хайдеггер М. Основные понятия метафизики. // Время и бытие. - М., Республика, 1993.

Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997;

Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993.

Хайдеггер М. Тезис Канта о бытии. // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

Хокинг С. От большого взрыва до черных дыр. М., 1990.

Чанышев А.Н. Трактат о небытии. // ВФ, 1990, № 10.

Юнг К. Г. Психологические типы. - М., Ювента-Прогресс, 1995.

 

Литература дополнительная.

Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1988.

Белов В. Н. Обыденное сознание и человеческое бытие. Саратов, 1996.

Вригт Г.Х. фон. Логико-философские исследования. Избр. труды. М., 1986.

Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология ХХ века. – М.: Республика, 1997.

Дуплинская Ю. М. Мифологическое априори и семантика возможных онтологий. Саратов, 2003.

Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.

Доброхотов А.Л. Онтология символа в ранних трудах Лосева. // Античность в контексте современности. М., 1990.

Казютинский В.В., Балашов Ю.В. Антропный принцип: история и современность. // Природа, 1989, № 1.

Костина О. В. Онтология коммуникации. Саратов, 2004.

Кривцун О.А. Эстетика. М., 1997.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992.

Меркулов И.П. Когнитивная эволюция. М., 1999.

Муратов А.Б. Феноменологическая эстетика начала XX века и теория словесности. СПб., 1996.

Онтологическая проблема и современное методологическое сознание. М., 1990.

Патнэм Х. Философия сознания. М., 1999.

Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. Рига, 1988.

Солсо Р. Когнитивная психология. М., 1995.

Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М., 1990.

Элиаде М. Космос и история. М., 1987.

Эко У. Отсутствующая структура: Введение в семиологию. СПб., 1998.

Язык и текст. Онтология и рефлексия. СПб., 1992.

 

5. Темы рефератов и контрольных работ.

Понятие бытия:  философия классическая и неклассическая.

Бытие и субстанция.

Бытие и небытие. Бытие, ничто, становление.

Монистические и плюралистические концепции бытия

Философские концепции пространства и времени.

Детерминизм и индетерминизм. Философское понятие причинности.

Бытие и сознание. Проблема сознания в истории философии

Сознательное и бессознательное содержания в структуре психики.

Духовные основания бытия человека. Смысл человеческого бытия.

Отчуждение как феномен человеческого бытия: Гегель, Маркс, Хайдеггер.

Онтология присутствия и онтология отсутствия.

 

6. Вопросы для самооценки знаний.

Какие философские проблемы являются онтологическими?

В чем отличие монистической и плюралистической концепций бытия?

Как категории философии соотнесены с универсалиями культуры?

В чем специфика субстанциальной и реляционной концепций пространства и времени?

В чем смысл философского принципа детерминизма?

В чем ограниченность механистического детерминизма?

Что такое сознание?

 

Тема 7. Аксиология.

 

1. Основные понятия.

Аксиология. Категории аксиологии. Ценностно-оценочное отношение, оценка, ценность, идеал, норма, цель. Истина и ценность. Виды ценностей и оценок, идеалов и норм. Оценочное суждение. Кантова типология ценностей: ценности логические, эстетические, моральные, религиозные. Ценностная сфера бытия человека и общества. Ценности и антиценности (ложныt ценности). Целевая природа ценностей. Духовно-практическое освоение мира и его виды. Идеология, философия, искусство, религия.

Природное, социальное и духовное содержания в человеческом бытии.

 

2. Содержание.

Аксиология как философское учение ценностно-оценочном отношении человека к миру, о природе оценок и ценностей, идеалов и норм. Понятие ценностно-оценочного отношения человека к миру. Истина и ценность: специфика отношения соответствия между мыслью и действительностью.

Оценка ценности вещей. Понятие категорий аксиологии. Категории аксиологии – система философских понятий, осмысливающих ценностно-оценочное отношение человека к миру, его содержание, структуру и функции. Ценностно-оценочное отношение, оценка, ценность, ценностная ориентация, норма, идеал, цель, средство, результат, смысл жизни, добро и зло, свобода и счастье.

Виды ценностей и оценок, идеалов и норм. Кантова типология ценностей: ценности логические, эстетические, моральные, религиозные. Кризис и переоценка ценностей. Ницше о философии как стратегии переоценки ценности вещей, как стратегии переоценки всех ценностей культуры.

Ценностная сфера бытия человека и общества как особая всеобщая сфера социально значимой деятельности. Оценки и ценности и их конститутивное значение в жизни человека и общества. Оценочное суждение и его роль в порождении ценности. Ценности и антиценности (ложныt ценности). Целевая природа ценностей.

Идеология, философия, искусство, религия и их место в сфере производства ценностей. Идеология как практически ориентированное определенное многообразие целей и оценок,  ценностей и идеалов, выражающее социальные и личные потребности и интересы. Общенациональная и государственная идеологии. Высшие духовные ценности и их роль в формировании идеологических оценок (моральных, политических, экономических). Бездуховность и идеология. Идеология, ее критическая оценка. Духовный кризис, его природа и влияние на бытие человека, общества, государства. Философия как учение об общих принципах бытия и познания, как рационально-понятийный способ осмысления ценностного отношения человека к миру. Искусство как предметно-чувственное, образное освоение мира человеком. Религия как определенная способность человека к трансцендированию. Религиозное мировоззрение, вера и переживания верующего человека. Религиозный способ обоснования общественно-нравственного идеала. Статус религии в теократическом и светском государствах. Идеология и философия, искусство и религия как духовно-практические виды деятельности, продуцирующие ценностно-оценочное освоение мира человеком и обществом.

Установка гармоничной связи природного, социального и духовного содержаний в человеческом бытии, ее значение для социальной гармонии.

 

3. Теоретические положения и методические пояснения.

Аксиология рассматривается как философское учение о природе ценностно-оценочного отношения человека к миру, о природе оценок и ценностей, идеалов и норм. Поэтому понятие ценностно-оценочного отношения человека к миру является здесь одним из определяющих.

Человек и общество осуществляют в своей жизнедеятельности оценку ценности вещей. При этом под вещью имеются в виду не только материальные предметы, но и духовные образования. Человек посредством оценивания творит мир духовных ценностей.

Аксиология как философское учение вырабатывает систему понятий, выступающих в виде категорий аксиологии. Категории аксиологии есть система философских понятий, осмысливающих ценностно-оценочное отношение человека к миру, его содержание, структуру и функции. Среди категорий, проясняющих предметный универсум аксиологии, можно выделить  не только ценностно-оценочное отношение, оценку, и ценность, норма и идеал, но и ценностную ориентацию, цель и ряд других понятий.

Специфика ценности проясняется ее соотнесением с понятие истины. Им свойственно взаимообратное проектирование отношения  соответствия между мыслью и действительностью. Другой аспект природы ценности осмысливается при соотнесении ценности и цели. Их связь такова, что можно говорить о целевой природе ценностей.

Ценностная сфера бытия человека и общества как особая всеобщая сфера социально значимой деятельности конкретизируется посредством исследования природы идеологии и философии, искусства  религии. Идеология как практически ориентированное аксиологическое образование выражает социальные и личные потребности и интересы, в системе государства она выступает инструментом формирования общественного сознания людей.

Философия как учение об общих принципах бытия и познания, как рационально-понятийный способ осмысления ценностного отношения человека к миру выступает в роли критики всего многообразия идеологических оценок.

Взаимосвязь идеологии, философии и искусства как духовно-практических видов деятельности, продуцирующих ценностно-оценочное освоение мира человеком, специфицируется их отношениями с религией. Верующий человек, переживающий свое единение с трансцендентным миром, вырабатывает религиозный способ обоснования общественно-нравственного идеала.

Аксиология как философское учение способствует формированию представлений о гармоничной связи природного, социального и духовного содержаний в человеческом бытии.

 

4. Литература.

Литература основная.

Алексеев П.В. История философии: Учебник. - М: Проспект: Велби, 2005. - 237 с.

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. Изд-е 3, доп. и перераб. – М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2000.

Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1983. Т. 4.

Аристотель. Об искусстве поэзии. М.. 1957

Благо и истина: классические и неклассические регулятивы / РАН. Ин-т философии; Отв. ред. А.П. Огурцов. - М.: ИФРАН, 1998. - 265 с.

Виндельбанд В. Прелюдии. Философские статьи и речи. СПб., 1904.

Гегель Г.Ф. Эстетика: В 4-х т. М.1968

Гегель, Г.В. Ф. Философия права. М., 1990.

Гегель И.Г. Философия религии. М.,1976

Гусейнов А.А. Сослагательное наклонение морали // Вопросы философии. 2001. № 5.

Камю А. Бунтующий человек//Философские науки. 1989. № 7.

Кант И. Религия в пределах только разума// Кант И. Сочинения в 8 тт. М.,1996. т.6.

Кант И. Критика способности суждения. Соч. В 6-тит. Т.5 М.,1994

Лейбниц Г.В. Соч.: В 4 т. М., 1982. Т. 1

Лосский Н.О. Ценность и бытие. Бог и Царство Божие как основа ценностей. Париж, 1931

Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. — М., 1991 / Раздел восьмой. Развитие человеческой цивилизации. 1. Направленность и основные этапы исторического процесса, идеал общественного устройства.

Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания. М.: Гардарики, 2005. – 477 с. 

Мур Дж. Принципы этики. М., 1984

Новгородцев П.И. Об общественном идеале М., 1991.

Платон. Диалоги: Федон, Пир, Федр, Парменид. М., 1999.

Риккерт Г. О системе ценностей // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

Риккерт Г. О понятии философии // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

Соловьев B.C. Оправдание добра // Соловьев B.C. Соч.: В 2 т. М., 1988.  Т. 1.

Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 1994

Франк С.Л. Смысл жизни // Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005 / Раздел VIII. Формы ценностного освоения бытия.

Фромм Э. Иметь или быть? Ради любви и жизни: Пер. с англ. - М.: Айрис-Пресс, 2004. - 384 с.

Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М. 1968

Ясперс К. Духовная ситуация времени // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

 

Литература дополнительная.

Адорно Т. Эстетическая теория. М., 2001

Асп Э. Введение в социологию. М., 1998

Баева Л. В. Ценностные основания индивидуального бытия: опыт экзистенциальной аксиологии. М., 2003..

Барышков В. П. Аксиология личностного бытия. Саратов, 2001.

Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. М., 1985

Гусейнов АЛ, Апресян Р.Г. Этика. М., 1998.

Гуревич П.С. Человек и его ценности // Человек и его ценности. М., 1988. Ч. 1.

Давыдов Ю.Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология. М., 1998

Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия. М., 1967

Дробницкий О.Г. Ценность // Философская энциклопедия. М., 1970. Т. 5.

Ивин А.А. Теория аргументации. М., 2000

Ивин А.А. Ценности в научном познании // Логика научного познания. М., 1987.

Ильенков Э. В. Идеал // Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

Каган М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997

Культурология. XX век: Антология. Аксиология, или философское исследование природы ценностей. М., 1996.

Кюнг Г. Брентано, Гуссерль и Ингарден об оценивающих актах и познании ценностей // Логос. 1995. № 6

Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: Опыт многомерной реконструкции // ВФ. 1996. N 4.

Мартынович С.Ф. Творчество как осмысление ценностных оснований бытия человека // Человек, творчество, ценности. Саратов, Изд–во СГУ, 1995.

Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Соч. В 2-х т. Т.1, М.,1990

Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства. М..1991

Проблема ценности в философии. М., 1966

Томпсон М. Философия религии. М.: Гранд, 2001.

Фирсов А. Б. Понимание и бытие исторической ценности // Человек, диалог, понимание. Саратов, 1996.

Хайдеггер М. Феноменология и теология.// Хайдеггер и теология. М.,1974.

Ценности культуры и современная эпоха. М., 1990.

Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности. - Избранные эстетические произведения. М., 1978

Шлейермахер Г. Речи о религии. М.,1995.

Шохин В.К. Классическая философия ценностей: предыстория, проблемы, результаты // Альфа и Омега. 1998. № 18.

 

5. Темы рефератов и контрольных работ.

Аксиология как философское учение о ценностно-оценочном отношении человека к миру.

Категории аксиологии, проблема их систематизации.

Оценка и ценность, их соотношение.

Оценочное суждение и его роль в порождении ценности.

Истина и ценность: специфика отношения соответствия между мыслью и действительностью.

Кантова типология ценностей, ее смысл и значение.

Проблема смысла жизни человека.

Ницше о философии как стратегии переоценки всех ценностей культуры.

Ценность и цель. Целевая природа ценностей.

Понятие ценностной сферы бытия человека и общества.

Свобода и счастье человека.

Высшие духовные ценности и их роль в формировании идеологических оценок.

Философия как рационально-понятийный способ осмысления ценностного отношения человека к миру.

Идеология как вид духовно-практической деятельности, ее критический анализ.

Религия как способ обоснования общественно-нравственного идеала.

 

6. Вопросы для самооценки знаний.

Что такое аксиология?

Какое место в теоретической философии занимают онтология и аксиология?

Каково содержание ценностно-оценочного отношения человека к миру?

Что генетически первично – ценность или оценка?

Какова специфика логических, эстетических, моральных, религиозных ценностей в типологии И. Канта?

Является ли конструктивной идея Ф. Ницше о философии как стратегии переоценки всех ценностей культуры?

 

Тема 8. Теория познания.

 

1. Основные понятия.

Познание. Чувственное и рациональное познание. Восприятие и разум. Сенсуализм и интеллектуализм. Творчество и интуиция. Знание и предмет знания. Эмпиризм и рационализм. Истина. Практика. Критерий истины. Объяснение и понимание.

 

2. Содержание.

Познание как предмет философского осмысления. Субъект и объект познания. Структура познания. Чувственное и рациональное познание. Понятие как основная форма рационального познания. Проблема познаваемости мира человеком. Восприятие и разум как познавательные способности человека. Проблема данности предмета в познании: оппозиция сенсуализма и интеллектуализма. Творчество и интуиция.

Понятие знания. Знание и предмет знания. Понятие истины. Корреспондентная и когерентная теории истины. Проблема критерия истины. Практика как объективный критерий истины. Знание и истина. Знание и его обоснование. Являются ли истинность и обоснованность атрибутами знания, то есть его всеобщими и необходимыми свойствами? Проблема происхождения знания: оппозиция эмпиризма и рационализма.

Объяснение и понимание.

 

3.Теоретические положения и методические пояснения.

Для действия в мире человек нуждается в производстве знания о нем. Знание как результат познавательной деятельности функционирует в сознании как основа идеального плана деятельности.

Возникая как аспект повседневной жизни, познание в ходе развития общества становится определенным духовным производством. Его содержанием является теоретическая деятельность, предполагающая построение идеальных моделей мира.

Сущностью познания является адекватное воспроизведение действительности, которое является необходимым условием эффективной практической деятельности.

Философская теория познания исследует саму возможность человеческого познания, природу знания, его атрибуты, а также критерии познавательной деятельности. Осмысление природы познавательного отношения к миру опирается на определенные мировоззренческие предпосылки.

Знание как результат познания должны обладать свойствами истинности и обоснованности. Проблема истины есть проблема соответствия знаний объективной реальности. Проблема обоснованности знания есть проблема включенности определенного фрагмента знания в его целостную систему.

 

4. Литература.

Литература основная.

Алексеев П.В. История философии: Учебник. - М: Проспект: Велби, 2005. - 237 с.

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. Изд-е 3, доп. и перераб. – М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2000.

Витгенштейн Л. Логико-философский трактат // Витгенштейн Л. Философские работы. М., 1994. Ч. I.

Деннет Д. Постмодернизм и истина. Почему нам важно понимать это правильно // Вопросы философии. 2001. № 8.

Касавин И.Т. Миграция. Креативность. Текст: Проблемы неклассической теории познания. - СПб.: Изд-во РХГИ, 1999. - 407 с.

Кассирер Э. Познание и действительность. СПб., 1996.

Кассирер Э. Философия символических форм. М.-СПб., 2002. Т. 3 (Феноменология познания).

Коршунов А. М. Диалектика субъекта и объекта в познании. М, 1982.

Лекторский В.А. Теория познания (гносеология, эпистемология) // Вопросы философии. 1999. № 8

Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.3, С.1-4.

Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. — М., 1991 / Раздел четвертый. Философские проблемы сознания и познания.

Микешина Л.А. Философия познания: диалог и синтез подходов // Вопросы философии. 2001. № 4.

Ойзерман Т.И. Существуют ли абстрактные истины? // Вопросы философии. 1999. № 6.

Поппер К. Логика научного исследования. М., 2004.

Поппер К. Объективное знание. Эволюционный подход. М., 2002.

Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. Киев, 1997.

Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005 / Раздел V. Знание и познание.

Фоллмер Г. Эволюционная теория познания. М., 1998.

Хинтикка Я. Проблема истины в современной философии // Вопросы философии. 1996. № 9.

Шелер М. Феноменология и теория познания // Шелер М. Избранные произведения М., 1994.

 

Литература дополнительная.

Бородин В.В. Об основах неклассической (материалистической) концепции истины // Философские исследования. 1999. № 1

Возможности и границы познания. М., 1995

Геттиер Э. Является ли знанием истинное и обоснованное мнение? // Аналитическая философия: Cтановление и развитие. — М.: Дом интеллектуальной книги, Прогресс — традиция, 1998, с. 231 — 233.

Горский Д.П. Обобщение и познание. М., 1985.

Меркулов И.П. Когнитивная эволюция. М., 1999.

Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания. М.: Гардарики, 2005. – 477 с. 

Никифоров А.Л., Меркулов И.П. Теория познания // Философия. Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004.

Овчинников Н.Ф. Знание - болевой нерв философской мысли (к истории концепций знания от Платона до Поппера) // Вопросы философии. 2001. № 1-2.

Сокулер З.А. Проблема обоснования знания. Гносеологические концепции Л. Витгенштейна и К. Поппера. М., 1988.

Хилл Т.Н. Современные теории познания. М., 1965.

Шеховцев А. Ю. Информационные аспекты познавательных и коммуникативных процессов. Саратов, 1998.

 

5. Темы рефератов и контрольных работ.

Познание как предмет философского осмысления.

Субъект и объект познания.

Понятие как основная форма рационального познания.

Знание и предмет знания.

Творчество и интуиция.

Понятие истины. Теории истины.

Объяснение и понимание.

 

6. Вопросы для самооценки знаний.

Может ли знание не иметь своего предмета, быть беспредметным?

Чем чувственное познание отличается от рационального познания?

Почему понятие нередко характеризуется как основная форма рационального познания?

В чем специфика корреспондентной и когерентной теорий истины?

Являются ли истинность и обоснованность атрибутами знания?

Как объяснение и понимание соотнесены в познании?

 

Тема 9. Праксиология.

 

1. Основные понятия.

Праксиология, практическое, ценностное и познавательное отношения человека к миру. Философское и специально научное содержание праксиологии. Практика, сама целесообразная деятельность. Разум, теоретический и  практический разум. Волевая деятельность идеи. Предметная истинность мышления. Прагматизм, языковые игры.

 

2. Содержание.

Праксиология (от греч. praktis — практика) — в контексте философии – учение о практическом отношении человека к миру, его роли в бытии и познании человека и общества. Практическое, ценностное и познавательное отношения человека к миру и их соотношение.

Философское и специально научное содержание праксиологии.

Специальное научное понимание праксиологии Т. Котарбиньским, «Трактат о хорошей работе» (1955). Праксиология как исследование норм рациональной целесообразной деятельности. Учение А. А. Богданова о тектологии как теории всеобщей организационной науки («Всеобщая организационная наука (тектология)» (Т. 1—3, 1913—1917).

Практика (от греч. praktikos — деятельный, активный) — предметно-чувственная, целеполагающая материальная деятельность общественно развитого человека. Сама целесообразная деятельность. Цель деятельности, предмет деятельности, средства деятельности, результат деятельности как необходимые элементы практики.

Становление философского понятия практики в истории европейской традиции. Понятие разума, его разделение на разум теоретический и  практический разум. “Критика чистого разума” и “Критика практического разума” Канта: практический разум продуцирует «законы свободы», моральные принципы, формирующие сверхприродную сущность человека. Теоретический разум решает вопрос: «Что я могу знать?», практический разум  выясняет: «Что я должен делать?»

Гегель о практическом разуме («практическом духе») как форме предметно-практического отношения человека к миру. Гегель о практике как «волевой деятельности идеи».

Маркс («Тезисы о Фейербахе», 1845, опубликованы в 1888) о практической природе предметной истинности мышления. В. И. Ульянов (Ленин) о диалектической природе практики как критерии истины.

Тема практики в философии прагматизма. Мышление, предметная деятельность, истина. Прагматическое понимание цели мышления:  Ч. Пирс: преодоление сомнения, являющегося помехой для действия; У. Джеймс: выбор средств, необходимых для достижения цели; Д. Дьюи: выбор средств для решения «проблематической ситуации».

Принцип Пирса: идеи, понятия и теории как инструменты или планы действия, значение которых сводится к возможным практическим последствиям. Дьюи об истине как полезности, или как практической успешности идеи.

Тема «языковых игр», или «практик» в “Философских исследованиях” Л. Витгенштейна. Эмпирические предложения и возможность их проверки в опыте. Предпосылочный статус некоторых эмпирических предложений: их  использование в качестве основания для проверки других предложений. Осмысленность сомнения только в контексте определенной языковой игры, или практики, если ее правила приняты. Условия принятия утверждения в качестве несомненного, не требующего обоснования в контексте определенной системы утверждений (“языковой игры”).

 

3.Теоретические положения и методические пояснения.

Праксиология понимается в контексте философии как учение о практическом отношении человека к миру. Практическое отношение человека к миру взаимосвязано с ценностным и познавательным отношениями. Полезно четко понимать их различие.

Термин “праксиология” используется как философский термин и как термин специально научный.

Специальное научное понимание праксиологии предложено Т. Котарбиньским в «Трактате о хорошей работе» (1955). Праксиология понимается им как исследование норм рациональной целесообразной деятельности. Учение А. А. Богданова о тектологии как теории всеобщей организационной науки закладывает основы праксиологии.

В философии практика понимается как предметно-чувственная, целеполагающая материальная деятельность общественно развитого человека. Анализ практики предполагает различие самой целесообразной деятельности, цели деятельности, предмета деятельности, средств деятельности, результата деятельности. Они понимаются как необходимые элементы практики.

Становление философского понятия практики происходит в истории европейской традиции постепенно. В философии Канта воспринято разделение разума на разум теоретический и  практический разум. Отсюда и названия его основных трудов: “Критика чистого разума” и “Критика практического разума”. Практический разум продуцирует «законы свободы», моральные принципы, формирующие сверхприродную сущность человека. Теоретический разум решает вопрос: «Что я могу знать?», практический разум  выясняет: «Что я должен делать?».

Свой вклад в становление философской праксиологии внес Гегель. Он развил учение практическом разуме («практическом духе») как форме предметно-практического отношения человека к миру. Гегель представил практику в качестве «волевой деятельности идеи».

К. Маркс размышлял о практической природе предметной истинности мышления: «...Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, — вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос».

В. И. Ульянов (Ленин) развил учение о диалектической природе практики как критерии истины. Он подчеркивал, что успешность человеческой практики доказывает согласие наших представлений с объективной природой вещей. В то же время «критерий практики никогда не может по самой сути дела подтвердить или опровергнуть полностью какого бы то ни было человеческого представления».

Тема практики осмысливается в философии прагматизма. Для достижения истины мышление должно обратиться к предметной деятельности. Осуществляется прагматическое истолкование цели мышления.  Для Ч. Пирса, например, цель мышления состоит в преодолении сомнения, являющегося помехой для действия. Согласно так называемому “принципу Пирса”,  идеи, понятия и теории истолковываются как инструменты или планы действия, значение которых сводится к возможным практическим последствиям.

Новые идеи в философском понимании практики развил Л. Витгенштейн. Он разработал в своих “Философских исследованиях” концепцию «языковых игр», или «практик». Философ показал, что эмпирические предложения могут получить в «языковой игре»  определенный предпосылочный статус. Они используются как основание для проверки других предложений. Если правила языковой игры приняты, то в их контексте сомнение становится осмысленным. Он предложил условия принятия утверждения в качестве несомненного, не требующего обоснования в контексте определенной системы утверждений («языковой игры»): (1) если отбрасывание утверждения означает отказ от определенной языковой игры, от целостной системы утверждений, элементом которой оно является; (2) если утверждение принято в языковую игру в качестве методологического, приобрело статус утверждения-стандарта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: