Раздел 6. Перечень средств обучения. 6 страница

В философии субъективности предмет философского интереса переносится с объекта на субъект, на постижение его природы. Декарт, кое в чём следуя Августину, перенес центр философского исследования на наше Я, на природу нашей субъективности. Наше Я мыслю стало предметом философских размышлений не только для Декарта, но и для последующих философов нового времени. 

Развивая возможности такого поворота в стратегии философствования, Кант дал последовательное толкование вопросов философии, действующей в контексте архетипа субъективности. Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек? – именно эти вопросы отнесены немецким мыслителем к числу вопросов, определяющих предмет философии.

Понимание предмета и задач философии меняется в философии архетипа интерсубъективности, в философии современности. Здесь происходит как бы возврат к философии бытия античности. Но бытие теперь понимается как нечто интерсубъективное – родовая сущность человека, практика, язык, культура, история, опыт отношения человека к миру. Философия интерсубъективности – исторически первый архетип неклассической философии. Он характеризуется плюральностью и дополнительностью философских интерпретаций опыта бытия человека в мире. Так, для Фейербаха человек есть единственный и универсальный предмет философии. По Ницше, философия осуществляет переоценку интерсубъективных ценностей культуры. Для аналитической философии предмет философии есть языковой способ объективации мышления и сознания человека.

Объективность, субъективность, интерсубъективность есть ступени в направленном процессе развертывания культуры философствования, процесса становления философии как самосознания личности, общества, человечества.

 

4. Литература.

Литература основная.

Алексеев П.В. История философии: Учебник. - М: Проспект: Велби, 2005. - 237 с.

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. Изд-е 3, доп. и перераб. – М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2000.

Августин. Исповедь. М., 1990.

Аристотель. Метафизика // Аристотель. Сочинения. Т. 1. М., 1975.

Бердяев Н. А. Русская идея. Судьба России. - М., 1997.

Бохенский Ю. М. Современная европейская философия. - М.: Научный мир, 2000.- 256 с.

Зотов А. Ф. История западной философии. М., 2000.

Косыхин В. Г. Концепции современной философии. Саратов, 2004.

Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000.

Мамардашвили М. Картезианские размышления. М., 1993.

Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. — М., 1991 / 2. История философской мысли: общая характеристика.

От Я к Другому. Сб. пер. по проблемам интерсубъективности, коммуникации, диалога. Минск, 1997.

Ойзерман Т.И. Философия как история философии. - СПб.: Алетейя, 1999. - 447 с.

Платон. Соч.: В 3 т. М., 1971. Т. 3 (1).

Платон. Диалоги: Федр, Пир, Гиппий, Протагор, Горгий, Парменид, Софист, Тимей.

Фуко М. История сексуальности-III: Забота о себе. М., 1998.

Фуко М.  Археология знания. К.: Ника-Центр, 1996.-208 с.

Рассел Б. История западной философии. М., 2006

Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 2002.

Рорти Р. Историография философии // Рассел Б. История западной философии. Кн. 1-2. Новосибирск, 1994. С.305-330.

Руссо Ж. Ж. Исповедь //Избранные произведения в 3-х тт., М., 1961, т.3.

Спиноза Б. Об усовершенствовании разума: Сочинения. М.-Харьков, 1998.

Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. / Раздел I. История западной философии. Раздел II. Западная философия в XX столетии. Раздел III. История русской философии.

Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989.

Юм Д. Трактат о человеческой природе: В 2 т. М., 1995.

 

Литература дополнительная.

Асмус В.Ф. Античная философия. Высшая школа, 2001, - 400с.

Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. М., 1977-1978.

Беркли Д. Сочинения. М., 1978.

Введенский А. И., Лосев А. Ф., Радлов Э. Л., Шпет Г. Г.: Очерки истории русской философии. Уральский университет, 1991.

Виндельбанд В. История древней философии. - М., 1996.

Вольтер Ф.М.А. Философские сочинения. М., 1989.

Гайденко П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000.

Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. М., 1974-1977. Гегель Г.В.Ф. Наука логики: в 3 т. М., 1970-1971.

Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. СПб., 1994.

Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. СПб., 1994, Кн.1-3.

Гельвеций К.А. Сочинения в 2 т. М., 1973 - 1974.

Гольбах П.А. Избранные произведения в 2 т. М., 1963 — 1964.

Гомперц Т. Греческие мыслители: Пер. с нем. - СПб.: Алетейя, 1999. - Т.1. - 605 с.; Т.2. - 257 с.

Декарт Р. Сочинения: В 2 т. М., 1989, 1994.

Дидро Д. Сочинения в 2 т. М., 1986-1988.

Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1972—1990.

Зеньковский В.В. История русской философии. - М.: Академ. Проект: Раритет, 2001. - 879 с.

Кант И. Соч. в 6 т. М., 1963 - 1966.

Кант И. Критика чистого разума. СПб., 1993; Критика чистого разума. М.,1994.

Кант И. Лекции по этике. М., 2000.

Кант И. Трактаты. СПб., 1996.

Кондильяк Э.Б. Сочинения в 3 т. М., 1982.

Ломоносов М. В. Избранные философские произведения. М., 1950.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.1978.

Лосев А. Ф. Владимир Соловьев и его время. М., 1990.

Локк Д. Сочинения: В 3 т. М., 1985- 1988.

Лосский Н.0. История русской философии. М., 1994.

Лейбниц Г.В. Сочинения: В 4 т. М., 1983—1989.

Мокин Б. И. Феноменология Эдмунда Гуссерля. Саратов, 2002.

Мотрошилова Н.В. Путь Гегеля к «Науке логики». М., 1984.

Радхакришнан С. Индийская философия том 1-2, - М., 1956-1957.

Соколов В.В. От философии античности к философии нового времени: Субъект-объектная парадигма. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 336 с.

Соколов В. В. Введение в классическую философию. М., 1999.

Фейербах А. Избранные философские произведения в 2 т. М., 1955.

Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. — 928 с.

Фихте И.Г. Сочинения в 2 т. СПб., 1993.

Фэн Ю-лань. Краткая История китайской философии. Перевод с английского Р.В. Котенко. Издательская группа "Евразия", - СПб., 1998.

Хесле В. Гении философии нового времени. М., 1992.

Хоркхаймер М., Адорно Т. В.. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. М.-СПб, 1997.

Чанышев А.Н. Философия древнего мира. - М., 2000.

Чаттерджи С., Датта Д. Введение в индийскую философию. - М., 1955.

Хомяков А. С. Полн. собр. соч.: В 8 т. М., 1900-1904.

Шеллинг Ф. В. Й. Соч.: В 2 т. М., 1987—1989.

Шеллинг Ф.В.И. Сочинения в 2 т. М., 1987.

Шопенгауэр А. Соч.: В 6 т. М., 1999-2001.

Штекль А. История средневековой философии. СПб., 1996.

Юм. Д. Исследование о человеческом разумении. М., 1995.

Яковенко Б. В. История русской философии: Пер. с чеш. - М.: Республика, 2003.

 

5. Темы рефератов и контрольных работ.

История философии как осуществление сущности философии.

Философия как многообразие философских учений. Проблема их единства.

Концепции периодизации истории философии.

Понятия классической философии и философии неклассической.

Рорти Р. о концепциях историографии философии.

Космоцентрическая ориентация античной философии.

Теоцентризм средневековой философии.

Антропоцентризм философии эпохи Возрождения.

Диалектика Просвещения.

Античный, новоевропейский и современный скептицизм.

Антропологический принцип философии Л. Фейербаха.

Анализ мышления и культуры в структурализме.

Идеи и принципы философии постструктурализма, их оценка.

Феноменологическая герменевтика Поля Рикера.

Концепция археологии знания М. Фуко.

Философия логического анализа Бертрана Рассела.

Русская философия: ХIХ-ХХ столетия.

 

6. Вопросы для самооценки знаний.

Как соотносятся понятия историческое бытие философии, историография философии?

Что такое архетип философствования?

В чем специфика философии объективности?

В чем состоит направленность философского поиска в философии субъективности?

Как изменились постановка и обсуждение философских вопросов в философии интерсубъективности?

Как связаны философское учение и философия?

В чем специфика установок космоцентризма, теоцентризма, антропоцентризма, какое воплощение они имели в истории философии?

Каковы различия классического и неклассического типов философствования?

Каковы основные направления западной философии XX века?

В чем специфика русской философии?

 

Часть III. Общие темы философии.

 

Тема 5. Метафизика. Метафизический и неметафизический способы философствования.

 

1. Основные понятия.

Понятие метафизики. Философия и метафизика. Бог, дух, душа Теология. Научная картина мира. Абсолют, абсолютное знание. Позитивизм. Метафизика и онтология. Лингвистический поворот в философии. Сциентистское и антисциентистское направления философии. Феноменологический метод описания восприятий, герменевтический метод понимания и толкования текстов.

 

2. Содержание.

Понятие метафизики. Метафизика и ее тенденция самоопределения в качестве смыслового центра теоретической философии. Метафизика Аристотеля. Метафизика Декарта. Метафизика Канта. Метафизика Гегеля. Метафизический и неметафизический способы философствования.

Изменение статуса метафизики в процессе исторического самоосмысления философии. Эволюция соотношения философии и метафизики. Средние века: метафизика как разумное познание сверхчувственных и божественных предметов (Бог, дух, душа). В философии Средних веков соединение метафизики с христианским учением (Фома Аквинский): метафизика познает сверхчувственное и божественное (Бог, дух, душа), однако в отличие от теологии опирается на разум, а не на откровение.

Новое время: возникновение и усиление критического отношения к метафизике, тенденция к ее преодолению, стремление заменить метафизику научной картиной мира. Понимание метафизики как учения о бытии, имеющего свой особый объект (сверхъестественное и сверхчувственное, кантовская вещь в себе, априорные условия познания) и свой способ познания (непосредственная интуиция, дающая абсолютное знание). Метафизика как априорное познание абсолюта. XX век: тенденция к преодолению метафизики и мысль о невозможности ее преодоления.

Метафизика в философии Нового времени как учение о бытии, имеющее свой особый объект (сверхъестественное и сверхчувственное, кантовская вещь в себе, априорные условия познания) и свой способ познания (непосредственная интуиция, которая дает абсолютное знание). Метафизика как дело чистого разума, а не опыта или откровения. Претензия метафизики на открытие фундаментальных законов мышления, формулировку основных принципов наук, выработку критерия достоверности наших знаний. Метафизика как априорное, абстрактное, теоретическое, беспредпосылочное познание абсолюта. Тенденция в философии Нового времени к преодолению метафизики, стремление заменить метафизику наукой и научным мировоззрением. Позитивистская установка на устранение метафизики из философии и научного познания.

XX век: обострение тенденции к преодолению метафизики. Отождествление метафизики со всей предшествующей традиционной философией. Критика метафизики как критика разума. Понимание метафизики как онтологии, опирающейся в объяснении бытия на сверхчувственные принципы. «Введение в метафизику» М. Хайдеггера как стратегия выведение из метафизики. Сциентистское направление в философии как отрицание метафизики. Обвинение метафизики в гипостазировании идей, понятий или ценностей. Понимание проблематичности или невозможности преодоления метафизики: Ч. Пирс, К. Поппер, М. Хайдеггер, К. Апель.

Лингвистический поворот в современной западной философии как стремление преодолеть метафизику, сделать философию научной. Его парадигмальный характер: переход от парадигмы мышления к парадигме языка, от философии сознания, мышления и субъекта к философии языка, смысла и значения. Одновременная вовлеченность в лингвистический поворот как сциентистского, так и антисциентистского направлений философии.

«Логико-философский трактат» (1921) Л. Витгенштейна как основа сциентистского направления в лингвистическом повороте. Изменение понимания отношения между языком, мышлением и реальностью. Превращение языка из инструмента выражения мышления, отражающего реальность, в форму, которая определяет структуру возможных фактов.

Лингвистический поворот как разграничение сферы компетенции между наукой и философией: наука говорит о фактах, философия — о языке. Научный дискурс как способ непосредственной когнитивной связи с реальностью. Философия как металингвистическая деятельность, опосредованно связанная с реальностью через анализ языка (языка науки либо естественного языка). Философии как переход от метафизики к металингвистике. Лингвистический поворот как способ преодоления метафизики. Отказ от претензий на познание внелингвистической реальности как отказ от онтологических и метафизических претензий. Отказ философии быть философией духа, сознания, мышления и субъекта. Язык как ее объект. Неопозитивизм о метафизике как несовершенном использовании языка.

«Бытие и время» (1927) М. Хайдеггера как основа антисциентистского направления в лингвистическом повороте. Изречения Хайдеггера: «Мир есть только там, где есть язык», «Язык — дом бытия». От феноменологического метода описания восприятия к герменевтическому методу понимания и толкования текстов. Язык как фундаментальный атрибут человеческого существования. Язык говорит нами. Говорить значит слушать.

Слушание языка как диалог с другим человеком, с текстом, с самим языком.

Размышления о диалоге с языком, следовательно, с бытием, как назначение философии.

 

3.Теоретические положения и методические пояснения.

Размышление над вопросом о природе вещей в исторических условиях мифологического сознания ведет к метафизике. Понятие первой философии, определенное Аристотелем, поименованное традицией термином метафизика, прояснило исходный смысл метафизики. Она стала рассматриваться как вид теоретического познания (наряду с физикой и математикой), определенность которого первоначально была зафиксирована предметно: первая философия существует лишь постольку, поскольку существует сверх-природный мир. Наделение этого мира определенными качествами привело к тому, что метафизика в виде первой философии стала пониматься как учение о сверх-природных и потому сверх-чувственных принципах бытия и познания. В истории догматической философии метафизика толкуется как подлинная философия, обладающая возможностью сверхопытного познания.

Метафизика в качестве первой философии получила предметную определенность на основании постулирования и созерцания сверх-природного мира, что привело к удвоению мира, к мировоззренческому подчинению мира природы миру сверх-природному. Исторически это удвоение было перенесено из мифологического сознания в философское мышление. Метафизику в ее исходном философском смысле можно понимать как родимое пятно мифологии, закрепленное традицией на теле философии. Философия лучше осознает себя, свою природу и свои возможности, просматривая свою мифологическую предысторию. Поскольку метафизика получила свою сверх-природную предметную определенность, постольку она приобрела и сверх-опытную эпистемологическую и методологическую значимость.

Сверхопытность, неэмпиричность рассматриваются как семантические и эпистемические характеристики высказываний метафизики. Метафизические высказывания не могут быть выведены из эмпирических высказываний посредством индукции. Они являются продуктом творческого понятийного воображения. Метафизика в этом смысле есть своеобразная поэзия понятия. Ее принципом является не эмпирическая проверяемость, не верифицируемость или фальсифицируемость, а свобода мысли, сущностным проявлением которой выступает обращенность мышления к самому себе.

Переосмысленная таким образом метафизика становится культурой продуцирования мировоззренческих презумпций, предварительных универсальных смыслов, реализуемых в опыте бытия человека в мире. Традиция метафизического отношения философии к осмыслению опыта бытия человека в мире транслировалась в культуре древней и средневековой философской мысли. Новоевропейская философия, осмысливая универсум философствования, развила традицию рефлексивного отношения к нему. Принимая во внимание феномен историчности, незавершенности эволюции философского мышления, можно предположить, что формирование концептуальных подсистем системы философского вопрошания есть процесс, открытый творчеству будущего.

 

4. Литература.

Литература основная.

Алексеев П.В. История философии: Учебник. - М: Проспект: Велби, 2005. - 237 с.

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. Изд-е 3, доп. и перераб. – М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2000.

Аристотель. Метафизика//Соч.: В 4 т. М., 1975. Т. 1.

Гегель Г. В. Ф. Собр. соч. М.; Л., 1929-1958. Т. 1-14.

Декарт. Р. Соч.: В 2 т. М., 1989-1994.

Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 3.

Кант И. Трактаты и письма. М., 1980.

Кант И. Критика чистого разума. СПб., 1993.

Кант И. Критика чистого разума. М., 1994.

Кант И. Соч.: В 4 т. на рус. и нем. языках. Т. 1. М., 1994; Т. 3. М., 1997.

Маритен Ж. Величие и нищета метафизики. // Работы Ж. Маритена по культурологии и истории мысли. Вып.1. М., 1990.

Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания. М.: Гардарики, 2005. – 477 с. 

Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. — 928 с.

Хайдеггер М. Введение в метафизику. М., 1999.

 

Литература дополнительная.

Быкова М.Ф. Мистерии логики и тайна субъективности. М., 1996.

Вольф X. Метафизика // Христиан Вольф и философия в России. СПб., 2001.

Гайм Р. Гегель и его время. СПб., 1861.

Генон Р. Восточная метафизика. // Волшебная гора, № 3. М., 1995.

Гиренок Ф.И. Метафизика пата. М., 1995.

Губин. В.Д. Метафизика // Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004. — 1072 с.

Гурина М. Философия. М.: Республика, 1998. – 540 с. Глава 6. Что такое метафизика?

Жучков В.А. Из истории немецкой философии XVIII века (предклассический период). М., 1997

Зубов В.П. Аристотель. М., 1963.

Ильин Н. А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. М., 1918. Т. 1—2.

Круглов A.H. Кант // Философия: Энциклопедический словарь/Под ред. А.А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004. — 1072 с.

Лобковиц Н. От субстанции к рефлексии. Пути западноевропейской метафизи // Вопросы философии.— 1995.— №1.— С. 95—105.

Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М., 1995.

Мотрошилова Н.В. Путь Гегеля к «Науке логики». М., 1984.

Новая философская энциклопедия. - М.: Мысль, 2000, Т.1-4.

Соловьев В. Гегель // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1892. Т. 8.

Фишер К. Декарт: его жизнь, сочинения и учение. СПб., 1994.

Фишер К. Гегель, его жизнь, сочинения и учение. СПб., 1903; М.; Л., 1933.

Чанышев А. Н. Аристотель // Философия: Энциклопедический словарь//Под ред. А.А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004. — 1072 с.

Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М., 1994. Т. 1—2.

 

5. Темы рефератов и контрольных работ.

Метафизика и ее тенденция самоопределения в качестве смыслового центра теоретической философии.

Метафизический и неметафизический способы философствования.

Эволюция соотношения философии и метафизики.

Понятие лингвистического поворота в современной западной философии.

«Логико-философский трактат» (1921) Л. Витгенштейна как основа сциентистского направления в лингвистическом повороте.

Лингвистический поворот как разграничение сферы компетенции между наукой и философией.

Философия как переход от метафизики к металингвистике.

«Бытие и время» (1927) М. Хайдеггера как основа антисциентистского направления в лингвистическом повороте.

 

6. Вопросы для самооценки знаний.

Что такое метафизика?

В чем единство и различие метафизики Аристотеля и Декарта, Канта и Гегеля?

Как соотносятся метафизический и неметафизический способы философствования?

Существуют ли различия между метафизикой и научной картиной мира?

В смысл обвинения метафизики в гипостазировании идей, понятий и ценностей?

Что означал для философии XX века переход от парадигмы мышления к парадигме языка, от философии сознания, мышления и субъекта к философии языка, смысла и значения?

В смысл понимания философия как металингвистической деятельности?

Верно ли высказывание “Язык говорит нами”?

 

Тема 6. Онтология.

 

1. Основные понятия.

Онтология. Бытие. Категории философии и универсалии культуры. Субстанция. Существование. Бытие и небытие Бытие, ничто, становление. Бытие и субстанция. Субстанции, модусы, атрибуты. Единое и многое. Монизм, дуализм, плюрализм. Бытие, реальность, виртуальность. Часть и целое. Движение. Развитие.

Материя и движение. Количественные и качественные изменения, прогресс и регресс. Пространство и время. Их субъективная и объективная интерпретации. Возможность и действительность. Вероятность. Необходимость и случайность. Причина и следствие. Событие и закон. Динамические и статистические законы. Идея всеобщей связи событий. Детерминизм и индетерминизм.

Человеческое бытие как Dasein. Бытие, сознание, бессознательное.

Бытие, присутствие, отсутствие. Онтология присутствия и онтология отсутствия.

 

2. Содержание.

Понятие онтологии. Онтология как философское учение о бытии.  Бытие как центральная категория онтологии. Основные вопросы онтологии: что такое существование? что такое объекты? что означает высказывание: “физический объект существует?” что такое свойства и отношения, и как они относятся к объектам? является ли существование свойством? Проблема универсалий и проблема субстанции. Учение о категориях бытия как категориях мышления. Категории философии как рациональное прояснение смыслов универсалий культуры, как  усмотрение общности в различных сферах культуры. Смыслообразы, метафоры и аналогии как генетически первичные формы бытия философских категорий, их последующее  понятийное выражение в систематизации категорий. Категории философских систем античности, понятийно-символическое и метафорическое осмысление мира в их содержании (например, «огнелогос» Гераклита, «нус» Анаксагора).

Бытие и небытие Бытие, ничто, становление. Бытие и субстанция. Проблема субстанциальности бытия. Субстанции, модусы, атрибуты. Единое и многое как тема философии. Монизм, дуализм, плюрализм. Бытие, реальность, виртуальность. Бытие как единство сущности и существования.

Вещь, свойство, отношение. Структурная организация бытия. Соотношение части и целого: принцип системности. Логически возможные модели мира, представленные античной философией при решении проблемы делимости целого на части:  мир делится на части до определенного предела (неделимые, или атомы Левкиппа, Демокрита, Эпикура), мир беспредельно делим (Анаксагор), мир в его бытии неделим (элеаты). Рациональное обоснование неделимости бытия как выявление определенных смыслов категорий части и целого, движения, пространства, времени. Апории Зенона как логическое осмысление системных связей теоретического самодвижения категорий философии.

Движение как атрибут бытия. Развитие и его модели. Диалектика бытия: принцип развития.

Материя и движение. Проблема возможности мышления движения. Умозаключение Зенона от невозможности мыслить движение к невозможности самого движения. Его оценка. Проблема источника движения. Диалектический материализм о самодвижении материи. Формы движения материи и их взаимосвязь. Количественные и качественные изменения, прогресс и регресс. Пространство и время. Их субъективная и объективная интерпретации. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Возможность и действительность. Вероятность. Необходимость и случайность. Причина и следствие. Событие и закон. Динамические и статистические законы. Идея всеобщей связи событий. Детерминизм и индетерминизм.

Человеческое бытие как Dasein. Бытие и сознание. Природа сознания. Структура сознания. Когнитивная, эмоциональная и волевая сферы сознания. Сознание и самосознание. Сознание и субъективная реальность. Сознание и его установки. К. Г. Юнг о двух фундаментальных установках сознания – экстравертной и интровертной. Сознание и бессознательное бытие личности. З. Фрейд о биологической природе бессознательного, об онтологической первичности бессознательного по отношению к сознанию в системе психики. Бессознательное и комплексы. Фрейд о соотношении Оно, Я и Сверх-Я в структуре субъективной реальности. Проблема конфликта Оно и Сверх-Я. Инстинкты (Эрос и Танатос), их роль в определении психического бытия личности.

К. Г. Юнг о символической природе бессознательного, структурированного посредством архетипов, о личной и коллективной формах бессознательного. Архетипы как универсальные структуры психики.

Условия возможности онтологических допущений. Онтология материалистическая, идеалистическая, натуралистическая, трансцендентальная. Проблема онтологии субъекта. Онтологический поворот в современной философии. Онтологические концепции. Эдмунда Гуссерля, Мартина Хайдеггера, Людвига Витгенштейна, Уилларда ван О. Куайна. 

Бытие как присутствие. Присутствие и отсутствие. Онтология присутствия и онтология отсутствия. Принципы тождественности / нетождественности бытия и мышления: классическое и неклассическое философствование.

 

3.Теоретические положения и методические пояснения.

Слово онтология, является соединением древнегреческих слов онтос   (сущее) и логос (знание). Поэтому оно буквально означает знание о сущем. Онтология традиционно понимается как философское учение о бытии, как учение о предельных, фундаментальных структурах бытия.  Бытие - центральная категория онтологии. В контексте онтологии ставятся, например, вопросы: что такое существование? что такое объекты? что означает высказывание: “физический объект существует?” что такое свойства и отношения, как они относятся к объектам? является ли существование свойством? Онтологическое исследование формирует понятия, именуемые универсалиями мышления, категориями бытия. Онтология развивается как учение о категориях бытия, которые являются категориями мышления. Категории философии возникают как рациональное прояснение смыслов универсалий культуры, как  усмотрение общности в различных сферах культуры.

Философия формируется как мышление бытия. Поскольку бытие является феноменом нашего сознания, то мышление бытия осознается как  мышление мышления. Онтология систематически исследует соотношение бытия и мышления,  бытия и сознания.

В истории философии происходила эволюция учений о бытии. Онтология состоялась в процессе поисков субстанциального начала бытия. Фалес  полагал воду в качестве начала всех вещей. При этом, мир представлял одушевленным, полным божеств. Более отвлеченное понимание субстанциальной основы мира, не связанное с деятельностью восприятия, предложил Анаксимандр. Посредством понятия апейрон он обозначил беспредельную, неопределенную, бескачественную, вечно движущуюся материю. Апейрон - субстанциальное (не субстратное) начало всего существующего. Так возникает идея субстанции: то, что всё порождает, но само остается неизменным, несводимым к определенным проявлениям.

Парменид разработал учение о бытии как едином, вечном, неизменном. Поставил вопрос о соотношении бытия и небытия. Категории бытия и небытия составили основу онтологии античных атомистов Левкиппа и Демокрита. Они полагали основой всего сущего материальное начало – атомы, которые понимались как физически реальные. Атомы как бытие движутся и взаимодействуют в пустоте. Пустота толкуется как небытие, как условие возможности движения и взаимодействия атомов. Посредством атомистического учения объясняются природные, психические, социальные и нравственные процессы.

 

4. Литература.

Литература основная.

Алексеев П.В. История философии: Учебник. - М: Проспект: Велби, 2005. - 237 с.

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. Изд-е 3, доп. и перераб. – М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2000.

Аристотель. Метафизика // Антология мировой философии в 4- томах. Т., 1, - М., 1969.

Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания. Соч. в 4-х томах, Т. 1, - М., Московский клуб. 1992.

Витгенштейн Л. Философские работы. М., 1994. Ч. 1.

Гартман И. Старая и новая онтология. // Историко-философский ежегодник- 1988. М., 1988.

Гегель Г. Наука логики. В 2-х томах, Санкт-Петербург, 1996.

Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987.

Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989.

Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.

Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Том 1: Общее введение в чистую феноменологию. - М., 1999.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: