double arrow

Раздел 6. Перечень средств обучения. 8 страница


Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

4. Литература.

Литература основная.

Алексеев П.В. История философии: Учебник. - М: Проспект: Велби, 2005. - 237 с.

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. Изд-е 3, доп. и перераб. – М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2000.

Витгенштейн Л. Философские работы. М., 1994. Ч. 1.

Витгенштейн Л. О достоверности // Витгенштейн Л. Философские работы. М., 1994. Ч. 1;

Ивин А.А. Основы теории аргументации. М., 1997.

Ивин А.А. Практика // Философия. Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004.

Ленин В.И. Полн. собр. соч. М., 1958—1965. Т. 18.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1955—1981. Т. 3.

Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. — 928 с.

 

Литература дополнительная.

Богданов А.А. Всеобщая организационная наука (тектология). Т. 1—3. М., 1913—1917.

Котарбиньский Т. Трактат о хорошей работе. М., 1975.

 

5. Темы рефератов и контрольных работ.

Праксиология как философское учение о практическом отношении человека к миру.

Практическое, ценностное и познавательное отношения человека к миру и их соотношение.

Практика: понятие, структура, функции.

Становление философского понятия практики в истории европейской традиции.

Гегель о практике как «волевой деятельности идеи».

Тема практики в философии прагматизма.

Тема «языковых игр», или «практик» в “Философских исследованиях” Л. Витгенштейна.

 

6. Вопросы для самооценки знаний.

Что такое праксиология?

В чем различие философского и специально научного смыслов термина “праксиология”?

В чем смысл философского понятия практики?

Как определил Кант понятие практического разума? Чем он отличается от разума теоретического?

Какова связь практики и предметной истинности мышления?

Каковы, по Витгенштейну, условия принятия утверждения в качестве несомненного, не требующего обоснования в контексте определенной системы утверждений («языковой игры”)?

 

Часть IV. Особенные темы философии.

 

Тема 10. Природа и натурфилософия, естествознание и философия естествознания.

 

1. Основные понятия.

Природа, натурфилософия. Пантеизм, гилозоизм. Микро- и макрокосмос. Хаос, мифология,  космология.

Естествознание, философия естествознания. Философия нестабильности и самоорганизации. Эволюция, нестабильность, бифуркация, открытоcть будущего, самоорганизация, нелинейность.




Натурализм.

 

2. Содержание.

Природа и философия природы (натурфилософия). Метафизическое и неметафизическое направления философии природы. Натурфилософия как философия природы, мыслительное истолкование природы как целостности. Границы между естествознанием и натурфилософией. Место натурфилософии в философии. “Тимей” Платона, “Физика” Аристотеля, “Философия природы” Гегеля. “Диалектика природы” Ф. Энгельса. Пантеизм как философское и религиозное учение о Боге и мире, объединяющее их в единое целое. Гилозоизм как учение о всеобщей одушевленности материи. Отрицание качественного отличия живого и неживого: жизнь есть атрибут материи. Натурфилософский принцип тождества микро- и макрокосмоса. Связь натурфилософского мышления с мышлением мифологическим. Хаос как образ и понятие, являющиеся выражением этой связи. Хаос как образв греческой мифологии — зияющая бездна, наполненная туманом и мраком, из которой произошло все сущее, бесформенное, беспорядочное, неопределенное состояние вещей. В греческой космологии Хаос как первобытное состояние, из которого спонтанно возник или был создан богом мир как упорядоченный, гармоничный космос. Космос — термин древнегреческой философии, применяемый для обозначения мира как упорядоченного, организованного и единого целого, возникшего из первородного хаоса.



Природа как объективная реальность, как все многообразие явлений нашего опыта.

Естествознание и философия естествознания. “Философские основания физики” Р. Карнапа. Философия нестабильности и самоорганизации. Применение идеи развития, понимаемой как переход от хаоса к космосу, от беспорядка к порядку, в междисциплинарном направлении исследований – в синергетике. Эволюция в мире как результат самоорганизации систем от менее организованных структур к структурам более организованным, не исключающей процессы противоположного характера. Философия нестабильности И. Пригожина: осмысление открытия нового мира необратимости, внутренней случайности и сложности. Проявления креативности на любом уровне природной организации. Нестабильность как существенный элемент природных процессов, в которых имеет место не единичная бифуркация, а серии бифуркаций, в результате которых возникают новые макроструктуры. Невозможность предсказания: открытоcть будущего.

Самоорганизация как процесс спонтанного становления пространственных, временных, функциональных структур, протекающих в открытых системах. Нелинейность как необратимость и многовариантность эволюции, возможность изменений темпа и направления течения процессов, наличие точек бифуркации, ветвления путей эволюции.

Натурализм как выведение всего происходящего из фактов природы. Натурализм как всякая философская концепция, рассматривающая природу как единый, универсальный принцип объяснения всего сущего, исключающий все сверхъестественное.

 

3.Теоретические положения и методические пояснения.

Природа является одним из основных предметов философских размышлений. Исторически философия возникает как натурфилософия. Натурфилософия сложилась в Древней Греции как мыслительное истолкование природы как целостности. Пантеизм есть философское и религиозное учение о Боге и мире, объединяющее их в единое целое. Сущность гилозоизма состоит в том, что он учит о всеобщей одушевленности материи. Он есть отрицание качественного отличия живого и неживого. Жизнь толкуется как атрибут материи.

Натурфилософии характерен принцип тождества микро- и макрокосмоса. Натурфилософское мышление исторически связано с мышлением мифологическим. Это проявляется в том, что Хаос толкуется и как образ и как понятие. Хаос осмысливается в виде образав греческой мифологии. Он — зияющая бездна, наполненная туманом и мраком, из которой произошло все сущее, бесформенное, беспорядочное, неопределенное состояние вещей. В греческой космологии Хаос осмысливается как первобытное состояние, из которого спонтанно возник или был создан богом мир как упорядоченный, гармоничный космос. Космос — термин древнегреческой философии, применяемый для обозначения мира как упорядоченного, организованного и единого целого, возникшего из первородного хаоса.

Природа в философских учениях понимается как объективная реальность, как всеобщий принцип всех явлений, как все многообразие явлений нашего опыта. Нужно понимать различие этих толкований.

В эпоху развития естествознания натурфилософская проблематика дополняется проблематикой философии естествознания. Она исследует природу естественнонаучного знания. Актуальной темой является понимание границ между естествознанием и натурфилософией.

Философия современного естествознания осмысливает понятия нестабильности и самоорганизации. Идея развития функционирует в контексте осмысливания перехода от хаоса к космосу, от беспорядка к порядку. Это свойственно междисциплинарному направлению исследований – синергетике. В философии нестабильности И. Пригожина предпринято осмысление открытия мира необратимости, внутренней случайности и сложности. Исследуются проявления креативности на любом уровне организации природы.

Нестабильность понимается как существенный элемент природных процессов, в которых имеет место не единичная бифуркация, а серии бифуркаций, что определяет возникновение новых макроструктур.

Самоорганизация осмыслена как процесс спонтанного становления пространственных, временных, функциональных структур. Она свойственна открытым системам. Нелинейность понимается как необратимость и многовариантность эволюции, возможность изменений темпа и направления течения процессов, наличие точек бифуркации, ветвления путей эволюции.

Натурализм есть мировоззренческая позиция, предполагающая познавательное выведение всего происходящего из фактов природы. Натурализм есть всякая философская концепция, рассматривающая природу как единый, универсальный принцип объяснения всего сущего, исключающий все сверхъестественное.

 

4. Литература.

Литература основная.

Ахутин А.В. Понятие "природа" в античности и в новое время. М., 1988.

Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Русский космизм: Антология философской мысли. М., 1993.

Кайзер Ф. Нелинейные колебания (предельные циклы) в фи­зических и биологических системах//Нелинейные электромагнитные волны. М., 1985.

Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергетика — теория са­моорганизации. М., 1983.

Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. — М., 1991 / Раздел второй. Бытие, материя, природа.

Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1985.

Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах. М., 1979.

Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. М., 1990.

Пригожин И, От существующего к возникающему. Время и сложность в физических науках. М., 1985.

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 1986.

Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М., 1994.

Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии. 1991. № 6.

Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

Рожанский Н.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М., 1979. Ч. 2.

Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М., 1994.

Стёпин B.C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000.

Трубецков Д. И. Колебания и волны. Саратов, 1997.

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

Хакен Г. Синергетика. Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. М., 1985.

Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. — 928 с.

 

Литература дополнительная.

Гемпель К. Г. Логика объяснения. М., 1998.

Гурина М. Философия. М.: Республика, 1998 / Глава 9. Философия природы и философия духа.

Топоров А. Космогонические мифы // Мифы народов мира. М., 1982. Т. 2.

Структура и развитие науки. М., 1978.

Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии. 1997.   

Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.

 

5. Темы рефератов и контрольных работ.

Натурфилософия как мыслительное истолкование природы как целостности.

Границы между естествознанием и натурфилософией.

Натурфилософский принцип тождества микро- и макрокосмоса.

Хаос как образ и понятие.

Природа как объективная реальность.

Естествознание и философия естествознания, их соотношение.

Философия нестабильности И. Пригожина.

Самоорганизация и открытые системы.

Нелинейность, бифуркация, эволюция.

 

6. Вопросы для самооценки знаний.

Какие вопросы обсуждает натурфилософия?

Существуют ли границы между естествознанием и натурфилософией?

Кто разработал концепцию “Философия нестабильности”?

Как соотносятся между собой естествознание и философия естествознания?

Что такое  самоорганизация?

Как соотносятся понятия нелинейности, необратимости и многовариантности эволюции?

 

Тема 11. Общество, эмпирическое познание общества, философия общества (социальная философия).

 

1. Основные понятия.

Общество, социум, история. Общественное бытие и общественное сознание. Основные сферы жизнедеятельности общества. Социальные науки и социальная философия. Формации и цивилизации.

Индустриальное, постиндустриальное и информационное общества

 

2. Содержание.

Метафизическое и неметафизическое направления социальной философии. “Государство” Платона, “Политика” Аристотеля, “Философия истории” Г. Гегеля, “Открытое общество и его враги” К. Поппера.

Социальная онтология. Социальная философия как философское учение об обществе, о природе общества, об общественном бытии и общественном сознании, их соотношении. Социальная философии и философия истории (исследование сущности, смысла и хода социально-исторического процесса). Политическая философия как конкретизация положений социальной философии, как исследование природы, структуры, функций государства, способов его функционирования и развития.

Социальные науки как вид эмпирического познания общества. Историческая наука, социология, экономическая наука, политология, правоведение, их роль в познании общества. Социальные науки и социальная философия.

Общество, история и культура. Формация и цивилизация. Социум как социокультурная реальность, как социальная форма движения материи. Общество, его настоящее, прошлое и будущее. Формационный и цивилизационный анализы общества. Социальное пространство,  социальное время, социальное движение и социальная материя как формы социального бытия. Атомистическая и континуальная концепции общества.

Основные сферы жизнедеятельности общества: экономическая, социальная, политическая и духовная. Материальное производство. Наука как теоретическая сфера жизнедеятельности людей. Ценности и их конституирующая роль в жизни общества.

Теория цивилизаций Н. Данилевского. Культурно-исторические типы. Стадии их жизненного цикла: этнографическая, государственная, цивилизационная. Теория локальных цивилизаций О. Шпенглера. Культурно-исторические миры, стадии их жизненного цикла: мифосимволическая, метафизико-религиозная, цивилизационная (окостеневшая культура).

Понятия цивилизаций и великих культур в учении А. Тойнби. Типология социокультурных систем в социологии П. Сорокина: идеационая, идеалистическая, чувственная.

Стадии прогресса общества в концепциях А. Тоффлера (цивилизации аграрная (доиндустриальная), промышленная (индустриальная) и информационная (постиндустриальная), С. Хангтингтона (цивилизации космогенная, техногенная, антропогенная).

Социальная аксиология и социальная практика.

 

3.Теоретические положения и методические пояснения.

Философия общества есть часть философии. Для прояснения ее статуса необходимо понятие философии. Формирование понятия философии есть задача, постановки, обсуждения и возможные решения которой непрерывно возобновляются в историческом бытии философии.

Философия общества, как и философия в целом, реализует свой потенциал в контекстах дискурсивных изменений. Философия общества, существуя в контексте традиции философствования, всем своим интеллектуальным содержанием, которое функционирует как когнитивно– смысловая потенциальность, направлена на общество, на освоение опыта его бытия и познания, опыта оценки и конструирования общественной жизни.

Жизнь общества атрибутивно характеризуется рефлексивной социальностью. Это выражается в тематизации философии общества как соотнесения бытия и сознания, социального бытия и социального сознания. Мышление бытия общества и мышление его мышления есть тропы философии общества, конституированные традицией.

Мышление – развитая функция сознания. Философия общества как мышление его бытия и мышление его сознания исторически изменяется. гармонируя с изменением традиции философствования. Например, опыты антропологического и лингвистического поворотов философствования осваиваются философией общества. Презумпции природы человека и лингво–текстуальных объективаций деятельности сознания и мышления как принципы теоретической философии осваиваются в тематическом поле философии общества. Это проявляется в преобразовании ее тематического многообразия. Философия общества как мышление социального и индивидуального сознания тематизирует себя как исследование модусов объективации деятельности сознания и условий возможности их существования.

Языковые (устные и письменные) объективации деятельности сознания актуализируются в проблематике философии общества в контексте глобальной лингвистической трансформации тематики философии как традиции.

Любой исследовательский, творческий акцент в философии общества, как и в философии в целом, не нуждается в абсолютизации. Акцентирование тематики как оценка значимости той или иной темы для исследования, актуализированного современностью, вполне правомерно и прагматически оправдано.

В этом и только в этом смысле философия общества сегодня может быть оценена как исследование модусов объективации активности индивидуального и общественного сознания в их отношении к способам организации жизни общества.

Текст, дискурс, дискурсивные изменения и дискурсивные практики тематизируют исследовательскую проблематику философии общества.

Являясь смыслопорождающей последовательностью знаков, текст включен в контекстуальную реальность. Внутреннее и внешнее как абстрактные определения мышления конструктивно идеализируют многообразия смысловых отношений текстуального и транстекстуального порядков. Эти идеализации позволяют специально исследовать устойчивые внутритекстуальные отношения как имманентную динамику смыслопорождения, а также концептуализировать атрибутивную функцию представления в содержании текста внезнаковой реальности.

Текстуальное опредмечивание творческой субъективности человека, ее сознательного и бессознательного содержаний, осуществляемое в философии и искусстве, в науке и идеологии, в политике и праве, определяет специфику представления социальности и ее осмысления в традициях философствования.

Смыслопорождающее структурирование знакового многообразия, свойственное тексту, выражает специфику текстуально объективированного творчества личности, социальной группы, общества. Смыслопорождение, являясь атрибутивным свойством текста, характеризует специфику культуры и социальных коммуникаций. Поэтому природа и механизмы смыслопорождения тематизируются в философии общества как ее проблемы.

Исследование коммуникативности также актуализирует необходимость понимания механизмов смыслопорождения. В связи с этим код, кодирование, декодирование вовлекаются в содержания философского и семиотического поисков.

Кодирование может быть осмыслено как движение космизации семиотического многообразия, виртуальными исходным и конечным пунктами которого выступают смысловой хаос и семиотическая структура.

Семиотическая структура кода есть динамическое отношение, спонтанно или сознательно функционирующее в культуре и социальной практике. Коду присущ способ структурирования (космизация хаоса межзнаковых отношений), соотнесенность означающего и означаемого содержания. Являясь специальным видом деятельности, кодирование телеономично. Цель есть актуально или виртуально заданная предпосылка, определяющая деятельность кодирования.

Через кодирующие механизмы смыслопорождения субъективность трансформируется в интерсубъективность и этим включается в культурные и социальные процессы. В телеономичности кодирования обнаруживается идеологическая составляющая текстуальной реальности, являющаяся горизонтом социальности, ее бытия и ее сознания.

Исследование социальности как становящегося единства бытия и сознания общества, ее объективности и субъективности предполагает поиск кодов культуры, структурирующих ее знаковое многообразие. При этом важно подчеркнуть, что многообразие кодов культуры в социуме представлено в качестве виртуального текста.

Текстуальная реальность герменевтична. Понимание и интерпретация являются способами деятельности, определяющими содержание герменевтических процессов. Тематизация философии общества происходит в контексте философских истолкований понимания как феномена. Интеллектуальный переход от истолкования понимания как гносеологического феномена к его философской онтологизации предзадает тематизацию и концептуализацию проблематики философии общества. Если понимание есть не только способ социального познания, но по природе есть способ бытия человека в мире, то это имеет конститутивное значение для осмысления социального бытия и сознания, для осмысления их соотношения.

Тема понимания и тема текста естественным образом становятся темами философии общества.

Исследование смыслопорождения как атрибута текстуальности приводит к осмыслению условий его возможности. Дискурс есть то нечто, которое непосредственно относится к условиям возможности смыслопорождения. Дискурс как категория философии культуры и философии общества соотнесен с категориями традиции и рациональности.

Практики смыслопорождения, опредмеченные в культуре и социуме, контекстуально отнесены к традиции культуры и типу рациональности социального мышления и бытия, жизни общества. Дискурс может быть осмыслен как интертекстуальный способ смыслопорождения. Отношение дискурса и традиции состоит в том, что традиция есть социальный механизм сохранения и трансляции структуры дискурса в культуре обществе.

Дискурс как абстрактное определение мышления конкретизируется введением родовидовых отношений в понятие дискурса. Социокультурные демаркации видов дискурса даны в содержании опыта. Исторически сложившиеся реалии философии, естествознания, историографии, искусства, религии, политики, экономики, идеологии, медицины и других видов деятельности позволяют рассмотреть их как определенные виды дискурсивных практик смыслопорождения, имеющие лингвистическую или эктсралингвистическую природу.

Осуществление видовой демаркации дискурса возможно посредством восприятия понятия дискурсивной практики соответствующих видов культуры, общественного сознания, деятельности. Дискурсивные практики – видовой способ смыслопорождения.

Видовые демаркации дискурса, закрепленные в дискурсивных практиках, позволяют обнаружить различия внутри единства и целостности дискурса. Возможна и целесообразна принципиальная типология этих различий. В качестве основания типологии могут быть предложены содержательное и временное основания.

Содержательно дискурсы различаются по видам смыслопорождения, сложившимся в культуре общества. Временные различия целесообразны для фиксации эволюции содержания дискурсивных практик во времени истории общества.

Условно эти основания типологии можно представить в виде горизонтальной и вертикальной типологий. Горизонтально представлены виды смыслопорождения, сложившиеся в культуре общества в данный момент. Вертикально представлены они же в условиях парадигмальных сдвигов смыслопорождения.

Дискурсивные изменения тотальны, что обусловлено целостностью дискурса. Они свойственны онтологическим и аксиологическим, эпистемическим и прагматическим компонентам смыслопорождения.

Онтологические компоненты смыслопорождения (предметные миры дискурсивных практик) различаются в дискурсах экономики и политики, религии и искусства, мифологии и философии, науки и политики, идеологии и медицины. Политический дискурс, например, как дискурс власти онтологически отнесен к ее феноменологии. Онтологии философского и научного дискурсов соотнесены как предметы мышления и познания. Онтология философского дискурса подвергается непрерывному перетолковыванию в контексте деятельности мышления. Онтологии научных дисурсов конкретизируются многообразием предметов, данных научному сообществу эмпирически. Более определенные различия в содержаниях онтологии философского и научного дискурсов предполагают прояснение идеалов философствования и научного познания, опираются на осмысление контекстуального статуса метафизики.

Аксиологические компоненты смыслопорождения – оценки ценности вещей - специфичны для конкретных видов дискурсивных практик. Ценности личной жизни человека (например, счастье) и ценности рыночной экономики (прибыль) содержательно различны, но функционально, возможно, тождественны. Они задают целостные смыслы в соответствующих видах деятельности. Научный и философский дискурсы также аксиологически различны. Эти различия конкретизируются в динамике культуры.

Эпистемологические составляющие дискурса в их полярных позициях (например, знание и мнение, вера и истина) специфицируются содержанием дискурсивных практик.

Философский дискурс как дискурс рефлексирующей мыследеятельности отличается эпистемически от дискурса научного конституированием в их содержании различных видов знания. Для научного дискурса атрибутивно знание предметное. Для философского дискурса (при определенном понимании философии) атрибутивно знание рефлексивное. Это различие не абсолютно. Метафизический дискурс догматического философствования претендует на статус предметного знания по природе, что вводит его в конкурентное отношение с предметностью знания научного дискурса.

Политический дискурс структурирован порядком власти. Он может быть понят как полилог интересов, представленных многообразием мнений. Многообразие высказываний дискурса власти контекстуально включено в предданный порядок властных отношений, истолковывающий политический интерес в качестве истины.

Политический дискурс соотнесен с дискурсом идеологическим, в рамках которого предзадаются смыслы базисных мировоззренческих понятий. Трудности определения понятия человека выразились в философско – идеологической мысли: человек понимается как изначально доброе или изначально злое существо, как животное политическое или символическое, как разумное существо или как существо, обусловленное в своей активности бессознательно действующими желаниями. Человек понимается как несамодостаточное и незавершенное бытие, нуждающееся в сверхбытийных жизненных смыслах. При этом его сущность трактуется как духовная или биологически родовая, как биосоциальная или как социально–структурная.

Не меньшие трудности подстерегают мысль на пути прояснения природы государства. Государство понимается как продукт общественного договора, как единство, генетически обусловленное народным духом или языковой культурой, или, возможно, природой классовых отношений, с необходимостью соотнесенных со способом производства жизни человека и общества. Понятие политики также моделируется мыслью в контексте принятых тех или иных исследовательских программ.

Вертикальные изменения в содержании дискурсивных практик выражают архетипические трансформации способов смыслопорождения, трансформации в способах организации жизни общества.

Например, архетипы философии объективности, субъективности и интерсубъективности выражают качественные сдвиги в способах мыследеятельности, соотнесенных со структурами смыслопорождения. Философия общества, например, функционирующая в архетипе философии интерсубъективности, воспринимает разнообразные модальности отношения интерсубъективности. Тематизация философии общества посредством тем текста и дискурса, дискурсивных практик и дискурсивных изменений выражает коммуникативный статус ее современного состояния.

 

4. Литература.

Литература основная.

Алексеев П.В. История философии: Учебник. - М: Проспект: Велби, 2005. - 237 с.

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. Изд-е 3, доп. и перераб. – М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2000.

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

Глинчикова А.Г. Капитализм, социализм, индустриальное общество - к вопросу о соотношении понятий // Вопросы философии. 2001. № 9.

Иноземцев В.Л. Современный постмодернизм: конец социального или вырождение социологии? // Вопросы философии. 1998. № 9.
Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994.

Лапин Н.И. Проблема социокультурной трансформации // Вопросы философии. 2000. № 6.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005 / Раздел VII. Общество, история и культура.

 

Литература дополнительная.

Борисова Т. В. Философский анализ предпринимательской деятельности. Самара, 2003.

Бродель Ф. Материальная цивилизация. Экономика и капитализм. XV — XVIII вв. Т. 1, 2. М., 1988.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М., 1990.

Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация: системные кризисы индустриальной эпохи // Вопросы философии. 1999. № 5.

Кемеров В.Е. Концепция социальной реальности // Вопросы философии. 1999. № 7.

Кравченко И.И. Общественный кризис ХХ века и его отражение в ряде западных концепций // Вопросы философии. 2001. № 8.

Ковшов Е. М. Социальная рефлексия. Самара, 1998.

Лукач Д. Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества. – М., 1987.

Пантин В.И. Волны и циклы социального развития: Цивилизац. динамика и процессы модернизации. - М.: Наука, 2004. - 246 с.

Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.2. М.: 1992.

Рожков В. П. Запад и Россия. Философские основания цивилизационной константы общественного сознания. Саратов, 1998.

Розов Н.С. Структура социальной онтологии: по пути к синтезу макроисторических парадигм // Вопросы философии. 1999. № 2.

Стризое А. Л. Политика и общество: социально-философские аспекты взаимодействия. Волгоград, 1999.

Филимонова О. Ф. Жизненное пространство города: концептуальные начала и ментальные структуры. Саратов, 2004.

Шоню П. Цивилизация классической Европы: Пер. с фр. - Екатеринбург: У-Фактория, 2005. - 606 с.

Яковец Ю.В. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки перспективы // Вопросы философии. 1997. № 1.


Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: