Потенциал многостороннего сотрудничества и реализации совместных проектов

 

В рамках возможностей «Восточного партнерства» страны-участницы могут значительно усилить взаимосвязи внутри региона и улучшить существующую инфраструктуру. Восточные члены ЕС, такие как Литва и Польша, активно прилагают усилия по вовлечению своих восточных соседей в сотрудничество со странами ЕС, поскольку заинтересованы в преодолении последствий экономического кризиса путем более интенсивного экономического сотрудничества. Беларусь, которая вследствие провала в демократических реформах не может полноценно членствовать в ЕПС, в случае «ВП» вынуждена ограничиваться многосторонними проектами[74], пока не изменит свою политику. Поэтому она является одной из наиболее заинтересованных в совместном сотрудничестве стран.

 

9 сентября 2010 г. министр иностранных дел Беларуси Сергей Мартынов сообщил[75] по итогам встречи с литовским и украинским коллегами, что стороны условились доработать в ближайшее время перечень проектов, представленный в прошлом году для финансирования по линии «Восточного партнерства». По словам Сергея Мартынова, теперь существует два перечня проектов по степени приоритетности. Среди них – развитие инфраструктуры панъевропейских транспортных коридоров по территории Беларуси (коридора №2 «Варшава – Минск – Москва»), коридора №9 «B» («Клайпеда – Вильнюс – Минск – Киев»), железнодорожного маршрута «Викинг» из Клайпеды в Одессу, инвестиции в железнодорожную линию «Вильнюс – Минск»[76], строительство автомагистрали «Минск – Киев», восстановление водного пути Днепр – Висла – Одер, стыковка энергосистем бывшего СССР и ЕС путем строительства новых трансграничных линий электропередачи, улучшение экологической ситуации в бассейнах трансграничных рек и другие[77].

 

Страны-члены «ВП» заинтересованы в модернизации пограничной инфраструктуры, взаимодействии правоохранительных органов, сотрудничестве в области торговли и инвестиций. В настоящее время Беларусь вовлечена в реализацию трех программ добрососедства ЕС: «Польша – Украина – Беларусь», «Латвия – Литва – Беларусь», «Регион Балтийского моря».

 

Многостороннее сотрудничество в рамках «Восточного партнерства» сделало возможным реализацию проекта транспортировки в Беларусь нефти из Венесуэлы. В данный момент рассматривается возможность строительства белорусского терминала по приемке сжиженного газа (собственного либо на паях с Литвой), что является важным для диверсификации энергетических поставок, которые сейчас преимущественно осуществляются из России.

 

Большинство предлагаемых проектов анализируются не только с точки зрения окупаемости и прибыли, но также и с учетом позиции России. Например, 8 февраля 2011 г. посол Беларуси в Латвии Александр Герасименко заявил[78], что белорусские власти хотят приобрести трубопровод «Полоцк – Вентспилс» с целью обеспечения транспортировки 5-7 миллионов тонн венесуэльской нефти на нефтеперерабатывающий завод в Новополоцке ежегодно. Трубопровод принадлежит совместному латвийско-российскому предприятию «ЛатРосТранс», где AO Ventspils nafta владеет долей в 66%, а российский оператор нефтепродуктопроводов АО «Транснефтепродукт» - 34%[79]. По имеющейся у концерна "Белнефтехим" информации, 25 ноября 2010 года ООО "LatRosTrans" приступило к сливу нефти из трубопровода и заполнению его смесью газов, что может привести к тому, что участок нефтепровода Полоцк - Вентспилс будет больше невозможно использовать для прокачки нефти. Данный конфликт, по мнению ряда белорусских экспертов, может свидетельствовать о влиянии лобби российских нефтяных компаний или правительства, которым невыгодна диверсификация белорусских энергопоставок.

 

В стадии реализации находятся также инициативы энергетических и транспортных коридоров ТРАСЕКА (Transport Corridor Europe – Caucasus – Asia) и ИНОГЕЙТ (Interstate Oil and Gas Agreement). При помощи программы ТРАСЕКА ЕС хотел сыграть роль в урегулировании конфликта в Нагорном Карабахе[80], проводя «пошаговую» политику, которая заключалась в том, чтобы наладить диалог между политическими лидерами государств Закавказья по вопросам технического сотрудничества.

Отдельным направлением промышленного развития региона могут стать проекты трансевразийских транспортных и энергетических магистралей, которые способны лечь в основу общей политической повестки дня стран Центральной и Восточной Европы.

 

13 декабря 2010 года в Брюсселе Беларусь выступила с предложением организовать в рамках проекта «Восточное партнерство» Форум восточного развития. Белорусская делегация предложила объединить в рамках Форума все заинтересованные компании, ассоциации и государственные агентства. Министр иностранных дел РБ Сергей Мартынов также выступил[81] за усиление проектной составляющей многостороннего сотрудничества «Восточного партнерства». Один из предлагаемых проектов предусматривает строительство линии электропередачи «Россь – Белосток – Нарев» со вставкой постоянного тока. Беларусь также рассматривает возможность привлечения в рамках ВП европейских инвесторов к сооружению газохранилища в Мозыре.

 

Официальный Киев летом 2009 г. выступил с инициативой создания некого «центра притяжения» для углубления взаимодействия по «укреплению безопасности в региональном контексте»: Украина заявила о готовности оказания в качестве регионального лидера услуг по интегрированию в экономическое пространство Европейского союза Беларуси и вовлечению в него других постсоветских стран, прежде всего, Казахстана (так называемая Киевская инициатива). Конкретно речь зашла о проектах поставки в Польшу и Беларусь (и далее транзитом в третьи страны) украинской электроэнергии. Более того, в Киеве полагают, что геополитическое положение Украины, Беларуси и Польши позволяет выступать[82] этим странам совместно в качестве активных игроков в вопросах, связанных с транзитом электроэнергии на еврорынки из России, Черноморско-Каспийского региона и Центральной Азии. В частности, в рамках проекта Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора Беларусь недавно реализовала пробные поставки венесуэльской нефти по своп-контрактам с Азербайджаном по маршруту «Одесса – Броды». 13 апреля 2011 г. Польша подтвердила свою заинтересованность в достройке нефтепровода Одесса - Броды до Полоцка и в перспективе - до Гданьска [83].

 

Перспективным считается проект по созданию международного транспортного коридора Балтийское море - Черное море[84]. Этот проект был актуализирован в мае 2008 года путем подписания Беларусью, Украиной и Литвой трехстороннего Соглашения о развитии грузоперевозок в направлении Балтийское море - Черное море. Этот коридор предусматривает соединение транспортным сухопутным путем через Минск двух портов – Ильичевска на Черном море и Клайпеды на Балтийском.

Пилотные программы регионального развития должны помочь сгладить экономическое и социальное неравенство между различными регионами стран-партнеров. Деньги здесь будут выделяться на проекты по развитию местной инфраструктуры, предприятий малого и среднего бизнеса, человеческого капитала[85].

 

В целом, следует отметить, что многостороннее сотрудничество более активно развивается среди Молдовы, Беларуси, Украины и их европейских соседей Литвы и Польши, поскольку они не имеют устойчивых территориальных претензий друг к другу (за исключением спора о ратификации соглашения о демаркации белорусско-украинской границы). В то же время в регионе Южного Кавказа наиболее продуктивно развивается сотрудничество между Грузией и Азербайджаном, в то время как Армения в значительной степени является изолированной. С помощью Азербайджана Грузия укрепляет свою энергетическую безопасность и снижает зависимость от России. Для Грузии Азербайджан является стратегическим союзником, что закреплено и в грузинских доктринальных документах[86]. Более того, в 2010 г. президент Грузии Михаил Саакашвили призвал Азербайджан к формированию конфедерации двух государств[87].

 

По мнению экспертов, Тбилиси, Баку и Анкара в последнее время проводят активный курс на сближение. В то же время Ереван пытается всячески помешать реализации ряда региональных проектов, поскольку Баку из-за нерешенных территориальных споров и в целях обеспечения безопасности настоял на том, чтобы все проекты проходили не через Армению, а через Грузию.

 

Среди крупных многосторонних проектов – развитие инициативы «Южного коридора», строительство газопровода Nabucco протяженностью 3300 км из Туркмении и Азербайджана через Турцию в страны ЕС, а также White Stream, который должен был стать главным энергетическим проектом блока ГУАМ. White Stream предусматривает перекачку газа с азербайджанского месторождения «Шах-Дениз» через Грузию по дну Черного моря на Украину и в страны ЕС. Одними из основных проектов стали также нефтепроводы «Баку – Тбилиси – Джейхан» и «Баку – Тбилиси – Эрзерум».

 

14 сентября 2010 г. в Баку государственные энергетические компании из Азербайджана, Грузии и Румынии подписали меморандум о взаимопонимании, чтобы начать проект интерконнекта Азербайджан-Грузия-Румыния (AGRI)[88].Две страны-члены ЕС - Румыния и Венгрия - объединили свои усилия с Азербайджаном и Грузией вокруг проекта для отгрузки сжиженного азербайджанского газав их регион. Согласно сообщениям, проект предназначен для транспортировки азербайджанского газа по трубопроводу в порт на Черном море в Грузию для сжижения газа. Дальнейшая транспортировка будет осуществляться посредством танкеров в румынский черноморский порт Констанца.


В начале октября 2010 года азербайджанская и грузинская стороны подписали меморандум о развитии сотрудничества между энергосистемами двух стран, что предусматривает восстановление азербайджано-грузинской высоковольтной соединительной линии. С присоединением азербайджанской стороны к грузино-турецкой высоковольтной соединительной линии будет возможно экспортировать электроэнергию в Турцию и в дальнейшем в Европу. Грузия высоко ценит[89] привлечение азербайджанских инвестиций в строительство линий электропередач высокого напряжения, а также в реализацию работ по проектированию и введению в действие электростанций малых и средних мощностей. 16 февраля 2011 г. сообщалось[90], что Грузия ведет с Азербайджаном переговоры о строительстве нефтеперерабатывающего завода. Азербайджанские компании взяли на себя обязательство газификации сельских районов восточной Грузии[91]. А недавно стороны договорились о создании совместной комиссии по осуществлению перевозок, в том числе, с использованием железной дороги «Баку – Карс». 16 марта 2011 года появились сообщения, что вагоноремонтный завод украинского города Крюков и Тбилисский электровозостроительный завод ведут переговоры о совместном проекте регионального масштаба, который будет обслуживать подвижной состав на железнодорожном маршруте Баку-Тбилиси-Карс[92].

 

26 октября 2010 года морские предприятия Украины, Болгарии и Турции предложили Евросоюзу включить в МТК ТРАСЕКА[93] (международный транспортный коридор «Европа – Кавказ – Азия») следующие проекты: развитие контейнерных перевозок через автомобильно-железнодорожную паромную переправу Болгария–Украина–Грузия; запуск нового железнодорожно-паромного сообщения на Черном море по маршруту Одесский порт – порт Самсун - порты Грузии.

 

Политике расширения западного влияния в регионе Россия пыталась противопоставить коридор Север-Юг, который соединял бы Россию, Грузию, Армению и Иран. Однако эта программа до сих пор не была в должной степени реализована[94], хотя дирекция по строительству данной железной дороги, которая свяжет Армению и Иран, уже приступила к работе в Ереване. Пока железная дорога Армении имеет только выход к Черному морю - через территорию Грузии. Сама Грузия, в случае успешной реализации проекта, получит через Армению выход к Персидскому заливу и еще один выход к Каспию (к уже имеющемуся через территорию Азербайджана).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: