По организации самостоятельной работы при изучении дисциплины
Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
1. Составьте алгоритм проведения организованной образовательной деятельности в ДОУ.
2. Составьте каталог статей журнала «Дошкольное воспитание» по модулю: детский сад, семья и школа.
3. Составьте тезисный план идей Концепции дошкольного воспитания о взаимодействии ДОУ с семьей.
4. Сделайте аннотацию на одну из книг по семейному воспитанию для родителей.
5. Составьте тезисный план проведения одной из форм работы с родителями.
6. Подберите дидактические игры, способствующие подготовке детей к школе.
7. Составьте сценарий проведения родительского собрания на тему: «Подготовка детей к школе».
8. Составьте алгоритм проведения дидактической игры «Домашние и дикие животные».
9. Составьте алгоритм проведения с детьми экскурсии.
10. Составьте алгоритм наблюдения за учебным поведением отдельного ребенка подготовительной к школе группы.
|
|
11. На основе анализа видеофильма разработайте проект создания предметно-развивающей среды ДОУ для решения конкретных задач воспитания ребенка.
12. Составьте минисловарь основных понятий дисциплины.
13. Разработайте конспекты различных форм взаимодействия педагога с детьми разного возраста в процессе общения, игры, детского труда, досуга и других видов деятельности.
14. Разработайте проект по сопровождению ребенка в образовательной деятельности в режиме дня.
15. Подберите и проанализируйте образовательные ситуации из практики современного дошкольного образования.
16. Составьте список, аннотации, рецензии литературы по отдельным темам дисциплины (по выбору студента).
17. Составьте вариант календарного плана воспитательно-образовательной работы в группе детского сада.
18. Составьте конспект интегрированной деятельности детей.
19. Составьте перечень художественных произведений, знакомящих детей с нормами морали.
20. Разработайте рекомендации для родителей по подготовке ребенка к условиям ДОУ.
21. Составьте план проведения прогулки с детьми дошкольного возраста
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ СЕМИНАРСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
Занятие 1
Педагогическое взаимодействие как условие организации целостного педагогического процесса ДОУ
Вопросы для обсуждения
1. Понятие о педагогическом взаимодействии, его типы.
2. Структура педагогического взаимодействия.
3.Педагогическое взаимодействие как условие организации целостного педагогического процесса ДОУ
Учебно-исследовательские задания
|
|
1. Подготовьте микровыступление, раскрывающее сущность понятий темы.
2. Подготовьте реферативное выступление на тему «Значение и содержание одного из источников развития дошкольной педагогики» (по выбору).
Литература
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М., 2006.
Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика. - Балашов, 2005.
Педагогика периода дошкольного детства / Под ред. Е.В. Гончаровой. - Нижневартовск, 2008.
Семинарские, практические и лабораторные занятия по дошкольной педагогике / Под ред. Э.К. Сусловой, Л.В. Поздняк. - М., 2000. С 12-14.
Занятие 2
Педагогическая ситуация и педагогическая задача как единицы педагогического процесса ДОУ
Вопросы для обсуждения
1. Понятие педагогической ситуации и педагогической задачи.
2. Типы педагогических ситуаций.
3. Алгоритм решения педагогических ситуаций и задач.
Учебно-исследовательские задания
1. Подготовить примеры педагогических ситуаций.
2. Составить алгоритм решения 1 из предложенных ситуаций.
Литература
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М., 2006.
Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика. - Балашов, 2005.
Педагогика периода дошкольного детства / Под ред. Е.В. Гончаровой. - Нижневартовск, 2008.
Семинарские, практические и лабораторные занятия по дошкольной педагогике / Под ред. Э.К. Сусловой, Л.В. Поздняк. - М., 2000. С 12-14.
Занятие 3
Развивающая среда как социокультурное пространство развития личности ребенка
Вопросы для обсуждения
1. Предметно-развивающая среда, ее сущность, значение для развития личности, требования к организации.
2. Какое место в ФГТ дошкольного образования занимают требования к среде развития ребенка? Почему эти требования являются составной частью ГОСТа? Из каких основных компонентов он состоит?
3. Какие качества и свойства формируются у ребенка в условиях развивающей среды?
4. Назовите два основных источника знаний и социального развития ребенка. Каково их значение в педагогическом процессе?
5. Какие изменения в создании среды современного ДОУ можно оценить как новые прогрессивные подходы? Как они способствуют развитию ребенка?
6. Назовите принципы построения развивающей среды. Какие из них могут быть реализованы в ближайшее время, а какие – в перспективе?
7. Как организовать взаимодействие специалистов по созданию развивающей среды в ДОУ?
Учебно-исследовательское задание
• Изучить рекомендуемую литературу. Определить содержание понятия «предметная развивающая среда», принципы ее построения, требования к организации. Применять педагогическое понятое «предметно-развивающая среда» к экологическому содержанию.
• Выявить специфику организации самостоятельной деятельности детей в развивающей среде, роль стиля общения педагога.
Литература
Артамонова О. В. Предметно-пространственная среда, ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. 1995. № 4.
Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда. М., 1995.
Петровский В. А., Кларина Л. Н., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 1993.
Полякова М. Н. Построение развивающей среды в детском дошкольном учреждении // Готовимся к аттестации. СПб., 1999.
Занятие 4
Интеграция образовательных областей для решения задач воспитания культуры здоровья у дошкольников
1. Понятие интеграции образовательных областей ФГТ.
2. Задачи воспитания культуры здоровья у дошкольников.
3. Интеграция образовательных областей для решения задач воспитания культуры здоровья у дошкольников.
Учебно-исследовательские задания
1. Выписать из ФГТ образовательные области и задачи воспитания культуры здоровья у дошкольников.
2. Составить конспект интегративной формы для воспитания культуры здоровья у дошкольников.
|
|
Литература
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М., 2006.
Педагогика периода дошкольного детства / Под ред. Е.В. Гончаровой. - Нижневартовск, 2008.
Занятие 5