Воспитание у детей гуманного отношения

 Вопросы для обсуждения

1. Характеристика гуманных чувств детей, их воспитание.

2. Детская художественная литература как средство воспитания гуманных чувств.

3. Формирование нравственных привычек и обогащение нравственного опыта поведения. Методы и приемы формирования у детей культурно-гигиенических навыков и привычек

Учебно-исследовательские задания

1. Выписать из ФГТ образовательные области и задачи социально-нравственного воспитания.

2. Составить терминологический словарь по теме.

3. Выделить стадии в социально-нравственном развитии ребенка (Лихачев Б.Т.).

4. Составить сравнительную таблицу «Задачи социально-нравственного воспитания в образовательных программах ДОУ».

Литература

1. Семинарские, практические и лабораторные занятия по дошкольной педагогике / Под ред. Э.К. Сусловой, Л.В. Поздняк. - М., 2000.

2. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под пер. Т.И. Ерофеевой. - М., 1999.

3. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. – М., 1991.

4. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве – времени детства. - М., 1997.

5. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

6. Виноградова А.М. Воспитание чувств и формирование этических представлений // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М.Виноградовой. – М., 1989.

7. Гришаева Н. Проблемные педагогические ситуации в детском саду // Обруч. – 1997. - № 3.

8. Каплан Л.И. Посеешь привычку – пожнешь характер. – М., 1980. – С. 58-62, 74-90.

9. Пономаренко Т. О взаимосвязи этических представлений и поступков детей // Дошкольное воспитание. – 1992. - № 3-4.

10. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. М., 1985. С. 8 – 28.

11. Воспитание гуманных чувств у детей / Под ред. Л.Н. Проколиенко, В.К. Котырло. Киев., 1987.

12. Дружные ребята // Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников / Под ред. Р.С. Буре. М., 1997

13. Иванникова Г. Воспитание культуры поведения // Дошкольное воспитание. – 1990. - № 11.

Занятие 10

Воспитание у дошкольников культуры поведения и культуры общения Вопросы для обсуждения

1. Определение понятий «культура поведения», «этикет». Культура поведения – действенное проявление уважения к окружающим.

2. Культурно-гигиенические правила. Методы и приемы формирования у детей культурно-гигиенических навыков и привычек.

3. Содержание понятия «культура общения. Правила культуры общения. Методы и приемы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками.

4. Содержание понятия «культура деятельности». Правила культуры деятельности. Методы и приемы ее формирования с учетом возрастных особенностей и возможностей детей.

Учебно-исследовательские задания

1. Подготовьте реферативные выступления на тему «Педагогу, родителям и детям: а) о столовом этикете; б) об элегантности и культуре одежды; в) о соблюдении этикета в общественных местах».

2. Придумайте короткие юмористические рассказы-миниатюры или разыграйте короткие инсценировки, побуждающие детей заметить ошибки в своем поведении и исправить их.

3. Составьте аннотацию и подготовьте рекламу новой книги по обсуждаемой теме.

Литература

    Иванникова Г. Воспитание культуры поведения // Дошкольное воспитание. – 1990. - № 11.

    Кравцова Е., Пуртова Т. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 10, 11.

    Любина Г. Обучение дошкольников языку чувств // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 2.

    Лавреньтева Г.П. Культура общения дошкольников. – Киев, 1988.

    Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г.Нечаевой, Т.А.Марковой. – М., 1984.

    Чулкова Н. Воспитание культурно-гигиенических навыков // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 5.

Дополнительная литература

Безруких М.М. Я и другие Я, или правила поведения для всех. – М., 1991.

    Камычек Я. Вежливость на каждый день. – М., 1988.

    Курочкина И.Н. Современный этикет. – Калуга, 1993.

Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М., 1989.

Энциклопедия этикета. – СПб., 1996.

Занятие 11

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в условиях адаптации к ДОУ

Вопросы для обсуждения

1. Адаптация детей раннего возраста к условиям детских учреждений.

2. Психолого-педагогические параметры определения готовности к поступлению в ДОУ.

3. Взаимодействие с родителями как условие успешной адаптации ребенка к детскому саду

4. Цель, задачи воспитания детей раннего возраста. Концептуальные основы и содержание программы «Кроха»

5. Современные формы работы с детьми раннего возраста в практике дошкольного образования

6. Организация учебно-воспитательного процесса в группах кратковременного пребывания разной направленности.

Учебно-исследовательское задание

1. Разработайте рекомендации для родителей по подготовке ребенка к условиям ДОУ.

2. Составить сравнительную таблицу разных типов моделей организации образовательного процесса в детском саду.

Литература

1. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др. – М.: Просвещение, 2001.

2. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ / Сост. Е.С.Демина. - М., 2005

3. Современные подходы в работе с детьми раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении:учебно-методическое пособие / Сост. И.И. Левашова, С.В.Теряева. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010.

Занятие 12

Подготовка к школе как направление педагогического процесса в группах детей старшего дошкольного возраста

Вопросы для обсуждения

1. Содержание общей готовности детей к школьному обуче­нию.

2. Особенности и содержание специальной готовности детей к школе.

3. Значение комплексной готовности детей к обучению в школе.

Учебно-исследовательское задание

Подготовьтесь к проведению деловой игры «Круглый стол журнала «На пороге школы».

Комментарии

Занятие проводится в виде деловой игры.

Учебная цель игры: научиться видеть целостную структуру го­товности детей к обучению в школе, выделять каждый из ее ком­понентов, понимать их соотношение.

Деловая игра представляет собой игровую деятельность участ­ников имитационной модели, отражает информационное поле и условия его обсуждения. Она позволяет задать предметный и со­циальный контекст обсуждаемым проблемам, осуществить пере­нос теоретических представлений и понятий в проблемно-практическую ситуацию. Кроме того, игра учит выбрать из всего многообразия информации, известной участникам, необходимую, наиболее важную, и лаконично, аргументированно представить ее, логично связывая с другими фрагментами обсуждаемой про­блемы.

Для проведения игры определите ролевые группы и игровую модель деятельности участников. В такие группы могут объеди­ниться: «журналисты», «ученые», «психологи», «педагоги детско­го сада», «учителя начальной школы», «родители».

Продумайте роль и функции игроков, отражающие «долж­ностную и деловую» картину фрагмента профессиональной дея­тельности, а также «сферу интереса и компетентность» каждого участника. Например, «родители» формируют практические и проблемные вопросы, связанные с готовностью детей к школе, а специалисты в области педагогики и психологии готовятся к от­ветам на вопросы из определенной области знаний (мотивационная, интеллектуальная специальная готовность), «педагоги» стремятся проиллюстрировать отдельные позиции обсуждаемо­го материала примерами из практики. Студенты, выполняющие роли представителей науки, определяют сферу своей компетент­ности в рамках какого-либо более узкого вопроса. «Жур­налисты» готовят дополнительные вопросы, которые в случае необходимости позволят перенести акценты с конкретных или практических вопросов на центральные (узловые) моменты про­блемы в целом.

В процессе подготовки и проведения деловой игры самостоя­тельно распределите роли, определите сферы компетентности и «образ» участника дискуссии. Преподаватель выбирает (или по совету студентов принимает) одну из ролей. Продумайте разме­щение участников игры, определите ведущего.

Деловая игра начинается с вступительного слова преподавате­ля, который обозначает проблему обсуждения, учебные и игровые цели, предоставляет слово ведущему.

Ведущий, исходя из своего игрового образа, произносит всту­пительное слово и представляет участников «Круглого стола журнала «На пороге школы», далее он определяет порядок вопросов, регламентирует продолжительность ответов, высказываний, реплик участников игры.

Преподаватель, включаясь в игру как рядовой участник, вместе с тем ведет наблюдение за ролевыми группами в целом и за со­держанием обсуждаемой информации, обеспечивающей учебную цель игры.

«Журналисты» обобщают заданные вопросы, концентрируют внимание на ключевых позициях готовности детей к школе.

По окончании деловой игры происходит оценка деятельности участников «круглого стола». Каждая ролевая группа отмечает наиболее интересные или слабые фрагменты игры. Оценивается содержание вопросов, их оригинальность, глубина, проблемность; содержание ответов, их лаконичность, научность, обосно­ванность; разрешение проблемы «Значение, структура и содержа­ние готовности детей к школе»; игровое (ролевое) поведение от­дельных участников дискуссии. Обсуждение результатов деловой игры должно проходить интересно и цивилизованно, оценки - быть объективными, критическими, замечания - доброжелатель­ными и конструктивными.

Общий итог подводит преподаватель, добавляя свои суждения о работе участников дискуссии и степени проработанности обсу­ждаемой проблемы.

 

Литература

Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М., 2007.

Занятие 13

Планирование целостного педагогического процесса

Вопросы для обсуждения

1. Основные принципы планирования работы с детьми.

2. Содержание планирования разных видов деятельности.

3. Виды планирования.

4. Формы и варианты плана воспитательно-образовательной работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: