Методы обучения детей дошкольного возраста

Вопросы для обсуждения

1. Методы обучения дошкольников, их классификация.

2. Характеристика методов. Зависимость выбора методов обучения, особенностей состава, времени, отводимого на изучение учебного материала, оснащенности учебного процесса.

Учебно-исследовательские задания

Составить конспект образовательной деятельности с использованием разных методов обучения.

Литература

Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М., 2006.

Педагогика периода дошкольного детства / Под ред. Е.В. Гончаровой. - Нижневартовск, 2008.

Занятие 6

Формы организованной образовательной деятельности в детском саду Вопросы для обсуждения

3. Основные формы обучения детей дошкольного возраста.

4. Характеристика понятия «непосредственно образовательная деятельность» в ДОУ.

5. Формы организации образовательной деятельности в режиме дня.

Учебно-исследовательские задания

1.Проанализируйте ФГТ, выделив требования к учебному блоку педагогического процесса ДОУ.

2.Составьте опорный конспект статьи Скоролупова О., Федина Н. 3.Составить сравнительную таблицу разных типов моделей организации образовательного процесса в детском саду по статье Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Модели организации образовательного процесса в старших группах детского сада правилами // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 9.

4. Составьте сетку разных форм организации образовательной деятельности дошкольников на месяц.

Литература

1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М., 2006.

2. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М., 2007.

3. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика.- Балашов, 2005.

4. Скоролупова О., Федина Н. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 10. – С.7-15.

5. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

 

Занятие 7

Образовательная ситуация как форма обучения детей в повседневной деятельности

Вопросы для обсуждения

1. Понятие образовательной ситуации, ее виды.

2. Формы обучения детей в повседневной деятельности.

3. Требования к организации образовательной работы в подготовительной к школе группе детского сада.

Учебно-исследовательские задания

1. Составьте возрастную психологическую характеристику 6-летнего ребенка.

2. Составьте карту индивидуальных различий детей седьмого года жизни.

3. Подготовьте доклад для родительского собрания «Впереди – школа».

Литература

    Буре Р.С. Готовим детей к школе. – М., 1987.

    Змановский Ю.Ф. Шесть лет. Детский сад. Школа. – М., 1983.

    Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.

    Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок: Психологическая готовность к школе. – М., 1987. - № 5.

    Коломинский Я.М., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетного возраста. – М., 1988.

Занятие 8

Воспитание у дошкольников основ самосознания и гражданских чувств

Вопросы для обсуждения

1. Сущность понятия «гражданственность», его основные компоненты.

2. Основы патриотического воспитания в дошкольном возрасте.

3. Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей.

4. Опыт правового воспитания и образования старших дошкольников.

Учебно-исследовательские задания

1. Проведите беседу с воспитателем, выясните, планируются ли занятия по ознакомлению с окружающим, направленные на воспитание у детей любви к Родине. Какие средства и методы использует педагог в целях патриотического воспитания. Зафиксируйте ответы педагога в дневнике.

Проведите индивидуальную беседу с 3 – 4 детьми по следующим вопросам:

1. Как называется страна, в которой ты живешь?

2. Как называется твоя Родина? Ты ее любишь? За что ты ее любишь?

3. Какой город России считают самым главным? Ее столицей?

4. Как называется праздник, который празднуют россияне 9 мая? Чему он посвящен? Кто кого победил?

На каждого ребенка оформите отдельный протокол, ответы фиксируйте дословно.

Введите тех же детей в воображаемые ситуации (проективная методика):

a) Представь себе, что ты известный художник. И с помощью иллюстраций хочешь рассказать ребятам, которые никогда не видели наш город, о его самых красивых местах. Что бы ты нарисовал?

b) Представь что ты приехал в другую страну, например, в Японию. Что бы ты рассказал о своей Родине?

Ответы детей оформите в протоколе.

Вопросы для обсуждения

1. Доступно ли детям чувство любви к Родине? Его специфика у детей среднего и старшего возраста.

2. Каковы представления детей о родном городе, стране, ее столице?

3. Какие средства и методы используются в целях воспитания любви к Родине?

2. Проведите индивидуальные беседы с 3 – 4 детьми по вопросам:

1. Эта красивая девочка – украинка, нарядно одетый мальчик – грузин, а ты кто?

2. На каком языке мы с тобой разговариваем?

3. Какие народы живут в нашей стране?

4. Как ты думаешь, чем они отличаются?

5. Чем они похожи?

6. Хорошо это или плохо, что в России живут представители разных народов: русские, украинцы, татары и другие?

7. Какие страны ты знаешь?

Ответы каждого ребенка зафиксируйте в прямой речи в отдельных протоколах. Ответы можно фиксировать в следующей форме:

ФИО, возраст ребенка

Ответы детей на вопросы

1 2 3 4 5 6 7
               

Предложите тем же детям выполнить задание: придумать завершение рассказа «Сестренки».

«Однажды утром, когда дети завтракали, дверь группы открылась и вошла заведующая детским садом с двумя чернокожими девочками, мало похожими на тех, кто сидели за столами. Одна из них тихо произнесла какие-то непонятные слова (оказывается, она поздоровалась по-английски), другая с любопытством осматривала детей. Татьяна Петровна сказала, что сестренок зовут Бахарнеш и Анина. Недавно они приехали с родителями из Эфиопии, теперь будут ходить в детский сад. А дальше произошло вот что…». «Так что же произошло? Как ты думаешь?» - спрашивает студент у ребенка.

    Продолжение рассказа, вопросы ребенка к экспериментатору и выявленное на их основе отношение могут фиксироваться следующим образом:

Ф.И. ребенка

Возникающие вопросы

Продолжение рассказа (дословно)

Проявившееся отношение

Доброжелательное Индифферентное Недоброжелательное Не смог продолжить рассказ

В конце составить итоговую таблицу по группе:

Общее количество детей, обследованных по методике

Количество детей, проявивших отношение к сверстникам другой расы

Не смогли продолжить рассказ

Доброжелательное Индифферентное Недоброжелательное
30 (100%) 26 (87,6%) 2 (6,7%) 1 (3,3 %) 1 (3,3 %)

Вопросы для обсуждения

1. В каком возрасте дети способны определить свою этническую принадлежность?

2. Каково отношение детей к национальному разнообразию нашей страны?

3. Понимают ли дети, что люди не только отличаются друг от друга, но и имеют много общего?

4. Каково отношение детей к сверстникам других рас и национальностей?

3.Какие основные международные акты о защите прав детей вы знаете? Законспектируйте их.

Литература

    Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М., 1998.

    Как помочь ребенку войти в современный мир / Под ред. Т.В. Антоновой. М., 1995.

    Суслова Э.К. Спецкурс «Воспитание у детей этики межнационального общения». М., 1994.

Права человека: основные международные документы. М., 1992.

Права ребенка: основные международные документы. М., 1992.

Занятие 9


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: