Политические партии и СМИ как инструменты формирования антикоррупционной культуры

В процессе противодействия коррупции и форми рования антикоррупционной культуры активное участие принимают политические партии и партийные органи зации. Политические партии уделяют большое внимание выстраиванию сотруд ничества с институтами гражданского общества и развитию обще ственного контроля. Положи тель ное значение этих институтов как партне ров состоит в их независимости и заинтересованности в противодей ствии коррупции. Эффективное использо вание их потенциала позволит расширить участие общественности в этом процессе. По инициативе Главы государства партией «Нұр Отан» разработана и утверждена Программа противодействия коррупции на 2015–2025 годы, целью которой является формирование атмосферы «нулевой терпи мо сти» к любым проявлениям коррупции. Принятая Программа направ лена в первую очередь на «формирование антикоррупционной куль ту ры и поведения, усиление общественного контроля, а также устранение причин и условий, порождающих коррупцию». Согласно данному доку менту, в Казахстане будет внедрен институт общественного контроля, принимаются меры по формированию антикоррупционной культуры [1]. В рамках Программы решены основные задачи по созданию общественной инфраструктуры противодействия коррупции и защите прав граждан, привлечению к ответ ственности лиц, невзирая на их должности, открытому обсуждению проблем с коррупцией. Для формирования антикоррупционной культуры в обществе необходимо использовать весь имеющийся потенциал, в первую очередь усилить деятельность таких партийных организаций, как Республи канский общественный совет по противодействию коррупции и Комитет партийного контроля партии «Нұр Отан». Республиканский общественный совет по проти водействию корруп ции при партии «Нұр Отан» – консультативно-совещательный орган по вопросам эффективного противодействия коррупции, устранения причин и условий ее порождающих. Совет образован в целях содействия пресечению нару шений антикоррупционного законодательства, совер шен ствованию государствен ной политики по противо действию коррупции в органах государственной власти, местного государственного управления и самоуправ ления, устра нению причин и условий, порождающих коррупцию, искоре нению злоупотреб лений и правонарушений с исполь зованием должностного положения, форми ро ванию в обществе нетерпимого отношения к корруп цион ным проявлениям.                                                                                         Задачи Совета:                                                                                                                                   1) обеспечение реализации и мониторинг выполнения программных документов партии по противодействию коррупции, общественных организаций, а также консуль тативно-совещательных институтов партии;

2) координация деятельности общественных советов по противодействию коррупции при региональных и территориальных филиалах партии;                          3) формирование в обществе антикоррупционного имму нитета;                                  4) совершенствование механизма партийного и обще ственного воздей ствия на состояние коррупции, приме нение различных иннова ционных форм, методов и средств противодействия коррупции;                                              5) взаимодействие со структурами гражданского обще ства по вопросам противодействия коррупции;                                                                                                       6) работа с обращениями физических и юридических лиц по фактам проявления коррупции. Основными направлениями сотрудничества полити ческих партий и непра вительственных организаций являются: – достижение прозрачности в работе государственных органов, нацио нальных компаний и их должностных лиц; – выявление в их деятельности недостатков, порождающих коррупцию, а также инициирование их устранения; – предание широкой общественной огласке каждого факта коррупции; – формирование обстановки юридической и мораль ной ответ ственности институтов гражданского общества за использование информации о деятельности государ ственных органов. Благодаря деятельности Республиканского обществен ного совета по противодействию коррупции, региональных и территориальных обще ственных советов, а также участию в этой работе депутатов всех уров ней, НПО и СМИ значительно расширен охват общественным контро лем наиболее коррупциогенных сфер. Общественные прием ные, заслу жив доверие у граждан, стали значимым кана лом обратной связи и действенным инструментом защиты прав населения. В 2014 году общественными советами по противо действию коррупции при партии «Нұр Отан» совместно с депутатскими фракциями в маслихатах, органами прокуратуры, финансовой полиции, департаментом по делам государ ственной службы и другими государ ствен ными органами реализованы мероприятия в сфере противодействия коррупции, направленные на форми рование у населения антикоррупционного мировоз зрения, защиту прав и законных интересов граждан, развитие общественного контро ля за реализацией социально значимых государственных программ. На заседаниях общественных советов по противо действию коррупции и комиссий партийного контроля рассматриваются критические материалы в СМИ о работе государственных органов, вопросы организации работы государственных органов по реализации государственных программ, противодействию коррупции в сферах строи тельства, жилищно-коммунального хозяйства, защи ты прав предпринимателей и другие. В целом общественные советы по противодействию коррупции стали действенным инструментом, связующим звеном между государством и гражданским обществом, их работа широко освещается в средствах массовой информации. Благодаря работе общественных советов деятельность государственных органов стала более прозрачной, доступной для представителей общественности. Целенаправленная работа проводится среди молодежи. В целях патриотического воспитания и реализации областных программ к работе привлекаются молодежные НПО. Ежегодно весной под эгидой Молодежного крыла «Жас Отан» партии ««Нұр Отан» в высших учебных заведениях страны проводятся акции среди студенческой молодежи и молодежных организаций «Студент против коррупции в вузах». В ходе данной акции в вузах устанавливаются ящики доверия и публикуются номера телефонов доверия республиканского штаба Альян са студентов Казахстана, среди студентов распространяются листовки, плакаты, стикеры по профилактике предотвращения коррупционных правонарушений в вузах. Проводится комплекс информационно-пропагандистских меро приятий по борьбе с коррупцией и разъяснению населению негативного влия ния коррупции на развитие общества и государства. Активисты сове та МК «Жас Отан» создали антикоррупционное общественное молодеж ное движение «Қарсы», целью которого является профилактика асо циаль ного поведения, борьба с коррупцией. Мероприятия, проводимые МД «Қарсы» («Студенческая сессия без взяток», «Молодежь потопит коррупцию» и др.), формируют атмосферу нетерпимости к коррупции в казахстанском обществе. Во всех государственных органах устанавливаются телефоны доверия с режимом работы с 9 до 18 часов для сообщения о фактах нарушения должностными лицами Кодекса чести государственных служащих, законодательства о борьбе с коррупцией. Особое внимание уделяется и профилактике коррупционных правона рушений, в том числе пропагандистской и разъяснительной работе, в рамках которой проводятся различные акции, «круглые столы», семинары, встречи с представителями различных слоев населения, научно-прак ти ческие конференции и другие мероприятия, посвященные борьбе с коррупцией.

Роль СМИ в формировании антикоррупционного мировоз зрения и культуры Одним из главных принципов эффективности работы антикор рупционного органа является публичность. Поэтому важной зада чей антикоррупционных органов являются привлечение СМИ к формированию антикоррупционного мировоззрения и популяризации антикор руп ционной деятельности, освещение в СМИ индексов уровня коррум пированности, позволяющих сравнивать между собой регионы, отрасли, крупные предприятия, решения государственных органов и дея тель ность конкретных их представителей. Целью СМИ в борьбе с коррупцией является возможность разъяснять обществу скрытые механизмы коррупции, не давая ей распространиться в современном казахстанском обществе. Наиболее действенным методом СМИ является проведение журналистских расследований фактов коррупции и придание материалов и фактов гласности, что должно демонстрировать обществу и коррупционерам неотвратимость наказания за антиобщественные деяния [2]. Проблемы системного освещения вопросов противодействия коррупции в средствах массовой информации регулярно обсуждаются на различ ных уровнях. Особая роль СМИ состоит в том, что печатная пресса, радио, телевидение могут оказать большое влияние в противодействии коррупции. На заседании общественного совета по противодействию коррупции при партии «Нур Отан» были обозначены приоритеты СМИ в данном направлении, в частности, отмечалось, что привлечение СМИ к фор мированию антикоррупционной культуры и популяризации антикоррупцион ной деятельности должно реализовываться путем разработки и обна родования в СМИ индексов уровня коррумпированности, обеспече ния возможности сравнивания уровня коррупции в госорганах, регионах, отраслях, национальных холдингах. Необходимо оказывать поддерж ку журналистскому сообществу в выработке и соблюдении пра вил профессиональной этики, внедрении стандартов журналистского рассле дования. Средства массовой информации отражают интересы общества, реали зуют право граждан на получение полной и объективно достоверной информации. При этом СМИ несут полную ответственность за достоверность опубликованных материалов и данных. В Республике Казахстан гарантируется независимость СМИ, которые становятся активным инструментом освещения политической, экономической стратегии государства, в том числе и вопросов формирования антикоррупционной культуры. Газеты, журналы, сайты, являясь информативным органом и проводником государственной политики, выявляя и освещая различные проблемы, получают большее доверие населения. Объективное освещение фактов борьбы с коррупцией повышает интерес к изданию, что в свою очередь отражается на тираже издания. Проводятся различные информационные мероприятия в сфере правового и антикоррупционного образования населения, некоторые информационные издания уделяют внимание практическим аспектам предотвращения коррупции и борьбы с ее последствиями. Главной целью СМИ по снижению уровня кор руп ции является улучшение уровня информированности о ней

 и изме нение общественного отношения к коррупции как к негативному явле нию современности. Журналисты, работающие в данной сфере, уделяют особое внимание вопросам формирования антикоррупционной культуры. Только профессионально независимые и экономически прозрач ные СМИ могут стать эффективным инструментом общества как в противодействии коррупции в целом, так и в формировании антикоррупционной культуры в частности. Для полноценной деятельности СМИ важно нормативное регулирование правовых отношений в области массовой информации и установление прозрачных отношений между собственниками СМИ. Необходимо открыто обсуждать современные проблемы и различные аспекты коррупции. Государственные органы прилагают усилия для того, чтобы повысить статус средств массовой информации в государственных програм мах развития государства, принимают меры по поддержке массмедиа и журналистского сообщества. Проводятся мероприятия по поощрению деятельности СМИ, организуются ежегодные конкурсы среди журналистов на лучшие публикации, брифинги руководителей и пресс-служб правоохранительных органов по вопросам выявления круп ных фактов правонарушений. Создаются условия для независимых журналистских расследований. Средства массовой информации и социальные сети являются активной площадкой для информирования общественными группами и отдель ными лицами о фактах коррупции и незаконной деятельности, обсуж дения существующих проблем, предложения конструктивных мер для их решения. Правоохранительные органы по мере возможности реаги руют на публикации и ведут борьбу, разбирательства и проверки конкрет ных должностных лиц. В Казахстане прорабатывается вопрос о принятии реально работающего норма тивно-правового акта о свободном доступе к информации, которая предоставит СМИ возможность активно использовать ее для антикор рупционной деятельности. Во всех государственных органах введена обязательная государственная аккредитация журналистов и блогеров. Свободный доступ к информации означает не только обязанность государственных органов отвечать на официальные запросы общественных организаций и граждан, но и опубликование и повсемест ное распространение информации. В деятельности по повышению уровня открытости важную роль сегодня играет ресурс сети Интернет, способствующий оперативности, общедоступности и прозрачности в государстве. Международные экспертные комиссии положительно оценивают рабо ту нашей страны в данном направлении. В ежегодных отчетах, которые публикуются в СМИ, отмечается, что в Казахстане проводится определен ная работа в сфере формирования антикоррупционной культуры, при ме няются новые меры противодействия коррупции, основанные на пере довом мировом опыте и требованиях Конвенции ООН (например, ответ ственность за незаконное обогащение, декларация активов, разраба тываются дополнительные законодательные меры по под держ ке СМИ). Положительно оценивается проведение регулярного мониторинга реализации поставленных задач по формированию антикоррупцион ной культуры. Отчеты о мониторинге регулярно публикуются, материалы предоставляются СМИ для публикации в открытой печати. В соответствии с Положением о Комиссии при Президенте Республики Казахстан по вопросам борьбы с коррупцией предусмотрено, что на заседания Комиссии обязательно приглашаются представители средств массовой информации. На всех заседаниях высших органов, на которых обсуждаются вопросы борьбы с коррупцией, присутствуют представители СМИ, в том числе телеканалов «Хабар», «Казахстан» и новостных сайтов www.tengrinews.kz, www.nur.kz и www.zakon.kz. Рассматривается возможность включения представителей НПО в состав Комиссии. Наряду с вышеуказанными мерами, органами контроля принимаются меры по освещению в СМИ информации о проводимой работе, что также является составной частью пропаганды антикоррупционной деятельности. Для этого используется потенциал центральных и региональных СМИ, а также другие механизмы массового распространения информации. Так, в 2013 году количество материалов на антикор рупционную тематику составило 7 103. Для размещения наглядного агитационного материала применяются рекламные щиты и LED-экраны, размещенные на улицах крупных городов, а также в местах массового скопления населения (вокзалы, аэропорты, центры обслуживания населения и др.). Согласно информации, размещенной на официальном сайте Президента Республики Казахстан, 30 июня 2014 года впервые состоялось расширенное заседание Комиссии с участием в онлайн-режиме акимов областей и городов Астана, Алматы, членов региональных комиссий по борьбе с коррупцией, а также представителей СМИ. По результатам проведенного мониторинга в республиканских и ре гио нальных СМИ в 2014 году опубликовано 10 950 материа лов по анти кор рупционной тематике. Из них в эфире республиканских телеканалов вышло 2 303 сюжета, в республиканских газетах опубли ковано 1 790 статей, на интернет-ресурсах – 2 710 публикаций. В региональных СМИ опубликовано 4 147 материалов, из них на телека налах – 1 643 сюжета, в газетах – 3 096 статей. В 2014 году активность республиканских электронных и региональных СМИ в освещении вопросов противодействия коррупции повысилась в июле. Данный рост вызван освещением в СМИ антикоррупционных мероприятий государственных органов, а также коррупционных дел местного уровня. Уменьшение общего объема материалов наблюдается в декабре, что связано с общим снижением активности в информационном поле. Практически во всех региональных печатных изданиях имеются рубрики антикоррупционной направленности, такие как: «Жемқорлыққа жол жоқ», «Сыбайластықпен күрес», «Жемқорлық», «Вне закона», «Борьба с корруп цией», «Фемида», «Финпол» и т. д. Агентством Республики Казахстан по борьбе с эконо мической и коррупционной преступностью (АБЭКП РК) была организована активная работа по наполнению постоянных рубрик на антикоррупционную тематику. В последующем данная работа была продолжена Агент ством Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции (АДГСПК РК) и его терри ториальными подразделениями. Работа по реализации антикоррупционной политики государства в части повышения антикоррупционного право сознания граждан осуществляется посредством публи каций соответствующих материалов, в том числе в совместно открытых рубриках республиканских СМИ: «Кор руп ции – заслон», «Из зала суда», «Панорама собы тий», «Дата», «Оперативная часть» (газета «Казах стан ская правда»), «Жемқорлық – індет, оны жою – міндет» (газета «Егемен Қазақстан»); «Коррупция», «Борьба с кор руп цией», «Афера», «Криминал», «Взятка», «Мошен ничество», «Правопорядок» (газета «Экспресс К»); «Сенген серкем...», «Есеп» (газета «Айқын»), «Штрафстоянка» (газета «Караван») и т. д. С целью профилактики и предотвращения кор руп ционных правонарушений во всех сферах жизне дея тельности общества, повышения уровня доверия граждан ского общества к государственной власти, расши рения и углубления диалога между обществом и властью в республике ведется широкомасштабная работа по инфор мационному обеспечению населения. В региональных средствах массовой информации продол жают действовать рубрики «Коррупция», «Борьба с коррупцией», «Жемқорлыққа қарсы күрес», «Жемқор лық – жегі құрт», «Жемқорлыққа тосқауыл», «Дисципли нарный совет», «Ракурс», «Человек и закон», «Наказание», «Приговор» и т. д. Систематически освещается в СМИ деятельность правоохра ни тельных и государственных органов по борьбе с проявлениями кор руп ции среди государствен ных служащих. Материалы на данную тему пред ставляются в виде интервью с представителями уполно мочен ных органов, статей о фактах взяточничества и мздоимства в государ ственных органах, аналити ческих материалов, разъясняющих дей ствующее законо да тельство РК, имеют информативный харак тер и направлены на выра ботку у населения, государ ствен ных служащих отрица тельного отно шения к проявлениям коррупции. Результаты работы регулярно освещаются республи канскими и местными телеканалами «Астана», «Казахстан», газетами «Литер», «Орталық Қазақстан», «Караван», «Взгляд на события», «Юридическая газета» и др. Большая часть материалов, публикуемых на страницах печатных изданий и в электронных СМИ, посвящена действиям органов прокуратуры и правоохранительных органов, а также содержит информацию о прошедших заседаниях Дисциплинарного совета, Общественного совета по противодействию коррупции и проведенных антикоррупционных форумах. В целом следует позитивно оценить активную деятельность госу дарственных органов Казахстана по формированию нетерпимого отношения населения к коррупции и освещению антикоррупционной деятельности государства в СМИ. Результатом активной деятельности СМИ можно считать повышение информированности населения о фактах коррупции, сниже ние уровня коррупции в стране. В целях повышения эффективности деятельности СМИ в сфере противодействия коррупции и формирования антикоррупционной культуры необходимо следующее:

– постоянное обеспечение информационной прозрачности деятельности государственных органов и свободный доступ к ним граждан и институтов общественного контроля;                                                                                                                  – повышение уровня информированности общества и граждан о проводимых антикоррупционных мероприятиях;                                                                                 – повышение роли и участие СМИ в антикоррупционной деятельности, освещении вопросов антикоррупционной культуры;                                                                                 – повышение ответственности органов общественного контроля казахстанского общества за достоверностью сведений, указываемых в публичной отчетности государственными органами, непосредственно расходующими бюджетные средства;                                                                                                    – проведение систематических расследований с наказанием лиц, виновных в коррупции и хищении бюджетных средств, с обязательным опубликованием в СМИ результатов этих расследований. Основными условиями эффективного противодействия средств массовой информации коррупции и коррупционным отношениям являются следующие:                                      – незамедлительная реакция (в течение 3 дней) и принятие руко водителями всех уровней строгих мер пресечения по каждому опубликованному факту коррупции;                                                                                   – проведение и содействие в организации общественных дискуссий по острым вопросам и проблемам современной действительности и содействие поиску способов жизни без коррупции;                                                                                – содействие улучшению и увеличению уровня открытости органов государственного управления и бизнеса для общества и общественного контроля;                                                                                                                                                  – обучение и формирование пула профессиональных журналистов, освещающих вопросы противодействия коррупции, с соответствующей государственной защитой. Таким образом, реальное взаимодействие и сотрудничество государственных органов с обществом являются главным условием эффективности работы средств массовой информации. А общественный контроль является ключевым условием эффективной деятельности СМИ.

9) § 10. Психологический механизм коррупционного поведения

Психология коррупционного поведения. Большое количество исследований, посвященных проблеме коррупции, подвергается экономической, социальной и юридической оценке. Однако коррупционное поведение в настоящее время не имеет однозначной трактовки с точки зрения психологии. Для того чтобы описать проблемы коррупции психологическим языком, необходимо ввести ряд основных понятий и их определения: коррупционное поведение – это поведение должностного лица, направленное на получение личной выгоды путем злоупотребления служебным положением; коррупционное давление – это совокупность социальных и психологических факторов воздействия на должностное лицо, приводящих к ситуа ции выбора между злоупотреблением властными полномочиями для получения личной выгоды или отказом от него; антикоррупционная устойчивость – это системное свойство лично сти, проявляющееся в способности противостоять корруп цион ному давлению и осуществлять выбор между криминальным и законопослушным поведением в пользу последнего; склонность к коррупции – это личная предрасположенность к выбору коррупционного поведения в ситуации коррупционного давления; коррупциогенная личность – определенный социальный тип, обладающий высокой склонностью к коррупции и низкой антикоррупционной устойчивостью [1]. Факторы коррупционного поведения классифицируются на внешние (коррупционное давление) и внутренние (склонность к коррупции, антикоррупционная устойчивость) [1, с. 324]. С социальной точки зрения коррупция – это разрушение, искажение, повреждение общепринятых социальных норм и последующее их негласное культивирование в определенном сообществе. Если, с одной стороны, в обществе и государстве борьба с коррупцией декларируется как общепринятая норма, а с другой стороны, в повседневных отношениях широко распространена бытовая коррупция, то налицо противоречие между декларируемыми и реально существующими нормами поведения. Как следствие, имеет место конфликт интересов и самих государственных служащих, и граждан как потребителей их услуг. Таким образом, психология «двойного стандарта» поведения является фактором, способствующим коррупции. При этом обе стороны – участники общественных отношений (госслужащие и граждане) – испытывают на себе коррупционное давление. Вместе с тем никакие внешние условия не могут являться определяющими причинами противоправного действия, если они не согласуются с внутренними свойствами коррупционной личности. Для того чтобы понять сложный психологический механизм коррупционного поведения и насколько каждый его элемент нахо дится в необходимой взаимосвязи и взаимозависимости, необходимо рассмотреть профиль современного коррупционера и его психологический портрет. Психологические исследования, проведенные среди лиц, осужденных за коррупцию, выявили психологический профиль и такой набор качеств, как стремление общаться с небольшим количеством людей, повышенная осторож ность при установлении близких отношений, отсутствие жалости по отношению к жертвам коррупции [2]. Они, как правило, пола гают, что расплата за их коррупционную деятельность не наступит никогда. В частности, фиксируются такие характеристики современной коррупции, как открытость и цинизм. Отметим, что и технологии скрытого, «безо пасного» взяточничества непрерывно развиваются, поскольку высо кая креативность коррупционеров тоже не вызывает сомнений. Согла сно данным зарубежных исследований, наибольших успехов в корруп ционных махинациях добиваются высокоинтеллектуальные и творческие люди с нестандартным подходом к решению задач. В резуль тате некоторые коррупционные схемы и организация самой корруп ционной деятельности просто поражают своей изощренностью и совершенством [2, с. 57]. Психологический портрет коррупциогенной личности: осмысление жизни через приобретение материальных благ, стремление к роскоши как показателю счастья, неосознанная мотивация и недифференцированная структура установок нравственного поведения, низкий уровень удовлетво ренности жизнью, негативное самоотношение и неадекватная самооцен ка, экстернальный локус контроля (склонность человека приписывать ответственность за события в своей жизни внешним факторам: другим людям, судьбе, случайности, окружающей среде), импульсивный тип реагирования (личность с характерной спонтанной эмоциональной реакцией на внешние раздражители) [2, с. 328].

Анализ психологического механизма в структуре корруп ционного поведения. Под «психологическим механизмом» понимается то, что характеризует некоторое функциональное целое и объясняет, в силу каких причин возникает тот или иной феномен. Для описания «психологического механизма коррупционного поведения» необходимо понять, как, каким образом осуществляется этот процесс, как регулируется данное социальное поведение человека обществом и им самим, какие психологические процессы, функции, феномены лежат в основе этого социального явления [4]. Анализ психологического механизма коррупционного поведения основан на психологических концепциях отклоняющегося поведения. К ним можно отнести теорию фрустрации (Дж. Доллард, 1939; Э. Фромм, 1994), бихевиористскую теорию «научения» (В. И. Полтавец, 1998). Суть первой теории сводится к тому, что отклоняющееся поведение формируется как результат фрустрации (невозможности достижения) жизненно важных личностных потребностей. Таким образом, оно направляется на преодоление возникших препятствий и достижение желаемого. Вторая теория утверждает, что девиации в поведении есть результат подражания способам поведенческого защитного реагирования, приобретенный человеком в процессе воспитания. Однако ценностные установки чаще всего не осознаются человеком. Это те базовые религиозно-философские, нравственные, эстетические критерии, которые определяют целостный стиль жизни человека и формируют его установки на длительные жизненные программы и этим опосредованно определяют и обусловливают конкретно-ситуационные формы личностного поведения. В целях описания психологического механизма коррупционного поведения человека была выработана модель, выявляющая структурные элементы и схемы их взаимосвязи и взаимодействия, причины, закономерности, динамику протекания психических процессов, формирующих ту или иную форму социального поведения человека. Упомянутая модель представлена ниже в виде схемы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: