Образно-пластическое творчество детей

Представить: вы строители. Наливаете краску в ведро, красите стену, ставите лестницу к стене, поднимаетесь по лестнице, забиваете гвозди молотком, сверлите дырки дрелью, вставляете стекла в раму; проводите электропроводку, открываете и закрываете замок.

Угадайте, что я делаю. Один ребенок показывает действия строителей, а другие—угадывают.

Тема «Одежда».

1. Выполнять действия и движения в соответствии с содержанием стихотворения.

                          В понедельник я кроила,

                        А во вторник- платье шила.

                        В среду—фартук вышивала,

                        А в четверг—белье стирала:

                        Все свои платочки

                        И братишкины носочки.

                        А в пятницу, субботу

                        Отдыхала от работы.

              Ляпы- тяпы                                         Три Катюшки

     По дороге в Тяпы-Ляпы                                В деревушке три Катюшки

     Шли гуськом четыре шляпы.                        Взяли в руки три катушки,

     Шляпу старую с пером                                 Шуре сшили сарафан,

     Звали дедушкой Петром.                     Сшили дедушке кафтан

     Шляпу с кисточкою синей                   Сшили бабушке жакет,

     Звали бабушкой Аксиньей.                 Сшили дедушке жилет.

     Шляпу с красной ленточкой                А девчонкам и мальчишкам--

     Звали внучкой Леночкой.                    Всем Андрюшкам и Наташкам-

     Ну а шляпу с козырьком                     Сшили яркие штанишки,

     Звали внуком Игорьком.                     Сшили пестрые рубашки.

     Тяпы-Ляпы—это дача.                                            А. Стройло

     Есть у шляп одна задача:

     Дождик ночью прошумел,

     В огороде уйма дел.

     И спешат четыре шляпы

     Лук полоть, картошку тяпать.

     Вот пришли, передохнули,

     Разом тяпками взмахнули.

     Вскоре каждая из шляп

     Стала тяпать: тяп-тяп-тяп!

                                 В. Кудрявцева

2. Мимические упражнения.

Передать эмоции: радость, удивление, восхищение и печаль.

Показать: вы радуетесь покупке новой одежды, удивляетесь необычному наряду, восхищаетесь новым костюмом мамы, печалитесь нечаянно порвав одежду.

3. Упражнения для мышц шеи.

Испачкали платье и рассердили маму. Прижать ладони к ушам. Наклонять голову из стороны в сторону с сопротивлением рук, произнося: «Ай-ай-ай!». Выразить смущение.

 

4. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц.

Стучит швейная машинка. Максимально часто открывать рот с произнесением слогов: «ба-ба-ба-ба, бы-бы-бы-бы, пы-бы-пы-бы».

5. Упражнения для губ.

Застегивание и расстегивание молнии. Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до «пяти» (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию).

Большие пуговицы и маленькие пуговки. Максимально округлить губы (большая пуговица), вытянуть губы узкой трубочкой (маленькая пуговка).

6. Упражнения для языка.

Иголочка. Вытянуть острый язык как можно дальше и удерживать его в таком положении (под счет до «пяти»).

Воротник с широкими и острыми краями. Чередовать положение широкого и узкого языка. Положить широкий язык на нижнюю губу (круглый воротничок). Вытянуть острый язык—воротничок с острыми краями.

Белье на ветру. Широко открыть рот и прижать кончик языка к верхним зубам, удерживать его в таком положении (под счет до «шести»).

Шитье на разных швейных машинках.Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить:

«Д-д-д-д» (шьем на электрической машинке), «Т-т-т-т-т» (шьем на ручной швейной машинке).

Строчка. Кончик языка иголочкой ритмично касается верхней губы, начиная с уголка рта.

7. Развитие дыхания и голоса.

Шитье одежды. Шьем и напеваем песенки: «Ля-ли-ле, ли-ля-лю».

Укололи пальчик. Подуть на больное место (продолжительный выдох через рот), произнести на одном выдохе слоги: «ой-ой-ой-ой!», а затем предложения: «Ой, ой, ой, болит пальчик мой!», «Уй, уй, уй, ты на пальчик свой подуй!».

8. Речевая зарядка.

Где мой пальчик?

                        Маша варежку надела.

                        --Ой, куда я пальчик дела?

                        Нету пальчика, пропал,

                        В свой домишко не попал!

                        Маша варежку сняла

                        --Поглядите-ка, нашла!

                        Ищешь, ищешь—и найдешь.

                        --Здравствуй, пальчик,

                        Как живешь?

                                                     Н. Саконская

9. Оживление предметов: новая шуба, потерянная варежка, брошенная на пол рубашка…

Тема «Посуда, пища».

1. Развитие мелкой моторики

Выполнение движений в соответствии с содержанием стихотворений.

                   К Жене гости прибежали.

                   Все друг другу руки жали.

                   --Здравствуй, Жора!

                   --Здравствуй, Жанна!

                   --Рад, Сережа!

                   --Рад, Снежана!

              --Не хотите ль пирожок?

                   --Может коржика кусок?

                   Иль рожок?

                   Вот драже вам на ладошку,

                   Все берите понемножку.

                   С ручек все стряхнули крошки

                   И захлопали в ладошки.

                                                Е. Карельская

Мышка зернышко нашла               Раз, два, три, четыре,

И на мельницу снесла.                    Мы посуду перемыли:

Намолола нам муки,                                 Чайник, чашку, ковшик, ложку

Испекли всем пирожки:                   И большую поварешку.

Мышонку—с капустой,                  Мы посуду перемыли,

Мышонку—с картошкой,               Только чашку мы разбили.

Мышонку—с морковкой,               Ковшик тоже развалился,

Мышонку—с морошкой.                Нос у чайника отбился.

Для большого толстяка                  Ложку мы чуть-чуть сломали--

Все четыре пирожка:                       Так мы маме помогали.

С капустой, с картошкой,                                                      Н. Нищева

С морковкой, с морошкой.

                   И. Лопухина

2. Мимические упражнеия.

     Выразить мимикой свое огорчение- разбили чашку, радость- купили новую посуду, неудовольствие- много грязной посуды.         

     Показать состояние грязной посуды, которая была у бабушки Федоры в сказке К. Чуковского.

     Чудесные превращения. Изобразить кипящий чайник; кастрюлю, наполненную водой; ведро с крышкой; разбившуюся чашку; чайник с заваренным чаем.

3. Упражнения для мышц шеи.

Посмотрите, что в кастрюле? Опустить голову вниз. «Какая посуда стоит на полке?» Повернуть голову вправо, влево с произнесением звуков а, э.

 

 

4. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц.

Жуем твердую морковь. Имитация жевания. Производить медленные и быстрые движения челюстью.

5. Упражнения для щек и губ.

Кувшины с широким и узким горлышком. Вытягивать губы то узкой, то широкой трубочкой.

 Самовар. Надувать обе щеки одновременно.

6. Упражнения для языка.

Подготовим чашечки для чая, кофе, сока. Чья чашечка глубже? Язык чашечкой снаружи и внутри рта.

Чашечка и блюдце на столе. Чередовать позиции: Язык чашечкой и язык на донышке.

Острый ножик и глубокий ковшик. Чередовать артикуляционные позиции: острый язык и язык чашечкой.

Ручка чайника. Спинку языка прижать к небу, а кончик упереть в нижнюю десну.

Пирожок. Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть язык в трубочку.

7. Развитие речевого дыхания и голоса.

Пьем коктейль через трубочку. (Вдох) Вытянуть губы узкой воронкой. (Выдох).

Дуем на горячий чай. Вытянуть губы широкой трубочкой (вдох), подуть на горячий чай (выдох).

Пыхнящий чайник. Поизносить: «Пых-пах-пох! Пых-пих-пых-пих!»

8. Речевая зарядка.

     Проговаривание загадки и чистоговорки.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,                      Взял Валерка тарелку,

Больше греться не хочу.                      Взял Валерка поднос.

Крышка громко зазвенела.                 Мне Валерка тарелку

--Пейте чай, вода вскипела!                 На подносе принес.

                        (Самовар)

 

9. Психогимнастика. Пластические этюды.

Имитация действий.

Варим суп. Показать: вы моете и вытираете руки перед приготовлением пищи. Наливаете воду в кастрюлю. Зажигаете горелку газовой плиты и ставите кастрюлю на конфорку. Чистите и режете овощи, засыпаете их в кастрюлю, солите, помешиваете суп ложкой, черпаете суп поварешкой.

Показать, как надо осторожно нести чашку, наполненную горячей водой. Представить и показать: вы поднимаете горячую сковороду, передаете по кругу горячую картофелину.

 

 

Пластический этюд.

Слушать стихотворение и выполнять действия в соответствии с его содержанием.

 

                                      Пельмени.

                             Я три горсточки муки

                             Сыплю в миску из руки,

                             Подолью воды немножко,

                             Размешаю тесто ложкой,

                             Все с яйцом я перетру,

                             Тесто я руками мну.

                             Разделяю на кусочки,

                             Делаю я колобочки.

                             Мясорубку покручу,

                             Фар мясной я получу.

                             Отделяю фарша горстку.

                             На кружок кладу я горку,

                             Я края соединяю,

                             Пальчиками их сжимаю,

                             Покажу свое уменье—

                             Вылеплю я сто пельменей!

                                                         И. Лопухина

 

 

                            

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: