Представить: вы строители. Наливаете краску в ведро, красите стену, ставите лестницу к стене, поднимаетесь по лестнице, забиваете гвозди молотком, сверлите дырки дрелью, вставляете стекла в раму; проводите электропроводку, открываете и закрываете замок.
Угадайте, что я делаю. Один ребенок показывает действия строителей, а другие—угадывают.
Тема «Одежда».
1. Выполнять действия и движения в соответствии с содержанием стихотворения.
В понедельник я кроила,
А во вторник- платье шила.
В среду—фартук вышивала,
А в четверг—белье стирала:
Все свои платочки
И братишкины носочки.
А в пятницу, субботу
Отдыхала от работы.
Ляпы- тяпы Три Катюшки
По дороге в Тяпы-Ляпы В деревушке три Катюшки
|
|
Шли гуськом четыре шляпы. Взяли в руки три катушки,
Шляпу старую с пером Шуре сшили сарафан,
Звали дедушкой Петром. Сшили дедушке кафтан
Шляпу с кисточкою синей Сшили бабушке жакет,
Звали бабушкой Аксиньей. Сшили дедушке жилет.
Шляпу с красной ленточкой А девчонкам и мальчишкам--
Звали внучкой Леночкой. Всем Андрюшкам и Наташкам-
Ну а шляпу с козырьком Сшили яркие штанишки,
Звали внуком Игорьком. Сшили пестрые рубашки.
Тяпы-Ляпы—это дача. А. Стройло
Есть у шляп одна задача:
Дождик ночью прошумел,
В огороде уйма дел.
И спешат четыре шляпы
Лук полоть, картошку тяпать.
Вот пришли, передохнули,
Разом тяпками взмахнули.
Вскоре каждая из шляп
Стала тяпать: тяп-тяп-тяп!
В. Кудрявцева
2. Мимические упражнения.
Передать эмоции: радость, удивление, восхищение и печаль.
Показать: вы радуетесь покупке новой одежды, удивляетесь необычному наряду, восхищаетесь новым костюмом мамы, печалитесь нечаянно порвав одежду.
3. Упражнения для мышц шеи.
Испачкали платье и рассердили маму. Прижать ладони к ушам. Наклонять голову из стороны в сторону с сопротивлением рук, произнося: «Ай-ай-ай!». Выразить смущение.
4. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц.
|
|
Стучит швейная машинка. Максимально часто открывать рот с произнесением слогов: «ба-ба-ба-ба, бы-бы-бы-бы, пы-бы-пы-бы».
5. Упражнения для губ.
Застегивание и расстегивание молнии. Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до «пяти» (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию).
Большие пуговицы и маленькие пуговки. Максимально округлить губы (большая пуговица), вытянуть губы узкой трубочкой (маленькая пуговка).
6. Упражнения для языка.
Иголочка. Вытянуть острый язык как можно дальше и удерживать его в таком положении (под счет до «пяти»).
Воротник с широкими и острыми краями. Чередовать положение широкого и узкого языка. Положить широкий язык на нижнюю губу (круглый воротничок). Вытянуть острый язык—воротничок с острыми краями.
Белье на ветру. Широко открыть рот и прижать кончик языка к верхним зубам, удерживать его в таком положении (под счет до «шести»).
Шитье на разных швейных машинках.Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить:
«Д-д-д-д» (шьем на электрической машинке), «Т-т-т-т-т» (шьем на ручной швейной машинке).
Строчка. Кончик языка иголочкой ритмично касается верхней губы, начиная с уголка рта.
7. Развитие дыхания и голоса.
Шитье одежды. Шьем и напеваем песенки: «Ля-ли-ле, ли-ля-лю».
Укололи пальчик. Подуть на больное место (продолжительный выдох через рот), произнести на одном выдохе слоги: «ой-ой-ой-ой!», а затем предложения: «Ой, ой, ой, болит пальчик мой!», «Уй, уй, уй, ты на пальчик свой подуй!».
8. Речевая зарядка.
Где мой пальчик?
Маша варежку надела.
--Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла
--Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь—и найдешь.
--Здравствуй, пальчик,
Как живешь?
Н. Саконская
9. Оживление предметов: новая шуба, потерянная варежка, брошенная на пол рубашка…
Тема «Посуда, пища».
1. Развитие мелкой моторики
Выполнение движений в соответствии с содержанием стихотворений.
К Жене гости прибежали.
Все друг другу руки жали.
--Здравствуй, Жора!
--Здравствуй, Жанна!
--Рад, Сережа!
--Рад, Снежана!
--Не хотите ль пирожок?
--Может коржика кусок?
Иль рожок?
Вот драже вам на ладошку,
Все берите понемножку.
С ручек все стряхнули крошки
И захлопали в ладошки.
Е. Карельская
Мышка зернышко нашла Раз, два, три, четыре,
И на мельницу снесла. Мы посуду перемыли:
Намолола нам муки, Чайник, чашку, ковшик, ложку
Испекли всем пирожки: И большую поварешку.
Мышонку—с капустой, Мы посуду перемыли,
Мышонку—с картошкой, Только чашку мы разбили.
Мышонку—с морковкой, Ковшик тоже развалился,
Мышонку—с морошкой. Нос у чайника отбился.
Для большого толстяка Ложку мы чуть-чуть сломали--
Все четыре пирожка: Так мы маме помогали.
С капустой, с картошкой, Н. Нищева
С морковкой, с морошкой.
И. Лопухина
|
|
2. Мимические упражнеия.
Выразить мимикой свое огорчение- разбили чашку, радость- купили новую посуду, неудовольствие- много грязной посуды.
Показать состояние грязной посуды, которая была у бабушки Федоры в сказке К. Чуковского.
Чудесные превращения. Изобразить кипящий чайник; кастрюлю, наполненную водой; ведро с крышкой; разбившуюся чашку; чайник с заваренным чаем.
3. Упражнения для мышц шеи.
Посмотрите, что в кастрюле? Опустить голову вниз. «Какая посуда стоит на полке?» Повернуть голову вправо, влево с произнесением звуков а, э.
4. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц.
Жуем твердую морковь. Имитация жевания. Производить медленные и быстрые движения челюстью.
5. Упражнения для щек и губ.
Кувшины с широким и узким горлышком. Вытягивать губы то узкой, то широкой трубочкой.
Самовар. Надувать обе щеки одновременно.
6. Упражнения для языка.
Подготовим чашечки для чая, кофе, сока. Чья чашечка глубже? Язык чашечкой снаружи и внутри рта.
Чашечка и блюдце на столе. Чередовать позиции: Язык чашечкой и язык на донышке.
Острый ножик и глубокий ковшик. Чередовать артикуляционные позиции: острый язык и язык чашечкой.
Ручка чайника. Спинку языка прижать к небу, а кончик упереть в нижнюю десну.
Пирожок. Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть язык в трубочку.
7. Развитие речевого дыхания и голоса.
Пьем коктейль через трубочку. (Вдох) Вытянуть губы узкой воронкой. (Выдох).
Дуем на горячий чай. Вытянуть губы широкой трубочкой (вдох), подуть на горячий чай (выдох).
Пыхнящий чайник. Поизносить: «Пых-пах-пох! Пых-пих-пых-пих!»
8. Речевая зарядка.
Проговаривание загадки и чистоговорки.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Взял Валерка тарелку,
Больше греться не хочу. Взял Валерка поднос.
Крышка громко зазвенела. Мне Валерка тарелку
--Пейте чай, вода вскипела! На подносе принес.
(Самовар)
|
|
9. Психогимнастика. Пластические этюды.
Имитация действий.
Варим суп. Показать: вы моете и вытираете руки перед приготовлением пищи. Наливаете воду в кастрюлю. Зажигаете горелку газовой плиты и ставите кастрюлю на конфорку. Чистите и режете овощи, засыпаете их в кастрюлю, солите, помешиваете суп ложкой, черпаете суп поварешкой.
Показать, как надо осторожно нести чашку, наполненную горячей водой. Представить и показать: вы поднимаете горячую сковороду, передаете по кругу горячую картофелину.
Пластический этюд.
Слушать стихотворение и выполнять действия в соответствии с его содержанием.
Пельмени.
Я три горсточки муки
Сыплю в миску из руки,
Подолью воды немножко,
Размешаю тесто ложкой,
Все с яйцом я перетру,
Тесто я руками мну.
Разделяю на кусочки,
Делаю я колобочки.
Мясорубку покручу,
Фар мясной я получу.
Отделяю фарша горстку.
На кружок кладу я горку,
Я края соединяю,
Пальчиками их сжимаю,
Покажу свое уменье—
Вылеплю я сто пельменей!
И. Лопухина