Образные перевоплощения

Сколько грядок в огороде?

В огороде у Федоры

Растут на грядках помидоры,

А на грядке у Филата

Много разного салата.

У бабушки Феклы

Четыре грядки свеклы.

У дядюшки Бориса

Очень много есть редиса.

У Маши и Антошки

Две гряды картошки.

Раз, два, три, четыре. Пять-

Поможем урожай собрать.

 

    * * *

Повторяй за мной зарядку.

В ней звук Т пришел на грядку.

Тыква- вот, а вот- томат.

Здесь- капуста, здесь- салат,

Тмин, картошка, артишок

И петрушки корешок.

Все, что вырастили мы,

Будем есть мы до весны.

                      Е. Карельская.

 

2. Упражнения для мышц шеи. Работа над дыханием.

Высматриваем огурцы. Вытянуть шею (вдох ртом). Наклонить голову вперед вниз (выдох носом). «Посмотрим, будет ли дождик». Поднять голову в и.п., а затем откинуть назад (вдох ртом), вернуться в и.п. (выдох носом).

     Что мы видим слева, а что- справа? Посмотреть направо- увидеть арбуз, посмотреть налево- увидеть дыню. Поворачивать голову в стороны: налево (вдох носом)- прямо (выдох ртом); направо (вдох ртом)- прямо (выдох носом).3. 3. Мимические упражнения.

     Чистим и едим лук. От лука слезятся глаза. Он горький.

     Огородное пугало. Показать: вы испугались огородного пугала. Изобразить страшное пугало, чтобы все птицы вас испугались.

 

4. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц.

Стручок фасоли. Изобразить створки фасоли. Челюсти в спокойном состоянии (счет «раз», «два»). Стручок лопнул- движение нижней челюсти вперед (на счет «три»):

А) без нажима языком на нижнюю челюсть;

Б) с сильным нажимом- подталкиванием языком нижней челюсти вперед.

5. Упражнения для щек и губ.

Пришли дети в огород, от удивления открыли рот, увидев огромную тыкву. Широко открыть рот (удерживать под счет до «пяти- шести»).

Толстячки- худышки. Изобразить овощи на грядке. Арбузы, тыквы, кочаны капусты- «толстячки»; лук, чеснок, стручок гороха и др.- «худышки».

6. Упражнение для языка.

Лопата. «Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты». Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.

Копаем картошку. Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.

Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок. Широко открыть рот, закрыть широким языком верхние зубы. Опустить язык за нижние зубы.

Ровная дорожка (или грядка) в огороде. Широко открыть рот, язык опустить за нижние зубы.

Игра «Я- не я». Опускать кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке. Педагог произносит предложения: «Я люблю морковь», «Я люблю огурец», «Я люблю сырую картошку», «Я сварю компот из капусты» и т. д. Дети отвечают: «И я, и я!» или «Не я, не я!»

7. Развитие физиологического дыхания.

     Игровое упражнение «Арбуз». Положить руки ниже ребер, сделать вдох, надуть живот, как арбуз (под счет до «трех»). Выдох- живот втянуть (похож на ямочку).

8. Развитие речевого дыхание и голоса.

Разговор овощей. Произносить слоговые сочетания от имени помидора (хвастливо) и огурца (обиженно). Помидор хвастается перед огурцом тем, что он красный, красивый: «Па- пу, пы- по!» Огурец: «Пы- бы, по- бо». Кабачок говорит баклажану, что ему надоело лежать на грядке: «То-ты-ту».

Произносить «Ох!», «Ах!», «Ух!» шепотом, тихо и громко от имени дедушки, бабушки и внучки.

9. Речевая зарядка.

«Ох! Ох! Ох!»- ворчит горох. Помидоры: «Ах! Ах! Висим на кустах». Лук: «Ух! Ух! Ух! Какой на мне кожух!»

Огорченные овощи. Морковь: «Ой! Ой! Ой! Меня никто не выдергивает!» Картофель: «Ой! Ой! Ой! Меня никто не копает!»    

 

10. Психогимнастика. Пластические этюды.

Изобразить капусту на грядке; кабачок. Подставивший солнышку бочок; соленые огурцы в банке.

     Сажаем огород. Выполнять действия в соответствии с содержанием текста.

     Мы лопатки взяли,            Семена рядами

     Грядки раскопали.            Дружно мы сажали,

     Грабли в руки взяли,        А потом водою

     Грядки разровняли.          Теплой поливали.

 

     Уборка урожая. Показать: вы срезаете капусту, копаете картофель, выдергиваете морковь и свеклу, лущите фасоль и горох.

 

Образно-пластическое творчество детей.

     Угадайте, что я делаю. Педагог показывает действия, например: мытье и чистку овощей, шинкование капусты и др. Затем действия придумывают и показывают дети.

 

 

     Тема: «Фрукты».

1. Развитие мелкой моторики.

Выполнять действия в соответствии с содержанием текста.

С веток ягоды снимаю

И в лукошко собираю.

Ягод полное лукошко!

Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть—

Легче будет к дому путь.

Я поем еще малинки.

Сколько ягодок в корзинке?

Раз, два, три, четыре, пять…

Снова буду собирать.

                            И. Лопухина.

    * * *

Палец толстый и большой

В сад за сливами пошел.

Указательный с порога

Указал ему дорогу.

Средний пальчик- самый меткий:

Он сбивает сливы с ветки.

Безымянный поедает,

А мизинчик- господинчик

В землю косточки сажает.

    

         * * *

          Апельсин

          Мы делили апельсин,

     Много нас, а он один.

     Эта долька - для ежат,

     Эта долька - для ужат,

     Эта долька - для утят,

     Эта долька - для котят,

     Эта долька - для бобра,

     А для волка - кожура.

     Он сердит на нас - беда.

     Разбегайтесь кто куда!

2. Мимические упражнения.

Выразить удовольствие от приятного запаха земляничного варенья, запаха розы, аромата яблока.

Сладкое яблоко. Передать эмоциональное состояние: вы едите сладкое яблоко, сладкий виноград, кислый лимон, терпкую айву или хурму.

     Выразить свое состояние в ситуациях: видите червяка в яблоке, червяк грызет яблоко.

     Яблоко свалилось вам на голову.

3. Упражнения для мышц шеи. Развитие дыхания.

Вдох носом- повернуть голову влево. Увидели очень большое яблоко. Выдох ртом с произношением звука о-о-о. Повернуть голову направо. Какая огромная груша! Вдох носом, выдох ртом.

4. Упражнение для жевательно-артикуляционных мышц.

Игровое упражнение «Жуем твердую грушу».

5. Упражнение для губ и щек.

Щечки-яблочки. Ваши щечки круглые, как яблочки. Надуть обе щеки.

Спрячем сливу за щеку. Надувать попеременно то правую, то левую щеку.

Круглая виноградинка. Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.

Банан. Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.

6. Упражнения для языка.

Язычок пролезает через щель в заборе в сад. Широкий язык с силой протискивается между зубами.

Колья забора острые- вот такие. Показать острый язык. По очереди высовывать то широкий, то узкий язык.

Язык лопаткой положи

И спокойно подержи.

Язык колышком потом

Потянем тонким острием.

Язычок- листок прикрыл яблочка бочок. Поднять язык вверх и закрыть верхнюю губу. Опустить вниз и закрыть нижнюю губу.

Качели. В саду мы увидели качели.

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Поднимаюсь, опускаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Поднимать язык вверх и опускать вниз, высунув изо рта.

Чашечка. Сделать из языка чашечку. «В Машину чашечку я налью апельсиновый сок, в Колину—яблочный, в Димину—Сливовый. Какой сок налить тебе, Саша?»

7. Развитие речевого дыхания и голоса.

Нюхаем садовые цветы (розы, хризантемы). Вдох через нос, выдох ртом.

Сбор урожая. Срываем яблоко с высокой ветки. И. п.- стоять прямо. Поднять руки вверх - вдох. Кладем яблоки в корзину. Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз - выдох.

Сорвали и попробовали айву. Невкусная айва: «Фа-фо, фы-фу!»

Маша и Даша в саду. Пришли девочки в сад, увидели много-много фруктов и удивились: «О-о-о-о!» вдруг откуда ни возьмись выбежала собачка и залаяла: «Ав-ав-ав-ав!» (На одном выдохе, сначала тихо, затем громко).

Разговоры фруктов. Произнесение слоговых сочетаний от имени разных фруктов. Яблоко сердится на гусеницу: «Фу-фа-фу!» Вишни просят скворцов не клевать их: «Пта-пты-пто, пта-пты-пто».

Яблоки падают на траву: «Бам-бом-бум!»

8. Психогимнастика. Пластические этюды.

Изобразить действия садовника: как он копает ямки, сажает плодовые деревья, белит стволы деревьев, делает обрезку, опрыскивает деревья…

Уборка урожая. Имитация действий: как вы ставите лестницу, срываете яблоки, складываете в ящики, грузите ящики в машину, везете в магазин.

Образные перевоплощения.

Представьте себя фруктовым деревом со спелыми наливными яблоками: «Я самое спелое, сладкое, большое!»

Представьте себя земляникой на солнечной полянке: «Я самая вкусная, я самая сладкая ягода!»

 

Тема «Домашние животные».

1. Развитие мелкой моторики.

Выполнение движений и действий пальчиков в соответствии со смыслом стихотворения и потешки.

Пять поросят гуляли на просторе,

(Быстро двигать пальчиками по столу)

Пять поросят пошли купаться к морю.

(медленно переставлять пальчики по столу).

Один из них устал.

(Загнуть большой палец.)

--Пойду домой,- сказал.

И вот вам результат:

Четыре поросенка гуляли на просторе,

Четыре поросенка пошли купаться к морю.

Один из них устал.

(Загнуть указательный палец).

--Пойду домой, - сказал.

И вот вам результат:

Три поросенка гуляли на просторе.

Три поросенка пошли купаться к морю.

Один из них устал.

--Пойду домой, сказал.

(Загнуть средний палец).

И вот вам результат:

Два поросенка гуляли на просторе,

Два поросенка пошли купаться к морю.

Один из них устал.

--Пойду домой, - сказал.

(Загнуть безымянный палец).

И вот вам результат:

Один поросенок резвился на просторе,

Один поросенок пошел купаться к морю,

Потом устал.

--Пойду домой, сказал.

(Загнуть мизинчик).

И вот вам результат:

Ноль поросят гуляют на просторе.

         * * *

     Богат Ермошка—

     У него собака да кошка,

     Петушок да курочка,

     Селезень да уточка.

     Вот как кошка на окошке

     Шьет рубашку для Ермошки.

     А собака-пустолайка лепешки печет.

     Кот в уголке сухари толчет.

     Курочка в сережках избушку метет.

2. Мимические упражнения.

Выразить мимикой эмоции: страх, испуг, сострадание, боль.

Выразить мимикой и жестами отношение разных людей к животным: мальчик гладит щенка, девочка испугалась сердитого бульдога.

Представить и показать мимикой состояние собаки, которую выгнали из дома, голодного котенка, просящего молока у своей хозяйки.

Выразить состояние хозяйки у которой пропала кошка или коза.

Изобразить провинившуюся кошку, укравшую сосиску, а затем выразить ей сочувствие.

         Плачет киска в коридоре.

         У нее большое горе:

         Злые люди бедной киске

         Не дают украсть сосиски.

                                 Б. Заходер.

3. Упражнение для мышц шеи.

Кошка умывается. Повернуть голову влево—облизать верхнюю губу, повернуть голову вправо—облизать нижнюю губу.

Бодливый козлик.(Упрямый ослик) –круговые движения головой.

4. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц.

Корова и теленок жуют жвачку. Имитировать жевание.

Котенок зевает. Широко открыть рот. Делать круговые движения нижней челюстью—подбородком рисовать букву «о».

5. Упражнения для губ и щек.

Бульдог сердится. Выдвигать вперед нижнюю челюсть, рот открыт. Прикусывать верхнюю губу нижними зубами.

Собака рассердилась — у нее хотят отнять косточку. Прикусывать нижнюю губу верхними зубами.

Фырканье лошади. Вибрация губ.

6. Упражнения для языка.

Кошка лакает молоко. Высунуть широкий язык изо рта. Поднять кончик языка вверх чашечкой и спрятать язык в рот.

Теленок сосет молоко. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка подводить под верхнюю губу и со щелканьем отрывать.

7. Развитие речевого дыхания.

Звукоподражание животным. Изменять голос по силе и высоте. Корова: «Мууууу, молока кому?» (Громко, низким голосом). Теленок: «Мууууууу». (Тихо, высоким голосом). Кошка: «Мяу-мяу-мяу». (Громко, низким голосом). Котенок: «Мяу-мяу-мяу». (Тихо, высоким голосом).

Разговор теленка и коровы. «Мле-мли-мля», «Пли-пля-пле».

8. Речевая зарядка.

- Что ты хочешь, кошечка?

- Молочка немножечко.

- Что ж ты снова грустная?

- Молочко невкусное.

- Что ты хочешь, кошечка?

- Сливочек немножечко.

                         А. Шибицкая

9. Психогимнастика. Пластические этюды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: