Образно-пластическое творчество детей

     Воробушек. Выполнять движения и действия по ходу чтения стихотворения.

              У воробушка головушка болела.

              Ох, как болела!

              Ох, как болела!

(Обхватить голову обеими руками и покачать из стороны в сторону)

              У воробушка спинушка болела.

              Ох, как болела!

              Ох, как болела!

(Положить руки на спину и раскачиваться)

              У воробушка крылышко болело.

              Ох, как болело!

              Ох, как болело!

(Погладить левой рукой правую руку)

              У воробушка ноженька болела.

              Ох, как болела!

              Ох, как болела!

(Разглаживать рукой больную ногу).

     Изобразить журавля, который стоит на одной ноге, ходит по болоту, ловит лягушек.

                        Журавль

              По болоту я хожу,

              Во все стороны гляжу.

              Часто нагибаюсь.         

              Клювиком питаюсь.

              Я схожу на ручеек,

              Заварю себе чаек.

              Буду пить-попивать,

              Красно лето вспоминать.

                                 В. Боков

                        Вертишейки

В дупле у пестрой вертишейки

     Птенцы покручивают шейкой.

     Язык засовывают клейкий,

     На всех шипят сердитой змейкой.

                                 А. Барто

Этюд «Чайка защищает свое гнездо от песца».

 

 

Тема «Зима».

1. Развитие мелкой моторики.

Выполнять движения пальчиками и руками в соответствии с содержанием стихотворения.

         Мы во двор пошли гулять

         Раз, два, три, четыре, пять,

      (Загибать пальчики по одному)

              Мы во двор пошли гулять.

              Бабу снежную лепили.

           (Имитировать лепку комов)

              Птичек крошками кормили,

         (Крошить хлебушек всеми пальчиками)

              С горки мы потом катались.

(Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

              А еще в снегу валялись.

(Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)

              Все в снегу домой пришли,

                (Отряхивать ладошки)

              Съели суп и спать легли.

(Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щечку).

                                           Н. Нищева

2. Мимические упражнения.

Выразить свое состояние и настроение в разное время зимы: мы радуемся первому снегу, ежимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду.

Передать гневную интонацию деда Мороза.

                   Дед Мороз проспал в постели,

                   Встал, сосульками звеня:

                   --Где вы, вьюги и метели?

                   Что не будете меня?

Выразить мимикой, жестами и движениями настроения и действия зимы. Вот Зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром землю. А вот сердитая Зима-старуха заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами.

3. Упражнения для губ и щек.

Снеговики радуются снегу и морозу. Надуть щеки, веселое выражение глаз.

Грустные снеговики весной. Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.

4. Упражнения для языка.

Сосулька. Высунуть острый язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести-восьми»)

Санки-ледянки. Сделать язык чашечкой.

Горка для спуска. Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка горкой.

Саночки. Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губ не касались зубов.

Ураганный ветер открывает и закрывает форточку. Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.

5. Развитие речевого дыхания и голоса.

Вьюга. Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой Ягой.Воет вьюга: «З-з-з-з». (С усилением звука) Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м». (Громко, низким голосом). Стонут березы: «М-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом). Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш-ш». Стихает вьюга: «С-с-с-с-с»

6. Речевая зарядка.

Мороз колдует

 

              Разыграйтесь-ка, метели!

              Гнитесь ниже, сосны, ели!

              Все, что есть в моем лесу,

              Я засыплю, занесу!

7. Психогимнастика. Пластические этюды.

Обыгрывание ситуации «Новый год». Изобразить Деда Мороза и Снегурочку, идущих на елку. Показать: разные звери встречают Новый год.

Зимние забавы. Изобразить, как катаетесь на коньках, играете в снежки, лепите снежную бабу, везете на санках малышей, ходите на лыжах.

Изобразить зимующих птиц: дятла, ворону, высиживающую птенцов. И замерзшего воробья.

Изобразить зверей в зимнее время: зайчика, притаившегося под кустом; лису, прислушивающуюся к шороху мышки под снегом; голодного волка; спящего медведя; белочку, нашедшую свою кладовую…    

 

Тема «Человек».

1. Развитие мелкой моторики. Координация движений в сочетании с речью.

Четыре пальца сложены в кулак. Большой палец, обращаясь с просьбой, дотрагивается до каждого поочередно. Отвечая, каждый из пальцев выпрямляется и вновь сгибается.

--Братец, принеси дрова!           Правая и левая

--Заболела голова!                      Водят поезда,                                       --Средний, ты наколешь дров? Правая и левая

--Я сегодня не здоров!                Строят города.

--Ну, а ты натопишь печку?       Правая и левая

--Ох, болит мое сердечко!          Могут шить и штопать,

--Ты, меньшой, свари обед!       Правая и левая

--У меня силенок нет!                 Могут громко хлопать.

--Что же, сделаю все сам,           За окошком ходит ночь.

Но обеда вам не дам!                 Руки так устали…

Голодать готовы?                                Правая и левая

--Мы уже здоровы!                     Спят на одеяле.

                             И. Лопухина                       О. Дриз

         * * *

Ну-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту!

Тебе, большой, дрова рубить.

Тебе, указка, печь топить.

Среднему—воду носить.

Безымянному—кашу варить.

Ты, мизинчик-малышок,

Вымой глиняный горшок.

2. Мимические упражнения.

Выражение эмоционального состояния (настроения): доволен—недоволен; виноват, пристыжен; возмущен; смущен; счастлив—несчастлив; озабочен; спокоен—рассержен.

Выразить мимикой свое состояние. Вам говорят ласковые слова—приятно, ругают—неприятно. Мама не пустила гулять—расстроены, пришел друг в гости—радостны.

Показать, как вы рассердились на щенка, который стащил папины тапочки. Простили его—у вас доброе выражение лица.

Изобразить человека, изнемогающего от жажды от голода.

Показать, каким разным может быть взгляд человека. Изобразить насмешливый, добрый, хитрый, умоляющий, печальный, злобный, ликующий, сияющий, обиженный взгляд.

Закрывать по очереди глаза: «Спи, глазок, спи, другой. Засыпай, правый глаз. Засыпай, левый глаз. Просыпайтесь сразу, оба глаза!»

 

3. Упражнения для мышц шеи.

Огорченная мама. «Может, в доме был потоп? Может, к нам приходил бегемот?» Прижать ладони к ушам и наклонять голову в разные стороны, преодолевая сопротивление рук и произнося «Ай-ай-ай!»

4. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц.

Жуем ириски. Жевательная резинка. Имитация жевания.

5. Упражнения для щек и губ.

Малыш сосет соску. Показать, как вы сосали соску, когда были маленькими. Сомкнутые губы вытянуть вперед хоботком, а затем возвратить в нормальное положение.

Толстячки- худышки. Попеременно надувать и втягивать щеки.

Надуваем шар или мыльный пузырь. Вытягивать губы узкой воронкой.

Веселый Буратино. Улыбнуться, подняв уголки губ вверх. Вернуть губы в

исходное положение.

Печальный Пьеро. Опустить уголки губ вниз.

6. Упражнения для языка.

Пробуем вкусное варенье. Кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого, потом нижнюю. Кончиком языка облизать губы, делая движения по кругу.

Чистим зубы. Плавно провести языком по верхним, а затем по нижним зубам.

Язычок лежит на крылечке и греется на солнце. Открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу.

Язык отдыхает на кровати. Рот широко открыт. Язык лежит на дне ротовой полости.

7. Развитие речевого дыхания и голоса. Развитие переключаемости органов артикуляции.

Плач ребенка. Произносить звук а (громко, тихо, шепотом, затем в одной тональности).

Мама качает малыша. Произносить: «А-а-а-а-а».

Эхо. Заблудились мы в лесу: «Ау-у-у-у!» (тихо). Никто не отзывается, лишь эхо откликается: «Ау-у-у-у!» (тихо).

Малыш учится говорить. Произносить слоги: «Мна-мно, мны-мну, пи-пя-пе, би-бя-бю».

8. Речевая зарядка.

Нос, умойся!

              Кран, откройся!                Мойся, мойся,

              Нос, умойся!                      Обливайся!

              Мойтесь сразу,                  Грязь, смывайся!

              Оба глаза!                                             Э. Мошковская

              Мойтесь, уши,

              Мойся шейка!

              Хорошенько!

9. Психогимнастика. Пластические этюды.

Осторожные дети. Показать, какими осторожными вы бываете в лесу, боясь напугать лесных обитателей.

Вдруг услышали медвежьи шаги, испугались. Оказалось—это зайчик пробежал. Показать: вы смелые, бесстрашные, никого не боитесь.

Вы долго ходили по лесу. Устали, измучились, проголодались. Поели земляники—стали бодрыми, радостными.

 




double arrow
Сейчас читают про: