Анализ факторов, влияющих на ценовую политику предприятия

Разобраться в многообразии факторов ценообразования поможет их классификация (см. табл. 3).

 

Таблица 3Классификация факторов ценообразования

Признак классификации Виды факторов (подпризнак) Примеры фактора или направления по проявлениям  
1 2 3  

1. Содержание факторов

1.1. Технические   1.2. Экономические     1.3. Социальные Качество или полезный эффект товара; Уровень автоматизации учета затрат Себестоимость объекта; затраты в сфере эксплуатации объекта; инфляция; налоги, сборы, тарифы; ценовая политика ВВП на душу населения; уровень бедности населения  
1.4. Психологические Детерминанты важности цены: эффекты уникальной ценности, осведомленности, трудности сравнения, суммарных затрат и др.  
1.5. Организационные   Параметры организации сбыта товара: форма, условия, средства доставки; объем продаж; время продаж и др. Качество сервиса товара  
1.6. Политические Демпинг с целью завоевания рынка  

2. Сфера проявления фактора

2.1. Внешние

Вне системы производителя: конкурентные преимущества по параметрам рынка, факторам производства. Государственное регулирование цен.

2.2. Внутренние Конкурентные преимущества организации-производителя внутри системы  

3. Форма проявления факторов

 

 

3.1. Инновации

Внедрение патента на новую конструкцию товара ли на новую технологию, ноу-хау на новые методы управления

3.2. Унификация и

стандартизация объекта

Увеличение программы производства и использование эффекта масштаба

 

4. Стадия жизненного цикла объекта

 

 

4.1. Стратегический маркетинг Оптимизация параметров стратегии ресурсосбережения и отражение их в нормативах  
4.2. НИОКР Совершенствование технологичности конструкции  
4.3. ОТПП Совершенствование технологии изготовления  
4.4. Производство Внедрение статистических методов контроля качества продукции с целью сокращения брака, внедрение системы организации "точно в срок"  
1 2 3  

 

4.5. Обращение Повышение качества сервиса товара. Сокращение цикла продаж товара  
4.6. Эксплуатация (потребление) Снижение затрат у потребителя за счет повышения качества товара и его обслуживания  

5. Структура (форма) рынка

 

5.1. Монополия Создание оригинальных патентованных товаров  
5.2. Олигополия Повышение качества информации о товаре, представляемой потребителю. Прогнозирование механизма действия закона конкуренции  
5.3. Монополисти-ческая конкуренция Прогнозирование цен основных конкурентов и факторов, их определяющих  
5.4. Чистая (совершенная) конкуренция Построение графиков "спрос — предложение", их мониторинг и принятие оперативных мер по реакции на поведение конкурентов  

6. Время действия фактора

 

 

6.1. Стратегические Инновации Автоматизация производства  
6.2. Тактические Повышение качества работ по тактическому маркетингу  
6.3. Оперативное Организация выполнения запланированных мероприятий по снижению удельных цен, учет, контроль и мотивация  

 

Приведенная классификация факторов ценообразования полезна для их анализа и формирования. Стратегия цен ООО «Ремкомплект» - это стратегия ценового прорыва, установление цен на более низком уровне и получение прибыли за счет увеличения объема продаж и захвата большей доли рынка.

Цель функционирования предприятия на рынке:

1. увеличение объемов продаж;

2. расширение доли рынка компании по основным группам продукции на растущем российском рынке нефтегазового оборудования;

3. повышение прибыльности компании;

4. расширение ассортимента продукции;

5. наращивание экспертной составляющей;

6. повышение управляемости компании.

Метод установление цен – затратный метод «издержки плюс»

Ц=С+П+Н, (3)

где Ц - цена единицы товара;

С - себестоимость единицы товара;

П - прибыль, получаемая организацией за счет производства и

реализации единицы товара;

Н - косвенные налоги и отчисление в цене товара.

 

Таблица 4Статьи затрат включаемые в себестоимость продукциитыс. руб.

Статьи затрат

 

 

Среднереализационная цена единицы продукции,

тыс. руб.

Доля затрат в общей себестоимости единицы продукции, %

2007г. 2008г. 2007г. 2008г.
1.Материальные расходы 371,73 360,31 70,86 69,87
2.Заработная плата 101,07 104,82 19,26 20,33
3.ЕСН 26,27 27,25 5,01 5,28
4.Амортизационные отчисления 7,23 5,41 1,38 1,05
5.Прочие расходы 18,33 17,88 3,49 3,47
Итого 524,63 515,67 100 100

 

Материальные расходы включают в себя материалы, спецоснастку и упаковку согласно нормам расхода.

Заработная плата- все виды выплат на единицу изделия.

ЕСН – налоги и отчисления с заработной платы.

Накладные расходы - транспортные расходы, гальваника, термообработка, аренда помещения и др.

Внепроизводственные (коммерческие) расходы – расходы, связанные с реализацией товара.

Материальные затраты составляют значительную часть себестоимости продукции. Сокращение материальных затрат ведет к росту выпуска продукции, снижению ее себестоимости, увеличению прибыли и повышению рентабельности, т.е. к улучшению тех показателей, которые характеризируют его эффективность.

Как видно из таблицы 5, значительно сократилась статья материальных затрат (на 13,64 руб. в 2008 году), следовательно предприятие выявило резерв снижения себестоимости, в результате чего в 2008 году увеличился объем продаж (на 950 штук), увеличилась прибыль и повысилась рентабельность, т.е. улучшились показатели производства, которые характеризуют его эффективность. Тем самым предприятие получило больший объем выручки (в 2008 году 1582781 тыс. руб., а в 2007 году 880931 тыс. руб.), следовательно, предприятию необходимо своевременно выявлять резервы снижения себестоимости.

 


Таблица 5Затраты на произведенную продукцию и услуги

Статьи затрат

Год, руб.

Отклонение

2007 2008
1.Материальные расходы 499,20 485,56 -13,64
2.Заработная плата 135,72 141,26 +5,54
3.ЕСН 35,29 36,73 +1,44
4.Амортизационные отчисления 9,70 7,29 -2,41
5.Прочие расходы 24,62 24,09 -0,53
Итого 704,53 694,93 -9,6

 

Основными задачами анализа факторов ценовой политики предприятия являются следующие:

- изучение содержания процедур установки цены, уровня цен для определения обоснованности конкретной цены на продукцию;

- выявление недостатков относительно эффективности ценовой политики ООО «Ремкомплект».

Содержание и последовательность анализа ценовой стратегии проведем по следующим этапам:

1 Этап. Анализ услуг, предоставляемых ООО «Ремкомплект» и рынка сбыта. Как было сказано основным видом деятельности предприятия является производство автомобильных запасных частей, которая включает в себя следующие виды деятельности:

- Производство и реализация изготовление сальников, пыльников, отбойников для автомобилей;

- НИОКР;

- Производство товаров народного потребления;

- Производство другой продукции производственно-технического и социально-бытового назначения.

Более 80% продукции разрабатывается и изготавливается в соответствии с индивидуальными требованиями клиентов. Номенклатура продукции ООО «Ремкомплект» для автомобилей насчитывает несколько десятков наименований. Обладая большим производственным потенциалом и высококвалифицированными кадрами, Компания планирует усилить свои позиции на рынке автомобильных запасных частей и расширить сферу своего влияния за счет диверсификации в смежные области.

2 Этап. Анализ влияния типов рынка на ценовую стратегию. Исходя из вышесказанного, данный рынок является олигополистическим, поэтому вид рынка существенно влияет на формирование и реализацию ценовой стратегии ООО «Ремкомплект». Конкуренты являются достаточно крупными фирмами, активно используют средства рекламы, ценовая стратегия должна с одной стороны - обеспечивать наличие конкурентных преимуществ, с другой стороны - ценовая стратегия должна обеспечивать достаточный для развития уровень прибыли ООО «Ремкомплект» (т.е. цены должны не только покрывать затраты на предоставление услуг, но и обеспечивать высокую рентабельность деятельности предприятия).

3 Этап. Анализ целей ценообразования. Цели ценообразования на предприятии зависят от того, какие цели ставит перед собой предприятие на перспективу [15, c. 116].

Для исследуемого предприятия цель подразделяется на две составляющие:

1. Социальная цель – поддержка работников (оказание материальной помощи, благотворительность);

2. Экономическая – увеличение объемов продаж, сохранение доли рынка компании по основным группам продукции на растущем российском рынке автозапчастей, расширение ассортимента продукции, и получение по результатам своей деятельности высокого экономического эффекта (чистой прибыли).

В связи с тем, что цель предприятия носит двойственный характер, цель ценообразования также имеет достаточно сложный характер.

Ценообразование на предприятии ООО «Ремкомплект» имеет своей целью следующее - разработать такую систему ценообразования, которая обеспечивала бы увеличение рынка сбыта продукции.

4 Этап. Анализ факторов, которые определяют ценовую стратегию предприятия. На практике процесс формирования цен зависит от многих факторов — расходов производства, величины спроса, конкуренции, транспортных расходов, изменения курсов обмена валют, рекламы и других элементов стимулирования сбыта. Следовательно, во время анализа ценовой стратегии ООО «Ремкомплект» нужно учитывать:

1. Факторы расходов. Расходы предприятия являются достаточно высокими и связаны с приобретением материалов, транспортными расходами, оплатой труда персонала, обязательными платежами в пользу государства и др.

2. Факторы конкуренции. Главное в ценообразовании, ориентированном на цены конкурентов, обеспечить конкурентные преимущества в аспекте соотношения цены услуги и ее качества. На данный момент конкурентами ООО «Ремкомплект» являются магазин Сигнал, автосервис «Гарант» и завод «Литейщик».

Целью маркетингового анализа является изучение рынка. В рамках данного исследования предметом является региональный рынок. ООО «Ремкомплект» имеет региональную структуру, что предполагает необходимость проведения подобного рода анализа не только на примере г. Белорецка, но и других регионов, где предприятие имеет представительства. Однако можно предположить, что те тенденции и факторы развития рынка продукции ООО «Ремкомплект», которые удастся идентифицировать на примере регионального рынка вполне адаптивны.

Основными субъектами рынка по отношению к предприятию являются потребители и предприятия, производящие и реализующие аналогичную продукцию - конкуренты. Поэтому при проведении маркетингового анализа выделяют два основных подхода:

1) изучение рынка с точки зрения оценки предпочтений и потребностей потребителей;

2) изучение особенностей и форм проявления конкуренции на анализируемом рынке.

Оценка потребителя, формирование его портрета является первым этапом в проведении маркетингового исследования рынка автомобильных запасных частей. Важным аспектом маркетингового анализа является изучение процесса формирования предпочтений потребителя по отношению к продукции того или иного предприятия.

Проанализируем положение ООО «Ремкомплект» среди потенциальных конкурентов.

 

Таблица 6Положение ООО «Ремкомплект» среди потенциальных конкурентов

Конкуренты   Показатели ООО «Ремкомплект» Автосервис «Гарант» Магазин «Сигнал» Завод «Литейщик»
1. Качество товара хорошее среднее хорошее хорошее
2. Репутация фирмы Очень хорошая хорошая плохая средняя
3.Производственные возможности Очень хорошие хорошие плохие хорошие
4. Технологические навыки Хорошие хорошие Очень хорошие Очень хорошие
5. Сбытовая сеть хорошие плохая средняя плохая
6. Реклама средняя Очень плохая средняя Очень плохая
7. Любые средства продвижения товара хорошие плохие средние плохие
8. Финансовое положение среднее Очень плохое хорошее Очень плохое
9. Издержки по сравнению с конкурентами Средние высокие средние высокие
10. Общая оценка силы фирмы хорошая средняя средняя средняя

 


Если сравнивать ООО «Ремкомплект» с предприятиями конкурентами, то можно сделать следующие выводы: у ООО «Ремкомплект» хорошее качество товара, неплохая репутация фирмы, хорошие производственные мощности и очень хорошие технологические навыки, что способствует неплохому качеству выпускаемой продукции. Сбытовая сеть, реклама и любые средства продвижения товара – плохие, это приводит к тому, что готовая продукция залёживается на складах и не реализуется, а это в свою очередь приводит к потере прибыли, неустойчивому финансовому положению и к высоким издержкам. В связи с этим необходимо в следующем планируемом году для начала сделать значительное вложение в рекламную компанию, а так же повысить технологические навыки и только это может повысить финансовое положение компании.

Важность требования оценивается по шкале от 1 (совсем неважные) до 8 (очень важные). Характеристики производителя оцениваются от 0 (катастрофические) до 10 (выдающиеся).

Данная методика позволяет определить, какое предприятие-производитель выберет покупатель, если цена и другие параметры будут одинаковыми у всех конкурентов. Он остановится на той компании, которая может предложить ему то, что он ищет.

Один из способов оценки заключается в том, чтобы представить себе еще одного поставщика, который идеален во всех отношениях, а характеристики продукции, интересующие потребителя, оценивают в 10 баллов. Покупатель выбрал бы именно такого поставщика автомобильных запасных частей, если бы он существовал.

Идеальный поставщик набрал бы 280 баллов (в результате сложения произведений важности характеристик из оценки в каждой из них). Применив те же правила для остальных предприятий, выясним, что Магазин «Сигнал» заработало 222 балла из 280 возможных (или 79,28 % от идеального производителя), анализируемое предприятие ООО «Ремкомплект» - 202 балла (72,14%).

Все остальные предприятия данной отрасли, действующие на локальном рынке г. Белорецка набрали меньшее количество баллов. Следовательно, предприятие Магазин «Сигнал» является основным конкурентом для ООО «Ремкомплект».

Кроме того, следует отметить, что результаты анализа потребительских предпочтений показали, что в целом требования покупателей могут удовлетворить в максимально полном объеме (свыше 70%) ограниченное количество поставщиков. С одной стороны это создает определенные конкурентные преимущества для предприятий, суммарный балл потребительских предпочтений у которых высокий. С другой - является свидетельством того, что на рынке могут появиться серьезные конкуренты у лидеров, если они остановятся на достигнутых показателях.

 

Таблица 7.Маркетинговый анализ предпочтений покупателей локального рынка автомобильных запасных частей г. Белорецка

 

Требования потребителя к продукции

 

Важность требования

Характеристики основных производителей г. Белорецка

ООО «Ремкомплект»

Автосервис «Гарант»

Магазин «Сигнал»

Завод «Литейщик»

Идеал

Потребительские качества

10

8

9

4

6

10

Экологическая безопасность

8

6

9

3

7

10

Соответствие цены и качества товара

6

7

6

5

8

10

Уровень торгового обслуживания

4

8

6

5

4

10

 

Суммарные требования потребителя (СТП):

 баллов

,

,


Для ООО «Ремкомплект» необходимо особое внимание уделять политике деятельности основного конкурента – Автосервис «Гарант». С точки зрения результативности деятельности конкурентов на рынке и завоевания ими там сильных позиций можно выделить следующие основные факторы, требующие изучения:

1. Имидж организации;

2. Концепция продукта;

3. Качество продуктов, уровень соответствия мировому уровню;

4. Ассортиментный ряд продукции;

5. Суммарная доля, занимаемая фирмой на рынке автомобильных запасных частей;

6. Мощность инноваций и исследований;

7. Мощность производственной базы;

8. Стабильность финансово-экономического положения;

9. Рыночная цена с учетом возможных скидок и наценок;

10. Частота и глубина проводимых маркетинговых исследований;

11. Предпродажная подготовка, уровень послепродажного обслуживания и гарантии;

12. Эффективность сбыта с точки зрения каналов товародвижения;

13. Уровень рекламной деятельности и другие.

Проведем сравнительный маркетинговый анализ деятельности ООО «Ремкомплект» по сравнению с основным конкурентом. Критериями сравнения выбраны такие показатели, как качество, цена, финансовое положение, сбыт, эффективность связи с внешней средой, пред и после продажное обслуживание, концепция нового продукта. Анализ конкурентов по данным критериям целесообразно осуществлять с привлечение экспертов, которые могут дать предприятию ООО «Ремкомплект» независимую оценку.

Как видно из рисунка 6, слабыми сторонами анализируемого предприятия по отношению к политике основного конкурента являются качество продукции и эффективная рекламная деятельность предприятия. В целом, ценовая политика предприятий конкурентов может быть признана одинаковой. Поэтому в данном случае рычагом стимулирования сбыта продукции для ООО «Ремкомплект» могут быть признаны другие элементы маркетинга: повышение качества, после и предпродажное обслуживание, разработка новых образцов продукции.

В качестве вывода можно отметить следующее. Изучение потребительских предпочтений на региональном рынке предприятий обслуживающих автомобили дало возможность определить, что наибольшую важность при совершении покупки со стороны потребителей отдается потребительским качествам. Важность соотношения «цена-качество» стоит на 3-м месте. Это свидетельствует о том, что с повышением качества производства продукции ООО «Ремкомплект» будет иметь конкурентное преимущество, даже назначая несколько большую цену по сравнению с конкурентами.

 

Рис. 6. Многоугольник конкурентоспособности предприятий обслуживающих автомобили на локальном рынке г. Белорецка

 

Оценка конкурентных позиций анализируемого предприятия позволила выявить, что основным конкурентом является автосервис «Гарант», продукции, которой потребители отдают максимальное предпочтение из числа основных предприятий обслуживающих автомобили. Однако следует отметить, что степень удовлетворения потребителей не высока по сравнению с возможностями. Основными рычагами укрепления позиций ООО «Ремкомплект» может быть признана не ценовая стратегия, а повышение качества, после и предпродажное обслуживание, разработка новых образцов продукции. Рассмотрим влияние факторов на ООО «Ремкомплект». Данные для анализа представлены в таблице 8.

Представим, что А – это продажа запчастей в магазине. Б - изготовление и реализация запчастей в цехе предприятия, В – реализация услуг в автосервисе ООО «Ремкомплект».

 

Таблица 8Данные для анализа влияния факторов на цену единицы продукции

 

Изделие

Количество изделий

Себестоимость

изделия, руб.

Себестоимость продукции,

руб.

Отклонение

от плана

себестоимости

План

Факт

План

Факт

План

 

Условно

 

Факт

 

шт. % шт. %
  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
А 380 51,35 390 51,66 174 180 66120 67860 70200 4080
Б 215 29,05 225 29,80 142 146 30530 31950 32850 2320
В 145 19,59 140 18,54 104 107 15080 14560 14980 -100
Итого 740 100 755 100 150,99 156,33 111730 114370 118030 6300

 

Цена единицы продукции возросла на 5,34 руб. На ее уровень оказали влияние структурные сдвиги в выпуске продукции (возрос удельный вес группы) и себестоимость единицы продукции по каждому наименованию. Цена единицы изделия (усредненная) по плану:

 

380 * 174 + 215 * 142 + 145 * 104

=

111730

= 150,99 руб.

740 740

 

Усредненная цена единицы продукции при фактической структуре равна:

 

390 * 174 + 225 * 142 + 140 * 104

=

114370

= 151,48 руб.

755 755

или


 

174 * 51,66 + 142 * 29,80 + 104 * 18,54

= 151,48 руб.

100

 

Таким образом, влияние структурных сдвигов на цену единицы продукции составит:

151,48 – 150,99 = 0,49 руб.

Влияние изменений в цене единицы продукции на усредненный показатель цены составит:

156,33 – 151,48 = 4,85 руб.

Итого влияние: 0,49 + 4,85 = 5,34 руб. или 156,33 – 150,99 = 5,34 руб.

Алгоритм расчета влияния объема, структуры продукции и цены единицы продукции на совокупную цену представлен в таблице 9.

 

Таблица 9Схема расчета влияния факторов на совокупную цену,

руб.

Показатель Влияние, руб.
1. Плановая цена продукции 111730
2. Цена продукции при фактическом объеме, структуре и плановой себестоимости единицы продукции 114370
3. Влияние объема и структуры продукции на цену 2640
4. Влияние объема выпуска продукции на совокупную цену 2265
5. Влияние структуры выпуска продукции на совокупную цену продукции 370
6. Влияние изменения цены единицы продукции по группам товаров на совокупную цену 4032
Совокупное влияние факторов 6279

 

Для расчета влияния цен введем дополнительные условия: индексы цен на сырьевой набор и услуги (см. табл. 10).

 

 


Таблица 10Данные для анализа влияния цен и ресурсоемкости

Изделие

Фактическое

количество

Индекс

цен на ресурсы

Цена единицы

изделия, руб.

Цена всей продукции

на фактический выпуск, руб.

План Факт Фактически в сопоставимых ценах   При плановой цене   При фактической цене   При фактической ресурсоемкости и плановых ценах  
А 390 1,15 174 180 156,52 67860 70200 61043,48
Б 225 1,12 142 146 130,36 31950 32850 29330,36
В 140 1,13 104 107 94,69 14560 14980 13256,64
Итого 755   150,99 156,33 137,94 114370 118030 103630,48

 

Изменение цены единицы продукции под влиянием:

а) изменения цен на ресурсы и услуги составляет:

156,33 – 137,94 = 18,39 руб.;

б) ресурсоемкости:

137,94 – 151,48 = -13,54 руб.

Итого изменение цены единицы продукции: 18,39 – 13,54 = 4,85 руб.

На изменение цены всей продукции влияют:

1) цены ресурсов: 118030 – 103630,48 = 14399,52 руб.;

2) ресурсоемкость: 103630,48 – 114370 = -10739,52 руб.

Таким образом, рост цены продукции обусловлен ростом цен на ресурсы и услуги при снижении ресурсоемкости выпуска продукции. Объединим в таблицу 11.

 

 


Таблица 11Совокупное влияние факторов на цену

Фактор Размер влияния на цену единицы продукции Размер влияния на цену всей продукции, тыс. руб.
Количество продукции - 2,26
Структура выпуска 0,49 0,37
Цены на материалы 18,39 14,40
Ресурсоемкость -13,54 -10,7
Итого 5,34 6,3

 

Элиминирование влияния объема выпуска и цен на ресурсы позволяет определить сумму относительной экономии или перерасхода затрат на выпуск продукции. В данном случае достигнута экономия затрат в сумме 10369,57 руб. (369,95 – 10739,52) путем снижения ресурсоемкости выпуска продукции и структурных сдвигов в ассортименте.

Для факторного анализа уровня цены, данные по ООО «Ремкомплект» дополним индексами цен на изделия и услуги (см. табл. 12).

 

Таблица 12Данные для анализа уровня затрат на 1 руб. товарной продукции

Изделие

Объем товарной

продукции, руб.

Индекс цен на изделия

Товарная продукция

Фактическая в сопоставим.

ценах, руб.

Цена всей продукции, руб.

Отклонение фактической

цены от плановой

план факт план при плановой цене, фактических объеме и структуре Фактическая при Плановых ценах на ресурсы факт
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
А 67860 74300 1,06 70094,3 66120 67860 61043,48 70200 4080
Б 32000 35810 1,09 32853,2 30530 31950 29339,36 32850 2320
В 16640 16900 1,05 16095,2 15080 14560 13256,64 14980 -100
Итого 116500 127010   119043 111730 114370 103639,48 118030 6300

 

По данным таблицы рассчитаем уровень затрат на 1 руб. товарной продукции:

 

 


1. Уровень затрат на рубль товарной продукции по плану:

 

 

У1с =

å Q0i c0i (итог гр.6)

 

=

111730

 

= 0,9591;

å Q0i p0i (итог гр.2) 116500

 

2. Уровень затрат в плановых ценах, пересчитанный на фактический объем выпуска и структуру:

 

 

У2с =

å Q1i c0i (итог гр.7)

=

114370

= 0,9607;

å Q1i p0i (итог гр.5) 119043

 

3. Уровень затрат на 1 руб. товарной продукции фактический при плановых ценах на ресурсы и продукцию:

 

У3с =

å Q1i c0рм i (итог гр.8)

=

103639,48

= 0,8706;

å Q1i p0i (итог гр.5) 119043

 

4. Уровень затрат на 1 руб. товарной продукции фактический при плановых ценах на продукцию:

 

У4с =

å Q1i c1 i (итог гр.9)

=

118030

= 0,9915;

å Q1i p0i (итог гр.5) 119043

 

5. Уровень затрат фактический на 1 руб. товарной продукции:

 

У5с =

å Q1i c1 i (итог гр.9)

=

118030

= 0,9293;

å Q1i p0i (итог гр.3) 127010

 

Расчеты сведем в таблицу 13.

 

 


Таблица 13Расчет влияния факторов на уровень затрат на 1 руб. товарной продукции

Фактор Расчет Размер влияния  
1. Структура продукции 0,9607 - 0,9591 0,0016
2. Ресурсоемкость изделий 0,8706 - 0,9607 -0,0901
3. Цены на ресурсы 0,9915 - 0,8706 0,1209
4. Цены на продукцию 0,9293 - 0,9915 -0,0622
Итого   -0,0298

 

Себестоимость 1 руб. товарной продукции снизилась на 2,98 коп. Это снижение себестоимости вызвано положительным влиянием структурных сдвигов в ассортименте (0,16 коп.), снижением ресурсоемкости продукции (9,01 коп.) и ростом цен на продукцию (6,22 коп.).

Рост себестоимости 1 руб. товарной продукции на 12,09 коп. обусловлен повышением цен на материальные, трудовые ресурсы и услуги. Отрицательное влияние цен на ресурсы не возмещается ростом цен на продукцию и единственным резервом роста прибыли является снижение ресурсоемкости продукции.

Изучение структуры затрат на производство и ее изменений за отчетный период по отдельным элементам затрат, а также анализ статей расходов фактически выпущенной продукции составляют следующий этап анализа цены. Анализ структуры цены проводится сопоставлением удельных весов отдельных элементов с планом и в динамике.

На ООО «Ремкомплект» проведем анализ влияния факторов на изменение прямых затрат (см. табл. 14).

Прямые затраты зависят от следующих факторов:

- изменения объема выпуска продукции;

- изменения структуры;

- уровня затрат в цене отдельных изделий.

 


Таблица 14Данные для расчета влияния факторов на материальные затраты

Показатель, руб План По плану при фактических объеме и структуре Факт Темп роста, %
1 2 3 4 5
Объем товарной продукции 116500   127010 109,02
Стоимость материальных затрат 85460 87920 92150  

 

Отклонение прямых затрат из-за изменения объема товарной продукции рассчитывается путем корректировки базисных (плановых) материальных затрат на темп изменения объема товарной продукции:

 

DСм (N1)=

85460 * 109,02

= 93169,74 руб.,

100

 

DСм (N) =

См * DTN

=

85460 * 9,02

=7708,49 руб.,

100 100

 

где DTN – темп прироста объема товарной продукции.

Отклонение прямых затрат из-за изменения структуры продукции определяется вычитанием из суммы плановых затрат, рассчитанных по плановым нормам при фактических объеме и структуре товарной продукции, суммы прямых затрат по плану и отклонения затрат за счет изменения товарной продукции:

DСм (D) = 87920 – 85460 – 7708,49 = -5248,49 руб.

Отклонение прямых затрат за счет изменения их уровня в себестоимости определяется как разность между фактической суммой затрат и суммой прямых затрат, рассчитанной по плановым нормам, фактических объеме и структуре:


DСм (Z) = С1 м - См (D) = 92150 – 87920 = 4230 руб.

Проверка:

7708,49 + (-5248,49) + 4230 = 6690 = 92150 - 85460.

Расчет влияния факторов на изменение прямых затрат поместим в таблицу 15.

 

Таблица 15Расчет влияния факторов на изменение прямых затрат,

руб.

Статья

затрат

Сумма затрат, руб.

Отклонение от плана, руб.

план

на фактический

объем товарной

продукции

Всего

(гр.4 - гр.2)

в том числе за счет

план факт объема продукции структурных сдвигов уровня затрат на остальные изделия
Материальные затраты 85460 87920 92150 6690 7708,49 -5248,49 4230

 

Далее составляется функция зависимости цены единицы товара z(y) от объема продаж у(х) (см. рис. 7).

 

 (4)

 

Если в выражение подставить вместо у(х) выражение (1), то получается уже зависимость себестоимости единицы товара z(y) от цены товара х:

 

 


Построенный для зависимости график (см. рис. 8) наглядно показывает, как в условиях эластичного спроса снижение цены товара приводит к снижению цены единицы товара.

 

Рис.7. Зависимость цены единицы товара от объема его продаж

 

Рис. 8. Зависимость себестоимости единицы товара от его цены

 


Далее, зная зависимость объема продаж у(х) от цены товара х, а также зависимость себестоимости единицы товара z(х) от цены х, выводится уже функция зависимости валовой прибыли P(х) от цены товара x:

 (5)

где P(x) — валовая прибыль от продажи товаров (тыс. руб.).

Пусть несколько десятков крупных и средних предприятий в различных отраслях подадут пример снижения цен, преследуя при этом, казалось бы, более чем меркантильную цель — увеличить объемы продаж и свою прибыль. Эффект снижения цен даже отдельными предприятиями будет аналогичен тому, который наблюдают, бросая камень в воду: камень падает в одну точку, а волны разбегаются по всей глади пруда. Так и с ценами: снижать их начинают лидеры, а последователями становятся все.

 














Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: