Необходимые затраты и порядок внедрения стандартов ИСО на предприятии ОАО «Хлебокомбинат»

Итак, приступая к внедрению стандартов ХАССП серии ИСО 2000 года, руководство предприятия ОАО «Хлебокомбинат» должно четко себе представлять, какие явные преимущества или выгоды может получить предприятие в результате этой работы. Как показывает анализ, наиболее очевидными мотивами в пользу внедрения стандартов ХАССП серии ИСО 2000 на российских предприятиях, в том числе и ОАО «Хлебокомбинат», являются:

• возможность минимизировать риск отказа покупателя от продукции или ее возврата (вследствие нестабильности качества) и связанных с этим потерь и ухудшения экономических показателей деятельности предприятия;

• повышение конкурентоспособности предприятия и, как следствие, расширение внутреннего рынка и увеличение экспортных возможностей;

• улучшение экономических показателей деятельности предприятия (рост прибыли, повышение производительности и рентабельности, уменьшение затрат на устранение дефектов, переработку некачественной продукции, выплату штрафов и др.);

• повышение престижа предприятия в глазах потребителей и общества, укрепление доверия к фирменной марке и, как следствие, рост заказов и увеличение объемов сбыта продукции;

• повышение эффективности системы качества за счет использования недвусмысленных процедур и рационального распределения полномочий и ответственности в области качества;

• улучшение отношения исполнителей к работе вследствие наличия необходимых инструкций, обучения, более простого представления информации о проблемах качества, ощущения надежности работы и др.;

• возможность «говорить на одном языке» со специалистами по качеству на международном уровне.

Внедрение стандартов ХАССП серии ИСО 2000 на предприятии предполагает создание организационных, ресурсных, методических и социально-психологических условий для обеспечения качества продукции в соответствии с рекомендациями и требованиями этих стандартов. Как показывает мировой опыт, средняя продолжительность работ по внедрению стандартов ХАССП серии ИСО составляет 1,5—2 года. И это при условии, что предприятие обладает определенным опытом системного подхода к решению проблем качества. Важно отметить, что стремление предприятия внедрить стандарты ХАССП в течение более короткого периода времени и с наименьшими затратами при недостаточной подготовленности персонала может обернуться серьезной неудачей и, следовательно, невосполнимыми потерями времени, средств и имиджа.

 

 


Рисунок 6. Алгоритм эффективной реализации стандартов семейства ХАССП серии ИСО 9000

 

На рис. 6 показан алгоритм эффективной реализации стандартов ХАССП серии ИСО 9000:2000, распространенный Центральным Секретариатом ИСО. Алгоритм показывает, что реализация стандартов начинается с оценки нужд предприятия в совершенствовании действующей на предприятии системы качества. При этом необходимость применения стандартов ХАССП серии ИСО может мотивироваться либо руководством предприятия, либо внешними заинтересованными лицами.

 

Подход к внедрению стандартов, мотивированный внешними заинтересованными лицами, является преобладающей практикой во многих странах и отраслях промышленности, что обусловлено широким распространением сертификации и регистрации систем качества. В этом случае предприятие внедряет стандарт ИСО 9001, что позволяет добиться существенных результатов в обеспечении качества продукции, в снижении ее цены, а также во внутренней деятельности предприятия. Как правило, эти результаты приводят в дальнейшем к созданию более полной системы качества по сравнению с выбранной моделью.

Внедрение стандартов ХАССП серии ИСО на предприятии при подходе, мотивированном руководством, может быть осуществлено в три этапа. Первый этап — организация разработки системы качества. Второй этап — создание и введение в действие документации системы качества. Третий этап — подготовка к сертификации системы качества.

Условное разделение всего процесса внедрения стандартов ХАССП серии ИСО на укрупненные этапы и составляющие их работы создает благоприятные предпосылки для надлежащей организации этого процесса и управления им.

Целью работ на первом этапе является создание организационных условий для системы качества, отвечающей рекомендациям ХАССП ИСО 9004. На этом этапе отрабатываются стратегия и методология всего комплекса работ, логическим завершением которого должна стать сертификация системы качества компетентным органом. Ошибки, даже самые незначительные, допущенные при организации работ, могут привести к весьма трудоемким корректировкам и переделкам на следующих этапах и к существенным недостаткам в системе качества.

Целью работ на втором этапе является надлежащее документирование системы качества. При этом определяются структура и состав документации, обеспечивающей функционирование системы качества и регистрацию данных о качестве. Разработка и введение в действие документации осуществляется по утвержденному плану-графику. В зависимости от объема и сложности документации ее разработка может выполняться в несколько стадий в определенной очередности. При этом может быть использован «блочный метод» разработки, когда документы системы качества разбиваются на отдельные блоки, в которых группируются по элементам системы. Количество стадий в этом случае устанавливается, исходя из количества принятых блоков, а продолжительность и сроки выполнения работ на каждой стадии определяются объемом и сложностью подлежащих разработке документов.

Целью заключительного, третьего, этапа является подготовка системы качества к сертификации в соответствии с избранной моделью обеспечения качества.

На заключительном этапе, как правило, устанавливается модель одного или нескольких видов продукции для обеспечения ее качества (на основе ХАССП серии ИСО 9001), оцениваются полнота и адекватность документированных процедур по установленной модели. Самооценка системы обеспечения качества проводится группой внутренних аудиторов качества. По результатам самооценки, в случае необходимости, разрабатываются и реализуются корректирующие мероприятия, обеспечивающие надлежащую готовность предприятия к сертификации системы обеспечения качества.

По итогам самооценки предприятие своими силами или с помощью внешних консультантов осуществляет выбор авторитетного органа по сертификации систем качества. При этом исходят из целей, поставленных предприятием перед сертификацией: официального подтверждения соответствия системы качества требованиям стандарта ХАССП серии ИСО, внесение предприятия в национальный реестр или в реестры тех стран, куда предполагается экспортировать продукцию.

Анализ практики работ по внедрению стандартов ХАССП серии ИСО на российских предприятиях показывает, что наибольшие трудности у них вызывают:

• социально-психологические аспекты, связанные с формированием «рыночного мышления» применительно к проблемам менеджмента качества и обеспечения качества;

• организация деятельности по таким отсутствовавшим в прошлой практике элементам системы качества, как ответственность руководства, аудит системы качества, маркетинг, учет и оценка затрат на качество, анализ и оценка системы качества руководством, анализ контракта, идентификация и прослеживаемость продукции, корректирующие и предупреждающие действия;

• вовлечение в работы по обеспечению качества всего персонала предприятия — от высшего руководителя до рядового рабочего.

Следует, однако, иметь в виду, что привлечение к внедрению стандартов ХАССП серии ИСО внешних консультантов ни в коей мере не уменьшает ответственности самого предприятия за возможные ошибки и неудачи в этой сфере.

К рабочим органам по внедрению стандартов ХАССП, как правило, относятся специализированное подразделение по обеспечению качества (а в случае его отсутствия — одно из штатных подразделений, уполномоченное для этой цели), а также специалисты различных функциональных подразделений, назначенные приказом руководителя предприятия ответственными за элементы системы качества и прошедшие соответствующее обучение.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: