Заблаговременное извещение православных христиан

 

Пускай не смущается сердце ваше, Православные христиане, и даже не поколеблется ваш помысел, если когда‑нибудь услышите или прочитаете изречения Священного Писания, приведенные вашими противниками для доказательства своей правоты. Так делал и сатана, когда хотел Самого Христа, Спасителя нашего, сбросить вниз, и убеждал Его падать, ссылаясь на Священное Писание, потоку что там написано: Ибо Ангелам Своим заповедает Он о тебе, охранять тебя на всех путях твоих. На руки возьму тебя, да не когда преткнешь о камень ногу твою (Пс. 90:11‑12). Подобным же образом и ариане, сыны диавола, хулящие Христа, Бога нашего, и утверждающие, что Он не является истинным Богом, единосущным Отцу, приводили слова Писания, где Сам Христос говорит: Отец Мой более Меня (Ин. 14:28). И снова: Не ищу воли Моей, но воли пославшего Меня Отца (Ин. 5:30). Как, спрашивают они, может быть единосущным Меньший Большему? Как Творящий волю Пославшего единосущен Пославшему? Приводили слова Писания и македоняне, сыны диавола, хулители Святого Духа: Дух истины. Который от Отца исходит. Он будет свидетельствовать о Мне (Ин. 16:26). Отсюда они делали ложное заключение: творение – это то, что имеет начало от Бога; Святой Дух имеет начало от Бога, поэтому является творением. Tax же поступают и нынешние еретики, племя того же отца лжи, расставляя сети, чтобы поймать неискусных, и прикрывая сладостью Божественного Писания яд душепагубных ересей. Например, желая опровергнуть Догмат нашей Православной веры о призывании святых, они приводят слова из Святого Писания: един Бое, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус (1 Тим. 2:5). Будто бы, поскольку Христос является единственным посредником, ни к чему просить и призывать других посредников. Также, желая из Церкви Святой извергнуть иконы, они ссылаются на Писание, где сказано: Не делай себе кумира. Подобным же образом и другие Православные Догматы, сияющие ярче солнца, эти ночные птицы пытаются омрачить облаком искаженного толкования Святого Писания.

Но здесь снова молю вас всеми святыми Апостольской Церкви: поймите сатанинское коварство еретиков и опасность расставленных ими злокозненных сетей. Сатана, искушающий Христа, Бога нашего, не полностью приводит слова Священного Писания. Говоря о Христе: Ангелам Своим заповедает Он о тебе, охранять тебя на всех путях твоих. На руках понесут тебя, да не преткнется о камень нога твоя (Пс. 90,           11–12), он умалчивает о последующих словах: На аспида и василиска наступишь, и попирать будешь льва и змея (Пс. 90,           13).      

Но почему он умалчивает о последующих словах? Потому, что они ему не нравятся. И потому, что если бы он привел и последующий текст, то самого себя подставил бы под удар. Берут пример со своего отца и сыны его, супостаты Святой Церкви, частично приводящие текст ив Священного Писания, но частично и умалчивающие о кем. Так, те, кто отвергает призывание святых, также приводят Писание не полностью: един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус (1 Тим. 2:5). Но что следует за этими словами? Дальше идут такие слова: предавший Себя для искупления всех (1 Тим. 2:6). Но почему противники замалчивают их? Потому, что этими словами подтверждается наш Православный Догмат. И мы, следовательно, веруем и исповедуем, что один только Господь Христос Посредник между Богом и людьми, который Себя Самого отдал ради избавления всех. А святых мы призываем не как наших избавителей, а как молитвенников за нас.

Так и те, кто отвергает святые иконы, приводят Святое Писание не полностью. Они приводят слова: Не делай себе кумира и никакого изображения (    Ис    x   . 20, 4), но замалчивают слова, предваряющие их: Я Господь, Бог твой (...), да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (Исх. 20:2‑3). Но почему замалчиваются предваряющие слова? Потому, что этими словами заграждаются их еретические уста. Потому, что в предваряющих словах говорится о том, что богов (кроме единого Бога) иметь не должно. Но мы не боготворим иконы святых и не почитаем их, как богов. Более того, такие безумцы предаются анафеме. Решением Святого Вселенского Седьмого Собора боготворящим святые иконы – анафема.

Если же мы вспомним шатания древних еретиков, то и у них также обнаружим диавольское коварство. Ариане. наводящие хулу на Христа, якобы Он творение, а не единосущен Отцу, приводят тексты, в которых говорится о Человеческом естестве Христа, замалчивая слова, в которых явственно говорится о Его Божественном естестве. Так, Сам Христос говорит о Себе: Отец Мой более Меня (Ин. 14:28). И снова; что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог (Лк. 18:19). При этом тексты, свидетельствующие о Христе как о Боге, замалчиваются. Некоторые из них приведем здесь: Младенец родился нам; владычество на раменах Его. И нарекут имя Ему: Чудный Советник, Бое крепкий (Ис. 9:6). И еще: великая благочестия тайна: Бог явился во плоти (1 Тим. 3, 16)· И далее, Фома говорит: Господь мой и Бог мой! (Ин. 20:26) И еще, Он говорит Сыну; престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего – жезл правости. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой (Евр. 1:8‑9; Пс. 44). О единосущии же своем Христос говорит: Я и Отец – одно (Ин. 10:30) И снова, Христос говорит Богу Отцу: И все Мое Твое, и Твое Мое (Ин. 17:10); и славу, которую ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, кая Мы едино (Ин. 17:22). И ниже: Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне и Я в Те6е (Ин. 17:21). И еще: столько времени Я с вами, и ты не знаешь меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? (Ин. 14:9‑10).      

Эти и многие другие тексты, свидетельствующие о Божестве Христа, ариане замалчивают, другие же, о Человеческом естестве Христа, подвергают искаженному истолкованию, возводя хулу на Христа. Бога нашего, единосущного Отцу.

Им следуют и еретики нынешних веков, желающие стрелять в    o     мраке тех, кто праведен сердцем (Пс. 10, 2); во‑первых, они наводят мрак ухищрений и лести, помрачая тексты Святого Писания, укрепляющие нашу Православную веру. Они также выпускают стрелы своих нечестивых Догматов со углями пустынными неверного толкования Святого Писания и тем самым неискусных и в Православии неутвержденных уязвляют, и в ров погибельный, в который сами впали, влекут неосторожных.

Поэтому будьте бдительны, сыны Православной Церкви, чтобы не попасть во вражеские сети. Не всякому духу верьте, но проверяйте, от Бога ли он. Молит вас об этом Сосуд избранный, святой Павел: Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них: ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву (отвергнув святые посты), и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных (Рим. 16:17‑18). Многократно обращается по тому поводу к вам сама Истина – Христос: берегитесь закваски фарисейской (Мк. 8:15). И еще: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутрь суть волки хищные (Мф. 7:15)      

Но как, мой Спаситель, отличить лжепророков от истинных Пророков? Каковы признаки затаившихся волков в овечьей шкуре? Чем отличается Ангел от диавола, только маскирующегося под светлого Ангела?

О знамениях лжепророков говорит Сам Христос: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутрь суть волки хищные. По плодам их узнаете их (Мф. 7:1 5‑16»)». Это и есть для вас признаки лжепророков.

ПЕРВОЕ знамение: обычно еретики со своим извращенным учением приходят к вам не как посланники Сущего, но от своего злого намерения, и странные вещи влагают в уши правоверных, а особенно в Писании неискусных.

Но погодите, друзья, скажите мне, откуда вы и кем вы посланы? Не слышите ли святого Павла, который говорит; И как проповедовать, если не будут посланы? (Рим. 10:15). Кто на самом деле послал вас на проповедь вашего учения, и не просто на проповедь, но на обновление, как вы утверждаете, «падшей» Церкви Христовой? Отвечайте нам правду: кем вы посланы на проповедь и на восстановление «падшей» Церкви? Посланы ли вы Апостольскими преемниками, то есть, Патриархами, Архиепископами или Епископами, которым эта власть передавалась друг к другу от Апостолов, а Апостолам от Самого Христа, говорившего: Как послал меня Отец, так и Я посылаю вас (Ин. 20:21). Очевидно, что если вы не посланы Апостольскими преемниками и не можете этим похвалиться, вы упомянете ваших архираввинов, Мартина Лютера и Ивана Кальвина, распространивших различные ереси нынешних времен. Ответьте же, кто вас послал. Как вы осмеливаетесь проповедовать, если никем не посланы? «Нас послал Бог», – отвечаете вы. Мы слышим этот ответ, но он неубедителен. Если вас действительно послал Бог, предоставьте доказательства «того, чтобы и мы поверили вашему посланию и учению. Вспомните, что когда Бог посылал на проповедь Слова Своего, на утверждение верных и на исправление заблуждающихся, Он обогащал Своих посланников Небесными дарами, богоугодными делами, непорочной жизнью, а более всего чудотворением. Люди, видя их чудеса, обретали веру их словам и вникали в их неложное, от Бога, послание. Откройте Писание и увидите таких посланников: Моисея, Иисуса Навина, Гедеона, Илию, Елисея и других Пророков. В Новом же Завете в числе посланных Богом увидите Апостолов, которые проповедовали повсюду, поспешествовали Господу и подтверждали свое слово последующими знамениями. Вы же, если посланы Богом, докажите это своими чудесами, для утверждения истинности вашего учения и послания Богом. Разве что вы назовете чудом, что так быстро склонили, точнее» обратили а свое нечестие так много царств и провинций.

Но и ариане издавна похвалялись таким чудом, и ныне им похваляются магометане. Не так уж много требуется усилий, чтобы обращать людей на просторный путь, к которому склонно саморастленное, в наших праотцах, человеческое естество: открой скоту хлев, и он сам пойдет без понуждения, сними узду с конских челюстей, и конь сам побежит, поскольку его влечет природное стремление.

Так и вы раскрываете просторные врата человеческой жизни: отменяете святые посты, отвергаете добрые дела, как не нужные для спасения, расцениваете покаяние и умерщвление плоти как некую выдумку, обращаете в смех безженство и самопроизвольную нищету, считаете девство совершенно немыслимой вещью и превращаете в гладкие и просторные дороги прочие тесные и узкие пути суровой христианской жизни; отвергаете удила и уму Закона и Церковных правил, установленных ради человеческого естества, склонного ко злу. По этой причине вы так много людей привлекли на свою сторону за столь краткое время и без особого труда. Это ли и есть ваше «апостольское» чудо? О, «апостолы», или, скорее, апостаты и супостаты (отступники) Святой Церкви! Разве чудо видеть реку Иордан, текущую в море своим естественным течением? Но действительно чудо, когда после перенесения Ковчега Господня воды повернули вспять и укротилось естественное течение реки.

Не было у вас таких чудес, и потому вы не можете их и явить, чтобы дать убедительные доказательства того, что вас действительно послал Бог для проповеди вашего учения. Как же вы можете проповедовать, не будучи посланниками Божиими?

ВТОРОЕ знамение ложных пророков, которые приходят к нам. Берегитесь, – говорит Христос, – лжепророков, которые приходят к вам (Мф: 7, 15). Почему они приходят не к иудеям, не к магометанам, не к сарацинам, Бога не знающим, но приходят к нам, уже состоявшимся христианам? Потому что они не имеют Апостольского Духа. Апостолы шли к язычникам, эти же – к христианам. Апостолы для язычников устроили Церковь Христову, эти же Церковь Христову хотят привести в запустение. Апостолы превращали козлов в овец, эти же – наоборот. Апостолы превращали мертвых в живых (Мф. 10:8), эти же – наоборот.

Воистину исполняется на них притча Христова о сеющем плевелы на поле человека, посеявшего доброе семя: пришел враг его, и посеял между пшеницею плевелы (Мф. 13:25). Вы видите, что и эти отступники так поступают: к засеянным уже пшеничным зернам душеспасительного учения в сердцах правоверных, всевают плевелы извращенного учения, желая растоптать пшеницу, проросшую для Небесной житницы.

ТРЕТЬЕ знамение лжепророков состоит в том. что они приходят в овечьих шкурах, а на самом деле, по сути, это хищные волки. Это подходит еретическому нраву – умягчать, более, чем масло, свои слова, которые по сути являются стрелами. Поэтому и не ощущают неискусные, что под злаком прекрасных цветов таится ядовитый змей. Как под тихой водой скрывается камень, о который разобьются плывущие корабли, так и эти еретики вовсе не явно искапывают свой ров и расставляют свои сети: Утвердились они в замысле лукавом; сговорились расставить сети, сказали: «Кто увидum нас?» (Пс. 63:6). Остерегайтесь, овцы Христовы, таковых волков, утаенных овечьими шкурами. Оки носят на себе овечью шкуру,когда Божественным Писанием умягчают свои нечестивые догматы. Но их суть хищных волков проявляется тогда, когда они не покоряются толкованию святых Отцов по своемуухищренному разуму и гордости (которая мать всем ересям) и самостоятельно толкуют или, скорее, растлевают Божественное Писание. Они носят на себе овечью шкуру, когда говорят о вере, будто бы христианин может быть спасен одной верой, поскольку написано: Не бойся, только веруй (Мк. 5:36). И еще: всякий, верующий в Него, не погибнет (Ин. 3, 14–15). И снова: Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность (Рим. 4:3).      

Их сущность хищных волков проявляется тогда, когда под маской благочестия они отверзают врата на всякое беззаконие. Ибо, что следует из их нечестивого учения? А то и следует: убей, укради, прелюбодействуй, лжесвидетельствуй, делай, что хочешь, самому сатане будь равен злобою, но не бойся, только веруй, спасает одна только вера во Христа. Так учат эти утаенные волки, при этом умалчивая тексты Писания, защищающие нашу Православную веру, например: Если имею (...) веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто (1 Кор. 13:2). И еще: Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? (Иак. 2:14‑15), И ниже: Ты веруешь, что Бог един, хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, о неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства (Иак. 2:19‑23)? Отсюда ясно видим, что вера во Христа действительно спасает, но вера живая, которая оживляется добрыми делами, а не та вера, которая без дел мертва. Овечью шкуру носят на себе те, кто говорит: «Мы проповедуем Христа распятого». Но их суть хищных волков проявляется тогда, когда они изгоняют Христа из Евхаристии, а также когда Его, умирающего на Кресте, эти сыны диавола называют отчаявшимся и попирают Его святую икону. Они носят на себе овечью шкуру, когда похваляются Евангелием, или Благовестием Христовым, и называют себя евангелистами. Но их суть волков хищных проявляется, когда проповедуют некое новое евангелие, а не давнее, от святых Отцов, от Вселенских Соборов и от всей Православной Кафолической Церкви принятое, о чем и говорит святой Павел: Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово (Гал. 1:6). Это овечья шкура, когда они говорят, что они истинные ревнители и хранители Посланий Павла, но это ярость волчья, когда они отвергают Предания, которых ясно учит придерживаться Павел: Итак, братия, стойте, и держите Предания которым вы научены или словом или посланием нашим (2 Фес. 2:15). И еще: Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите Предания так, как я передал вам (1 Кор. 11:2). Это овечья шкура, когда они называют себя обновителями и восстановителями падшей Церкви Христовой. Но это ярость волчья, когда они учат, что Церковь, на Камне Христе утвержденная и вратами адовыми не побежденная, разрушилась; и когда эти обновители Церкви Христовой ее седьмочисленных Тайн лишают, посты святые отменяют. Бескровные Жертвы, то есть Литургии Апостола Иакова. Василия Великого, Златоустого, Святого Григория Двоеслова, за некий сон вменяют; и когда святые иконы идолами называют и отвергают их, как идолов, всякую утварь и красоту Церковную, по подобию Валтасара, нечестивого царя Вавилонского, бесчестят и оскорбляют. Это овечья шкура, когда одновременно с Евангельской свободой проповедуют самовластие и украшают его словами святого Павла: где Дух Господень, там свобода (2 Кор. 3:17). И еще: Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков (1 Кор. 7:23). И снова: Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства (Тал. 5, 1),      

Но это ярость волчья, когда под покрывалом Евангельской свободы таится всякое своеволие, всякое законопреступление. Дай свободу стремлению склонного ко злу человеческого естества, и тотчас увидишь врата, открытые для всякого беззакония. Тщетными будут царские законы, власти вменятся ни во что, все Церковные правила, все уставы, узаконенные посты, определенные праздники и прочие пределы законов гражданских и духовных будут как прах перед лицом ветра. А поскольку они приводят вышеупомянутые тексты Писания, то должны иметь представление о свободе по духу, а не по плоти, в том числе по закону Ветхого Завета. Свобода же духовная в том, чтобы не быть рабом греху, а всякий, делающий грех, есть раб греху.

Это овечья шкура, когда они считают себя искоренителями идолопоклонства, и ради этого отвергают иконы Христа, иконы Богородицы и иконы прочих святых.

Но это волчья ярость, когда они прекрасно понимают, что икона от идола отстоит настолько далеко, как Ангел от диавола или от ложных языческих богов. Тем не менее, под покрывалом идолопоклонства они неправедно и нечестиво отнимают у нас всю память о Христе и Его святых, всю нашу веру, явственную от увещания святых икон и наглядного побуждения к подражанию святым, и запрещают почитание Первообраза. А более всего они точат зубы, когда они видят, что наши иконы благолепно и благочестиво сияют серебром, золотом и драгоценными камнями. Это святое сокровище они хотят злодейски похитить (что они и совершили во многих царствах) и таят свое злодейство под покрывалом ревности, подобно Иуде, который не о нищих заботился, а был вором.

Это овечья шкура, когда Христово страдание и искупление Им наших грехов превозносят до того, что вообще не требуют от грешников никакого искупления, приводя слова святого Павла, который говорит о том, что Христос пострадал, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного (Евр.    5, 9).      

Но это волчья ярость, когда замалчивают противоречащие их мнению слова Писания: Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Пет. 2, 21). О покаянии же говорит Сам Христос: если не покаетесь, все так же погибнете (Лк. 13:3). Но наш Догмат укрепляется и от вышеупомянутых слов Павла, когда он говорит о том, что Христос пострадал, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного. Подумай над этими Словами: надо быть послушными Христу, а не только верующими в него. Это овечья шкура, когда гладкий и удобный путь, ведущий в Царство Небесное, указывают одним только призыванием имени Христа. Всякий, кто призовет имя Господне, спасется одной только верой, дабы всякий, верующий в Него, не погиб (Ин. 3:15).      

Но это волчья ярость, когда замалчивают слова: не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего (Мф. 7:21), когда отвергают тесный и прискорбный путь, ведущий в небо, о котором Христос говорит: Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф. 7:13‑14). И еще: Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф. 19:17). Минуют и слова святого Павла: Умертвите земные члены ваши (Кол. 3:5). И еще: Помышления плотские суть смерть. А помышления духовные – жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога (Рим. 8:6‑7). И ниже: ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете (Рим. 8:13). И снова: те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5:24). И ниже: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет живот вечный (Гал. 6:8). Это овечья шкура, когда они учат, что вечная жизнь есть единственное наследие и достояние, к которой, минуя всякие благие дела, стремятся Христиане, как сыны Божии. Поскольку написано: ибо даст Господь возлюбленным Своим сон. Вот оно, наследие Господне (Пс. 126:2‑3). И еще: самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу (Рим. 8:16‑17).      

Но это волчья ярость, когда замалчивают последующие слова, там же написанные: сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.      

Они кричат, что написано: дар Божий – жизнь вечная (Рим. 6:23). Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу (Рим. 4:4). И снова: Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы благодатью. А если по делам, то это уже не благодать (Рим. 11:6). Это овечья шкура тайных волков. Но почему замалчиваете, что жизнь вечную Христос называет наградой: Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф: 6, 12). И еще: Позови работников и отдай им плату (Мф. 20:8). Потому, что плата есть вечная жизнь, которая последует за трудом и делами. Внемли и прочим словам Святого Писания: Возжелал я в сердце моем исполнять вовеки повеления Твои, да наградишь Ты меня (Пс. 118:112). И еще: Моисей поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища: ибо он взирал на воздаяние (Евр. 11:26). Но что важно: Сам Христос вместо предлежащей Ему радости претерпел Крест. Поэтому святой Павел призывает всех, говоря: с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса (Евр. 12:1‑2).      

Если же в некоторых Посланиях своих святой Павел отвергает дела, не способствующие спасению, да будет тебе известно, Православниче, что он отвергает дела Ветхого Закона, в числе которых обрезание, которым больше всего хвалятся Иудеи, а также приношение Законных жертв, и проч. Но об этом будет сказано в самой книге.

Это овечья шкура, когда честный брак и нескверное ложе до того превозносят, что монашество и безженство считают беснованием и порицают как тайное сладострастие. Но это волчья ярость, когда под таким прикрытием творят всякое ласкательство плоти, отпуская удила похоти. Девство, эту Ангельскую красоту (которой процвело великое множество святых) изгоняют от среды, как противоречащее Словам Христа: есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного (Мф. 19:12). И святой Павел говорит: желаю, чтобы все люди были, как и я (1 Кор. 7:7), и там же увещает вдовицу стать таковой, и говорит, что дева сделает лучше, если не выйдет замуж.

Это овечья шкура, когда говорят, что тем, кто работает Богу и Церкви, должно иметь Апостольское убожество. Но это волчья ярость, когда, желая отобрать у церковников угодья, они сами желают обогатиться. Милостыней, говорят, должно питаться церковником и инокам, как в давние времена, и мы хорошо поступим, о, други, если будем давать достаточную милостыню, как издревле давали ее нищелюбивые люди, и мы будем довольны.

Знаете ли вы, что в Ветхом Завете и в Книге Второзакония, в главе 18, жрецам и левитам не велено было иметь жребий с сынами Израилевыми, особенно с таким прибавлением: поскольку принос Господень часть их. Какие же приносы были в Ветхом Завете и как ими обогащались священники, читайте здесь в Догмате о святых иконах, часть 2, глава 9, в претыкании 9. Это овечья шкура, когда они хвалятся, что тщательно хранят Святое Писание, вплоть до того, что они вообще отвергают какие‑либо Предания. Но это волчья ярость, когда они не хотят слушать Святую Церковь: а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18:17), И еще: Слушающий вас Меня слушает (Лк. 10:16). И снова: Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны (Евр. 13:17). И снова: Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие (Евр. 13:7). Есть и многие другие искаженные и лицемерные учения, ярость волкохищная, под одеждой овечьей скрывающаяся, о которых ты, сыне святого благочестия, узнаешь в этой книге. Также хорошо о таковых сказал святой Павел: я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада: и из нас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою (Деян. 20:29‑30). И да не буду многословен, рассказывая вам о таковых волках, покрытых овечьей шкурой, укажу напоследок их признаки, названные Христом: по плодам их познаете их.

Но каковы плоды нынешних еретиков? О них ли говорит Иоанн Креститель: сотворите же достойный плод покаяния (Мф. 3:8)? Суров ли и скорбен их путь? Тесны ли и узки врата, вводящие в жизнь вечную? Соблюдают ли они умерщвление плоти и запрет безудержной похоти, посты и иные суровости, спутники христианской жизни? Нет, ничего из этого, у них пространный путь, устеленный только лишь верой во Христа. Это ли плоды обновителей и восстановителей «падшей» Церкви Христовой? Не притворяйтесь, противники, что не знаете о жизни вашего архираввина, от которого все нынешние ереси происходят, Мартина Лютера. Весь мир знает о его злых делах и удивляется вашей слепоте, тому, как вы следуете за таким обольстителем и вступаете на просторный путь, вы, рачители сластолюбивой жизни. Из‑за этих диавольских прелестей молю вас. Православные сыны Церкви, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия (Еф. 5, 15–17). Святой Павел всячески запрещает содружества и собеседования с таковыми, а особенно тем, кто неискусен в Писании и не имеет твердой веры: А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии (2 Тим. 2:16). И слово их, как рак, будет распространяться (2 Тим. 2:17). И еще: имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся (2 Тим. 3:5). И снова: Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о Законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны. Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся (Тит. 3:9‑10). И снова: Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его (2 Фес. 3:14). Слушай эти увещания Павла, Православниче, и собеседования и дружбы с развращенными остерегайся, помня Псалмопевца, говорившего: С праведным поступишь Ты по правде Твоей (...), а с лукавым – по лукавству его (Пс. 17:26‑27). Не видишь ли, что от недужного здоровый быстро переймет недуг, а недужный от здорового никогда не получит исцеления. И что тебе за польза от дружбы по плоти с тем, кто твой враг по духу. Дружба есть вещь изрядная, но друг должен уподобиться врачу: врач не любит больного, если не возненавидит его болезнь. Так же и ты, если поистине хочешь любить друга, возненавидь его злонравие и зловерие.

Это же говорю всем правоверным: если услышишь когда‑нибудь, любимиче, о каком‑либо писании от противников, распространяемом ими по всей стране, и будто бы о Догмате Святой Церкви, по их ложному мнению и неверному толкованию, не будь тростью, легко колеблемою ветром.

Но если ты неискусен в Святом Писании и в верном его толковании, не тотчас отвечай, но иди к тем, кому дано разуметь Тайны Царствия Божия, то есть возьми толкования святых Отцов, светил и столпов Православной Церкви. Если же их нет у тебя, не стыдись, друг мой, спросить тех, кто искусней тебя. Разве не знаешь, что говорится в Писании: спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе (Втор. 32:7). И разве Сам Христос не сидел среди учителей и не слушал их, и не вопрошал их, не как невежда, будучи Божией Премудростью, но чтобы явить нам образ смирения и принятия наставлений от учителей. Это же мы читаем в Евангелии и об Ироде, который на вопрос: где родившийся Царь Иудейский (Мф. 2:2) не тотчас отвечал, но вопрошал искусных в Святом Писании и собрал всех первосвященников и книжников, спрашивая их, где же рождается Христос. Таким же путем смиренномудрого любопытства и вопрошания, когда речь идет о тайнах святой веры, и ты, любимиче, шествуй. А более всего слушай Святую Церковь, которая есть, по слову Апостольскому, столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15). Если же кто не слушает Церковь, тот, по Слову Господню, язычник и мытарь (Мф. 18:17).      

 

Камень веры Православно‑Кафолической Восточной Церкви

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: