Догмат о святых иконах

 

Обращение к читателю и некое предисловие к излагаемому

 

Видя непокорность прельщенных Галатов, святой Апостол Павел, желая обратить их на путь истины, сурово их укоряет, говоря: О, несмысленые Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос (Гал. 3:1). Этими же Апостольскими словами можно, честно говоря, укорить и нынешних непокорных Галатов, перед глазами которых написанная икона Христа: глаза смотрят и не видят, и видеть не хотят, но они еще и злословят, и несправедливо называют икону идолом. О, несмысленые Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос. Но поскольку для них привычно рассуждать о вере в прениях и распрях и не разум испытывать верой, но веру испытывать разумом, то, снисходя к их высокоумию и любопытству, дерзаем вступить в прения, уповая не на разум свой, а на истину, потому что разум гордится, а истина Господня во веки пребывает. Но прежде, чем перейдем к делу, рассмотрим предварительно некоторые положения.

Положение первое     

Икона, или образ, есть некое подобие, являющее в себе того, чей это образ.

Положение второе     

Всякая икона, или образ, не во всем подобна тому, кого являет. Потому что одно дело образ, а совсем другое образуемое. Например: образ человека являет только человеческое тело, и то отчасти, но душевные же силы явить не может. Образ не живет, не мыслит, не видит, не слышит. Если же сын и есть образ отца своего, то он не во всем его подобие, ибо тот отец, этот же сын.

Положение третье     

Икона, или образ, если являет святой предмет, и сама называется святой, но не по своему веществу, а образно. Так, и Библия, и Евангелие называются Священным Писанием не по своему веществу, но по явлению священных предметов. Так и Ветхозаветная скиния называется Святое Святых.

Положение четвертое     

Иконы, или образы, нужны для того, чтобы явить, познать далекие, неприсущие, отстоящие и тайные вещи, и помнить о них.

Положение пятое     

Иконы, или образы, различаются между собой, одни по естеству, иные же по способу изображения.

ПЕРВЫЙ род образов есть образ естественный, Отца Предвечного Единородного Сына Слова Отчего. Так его и Апостол называет: Образ Бога невидимого (Кол. 1:15). И еще, обращаясь к Евреям: Сен, будучи сияние славы и образ ипостаси Его (Евр. 1:3). И Сам Христос о Себе говорит: Видевший Меня видел Отца (Ин. 14:9). Этот Образ во всем равен Тому, чей это Образ, кроме Отечества и Сыновства, рождения и нерождения.

ВТОРОЙ образ имеет Божественное происхождение, некое отдаленное подобие Бога. И таков образ Божий, человек, как сказано: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (Быт. 1:26).     

ТРЕТИЙ род образов есть Священное Писание, поскольку в нем говорится о невидимых явлениях как о видимых, и оно по снисхождению к нам являет Самого Бога в образе человека, имеющего глаза и уши, руки и ноги. Руки Мои сотворили меня (Пс. 118:73). Очи Господни обращены к праведным, и слух Егок молитве их (Пс. 33:16).     

ЧЕТВЕРТЫМ родом образов может быть всякая тварь, поскольку возводит человека в познание Творца, о чем и говорит святой Павел: Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимых (Рим. 1:20).     

ПЯТЫЙ род образов есть прообразы будущих явлений, таких как древний Камень, источивший воду, Медный Змей, Манна, образы Христа: Купина, процветший Жезл, Гедеоново Руно, образы Богородицы, пришествие моря как образ Крещения.

Есть и ШЕСТОЙ род образов, которыми являются некие чудесные, преславные и мужественные дела, во славу свершивших их, в подражание им и в их незабвенную память потомкам, чтобы они всегда помнили о делах минувших дней, и если в них зло, да уклоняются, а если добро, да подражают и прославляют Бога, единственного Чудотворца и Источника всяких благ.

Об образе говорят в трех случаях:     

Во‑первых, когда он проявляется каким‑либо начертанием, как был написан Закон на скрижалях, как написаны в книгах жития святых.

Во‑вторых, когда он проявляется в видимых глазу предметах, как в свое время заповедал Бог носить Первосвященнику на плечах двенадцать колен Израилевых, изображенных двенадцатью камнями, или заповедал после перехода Иордана двенадцать камней, взятых из него, поставить, и так далее.

В‑третьих, когда некая вещь является швейным или резным, изваянным, или иконописным художеством.

Все это об иконах, или образах, предварительно вкратце изложив, приступим к самому делу.

 

 

Часть I. Камень святой православной восточной кафолической веры

 

Святые иконы в Православной Святой Кафолической Церкви имеют начало и основание в Божественном Писании.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: