Глава 7. Твердость камня веры от свидетельств боговещанных Святых Отцов, церковных светил

 

Святой Тимофей, Архиепископ Александрийский, один из 150 святых Отцов, собравшихся в Константинополе для опровержения Македония, в правиле 14 говорит следующее: «Если кто сам себя убьет, заколет или удавит, приношение (то есть Бескров­ная Жертва) да не приносится за него, разве если только он действительно не утратил ум. Священнику следует внимательно следить за этим». Смотри Кормчую книгу, лист 207.

Священномученик Киприан, Епископ Карфагенский, древний учитель, живший в начале третьего столетия, в книге 1, в Послании 9 ко клиру и народу Фурнитанскому, пишет следующее: «Епископы, отцы наши, бывшие прежде нас, благочестиво обсудили и с пользой постановили, чтобы никто из братий, умирая, на называл священника по­печителем и распорядителем своего имущества (то есть остающихся владений). Если же кто поступит так, да не будет за него, когда умрет, приношения, и не совершится Жертва за его успение».

Если упомяну к тому же о Литургии небом явленного Василия, непоколебимого столпа благочестия, взятой у самого Апостола Иакова, брата Господня, только в сокра­щенном виде, а также Литургии равночестного Иоанна Златоуста, скроетесь, против­ники, как птицы ночные, не выносящие солнечного света, умолкнете, как молчат жабы, когда гремит облако небесное.

Святой Ефрем, современник Василия Великого, в своем Завещании горячо умо­ляет братию: «Приблизьтесь ко мне, братия, и протяните ко мне руки, и обнимите меня, ибо мой дух сильно оскудел, и проводите меня с псалмами и молитвами. Благоизволите о малости моей творить обычные приношения (то есть жертвы). И когда исполнится Четыредесятница, сотворите мою память, ибо мертвые получают благодеяние в прино­шениях, то есть в жертвах, когда их поминают живые». Смотри лист 484 в книге святого Ефрема, издание Московское.

Святой Кирилл, Патриарх Иерусалимский, в Мистагогическом Катехизисе, раз­дел 5, говорит следующее: «Мы молимся в Литургии об усопших, веря, что душам боль­шая польза, когда за них на жертвенник приносится эта Святая и Страшная Жертва».

Святой Дамаскин приводит в свидетельство Афанасия Великого, который гово­рит: «Елей и свечи заменяют всесожжение, Бескровная Жертва есть умилостивление Бога».

Святой Златоуст в Беседе 21 на Деяния Апостолов, на главу 9, говорит: «Не на­прасно бывают приношения (то есть жертвы) за умерших, не напрасно молитвы, не на­прасно милостыни. Все это установил Дух, желая, чтобы мы приносили друг другу вза­имную пользу».

Златоуст также говорит в Беседе 41 на Первое Послание к Коринфянам, на главу 15: «Если детей Иова очищала жертва отца, то почему ты сомневаешься, что, когда и мы приносим жертву за умерших (то есть Бескровную Жертву), им бывает некоторое утешение»? Также он говорит в Беседе 3 на Послание к Филиппийцам, на главу 1: «Не напрасно устано­вили Апостолы, чтобы при совершении Страшных Тайн поминать усопших: они знали, что от этого много им выгоды, много пользы. Когда весь народ и священный лик стоит с воздеянием рук, и когда предлежит Страшная Жертва, то как не умолим Бога, прося за них»?

И снова в Беседе 2 на Второе Послание к Тимофею на главу 1 Златоуст говорит: «Приношение (в Евхаристии) одно и то же, кто бы ни совершал его – Павел, или Петр: оно то же самое, которое Христос преподал ученикам; то же самое и ныне совершают священники; последнее нисколько не ниже первого, так как и это не люди освящают, а Сам Тот, Кто освятил его и тогда».

И снова Златоуст говорит в Беседе 3 на послание к Ефесянам, на главу 1: «При­помни, с каким страхом приступали к участию в древних жертвоприношениях. Чего не делали, чего не совершали предварительно? Они всегда наперед очищались; ты же, при­ступая к Жертве, которой Ангелы трепещут, определяешь совершение этого дела извест­ным временем? Как предстанешь ты после того пред судилище Христово, ты, который нечистыми устами и руками осмеливаешься принимать тело Его»? И ниже: «О, обычай! О, предрассудок! Напрасно приносится ежедневная Жертва, напрасно предстоим мы пред алтарем Господним, – никто не приобщается! Впрочем это я говорю не с тем, чтобы вы только приобщились; но с тем, чтобы вы приготовляли себя самих к достойному при­общению. Если ты не достоин приобщения, то не достоин и участия (в Литургии верных), и значит – в молитвах». И ниже: «Как во время трапезы в присутствии господина низ­шим слугам не позволяется участвовать в ней и они высылаются вон, так должно быть и здесь, когда износится Жертва и в Жертву предлагается Агнец Христос».

Златоуст также говорит в Беседе 24 на Первое Послание к Коринфянам, на гла­ву 10: «Зная это, возлюбленные, будем и мы пещись о братиях и соблюдать единение с ними. К этому побуждает нас та великая. Страшная и ужасная Жертва, повелевающая нам приступать к ней с совершенным единодушием и пламенной любовью». И ниже: «Будем же подражать хотя этим чужеземцам мы, граждане неба. Они, увидев Его в хи­жине и в яслях и не увидев ничего такого, что (видишь) ты теперь, приступили с великим трепетом; а ты видишь его не в яслях, а на жертвеннике, видишь не жену держащую, а священника предстоящего». И ниже: «Эта Трапеза есть сила для души нашей, крепость для сердца, основание упования, надежда, спасение, свет, жизнь. Отошедши туда с этой Жертвой, мы с великим дерзновением вступим в священные обители».

Также святой Златоуст в Беседе 24 на это же Первое Послание к Коринфянам, на главу 10, говорит от Лица Христа: «Итак, говорит, если ты желаешь крови, то обагряй не жертвенник идолов пролитием крови бессловесных, но Мой жертвенник Моею Кровью».

И ниже: «В Ветхом Завете, когда люди были несовершенны, Он такую же кровь, какую (язычники) приносили идолам, благоволил и Сам принимать, чтобы отвратить от идолов, – что также доказывало неизреченную Его любовь; а теперь Он преподал свя­щеннодействие более страшное и совершенное, изменив жертву, повелев вместо закла­ния бессловесных приносить Его Самого».

И снова святой Златоуст говорит в Беседе 27 на это же Первое Послание к Ко­ринфянам. на главу 11: «Но что означают слова: сия чаша есть Нового Завета? Была чаша и Ветхого Завета – возлияния и кровь бессловесных животных; наполняли чашу и фиал кровью и после жертвоприношения совершали возлияние. Предложив вместо кро­ви бессловесных Свою Кровь, (Господь) напомнил о древнем жертвоприношении, чтобы, слыша это, кто‑нибудь не смутился».

Иероним, славный толкователь Священного Писания, на Евангелие от Матфея, на главу 26, пишет следующее: «В то время, когда Иисус с Апостолами ели ветхозаветную пасху во знамение Агнца, тотчас после принятия хлеба, укрепляющего сердце человека, Он перешел к Таинству истинной Пасхи. То, что сделал образно Мелхиседек, священник Бога Всевышнего, приношением хлеба и вина, Христос совершил в действительности, явив истину Своих Тела и Крови».

Иероним также говорит в Послании к Маркеллу: «Обратись к Книге Бытия, най­дешь там написанное о Мелхиседеке. царе города Салима, который в прообразе Христа принес хлеб и вино и освятил христианское Таинство Крови и Тела Спасителя».

Снова приведу здесь слова священномученика Киприана, Епископа Карфагенскаго, который в книге 2, в Послании 3 говорит: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека (Евр. 7:21). Этот чин происходит от жертвы, принесенной Мелхиседеком, священником Бога Всевышнего, который принес хлеб и вино, чтобы благословить Авраама. Но кто бо­лее священник Бога Всевышнего, чем Господь наш Иисус Христос, Который, как и Мелхиседек, принес Жертву, то есть хлеб и вино, Тело и Кровь Свою».

Также священномученик Киприан в книге 2, в послании 3 дает толкование При­тчей Соломона из Священного Писания: Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу (Притч. 9:1‑2). Святой учитель говорит, что в этих словах явлены Святой Дух, Жертва Христова, то есть хлеб и вино, и жертвенник, и Апостолы.

Ириней, древний учитель, живший около 180 года от Рождества Христова, в кни­ге 4 в главе 32 говорит: «Взяв хлеб, выросший из земли, и благодарив, сказал: сие есть Тело Мое (Мф. 26:26), и содержимое чаши, также наполненной созданным для нас, на­звал Кровью Своей, и научил Новой Жертве Нового Завета, которую Церковь, приняв от Апостолов, во всем мире приносит Богу, дающему нам пищу, о чем предвозвестил в том числе Пророк Малахия».

Святой Амвросий о словах псалма 38 Подобно призраку, ходит человек (Пс. 38:7) пишет: «Видим Князя священников, пришедшего к нам. Видим и слышим Приносящего за нас Кровь Свою. Последуем, насколько возможно, за священниками, приносящими жертву за людей. Если мы и немощны благими делами, однако честны жертвой. Ибо если ныне и невидим приносимый в Жертву Христос, но это действительно Он, Его Тело и Кровь. Более Того, Он Сам через нас приносит эту Жертву, и Его Слово освящает при­носимую Жертву».

Святой Григорий Нисский в Слове 1 о воскресении говорит: «Предваряет насилие неизреченным, таинственным и невидимым людям образом жертвы на Свое усмотрение (то есть Христос, прежде восхищения Своего на смерть) и приносит в Жертву за нас Себя Самого и вместе с тем Агнца Божия, как после это будет происходить через священника Когда же это было? Тогда, когда Он Свое Тело дал другим в пищу и Свою Кровь в питье».

Священномученик Ипполит в Слове об антихристе говорит от Лица Христа: «Приступите, Епископы и священники, честное Тело и Кровь Мою каждый день прино­сящие в Жертву».

Премудрый Августин в Книге 2 Евангельских вопросов отвечает на вопрос 3 «По­чему Христос прокаженному, Которого Он очистил, повелевает принести жертву по за­кону Моисея?» и называет причину: «Тогда еще не была установлена Жертва, Святая Святых, то есть Его Тело». И в книге 4 «О Троице», в главе 14, он спрашивает: «Какая жертва может быть благоприятнее, чем Тело Жертвы нашей, то есть Тело Священника нашего?» И снова Августин говорит в книге 17 «О граде Божием», в главе 20: «Трапеза, которую устраивает Священник Нового Завета, из Его Тела и Крови, ибо это Жертва, которая предваряет все последующие Жертвы, которые будут приноситься в будущем. Мы находим предсказание о Посреднике в псалме 39: тело же уготовил мне (Пс. 39,  7), ибо вместо всех прежних жертвоприношений приносится Его Тело и преподается при­частникам».

Святой Дамаскин в книге 14 «Точное изложение Православной веры» в главе 14 говорит следующее: «Хлебом и вином встретил священник Бога Всевышнего Мелхиседек Аврама, возвращавшегося с битвы с иноплеменниками. Эта трапеза стала прообра­зом той таинственной трапезы, а он, как священник, стал прообразом Истинного Свя­щенника Христа: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. Этот хлеб стал прообразом хлеба предложения. Это чистая и бескровная жертва, которая, как сказал Господь через Пророка Малахию, будет приноситься от востока до запада, то есть Тело и Кровь Хрис­товы, для укрепления нашей души и тела».

Эти и многие другие вдохновенные Богом свидетельства богоносных Отцов о Бес­кровной Жертве Нового Завета завершаю, как прочнейшей твердыней, словами самого святого Апостола Андрея Первозванного, которые он сказал своему мучителю Егеату, заставлявшему Апостола принести жертву его богам: «Я приношу ее ежедневно одному истинному и всесильному Богу, не дым кадила, не мясо волов, не кровь козлов, а Непо­рочного Агнца, принесенного в Жертву на крестном жертвеннике, пречистого Тела Кото­рого причащаются все верующие и пьют Его Кровь. Однако этот Агнец пребывает целым и невредимым. Хотя Он истинно закалается и истинно Его Плоть едят все и Его Кровь пьют все, однако, как уже я сказал, пребывает всегда живым, целым и невредимым».

Смотри об этом житие святого Апостола Андрея, которое написали очевидцы, священники и диаконы, от 30 ноября.

Что скажут на это противники?

Они стыдятся столь многих и столь славных, святостью и мудростью на всю все­ленную сияющих, обличителей своих заблуждений, святых Отцов, И, не дерзая прекос­ловить силе их слов и достоверных свидетельств, они не могут идти против рожна и ищут спасения в бегстве, для которого находят себе следующую лазейку.

Они говорят, что святые Отцы называют Вечерю Господню Жертвой, ибо в ней является прообраз Кровной Жертвы, которая потом была принесена на Кресте, ибо так говорит и Апостол: Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет (1 Кор. 11:26).      

ОТВЕЧАЕМ: Мы не возражаем против того, что это Евхаристическое Таинство предвозвещает смерть Господню.

Однако мы говорим, что это возвещание и напоминание о Крестной смерти Хрис­та не может осуществляться принесением убиваемой на Кресте Жертвы. Таковая уже принесена, одна единственна, и больше таких жертв быть не может, поскольку Христос умер один раз и больше не умирает, как сказал Апостол. Поэтому есть необходимость в такой истинной жертве, которая может приноситься ежедневно, и об этом говорят свя­тые Отцы, а именно, Бескровная Жертва, приносимая под видом хлеба и вина, имеющая такой же состав, то есть Тело и Кровь Христовы, совершающаяся иным образом, ибо на Кресте она была сопряжена с кровью и смертью, а на алтарь же приносится без кровоп­ролития и смерти, под видом хлеба и вина, по чину Мелхиседека.

Бескровная Жертва имеет такой же состав. Она является напоминанием о при­несенной на Кресте Жертве и ее образом. Она, вместе с тем, и сама является истинной Жертвой, о которой говорят боговещанные святые Отцы. Жертвы, приносимые во вре­мена Моисея, также были двоякими, будучи и прообразом смерти будущего Мессии, и вместе с тем истинными жертвами. Да не будет того, чтобы Святая Соборная Апостоль­ская Церковь почитала Владыку всех Бога только образными, а не истинными жертвами. Но об этом более подробно скажем во второй части.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: