Глава 8. Твердость камня веры от доказательств, основанных на Священном Писании

 

Д оказательство первое      

Если мы рассеем туман пререкания и сопротивления и взглянем на прежние вре­мена, начиная от сотворения мира, ясно увидим, что всякая вера, хоть истинная, хоть лживая, на всяком месте и во всякое время имела свои жертвы. К этому словесную тварь побуждает сам свет ума человеческого, о котором Псалмопевец говорит: Запечатлелось на нас сияние лица Твоего, Господи (Пс. 4:7). Почитать Бога жертвоприношением – это природное свойство человеческого естества и закон словесной твари, происходящий от Самого Бога.

Противники ГОВОРЯТ, что это свойство растленного грехом человеческого ес­тества как корня многобожия и идолослужения.

ОТВЕЧАЕМ: Отнюдь. Ибо, если этот обычай происходит от растленного грехом человеческого естества, он не может быть свойственным и благим, и злым, будучи при­сущим только злым, и потому не может быть угодным Богу. Но поскольку жертву прино­сили.многие благие и такие святые мужи, как Ной, Авраам, Иов, Мелхиседек и другие, и эти жертвы угодны Богу, более того, Бог повелел их приносить, то ясно, что почитание Бога жертвоприношением – это закон человеческого естества, не растленного грехом, и, более того, побуждаемый некоей присущей словесной твари природной потребностью Богопочитания.

Подкрепление первое      

Жертва с верой родится, с верой и погибает. Первыми почитателями Бога были сыновья Адама, Каин и Авель, которые принесли Богу жертвы (Быт. 4). После всемир­ного потопа, истребившего человеческий род, когда возобновляется вера и знание Бога, Ноем возобновляется и жертва (Быт. 8). Вера и жертва тесно связаны и не могут сущест­вовать друг без друга. И где вера и знание Бога, там и жертва, когда оскудевает одно, ос­кудевает и другое. Во время нечестивого царя Ахава, когда оскудела православная вера, тотчас оскудели жертвенники и жертвы, поэтому, сетуя, Пророк Илия возглашает: сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои (3 Цар. 19:14). А где процветает хвала Божия, там возникают и жертвенники, и жертвы. Авраам странствовал и по пути создавал жертвенники, так делали и его сыновья, созидая жертвенники и угож­дая Богу. А когда ослабевает вера в Бога, вместе с тем прекращается и жертвоприноше­ние, как говорит Пророк Азария: Многие дни Израиль будет без Бога истинного и без священника учащего и без закона (2 Пар. 15:3). У Вавилонских пленников, ослабевших в вере из‑за плена, оскудели и жертвы, о чем сильно сокрушались отроки Вавилонские: и нет у нас в настоящее время ни князя, ни пророка, ни вождя, ни всесожжения, ни жерт­вы, ни приношения, ни фимиама, ни места, чтобы нам принести жертву Тебе и обрес­ти милость Твою (Дан. 3:38).      

Также послушаем, что говорит Даниил о временах антихриста, а именно, что в конце земного мира, желая истребить знание Бога и истинную веру, он будет раз­рушать жертвы и запрещать их приносить (Дан. 9). Чего же более? Сам Апостол Павел соединяет их обоих, священство и закон боговедения, и потому говорит: с переменою священства необходимо быть перемене и закона (Евр. 7:12). Из этого ясно, что там. где нет священства и жертвы, там не может быть ни веры, ни богове­дения.

Подкрепление второе      

Жертва – это честь, которая возносится одному Богу и которую нельзя приносить какому‑либо созданию, и называется по‑гречески Латрией.

Честь, воздаваемая по‑другому, а именно, поклонением, смирением, послушани­ем, может быть и святым, как на небе, так и на земле, и другим благим людям, но жертва приноситься созданию не может. Поэтому в Писании говорится о том, что произошло, когда Павлу и Варнаве Ликаоиские жители хотели принести в жертву быка: Но Апос­толы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и. бросившись в народ, громогласно говорили: мужи! что вы это делаете? И мы – подобные вам человеки (Деян. 14. 14‑15). Вспомним и мучеников Господних: за что они страдали? 3» то, что отнюдь не хотели приносить жертву Божиим созданиям и ложным богам, помня заповедь закона: Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблен (Исх. 22:20). Из этого ясно, что приносить жертву должно только Богу. И что она есть знамение и испо­ведание превысочайшего Владычества Божия над всеми, и нашего рабства и ничтожности, как говорилось об этом выше. Поэтому где нет жертвы, там нет Бог», Которому одному приличествует принесение жертвы.

Если же в нашем благодатном Новом Законе мы знаем истинного Бога и хотим по­читать Его должной честью, у нас всяко есть необходимость быть священству и жертве. Какова эта жертва?

Наши противники дают двоякий ответ.      

ПЕРВЫЙ ответ их таков. Жертва в Новом Законе – это вера, молитва, покаяние, милостыня, страннолюбие, братолюбие и прочие добродетели.

Этот ответ не подходит. Мы спросим здесь об истинной и действительной жерт­ве. приносимой наподобие жертвы Авеля, Ноя, Авраама, Моисея, Давида и других, ко­торые с сокрушенным сердцем приносили Богу видимые и внешние жертвы. Вера же и духовные добродетели не являются истинной жертвой, поскольку они принадлежат всем людям по всяком времени и на всяком месте. Но об атом более подробно и отчет­ливо поговорим во второй части.

ВТОРОЙ ответ противников состоит в следующем. Они говорят, что христианс­кий закон и Церковь Христова имеют свою истинную жертву, то есть Кровную Жертву, которую Христос совершил на Кресте, принеся в жертву за нас Самого Себя Богу Отцу. Но и этот ответ неверен. Мы почитаем и превозносим Кровную Жертву, принесенную на Кресте, и исповедуем ее как истинную жертву, превосходящую все жертвы, от которой они имеют всю свою силу и действенность. Однако мы говорим, что эта Кровная Жертва не та, что является необходимой для установления и сохранения нашего закона и нашей веры, которая, как пожелал Христос, будет пребывать до конца веков. Но почему? По двум причинам.

ПЕРВАЯ ПРИЧИНА. Крестная Жертва была одна и уже совершилось действие этой жертвы, то есть наше спасение и искупление. Сама же эта Кровная Жертва не может удваиваться или умножаться. Ибо Христос умер один раз, по слову Апостола, и больше уже не умирает. Мы же и наш закон нуждаемся в непрестанной жертве, чтобы почитать нашего Господа Бога и приносить ее для Его умилостивления, чтобы благодаря ей удов­летворяли свои нужды, к ней собирались, на нее смотрели и руками священника отдавали ее Господу Богу. Все это невозможно осуществить давно уже совершившейся Крестной Жертвой, которая сейчас невидима для нас, разве только верой, которую можем полу­чить из рук священника. Есть необходимость в другой жертве, и это Тело и Кровь Хрис­товы в Евхаристии, на которые мы смотрим, к которым собираемся и которую приносим руками священника. Хотя мы и не видим сами Тело и Кровь, однако видим покрывала хлеба и вина, под которыми скрыты Тело и Кровь Христовы и присутствуют истинно и действительно.

ВТОРАЯ ПРИЧИНА: Жертва христианской веры совершается неким действием, установленным Богом для Его почитания, называемым Латрия, или Служба Божия. Мы видим, что и в Ветхом Завете Бог велел приносить жертвы и почитать Его ими, и устано­вил чин и действия, которые должно совершать в процессе принесения. Убиение Христа, или Кровная Жертва, не является таким действием, разрешенным Богом. Кто же скажет, что Бог разрешил такое беззаконие, как убийство Христа? Разве может убийство назы­ваться Службой Божией? Убийство Христа – это не Служба Божия, а злодеяние жесточе всех беззаконий.

Возражая тем, кто говорит, что Христос разрешил Бескровную Жертву, сказав: сие творите в Мое воспоминание, ответим, что Бескровная Жертва не является естес­твенным убийством Христа, а только благочестивым воспоминанием об убиенном, это образное действие Его смерти.

Доказательство второе      

Если посмотрим на Ветхий и Новый Закон и при этом отнимем у Нового Закона жертву, то окажется, что Ветхий Закон лучше, так как он весь был основан на жертвах и имел жертву, приличествующую одному Богу, и честь, Ему одному должную.

Новый же Закон, если он не имеет своей жертвы и службы, приличествующей од­ному Богу, не сможет сравниться с Ветхим, и Сень будет лучше Истины, а Закон Моисея выше Закона Христа, так как в нем, помимо веры, молитв, сокрушения сердца, милос­тыни и прочих добрых дел, приносилась и жертва. Здесь же, в Новом Законе (по словам противников) вместо жертвы довольствуются верой, молитвой, милостыней, сокруше­нием сердца и другими добродетелями. Там реальные действия, здесь же слова, там обе жертвы, то есть духовная и вещественная, здесь же только одна духовная, то есть доброделание. Поэтому, если это так, Новая Благодать не превосходила бы Ветхий Завет, в котором Бог был бы больше почитаем, чем в Новом.

Подкрепление      

Ветхий Закон не полностью разрушен Христом, иначе он бы и ныне был неуго­ден Его Отцу, но Он его усовершенствовал, или изменил к лучшему. Он не разрушил заповеди Ветхого Закона, но дал им толкование, добавив советы для сохранения за­поведей (Мф. 5). Так. и таинства Ветхого Завета, такие как обрезание, ядение пас­хального агнца, и так далее, были не полностью разрушены, но превращены в другие, истинные и действительные и более великие Таинства. Это же следует говорить и о ветхозаконных жертвах, так как и они были не полностью разрушены, но вместо мно­гих жертв, вместо мяса и крови животных, Христос установил приносить в жертву Свои Тело и Кровь.

Доказательство третье      

Поскольку человек двусоставен и имеет душу и тело, то двояко же он должен почитать Бога. Воздавая Ему почести и внутренне, душой, и внешне, телом. Внутрен­нее Богопочитание – это вера, надежда, любовь, страх Господень, внешнее – одна только жертва. Есть много и других внешних форм почитания – поклоны, услуги, но их можно совершать и людям, тогда как жертву должно приносить только одному Богу. Если исключить жертву, то в чем будет состоять внешняя честь, какова будет внешняя честь, которую должно воздавать только Богу, ответьте мне. Не сможете ответить, так как вера, надежда, любовь относятся к внутренней чести, а не внешней. Не сможете сказать. Что это может быть милостыня, братолюбие, страннолюбие и тому подобное, так как все это совершается для людей. Отсюда ясно, что если ис­ключить жертву, то не останется никакой внешней чести, которую должно оказывать одному Богу.

СКАЖЕТЕ: Богу достаточно только внутренней чести, исходящей из сердца, ко­торая лучше внешней.

ОТВЕЧАЕМ: Отнюдь. Лучше и то, и другое вместе, то есть когда внутренняя, невидимая честь, проявляется во внешней, видимой. Последней не имели Вавилон­ские пленники, и Даниил с тремя отроками, сокрушаясь, восклицали: нет у нас в настоящее время ни князя, ни пророка, ни вождя, ни всесожжения, ни жертвы, ни приношения, ни фимиама, ни места, чтобы нам принести жертву тебе и обрести милость Твою (Дан. 3:38). Так что, противники, лучше внешняя служба, соединенная с внутренней, сердечной. Если мы не можем совершить внешнюю службу, Бог доволь­ствуется внутренней, но если можем, но не делаем этого, не полностью служа Господу Богу, отсюда следует

Доказательство четвертое      

Если рассмотрим причины, по которым совершались жертвы в Ветхом Завете, то найдем их и у себя. Люди Ветхого Завета приносили внешние и телесные жертвы, так как были не Ангелами, а людьми, и служить Богу поэтому им было должно, как людям, а не как Ангелам, то есть служить телом и имуществом. Мы такие же люди, имеем то же естество и, как и они. ограничены телом. Они приносили в жертву кровь животных, на­поминая себе о смерти и Крови будущего Мессии, от Которого ожидали получить спа­сение. Подобное приношение важно и для нас, чтобы, совершая Бескровную Жертву, вспоминать и иметь в незабвенной памяти свершившуюся смерть Христа и ее значение. У них была служба, которой они угождали одному только Богу и славили Его Божество, и как же нам оставаться без этого? Как лишиться исповедания истинного Божества, которому служим? У них были жертвы, которыми благодарили Бога о прошлых благодеяниих и молились о будущих. Как же нам быть неблагодарными, разве и мы получаем от Бога непрестанные благодеяния, разве мы каждый день не просим новых даров Божиих? Разве мы не стремимся молиться о грехах и обращаться к благопременительному Владыке?

СКАЖЕТЕ: Христос упразднил ветхозаветные Моисеевы жертвы. Поэтому в Но­вом Завете нужны новые жертвы.

ОТВЕЧАЕМ, ВО‑ПЕРВЫХ: Выше уже говорилось о том, что Христос не полно­стью разрушил ветхозаветные жертвы, а усовершенствовал их.

ОТВЕЧАЕМ, ВО‑ВТОРЫХ: Жертвы были не только во времена закона Моисея, они берут свое начало от закона естества. Ибо жертвы приносились и прежде Моисея, Авелем, Ноем, Мелхиседеком, Иовом и другими, жившими по закону естества. Если бы Христос и уничтожил все установления закона Моисея, то у Него не было бы необходи­мости в полном разрушении жертвы.

Доказательство пятое      

Где возникает особый и отдельный закон и такая же вера, там появляется и особая и отдельная жертва, установленная этим законом. Об этом говорит Апостол в Послании к Евреям в главе 12: с переменою священства необходимо быть переме­не и закона (Евр. 7:12). Можно сказать и наоборот, что с переменой закона необ­ходимо быть и перемене священства, а также жертвы. Поскольку у нас, христиан, есть особый закон и вера, то есть христианская вера и Евангельский Закон, отлича­ющийся от закона естества и закона Моисея, то есть необходимость для почитания Бога в христианстве иметь и особую жертву, отдельную от жертвы естественной и жертвы Моисея. Что это за Жертва, Кровная ли, совершенная на Кресте, как гово­рят противники, поскольку это была Жертва, принесенная за всех Христом, нашим общим Спасителем? Но она была принесена за всех. И за тех, кто жив по естествен­ному закону и по закону Моисея, а также и за живущих в Евангельском Законе. Ибо Христос за всех умер (2 Кор. 5:15), по словам Павла. Кровной Жертвой христиане не отличаются от всех, кто жил по закону естества и по закону Моисея, поскольку Христос умер за них так же, как и за нас. Вспомните, что помимо Кровной Жертвы, общей для всех, и в законе естества, и в законе Моисея были и другие жертвы, есть особая жертва и в Евангельском Законе. И если жертвы закона естества и закона Моисея были прообразом будущей Кровной Жертвы (Евр. 10), то наша Жертва есть образ, явление и воспоминание о уже свершившейся Кровной Жертве (1 Кор. 11:26).

Подкрепление      

Закон Богопочитания обязывает тех, кто подлежит закону, так, Патриархи и Про­роки, подлежавшие закону естества и закону Моисея, были обязаны почитать Бога жер­твами, являющимися образами будущей Кровной Жертвы. Так и мы, подлежа Евангель­скому закону, должны почитать Бога Евхаристической Жертвой, являющейся образом Крестной Жертвы.

Доказательство шестое      

Это сильное доказательство о принесении жертвы в Евхаристическом Таинстве, ибо священник сам себе не может преподать никакого Таинства, ни крещения, ни миро­помазания, ни отпущения грехов, ни хиротонии, ни то есть рукоположения в священс­тво, но во всем этом священник нуждается в других людях. Но почему? Потому, что это Евхаристическое Таинство обладает двояким величием: это и Таинство, преподаваемое людям, и вместе с тем жертва, поскольку священник приносит ее за людей и также упот­ребляет ее и является ее причастником.

Подкрепление      

Все Таинства таковы во время их совершения, до и после которого они перестают быть Таинствами. Таково Крещение погружением, которое перестает быть Таинством до или после погружения. Таково миропомазание. Таковы другие Таинства, которые Та­инствами являются в процессе их совершения, а после него перестают быть ими. Но Ев­харистическое Таинство, совершающееся определенным действием, то есть освящени­ем предлежащих Даров, не прекращается после осуществления действия, то есть после освящения в Дарах пребывает Таинство Тела и Крови Христовых. Но почему это так? Причина здесь не иная, как та, что Евхаристия, единственное из Таинств, вместе с тем является и Жертвой, и после освящении Даров в них пребывают Тело и Кровь Христо­вы, чтобы мы могли приносить их Богу и быть Его причастниками. Другие Таинства не содержат Тела и Крови Христовых и являются только видимым знамением невидимой благодати Божией, освящающей нас. Это же Таинство действительно и истинно содер­жит в себе Тело и Кровь Христовы, для того, чтобы их приносить в Жертву.

Показание седьмое      

Рассмотрим три пункта:

Первый: алтарь, или жертвенник.

Второй: священник, или иерей, или жертвоприноситель.

Третий: жертва.

Все они связаны между собой.

Алтарь, или жертвенник, воздвигается из‑за жертвы. Точно так же и священник, или ие­рей, или жертвоприноситель, необходим из‑за жертвы, т. к. жертва приносится священником на жертвеннике. Поэтому если есть одно, то необходимо и второе, и третье. И если в Новом Завете есть алтарь, обязательно необходимы и священник, и жертва. В Новом Евхаристичес­ком Законе действительно есть алтарь, следовательно, должен быть и священник, и жертва.

О том, что в Новой Благодати есть алтарь, можно услышать из слов Апостола Павла, который говорит: Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питать­ся служащие скинии (Евр. 13:10). В Апостольских правилах также есть упоминание об алтаре и священниках.

Смотри Кормчую книгу, лист 1, правило 2 и 3, а также во многих других местах.

В 8‑м Апостольском правиле ясно написано: «Если священник не причащается, пускай назовет причину, если же не назовет ее, да будет отлучен, ибо это во осуждение тому, кто принес Жертву».

ТОЛКОВАНИЕ: Священник или диакон, или кто другой священнического чина, если не причастится во время Божественной Литургии, должен назвать причину этого. Назвав причину, он будет помилован. Если же он не назовет ее, да будет отлучен, ибо если он принес Бескровную Жертву и не захотел причаститься ее, он недостоин участво­вать в Божественной Службе. Смотри Кормчую книгу, лист 2, на обороте.

Многие святые Отцы упоминают о жертвеннике, например, Дионисий, ученик святого Апостола Павла, в книге «О церковном священноначалии», в главе 3, Киприан, Амвросий, Назианзин, Златоуст и другие. Многие использовали в своих творениях слова «священник», «иерей», «священство», «жертва», «приношение», «жертвоприношение» и прочие, им подобные. Из этого ясно, что все святые Отцы веровали одними устами и одним сердцем, и исповедали жертву Нового Благодатного Закона. И сами приносили ее господу Богу в Евхаристическом Таинстве.

Доказательство восьмое      

Да будет здесь обличением противников общее соизволение всего христианского мира и единомысленное согласие. Посмотрим на восток и запад, на юг и север, и везде распространилось вещание Апостолов и вера Христова, везде, у всех народов, у Греков, у Римлян, у Армян, у Сириан, у Араветян и у многих других народов, восточ­ных, западных, южных и северных, от начала христианской веры, более пятнадцати сотен лет вне споров и сомнений приносится эта Бескровная Жертва. Сами против­ники прекрасно знают об этом и не могут отрицать существование древнего обычая принесения Бескровной Жертвы. Одни могут только злословить, что святая ветхость заблудилась, свернув с истинного пути: Не познали, не уразумели они истины, во тьме ходят (Пс. 81:5)! О, жесточайшее безумие! О, несусветная глупость! Если согласиться с их мнением, то окажется, что Церковь Христова пятнадцать сотен лет заблуждалась и пребывала в прелести: что Церковь Христова, основанная на камне, пала с Вознесе­нием Господним и не могла подняться вплоть до появления Лютера; что пророческие свидетельства лгали о неизменности Церкви Христовой до конца веков (Ис. 59 и 60); что Христос лгал, говоря о прочности Своей Церкви, что и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18); что Церковь Христова не столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15). Что все святые, жившие в разные времена, заблуждались пятнадцать сотен лет и, сияя пятнадцать сотен лет равноангельской жизнью и творя разные чудеса, не познали ис­тинного Бога и, удостоившись чудотворения. не были достойны Откровения Божия о заблуждении всего мира; что столь долго не находилось человека, который бы поз­нал истину и не появлялся такой угодник Божий, которому бы открылась эта тайна; что мир сильно желал прихода именно Мартина Лютера, чтобы он просветил тьму заблуждений, воздвиг и возобновил падшую Церковь Христову; что он один видит, а остальные слепы; что он один такой великий угодник Божий, которому дано знать тайны Царства Божия. О. последнее безумие! О, плачевное беснование неистовству­ющих!

Христос, истинный Свет, просвещай и освящай всех людей, приходящих в мир, просвети им ум и сердечные очи, чтобы познали в истинной бескровной жертве Богу Отцу Тебя, приносимого под видом хлеба и вина, и убери тину с наших глаз, чтобы мы вместе прославили Твое неизреченное милосердие, являемое в Бескровной Жер­тве.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: