Глава 2. Претыкания от их собственного суемудрия

 

Претыкание первое      

Жертва приносится Богу, а не съедается человеком. Поскольку Евхаристия съе­дается человеком, ясно, что Евхаристия не жертва, а только Таинство.

Исправление претыкающимся      

А разве пасхальный агнец не был и тем, и другим, то есть приносился в жертву и съедался человеком? И это относится не только к пасхальному агнцу, но и к другим жертвам, кроме жертвы всесожжения, в которой все животные сжигались. В остальных же жертвах по крайней мере часть приносимого животного употреблялась в пищу свя­щенником и приносящим. Это же относится и к Евхаристии, которая приносится Богу и съедается верующими. Один и тот же предмет может быть полезен, служа и одному, и другому. Так, все животные работают и для Бога, и для людей. Для Бога, поскольку Он являет Свое всемогущество, премудрость и промышление, и все послушно Его манове­нию. Для человека, поскольку делают для него нечто и приносят этим большую пользу.

Претыкание второе      

Если нечто является Таинством, оно не может быть одновременно и жертвой, ибо это противоречит самой сути Таинства, в котором мы принимаем нечто от Бога. В жерт­ве же мы даем и приносим нечто Богу. Поскольку Евхаристия это Таинство, которое мы принимаем от Бога, она не может быть одновременно и Жертвой. Один и тот же предмет не может и отдаваться, и приниматься.

  Исправление претыкающимся      

Разве уже не было сказано, что пасхальный агнец был одновременно и Таинством, и Жертвой? И если это можно сказать об агнце, то можно и о Евхаристии, так как аг­нец – образ, а Евхаристия – действительность. Не может быть препятствием то, что в Таинстве мы получаем нечто от Бога. В жертве же мы нечто приносим, и то, и другое могут совмещаться в одном предмете, как в пасхальном агнце, который приносился в честь Бога и съедался Иудеями во спасение. Так же рассуждайте и о Евхаристии. Если же принимаемое от Бога нельзя приносить Ему в жертву, то все жертвы превратятся в ничто. Но послушайте, что говорит Писание: от Тебя все, и от руки Твоей полученное мы отдали Тебе (1 Пар. 29:14). В Литургии священник также провозглашает: «Твое от Твоих Тебе принося».

Претыкание третье      

Кровная Крестная Жертва имеет силу неописуемую, беспредельную, бесконечную и вечную, так в чем необходимость Бескровной Жертвы? Если только не для упразднения Креста Христова и ослабления бесконечной силы, содержащейся в Кровной Жертве.

Исправление претыкающимся      

Как уже показано выше, необходимость в Бескровной Жертве была не единствен­ной. Мы не отнимаем и не можем отнять силу Кровной Жертвы, но веруем и исповедуем, что ее сила неописуема, неопределенна, бесконечна и вечна. Однако Бескровную Жертву мы приносим не из‑за слабости, скудости, неудовлетворительно­сти и недостаточности Кровной Жертвы, говорить так – безумие. Помимо необходимостей, о которых сказа­но в предыдущей главе для исправления третьего претыкания, скажем о необходимости Бескровной Жертвы ради незабвенного воспоминания о Кровной Жертве Христа. Сам Христос велел Апостолам и их восприемникам: Сие, говорит, творите в Мое воспо­минание. Мы не упраздняем Крест Христа Бескровной Жертвой, как клевещут на нас противники, а. более того, приумножаем его честь, всегда вспоминая о Кровной Жертве Бескровным ежедневным приношением, знаменующим ее, подобно тому как и ветхоза­ветные жертвы не упраздняли Кровную Жертву, будучи ее прообразом.

Противники НАСТАИВАЮТ: Достаточно воспоминания о кровной жертве в вере, проповеди Слова Божия, крещении: все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть его крестились (Рим. 6:3), как сказал Павел.

ОТВЕЧАЕМ: Мы их не отвергаем, но при этом придерживаемся и установления и повеления Христа, Который сказал: Сие творите в Мое воспоминание. Ведь Он не сказал: «Сие веруйте, и достаточно» или «Сие проповедуйте, и достаточно», или «В сие креститесь, и достаточно», но сказал: Сие творите, то есть творите то, что творю Я при­ношением Тела Моего под видом хлеба, за вас ломимого, и Крови Моей под видом вина, за вас и за многих изливаемой во оставление грехов.

Претыкание четвертое      

Если в Литургии приносится истинная Жертва, то приносящие таковую Жертву во время Литургии всегда немилосердно убивают Христа, ибо приносимое в жертву не­обходимо умерщвлять.

Исправление претыкающимся      

Приносящие Бескровную Жертву не убивают Христа, а только воссоздают образ Убиенного.

А если противники говорят, что приносимое в жертву необходимо умерщвлять, следует обратить внимание на то, что собой представляет приносимое, и, действитель­но, есть необходимость в убиении живой жертвы, другое дело, если мы имеем дело с образом живого. Так, когда в жертву приносятся овцы, волы, птицы и тому подоб­ное, их убивают. Если же используются бездушные предметы как образ жертвы, такие как хлеб, вино, фимиам и тому подобное, они подлежат не убиению, а лишь соответс­твующему назначению предмета употреблению. В Литургии же приносится в Жертву Христос как живое Существо. Но поскольку Литургия представляет собой образное действие смерти Христа, в ее совершении достаточно образной смерти Христа, а не естественной, так как в Литургии приносится по чину Мелхиседека истинная и дейс­твительная Жертва в образе хлеба и вина, а в ее совершении используются неодушев­ленные предметы, то есть хлеб и вино. Такая Жертва не требует убиения, но соверша­ется ядением.

Претыкание пятое      

Как бескровная жертва может называться бескровной, если в ней проливается кровь, ведь Апостол говорит: без пролития крови не бывает прощения (Евр. 9:22).      

Исправление претыкающимся      

Что утверждаетесь, противники, в замысле лукавом; сговорились расставить сети, сказали: кто увидит нас (Пс. 63:6)? Разве не знаете, что Апостол говорит о жер­твах Ветхого Завета, в котором не было приношений за грехи без кровопролития. Как говорит Павел: Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения (Евр. 9:22).      

Но не побоимся ваших стрел, которыми вы стреляете во мраке в тех, кто праве­ден сердцем (Пс. 10:2). Мы можем дерзновенно сказать вместе с Апостолом, что не толь­ко в древние времена, но и ныне прощения грехов не бывает без кровопролития, ибо Кровь Христа, Спасителя нашего, за всех излиянная, имеет такую силу, что ее ценой по­лучают искупление грехов все люди, которые жили, живут или будут жить, без пролития этой Крови оставление грехов невозможно. К тому же что мешает говорить о том, что и в Литургии изливается Кровь Христа под видом вина. И не Сам ли Христос говорит об этом: ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26:28). Бескровная Жертва потому так и называется, что в ней нет крови под видом крови, но есть Кровь Христа, сокровенная под видом вина.

Претыкание шестое      

Всякое завещание вступает в силу после смерти завещателя. Так и Завет Христа действителен после смерти Христа, А Литургия есть Новый Завет Христа, и поэтому вступает в силу после смерти Христа. Поскольку же Литургия бывает часто, то и Христу предстоит многократно умирать. Иначе завещание не вступает в силу при живом заве­щателе, как говорит и Апостол: Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя, потому что завещание действительно после умерших, оно не име­ет силы, пока завещатель жив (Евр. 9:16‑17).      

Исправление претыкающимся      

Литургия не является установлением Нового Завета Христа, это повторение, или умножение, одного и того же Завета, единственного, который создал Христос и утвердил Своей смертью.

Как и в мирской жизни, когда завещание утверждено смертью и представлено на суд, где многократно прочитано или переписано на другие хартии, для того, чтобы по­лучить наследство, от завещателя не требуется умирать снова и снова, но достаточно единственной его смерти. Так следует рассуждать и в данном случае.

Окончание      

Такова суть изречений Священного Писания, на которых утверждаются наши про­тивники, или, правильнее было бы сказать, претыкаются. Подобно тому, как Сам Хрис­тос, Бог наш, был для верующих камнем основания и утверждения, а неверующим камнем претыкания и соблазна, о чем достаточно говорилось вначале, так и Священное Писание нам в созидание духовное, а им в претыкание и погибель. На одном и том же камне они споткнулись и пали (Пс. 19:9), мы же поднялись и исправились. Но в чем причина разли­чий? Гордость и непокорность Святой Соборной Апостольской Церкви – вот ров поги­бельный всем сынам пререкания. Если посмотреть на все ереси, с момента их возникно­вения, не найдем в них иного основания кроме гордости и непокорности Святой Церкви, честолюбия и тщеславия. О Герострате написано, что, будучи одержим недугом тщетной славы, он не мог обрести ее добрыми делами, которых не имел, и изобрел такую хитрость: сжег предивный храм Артемиды Ефесской и прославился его разрушением, ибо не мог прославиться созиданием. Так поступают все еретики, гордецы и любители славы, пы­таются разрушить Церковь и, разжигаясь огнем тщеславия, пытаются сжечь святилище Божие, созидая себе Вавилонский столп, прославляя тем самым свое имя.

Бегите, христолюбцы, от этого Вавилона! Бегите от гордыни, дышащей пламенем! Покоряйтесь Святой Церкви, Матери и Учительнице нашей. Ибо она, по слову апостола, есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15). Ей покоряться повелевает Сам Христос: а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18:17). У нас есть предводители, наставники и учители, святые Отцы, которым Апостол Павел повелевает повиноваться: Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны (Евр. 13:17). И снова: Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово (Евр. 13:7). Утверждаясь на этих столпах, не упадем. Озаряемые светом этих Церковных све­тил, не помрачимся.

Идя за такими предводителями, не упадем в ров погибельный. От него да избавит и противников наших Господь Бог, и да подаст им свет разума, в познание истины об Иисусе Христе, Господе нашем, и Ему сила и слава и во веки, аминь.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: