Обращение к читателю и некое предисловие к излагаемому

 

Разные болезни требуют разного лечения. Нам предстоит поговорить здесь не о телесных болезнях и не о телесном лечении, а о духовном. Духовные болезни, кото­рыми болеет душа, это грехи, которые делятся на три части: одни касаются тела, дру­гие души, третьи имущества. К телу относятся грехи чревонеистовства, объедения, пьянства, блуда, прелюбодеяния и всякая нечистота плотских грехов. К душе относят­ся грехи разных лукавых помыслов: беззаконное вожделение, гордость, властолюбие, величание, славолюбие, зависть и тому подобное. А к имуществу принадлежат такие грехи как сребролюбие, грабеж, тяжба, хищение, разбой и всякое неправедное стяжа­ние.

Такое трехчастное деление грехов присутствует в Священном Писании: святой Апостол Иоанн в Послании 1 говорит: все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1 Ин. 2:16).     

Похоть плоти относится к телу.

Похоть очей относится к имуществу.

Гордость житейская относится к душе.

А если болезнь, о которой идет речь, трехчлена, то трехчленным является и ее лечение.

Тремя злодеяниями мы огорчаем Бога, и тремя же добродетелями, относящими­ся к душе, телу и имуществу, мы можем, если захотим, с помощью Божией Благодати, укротить гнев Божий.

Добродетель души есть молитва. Добродетель тела есть пост. Добродетель, каса­ющаяся имущества, есть милостыня.

Таково трехчленное лечение этих трехчленных язв, следующее за святой испове­дью и покаянием.

Мало нам распрей о молитве и милостыне, так и из‑за поста нам приходится тер­петь от них укоризны, что и будет рассмотрено в этом Догмате.

Но прежде, чем это сделать, представим основные положения, которые необхо­димо знать.

Положение первое     

Что такое пост и каковы его виды?     

Пост, в самом общем виде, является добровольным воздержанием от желания поесть. Речь идет о добровольном воздержании. Ибо воздержание от желаемого по не­обходимости, то есть по бедности, как бывает у нищих, или по болезни, как у больных, или по тщеславию, как у лицемеров. Такое воздержание не обладает силой поста, так как происходит не по доброму произволению, а вынужденно. Пост делится на четыре вида: на духовный пост; на нравственный пост; на естественный пост и на церковный пост.

Первый пост, духовный, является воздержанием и удалением от грехов, по Слову Божию из Книги Пророка Исаии: Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в кото­рый томит человек душу свою, когда гнетет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укры­вайся (Ис. 58:5‑7).     

Такой духовный пост, то есть воздержание от неправды и от всяких лукавых дел, является общим для всех и для всякого времени, и должен соблюдаться и в самые свет­лые праздники. Но наш спор не о таком посте.

Второй пост, нравственный, относящийся к сфере нравов, представляет собой умеренное употребление пищи и питья ради здоровья и размеренной жизни. Такой пост соблюдали многие древнегреческие философы и ныне соблюдают мусульмане. Но мы собираемся говорить здесь не о таком посте.

Третий пост, естественный (так его назвали богословы), относится к отказу от еды и питья. Это происходит перед причастием Тела и Крови Христовых. Он назван естественным, так как к такому посту побуждает само естество принимающего и При­нимаемого, ради чести и величия этого Таинства. Но и не о таком посте мы подробно расскажем ниже.

Четвертый пост, Церковный, есть воздержание от пищи по закону и правилам Святой Церкви. О таком посте в этом Догмате много споров с противниками, посколь­ку Церковный пост распространен повсеместно, и повсюду его строго придерживаются Православные христиане. Таких постов ежегодно четыре, а также он бывает в среду и пятницу еженедельно. Бывает местный пост, который иногда бывает по случаю в отде­льных городах и странах, который устанавливают пастыри страны в условиях войны, наводнения, засухи, эпидемии, землетрясения и т.д. Общий же пост соблюдает вся Цер­ковь. Есть также пост собственный, который соблюдает один человек. Так бывает по данному им обету или по велению его духовного отца.

Положение второе     

Каков состав поста, или из чего состоит пост?     

Пост имеет три составные части: время, количество, качество.

В качестве первой части названо время, что означает отказ от безвременной еды и питья.

В Ветхом Завете для постящихся временем принятия пищи был вечер. Так гово­рится в Книге Судей, в главе 20: Тогда все сыны Израилевы и весь народ пошли и пришли в дом Божий и, сидя там, плакали пред Господом, и постились в тот день до вечера (Суд. 20:26). И снова во Второй Книге Царств, в главе 1: и плакали, и постились до вечера о Сауле (2 Цар. 1:12).     

И снова во Второй Книге Царств: Давид поклялся, говоря: то и то пусть сделает со мною Бог и еще больше сделает, если я до захождения солнца вкушу хлеба или чего‑нибудь (2 Цар. 3:35).     

Это же можно видеть и в других местах Священного Писания. Из этого ясно, что ветхозаветные Отцы, постясь, принимали пищу только один раз, вечером. Церковь Хрис­това своим постящимся православным не дает указаний об определенном времени поста. Многие воздерживаются от пищи до вечера по примеру древних Отцов. Многие же (осо­бенно по средам и пятницам в святую Четыредесятницу) не принимаю пищу и вечером. Другие поступают по примеру Апостола Павла и не едят и не пьют в течение трех дней. Не оскудеют в святом благочестии и те, кто во время Великого поста, начиная с понедель­ника вплоть до субботы, воздержанием в ознаменование пяти ран страдавшего Иисуса в течение пяти дней распинают свою плоть Христу. Об этом пишет святой Епифаний в кратком поучении. Немощные же и не привыкшие поститься обычно, за исключением субботних и воскресных дней, постятся до девятого часа, то есть до третьего часа дня. Те, кто так постится, поступает так из‑за страданий Христа, которые длились до девятого часа. В девятый же час Он смертью освободился от всех Своих трудов и страданий.

Во‑вторых, имеет значение количество, то есть сколько должно есть постящимся.

Известно, что постящемуся должно принимать пищу, если необходимо укрепить изнемогающую плоть и оскудевшую силу, то есть не до сытости, а только для подкрепле­ния. Это говорится ради работающих и служащих, которые нуждаются в подкреплении. Поскольку работающие и праздные находятся не в равном положении по затрате сил, Святая Церковь не указывает в точности равной для всех меры пищи на время поста. Есть только общее установление о том, чтобы постная пища принималась только для подкреп­ления, а не насыщения, и только для избавления от немощи, а не утоления голода.

В‑третьих, говорится о качестве, то есть о том, какую пищу следует принимать пос­тящимся, мясную ли, рыбную или только из плодов земных или древесных, или продук­тов питания, которые дают животные, таких как сыр, коровье масло, молоко, яйца. Между этими видами пищи есть различия, по поводу которых у нас ведутся постоянные споры с противниками. Некоторые из них совсем не приемлют поста, некоторые же частично, принимая во внимание время приема пищи и ее количество, а качество отвергают. Они признают, что, постясь, должно принимать пищу не рано, а поздно. Учитывают они и ко­личество пищи, говоря, что надо есть в меру, а не до пресыщения. Значение же качества пищи они категорически отвергают и еретически возражают против воздержания от мяс­ной пищи или продуктов питания, получаемых от животных, таких как сыр, масло, молоко, яйца и так далее. Таково их мнение, но их конец – погибель, их бог – чрево (Флп. 3:19).     

Наша же Православно‑Кафолическая Восточная Церковь благочестиво придержива­ется другой точки зрения и велит соблюдать правила не только времени и количества при­ема пищи, но и ее качества, как мы сейчас увидим. Но прежде, чем скажем об этом, рассмот­рим, что представляет собой пост в целом. Затем приступим к отдельным аспектам поста.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: