Поскольку здесь предстоит рассмотреть много вопросов, неудобно давать на всех них один ответ. Поэтому в первой части выделим три раздела и установления.
В первом разделе и установлении покажем, что пост в целом основывается на Законе Божием и утверждается на Священном Писании.
Во втором разделе и утверждении покажем, что Церковь Христова обладает властью устанавливать законы о постах.
В третьем разделе рассмотрим четыре установления.
Первое, о посте святой Четыредесятницы.
Второе, обо всех четырех постах, которые бывают каждый год.
Третье, о качестве постной пищи.
Четвертое, о посте в среду и пятницу.
Начнем с первого раздела.
Раздел первый. О посте вообще
Установление. Пост вообще основывается на Законе Божием и утверждается на Священном Писании.
Глава 1. Твердость установления заповеди поста вообще от Ветхого Завета Священного Писания
В Книге Бытия, в главе 2, пишется: И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2:16‑17).
|
|
В Книге Пророка Иоиля, в главе 2, написано: Но и ныне еще говорит Господь: Обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши (Иоил. 2:12‑13). И ниже: Вострубите трубою в Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание (Иоил. 2:15).
В Книге Товита, в главе 12, пишется: Доброе дело – молитва с постом и милостынею (...) нежели собирать золото, ибо милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех. Творящие милостыни и дела правды будут долгоденствоват (Тов. 12:8‑9).
Глава 2. Твердость установления заповеди поста вообще от Нового Завета Священного Писания
В Евангелии от Матфея, в главе 6, Христос говорит: Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися (...) А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое (Мф. 6:16‑17). Также см. Мф. 9:14; Мк. 2:18. В Евангелии от Луки сказано о том, как Иисуса спросили о постящихся учениках Иоанна и фарисеях: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют? Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? (то есть можно ли поститься, когда с ними Христос?) Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни (Лк. 5:33‑35).
И сказал им: сей род (бесовский) не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9:29). См. также Мф. 17:21. В этих Словах Христа ясно просматривается Его заповедь о посте, которую можно истолковать следующим образом. Каждый должен всячески отгонять от себя бесовскую силу. Этому учит нас и само естество. Но бесовская сила не может быть изгнана ничем иным кроме молитвы и поста. Поэтому каждый должен есть молиться и поститься.
|
|
В Послании к Римлянам: Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированию, ни пьянству (Рим. 13:13). И ниже: попечения о плоти не превращайте в похоти (Рим. 13:14).
В Первом Послании к Коринфянам: Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве (1 Кор. 7:5). Во Втором Послании к Коринфянам: во всем являем себя, как служители Божий в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнании, в трудах, в бдениях, в постах (2 Кор. 6:4‑5).
Во Втором Послании к Коринфянам: в труде и изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте (2 Кор. 11:27).
В Послании к Ефесянам: И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство (Еф. 5:18).
В Первом Послании к Фессалоникийцам: Итак, не будем спать, как прочие, но будем бодрствовать и трезвиться (1 Фес. 5:6).
В Первом Послании Петра: Посему, (возлюбленные), препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа (1 Пет. 1:13).
Также в Первом Послании Петра: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5:8).
В Послании к Колоссянам: Итак, умертвите земные члены ваши (Кол. 3:5).
Завершаю эту главу Словами Христа из Евангелия от Матфея: Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф. 7:13); см. также Лк. 13:24.
Но что это за тесные врата и узкий путь? Тот ли, который учит строго соблюдать посты, или тот, кто богу своему – чреву, повелевает всячески угождать и разрушает святые посты святые, – оставляю каждому право выбора.