Глава 2. Твердость Установления о Святой Четыредесятнице от свидетельств Богоносных Отцов

 

Игнатий Богоносец, почти современник Апостолов, в своем Послании к Филип­пийцам увещевает: «Поститься должно верующим во всю Четыредесятницу, и кто дела­ет это, находится в общении с Господом».

Василий Великий в Слове 1 о посте говорит: «Глава всех нас Господь наш, когда ради нас томил Свою Плоть постом, вооружась им, победил самого диавола, чтобы и нас научить вооружаться постом на подвиг в искушениях».

Григорий Назианзин в Слове о святой купели пишет: «Христос прежде искуше­ния постился, мы прежде Пасхи, в обоих случаях речь идет об одном и том же посте, но есть и немалое различие. Он воздерживался от пищи все сорок дней, а мы проявляем в посте умеренность по силе нашей».

Златоуст в Беседе 1 на Книгу Бытия говорит: «Господь наш Иисус Христос пос­тясь сорокадневным постом, вышел на битву с диаволом, всем нам подавая образ, как вооружаться постом на врага».

Кирилл Иерусалимский в катехизисе, глава 1, говорит: «Если имеешь душу, обла­ченную в одежду из сребролюбия и ненасытности, сбрось вретище, разуй любодеяние и облекись в светлую одежду целомудрия, прошу тебя, прежде чем придет Иисус, жених душ, и увидит твое одеяние. Ты имеешь достаточно времени, так как для покаяния тебе дано сорок дней».

И снова он там же говорит: «Презирай все мирское, ибо, лишаясь малого, получишь гораздо больше от Господа. Оставь настоящее, веруй в будущее. Ты столько времени изнурял себя понапрасну, работая миру, а теперь на сорок дней отрешись ради души своей. Отреши­тесь от себя и уразумейте, что Я Бог (Пс. 45:11), – говорится в Священном Писании».

Святой Амвросий, наставляя, чтобы мы постились не только ради себя, но и ради ог­лашенных, чтобы и они просветились на Пасху, в Слове 57 говорит: «Так и Илия, совершив сорокадневный пост, соблюдаемый теперь всеми долго и строго, был удостоен угаснуть дождевой росой и утолить жгучую жажду земли обилием Небесных вод. Это было совер­шено для того, чтобы подать нам пример и чтобы мы также, постясь сорок дней, стали до­стойными духовного дождя крестильных вод, и чтобы на нашу уже давно высохшую землю сошел дождь свыше, а долгую засуху некрещеных оросило душеспасительное наводнение, ибо таковые, не оросившись благодатью крещения, терпят жар и зной своей души».

Также Амвросий в Слове 34 говорит: «Господь освятил нам Четыредесятницу Своим Постом». И снова, в слове 37: «Господь сотворил нам пост ради нашего спасения, как вещь полезную, и не только учил этому Словами, но и показал пример, чтобы мы, воздерживаясь от пищи, шли к вере по Его следам».

Авва Дорофей, наставник многих святых, в Поучении 15 о святом посте так богомудрствует: «В Законе написано, что Бог повелел сынам Израилевым каждый год давать десятину из всего, что они приобретали, и, делая так, они имели благословение во всех де­лах своих (Исх: 23; Лев. 27; Чис. 18; Втор. 12; Втор. 14; Втор. 26; Втор. 28). Зная сие, святые Апостолы установили и предали на помощь нам, и как благодеяние душам нашим, ещё нечто большее и высочайшее, – чтобы мы отделяли десятину от самых дней жизни нашей и посвя­щали её Богу: дабы и мы таким образом получили благословение на все дела наши, и ежегод­но очищали грехи, сделанные нами в течение целого года. Рассудив так, они освятили нам из трёхсот шестидесяти пяти дней года сии семь недель Святой Четыреде­сятницы. Таким образом отделили они сии семь недель; но со временем отцы заблагорассудили прибавить к ним и ещё одну неделю: во‑первых, для того, чтобы желающие вступить в подвиг поста в течение сей недели приучались и как бы приуготовлялись к оному; во‑вторых, для того, чтобы почтить число дней поста Четыредесятницы, которую постился Господь наш Иисус Христос. Ибо отняв от восьми недель субботы и воскресенья, получаем сорок дней, а пост Святой Субботы почитается особенным, потому что она есть священнейшая и единствен­ная постная из всех суббот года. А семь недель без суббот и воскресных дней составляют тридцать пять дней; потом, приложив пост Святой Великой Субботы и половину Светлой и светоносной ночи, получаем тридцать шесть дней с половиною, что и составляет во всей точности десятую часть трёхсот шестидесяти пяти дней года. Ибо десятая доля трёхсот есть тридцать, десятая доля шестидесяти есть шесть, а десятую долю пяти составляет полови­на Светлого дня. Вот, как мы сказали, тридцать шесть дней с половиною; вот, так сказать, десятина всего лета, которую, как я сказал, освятили нам святые Апостолы для покаяния и очищения грехов всего года.

Итак, блажен, братия, кто хорошо и как должно сохранит себя в сии святые дни. Ибо хотя и случится ему, как человеку, согрешить по немощи или по нерадению, но вот, Бог дал сии святые дни для того, чтобы, если кто постарается со вниманием и смиренномудрием позаботиться о себе и покаяться во грехах своих, – он очистился от грехов, которые сде­лал в продолжение всего года. Тогда душа его освободится от тяготы, и таким образом он очищенным достигнет святого дня Воскресения, и неосужденно причастится Святых Таин, сделавшись чрез покаяние в сей святой пост новым человеком. Таковой в радости и веселии духовном, при помощи Божией, будет праздновать всю Святую Пятидесятницу, ибо Пятиде­сятница, как говорят Отцы, есть покой и воскресение души; сие и означается тем, что мы во всю Святую Пятидесятницу не преклоняем колен. Итак, каждый желающий в сии дни очис­титься от грехов, сделанных им в течение целого года, прежде всего должен удерживаться от множества яств, ибо безмерие пищи, как говорят отцы, рождает для человека всякое зло. Потом он должен также остерегаться, чтобы не нарушать поста без великой нужды, чтобы не искать вкусной пищи и чтобы не отягощать себя множеством пищи или пития. Ибо есть два вида чревоугодия. Первый, когда человек ищет приятности пищи, и не всегда хочет есть много, но желает вкусного; и случается, что таковой, когда вкушает яства, которые ему нра­вятся, до того побеждается их приятным вкусом, что удерживает снедь во рту, долго жует её и, по причине приятного вкуса, не решается проглотить её. Это называется по‑гречески лемаргия – гортанобесие. Иного опять борет многоядение, и он не желает хороших снедей, и не заботится о вкусе их; но хороши ли они или нет, он хочет только есть и не разбирает, каковы они; он заботится только о том, чтобы наполнить чрево своё; это называется гастромаргия, т. е. чревобесие. Итак, кто желает очиститься от грехов своих, тот должен с боль­шим вниманием остерегаться и избегать сих видов чревоугодия; ибо ими удовлетворяется не потребность тела, но страсть, и если кто предается им, то это вменяется ему в грех. Как в законном браке и блудодеянии действие бывает одно и то же, но цель составляет различие дела: ибо один совокупляется для рождения детей, а другой для – удовлетворения своего сладострастия; то же можно найти и в отношении пищи: есть по потребности и есть для услаждения вкуса – дело одинаковое, а грех заключается в намерении.

Есть по потребности значит, когда кто‑нибудь определит себе, сколько принимать пищи в день: и если видит, что это определённое им количество пищи отяготило его и нуж­но оное несколько уменьшить, то он и уменьшает его. Или если оно не отяготило его, но и недостаточно для тела, так что надобно прибавить немного, он прибавляет несколько. И таким образом, хорошо испытав свою потребность, следует потом определенной мере и вкушает пищу не для услаждения вкуса, но желая поддержать силу своего тела. Однако и то немногое, употребляемое кем‑либо в пищу, должно принимать с молитвою и осуждать себя в помысле своём, как недостойного никакой пищи и утешения. Не должно также обращать внимания на то, что другие, по какой‑либо случающейся потребности или нужде, бывают успокоены, чтобы и самому не пожелать покоя, и вообще не должно думать, что успокоение тела легко для души. Но мы не в пище только должны соблюдать меру, но удерживаться и от всякого другого греха, чтобы, как постимся чревом, поститься нам и языком, удерживаясь от клеветы, от лжи, от празднословия, от уничижения, от гнева и, одним словом, от всякого греха, совершаемого языком. Так же должно поститься и глазами, т. е. не смотреть на сует­ные вещи, не давать глазам свободы, ни на кого не смотреть бесстыдно и без страха. Также и руки, и ноги должно удерживать от всякого злого дела. Постясь таким образом, как говорит Василий Великий, постом благоприятным, удаляясь от всякого греха, совершаемого всеми нашими чувствами, мы достигнем святого дня Воскресения, сделавшись, как мы сказали, новыми, чистыми и достойными причащения Святых Таин. Но сперва изыдем в сретение Господу нашему Иисусу Христу, грядущему пострадать, и с масличными и пальмовыми вет­вями приимем Его, сидящего на молодом осле и входящего в святой град Иерусалим». До этого места великий авва Дорофей.

Таковы беседы о святом посте и многих других святых Отцов, которые краткости ради мы здесь не приводим. Желающий может прочесть в книге под названием «Соборник», издание Московское, Слово святого Василия Великого о посте в сырный вторник, лист 163, а также его Слово о посте в сырную пятницу, лист 164; Слова святого Ефрема: Слово 80 о воздержании, лист 164, Слово о невоздержанности, лист 165, Слово о посте, лист 316. Книги Кассиана Римлянина также касаются этого в различных местах, а осо­бенно в Собеседовании 24, а также в последующих. Все это написано для того, чтобы наши враги видели, кому они противоречат и за кем следуют.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: