Глава 2. Твердость камня веры от свидетельств боговещанных Святых Отцов

 

Святой Златоуст в Беседе 6 на Второе Послание к Тимофею говорит следующее: «Как птица, хотя бы она не всем телом попала в сеть, но только одною частью, например, ногой, находится во власти поставившего сеть, так и мы находимся во власти диавола, хотя бы уловлены были им не всецело – и по вере, и по жизни, но только по жизни. Не всякий, гово­рящий Мне, – говорит Христос, – «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное (Мф. 7:21); и еще: не знаю вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф. 7:23). Видишь ли, что вера не доставляет нам никакой пользы, если нас не знает Владыка? И девам то же сказано: не знаю вас (Мф. 25:12). Какая же им польза от девства и многих подвигов, если их не знает Владыка? И во многих местах мы находим, что люди, нисколько не осуждаемые за веру, на­казываются только за порочную жизнь; и, напротив, иногда люди, нисколько не осуждаемые за жизнь, погибают за неправое учение потому, что то и другое держится взаимно».

Святой Златоуст также говорит в Беседе 14 на Первое Послание к Тимофею: «Если ты не делаешь того, что делает неверный, то ужели ты не отказался от веры? Итак, не в том состоит вера, чтобы веровать только исповеданием, но нужно еще являть праведные дела».

Также Златоуст в Беседе 8 на Второе Послание к Тимофею, на главу 3, на слова Павла: Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся, говорит следующее: «Вера без дел есть только наружный вид без силы. Как тело, красивое и цветущее, но не имею­щее силы, подобно нарисованному изображению, так и правая вера без дел. Представим, что какой‑нибудь сребролюбец, предатель, или наглый человек содержит правую веру: что в этом пользы, если он не имеет ничего приличного христианину, если он не делает ничего свойственного благочестию, но превосходит язычников своим нечестием, если он служит заразою для близких к нему и поводом к хуле на Бога, если он позорит учение своими делами? Таковых, – говорит (Апостол), – удаляйся».

Также Златоуст говорит в Беседе 8 на Послание к Римлянам: «Станем и мы про­славлять Бога верой и делами, чтобы и нам получить в награду прославление от Него, как Он и сказал: прославлю прославляющих Меня».      

Также Златоуст в Беседе 11 на Послание к Филиппийцам говорит: «Видишь ли, что нужна вера не просто, но вера, соединенная с делами? Тот преимущественно верует, что Христос воскрес, кто смело идет на опасности, кто имеет общение в Его страданиях, так как имеет общение с воскресшим, с живущим».

Также Златоуст говорит в Беседе 11 на Послание к Римлянам: «В самом деле, ска­жи мне, какая польза, если царь облекся в порфиру, имеет при себе оружие, но не управ­ляет ни одним подданным, а доступен всем, желающим оскорбить его и обидеть? Так и для христианина не будет никакой пользы, если он, имея веру и дар крещения, окажется подвержен всем страстям; в таком случае и обида будет больше, и стыд сильнее. Как царь, облеченный в диадему и багряницу, не только такою одеждою не прибавляет к сво­ей чести, но собственным стыдом бесчестит ее, так и верующий, если ведет порочную жизнь, не только не внушит этими никакого к себе почтения, но еще сделается более смешным. Те, которые, не (имея) закона, согрешили, – говорит (Апостол), – вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся (Рим. 2:12)».      

Также Златоуст в Беседе 7 на Послание к Евреям говорит: «Великое и спасительное дело – вера; без неё спастись невозможно. Но она не может доставить (спасения) сама по себе, а нужна и – правая жизнь. Потому Павел и предлагает людям, уже сподобившимся Таинств, такое увещание: Итак постараемся войти в покойоный. Постараемся, – говорит, потому что (одна) вера недостаточна, а нужно присоединить и (добрую) жизнь, нужно иметь великое тщание. Подлинно, нам нужно великое тщание, чтобы взойти на небо. Ведь если не удостоились (обетованной) земли потерпевшие столько бедствий в пустыни, если они не могли получить земли, потому что роптали и предавались блудодеянию, то как можем мы удостоиться небес, живя рассеянно и беспечно? Потому нам необходимо великое тщание».

Также Златоуст в Беседе 12 на Послание к Галатам, на главу 6, говорит на слова Павла: Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тле­ние, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал. 6:7), говорит: «Ты посеял милос­тыню, – тебя ожидают Небесные сокровища и вечная слава; посеял целомудрие, – тебя ожидают честь и награда, приветствия Ангелов и венцы от Подвигоположника».

Также святой Златоуст в Беседе 31 на Евангелие от Иоанна, на слова: Дабы всякий верующий в Него (...) имел жизнь вечную (Ин. 3:16), говорит: «Но неужели, скажешь, достаточно веровать в Сына, чтобы иметь жизнь вечную? Никак. Послушай, как Сам Христос объясняет это, говоря: не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное (Мф. 7:21). И одной хулы на Духа достаточно, чтобы быть ввержену в геенну. Хотя бы кто право веровал и в Отца и в Сына и в Духа Святого, но если не живет, как должно, вера не принесет ему никакой пользы ко спасению. Поэтому также, когда Христос говорит: сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога (Ин. 17:3), не подумаем, что этого и довольно для нашего спасения. Необходима еще добрая жизнь и благоповедение». И, сказав в этом месте: «И хотя Иоанн сказал: верующий в Сына имеет жизнь вечную, он затем присовокупляет еще нечто более сильное. Однако и отсюда мы не должны заключать, что довольно одной веры для спасения. Это доказы­вают многочисленные места в Евангелии, где говорится о жизни».

Святой Григорий Назианзин в Слове 14 о святом крещении, в конце, говорит: «В этом основание Догматов – в делании добрых дел, поскольку вера без дел мертва, как и дела без веры».

Также святой Григорий в Слове 28 говорит следующее: «Подобно тому, как дела без веры не достойны похвалы (ибо многие привыкли делать добро из тщеславия или по природным побуждениям), так вера без ущербна». И ниже: «Покажите веру делами, по­кажите плодами плодородие вашей земли, чтобы стало ясно, напрасно ли вы сеяли или у вас что‑либо выросло к жатве».

Климент Александрийский в «Строматах», в книге 5, говорит следующее: «Мы спасаемся благодатью, но не вне добрых дел».

Святой Амвросий на слова Павла в Послании к Евреям: Итак постараемся вой­ти в оный покой (Евр. 4:11), говорит следующее: «Постараемся, – говорит, – ибо одной веры недостаточно, но есть необходимость приложить и жизнь, достойную веры. Ибо желающему наследовать Небо необходимо украшать веру добрыми делами».

Священномученик Киприан, Епископ кафолический, в книге «О простоте на­чальствующих» пишет о тех, кто говорит: «веруй во Христа», но не делает того, что по­велел делать Христос.

Иероним, известный толкователь Священного Писания, на 26 главу Пророка Иса­ии, на слова: город крепкий у нас; спасение дал Он вместо стены и вала (Ис. 26:1), го­ворит следующее: «Город добрых дел имеет вал – стену веры, так как имеет значение не одна только вера, а подтвержденная добрыми делами».

Этот же учитель на слова из Евангелия: друг! как ты вошел сюда (Мф. 22:12)? говорит: «Называет другом и изгоняет вон, как бы говоря: “Ты и друг, и недруг, друг по вере, недруг по делам”».

Святой Златоуст и начинает, и заканчивает эту главу. В Слове 4 он говорит о Ла­заре: «Если Бог праведен, Он и тем, и другим воздаст по делам. А если Он воздаст и тем, и другим по делам, то никто не избежит того, чтобы получить за злодеяние наказание, а за добродетели возмездие. Из этого ясно, что придет время, когда каждый получит до­стойное воздаяние».

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: