Глава 3. Твердость камня веры от доказательств, основанных на Священном Писании

 

Доказательство первое      

Когда кто‑нибудь обещает кому‑нибудь что‑то дать, он обещает не просто так, а добавляя: «Если сохранишь ту или иную мою заповедь, или если сделаешь это или то, дам тебе эту или ту награду». Когда в обещании есть условие, каждый, желающий получить обещанную награду, должен обязательно сделать то, о чем говорится в условии. Если же он не сделает этого, то не получит и награды. Например, когда царь обещает воину награду с условием, что если он победит врага, то получит почести победителя, или если захватит го­род в плен, то станет градоначальником, то воин, услышав это обещание царя с предлогом «если», желая получить обещанную почесть или начальственное место, должен всячески победить врага или взять в плен город. Если же он не сделает этого, ясно, что не получит почести победителя или начальственной должности, так как обещание было с условием. Так и Христос, Спаситель наш, Царь царствующих и Господь господствующих, поступает с нами. Он обещал нам Царство Небесное, но обещал же не просто, а с прилогом «если». Послушайте, что Он говорит в Евангелии: если праведность ваша не превзойдет правед­ности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Мф. 5:20). И там же Он толкует свои слова о том, что должно изобиловать нашей правде больше, чем правде книжников и фарисеев. Правда книжников и фарисеев в том, чтобы любить своих друзей, не убивать, не прелюбодействовать, не каяться. Наша же правда в том, чтобы любить не только друзей, но и врагов, а не только не убивать их, а также в том, чтобы даже не смот­реть с желанием на чужую жену. И снова: Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф. 19:17). Разве не ясно, что Христос обещает здесь жизнь вечную, но с добав­лением «если», как бы говоря: «Если соблюдете заповеди, войдете в жизнь вечную». И сно­ва: Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете (Ин. 13:17). И снова: Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам (Ин. 15:14). Снова: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6:14). Снова: если не обратитесь и не будете, как дети (незлобием, смирением, кротостью, чис­тотой, бескорыстием, бессребренничеством, простодушием, незлобивостью), не войдете в Царство Небесное (Мф. 18:3). Снова: если не покаетесь, все так же погибнете (Лк. 13:3). Снова: Так поступай, и будешь жить (Лк. 10:28), то есть если будешь поступать так, если полюбишь Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей душой твоей и всей крепостью твоей и всем помышлением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Если будешь так поступать, то будешь жив. И всякий, (если) кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или матерь, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную (Мф. 19:29).      

Подобные этим обещания жизни вечной с условием «если» есть и в Деяниях Апостолов: если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете (Рим. 8:13).      

Снова: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царс­твовать будем (2 Тим. 2:11‑12). Снова: Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого (Иак. 2:8) Снова: Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой не­правды (1 Ин. 1:9). Снова: Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем (Откр. 3:21), как бы говоря: «Если кто победит, дам ему сесть на Моем престоле». Блажен чело­век, который (если) переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его (Иак. 1:12); благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей (1 Тим. 4:8).      

Это же мы находим и у Пророков: И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал. И будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и правед­но. Жив будет, не умрет. Все преступления его. Какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет (Иезек. 18:21‑22).      

Мы привели много текстов Священного Писания, из которых ясно, что Бог обе­щает жизнь вечную и не просто обещает, а с условием «если». Что же из этого следует? То и следует, что поскольку в случае обещаний с условием каждый хочет получить обе­щанную награду и для этого должен сделать то, что обязывает условие «если». Поэтому и мы, желая получить жизнь вечную, обещанную нам, с условием «если», должны всячески сделать то, к чему нас обязывает это условие. И поскольку в приведенных выше текстах Священного Писания условие «если» обязывает нас делать добрые дела, соблюдать запо­веди, каяться в грехах, то нам, желающим получить Царство Небесное, необходимо все это исполнять и стяжать вдобавок к вере добрые дела, а не уповать на одну только веру.

Подкрепление      

Слова Христа с условием: если кто не родится от воды и Духа, не войдет в Царс­тво Небесное. Так человек обязывается креститься, ибо без крещения невозможно полу­чить жизнь вечную. Так и слова Христа с условием: если хочешь войти в жизнь, соблю­ди заповеди, обязывают к соблюдению заповедей, так как невозможно получить жизнь вечную, не соблюдая заповеди. Это происходит посредством делания добрых дел, так как добрые дела весьма необходимы для стяжанию жизни вечной. Все это кратко пред­ставим в следующем виде.

1. Обещание с условием требует исполнения того, что указано в условии, как го­ворилось выше.

2. Но обещание вечной жизни есть обещание с условием добрых дел, и это также мы видели выше.

3. Следовательно, обещание вечной жизни требует исполнения добрых дел.

Доказательство второе      

1. Если существуют условия спасения, то желающий спастись должен выполнить их.

2. Добрые дела с верою являются условием спасения.

3. Следовательно, желающие спастись должны делать добрые дела с верой.

Первое высказывание истинно и ясно. Например, если есть условия поддержания

здоровья, то мы всячески стараемся их выполнить и сделать все необходимое. Второе высказывание относится к конкретному содержанию условия. Оно позволяет ответить на вопрос: «Почему?» В результате мы получаем ответ: «Потому» или «Поэтому». Если кто‑либо спросит воина, почему он воюет, то он ответит: «Потому, что повелел царь».

Здесь царское повеление является условием воинской службы. Так и в остальном. В частности, так можно объяснить необходимость добрых дел для спасения. На Страш­ном Суде Христос обращается к предстоящим одесную Отца: Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25:34). Но почему Ты, Праведнейший Судия, зовешь их в Царство Свое? Христос отвечает: «Пото­му, что алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня (Мф. 25:35‑36)». Это и есть условие вечной жизни, которую получают праведники.

На этом примере ясно видно, что добрые дела, то есть когда алчущему жают есть, жаждущего поят, нагого одевают, являются условием вечной жизни. И как не стыдно противникам, которые говорят, что добрые дела бесполезны для спасения.

Нечто подобное мы находим и в Апокалипсисе: Это те, которые пришли от вели­кой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребы­вают ныне перед престолом Бога (Откр. 7:14‑15). Здесь содержится ответ на вопрос о том, почему Божии избранники пребывают пред престолом. Ответ заключается в следующем: потому, что омыли одежды свои (...) Кровию Агнца и пришли от великой скорби. Добрые дела невинно страдающих, особенно за Христа, явились условием жизни вечной. Как же можно считать добрые дела бесполезными для спасения, если за них дается жизнь вечная!

Доказательство третье      

1. Награда без дел и трудов не бывает и не дается.

2. Жизнь вечная есть награда.

3. Следовательно, жизнь вечная без дел и трудов не дается.

Первое изречение можно объяснить следующим образом. Существуют явления, связанные между собой так, что одно не бывает без другого. Например, отец и сын, гос­подин и раб, дела и награда. Отец, поскольку он отец, не может быть таковым, если у него нет или не было сына. И, наоборот, сын, поскольку он сын, не может быть таковым, если у него нет или не было отца. Таким же образом и господин, поскольку он господин, не может им быть, если у него нет раба. И, наоборот, раб не бывает без господина. Так же следует говорить и о награде. Награда, поскольку является наградой, не может ею быть и называться без дел, без трудов, без заслуг. Если она будет даваться без дел, то будет уже не наградой, а долгом, даром, благодатью или милостыней. Награда же, поскольку является наградой, обязательно предполагает труды и заслуги.

Второе изречение, «жизнь вечная есть награда», ясно на основании Священного Писания. Не бойся, Авраам; Я твой щит; награда твоя (будет) весьма велика (Быт. 15:1). Но вы укрепитесь, (...) есть возмездие за дела ваши (2 Пар. 15:7). А праведники живут во веки; награда их – в Господе (Прем. 5:15). Вот, Господь Бог грядет с силою, и мышца Его со властью. Вот. Награда Его с Ним (Ис. 40:10). Радуйтесь и веселитесь, ибо велика награда ваша на небесах (Мф. 5:12). За что же эта награда? Христос объясняет это выше: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно зло­словить за Меня (Мф. 5:11). И тотчас добавляет: Радуйтесь и веселитесь, ибо велика награда ваша. И выше: Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5:10). Позови работников и дай им плату (Мф. 20:8). Что же это за плата? Это пенязь, или динарий, который, по единодушному толкованию святых Отцов, означает жизнь вечную. Обратите внимание на то, что награда вечной жизни дается Подателем всего. Каждый получит свою награду по своему труду (1 Кор. 3:8). И ниже: У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду (1 Кор. 3:14). Время судить мертвых и дать возмездие рабам твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего (Откр. 11:18). Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною (Откр. 22:12).      

Отсюда видно, что жизнь вечная в Священном Писании называется наградой, поскольку награда дается за труды, дела и заслуги, тогда как благодать дается даром. Из этого явно следует, что труды, заслуги и добрые дела необходимо приносить Богу для спасения.

Подкрепление      

Небесная награда не только дается просто за дела, но, более того, по мере дел, то есть, чем они более многочисленны и значительны, тем больше и значительнее воздаяние. Это ясно из Священного Писания: что у Богасила, и что у Тебя, Господи, милость, ибо ты воздашь каждому по делам его (Пс. 61:12‑13). Снова: ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его (Мф. 16:27). Какою мерою мерите, такою и отмерится вам (Лк. 6:38). По упорству твоему и не­раскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его (Рим. 2:5). Каждый получит свою награду по своему труду (1 Кор. 3:8). Что посеет человек, то и пожнет (Гал. 6:7). Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его (Откр. 22:12).      

На основании приведенных изречений из Священного Писания ясно, что Гос­подь Бог дает Небесную награду по мере дел и обращает внимание на их достоинство, а не только оказывает благость, милость и милосердие. И если это так, то кто дерзнет сказать, что добрые дела бесполезны для спасения, ведь на них смотрит Праведный Воздаятель Бог и отмеривает каждому по его мере.

Доказательство четвертое      

1. Каждому, кто хочет иметь жатву, должно прежде посеять.

2. Жизнь вечная есть жатва, а добрые дела – посев.

3. Следовательно, каждый, кто хочет стяжать жатву вечной жизни, должен посе­ять зерна добрых дел. Об этом ясно говорит Апостол Павел: Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пож­нет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем (Гал. 6:7‑9).      

Об этом образно говорится и в псалме: Сеявшие слезы пожнут радость. Уходив­шие в плен плакали и роняли, как семена, слезы свои; а те, кто вернется, придут в ра­дости и пожнут урожай (Пс. 125:5‑6).      

Доказательство пятое      

1. Лицеприятие противоположно правде, когда судья или какой‑либо начальник награждает без заслуг, без трудов, без дел, взирая только на лица.

2. У Бога нет лицеприятия.

3. Следовательно, Бог дает небесные награды, глядя не на лица, а на дела, труды и заслуги.

Первое изречение объясняется следующим образом. Правда в награждении со­стоит в том, что награда дается в зависимости от значительности дел. Если же какой‑либо судья награждает не в соответствии с делами и трудами, а за меньшие труды дает большую награду или, напротив, за больший труд меньшую, то такой судья лицеприятен, так как смотрит не на дела, не на труды, не на заслуги, а взирает на лица. Так часто быва­ет, когда начальники сего мира наделяют властью своих родственников или друзей не за их труды, а только по родству или дружбе, пренебрегая другими, имеющими значитель­ные дела, труды и заслуги. Такие начальники лицеприятны и не придерживаются правды в вознаграждении, не учитывая достоинство трудов.

Второе изречение, о том, что у Бога нет лицеприятия, известно из Священного Писания. Ибо нет лицеприятия у Бога (Рим. 2:11). И снова: Бог не взирает на лице че­ловека (Гал. 2:6). И снова: И если вы называете Отцом того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего (1 Пет. 1:17). И снова: истинно познаю, что Бог нелицеприятен (Откр. 10:34).      

Поскольку Бог не взирает на лица, ясно, что Он выделяет Небесные почести по достоинству дел, давая разные Небесные обители Своим избранным в зависимости от различий в заслугах и трудах.

Подкрепление первое      

В Священном Писании говорится, что дела и делатели обладают неким достоинс­твом. Трудящийся достоин награды за труды свои (Лк. 10:7). Бог испытал их и нашел их достойными Его (Прем. 3:5). Чтобы вам удостоиться (то есть чтобы стать достойными) Царствия Божия, для которого и страдаете (2 Фес. 1:5). Которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны (Откр. 3:4). Если они получат награду по достоинству, следовательно, не даром, так как дар не зависит от достоинства.

Подкрепление второе      

В Священном Писании говорится, что воздаяние за добрые дела праведно. Ибо праведно пред Богом – оскорбляющим вас воздать скорбь, а вам, оскорбляемым, отра­дою вместе с нами, в явление Господа Иисуса (2 Фес. 1:6‑7). Подвигом добрым я подвизал­ся, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь (2 Тим. 4:7‑8). Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его (Евр. 6:10). Не знаете ли, что бегущие на риста­лище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить (1 Кор. 9:24). Благотворящий бедному дает взаймы Господу (как бы говоря, что кто дает нищему, тот дает взаймы Богу и в свое время получит долг от Бога) (Притч. 19:17).      

Из этих изречений Священного Писания ясно, что воздаяние дается Богом по правде. Правда же состоит в том, чтобы каждому воздавать должное по заслугам и не воздавать не по заслугам, творя обиду и неправду. Этого нельзя и подумать о Господе Боге нашем. Ибо величие правды Господа Бога нашего, и что нет неправды в Нем (Пс. 91:16). Праведен Господь и правду возлюбил; правоту видят очи Его (Пс. 10:8). Праведен Господь во всех путях Своих и Свят во всех деяниях Своих (Пс. 144:17). Праведен ты. Господи, и правы суды Твои (Пс. 118:137). Поскольку Бог праведен. Он и воздает по прав­де. Следовательно, Он обязательно смотрит на то, чтобы величина награды соответство­вала величине заслуги. Это и означает правду, как сказано выше.

Подкрепление третье      

Если кто‑либо обещает за труды награду, но не дает ее, таковой обманывает, и в нем ложь, а не истина. Но Бог обещает награду жизни вечной за дела, а не только за веру. Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек (Ин. 8:51). Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв ис­пытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его (Иак. 1:12). Обратите внимание на это: любящим Его, а не только верующим в Него. Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия (Откр. 2:7). Побеждающий не потерпит вреда от второй смерти (Откр. 2:11). Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу его из книги жизни (Откр. 3:5). Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем (Откр. 3:21).      

Из этого видно обещание жизни вечной и неувядаемого венца за делание, за тер­пение, за подвиги и победы, а не за одну только веру. И поскольку, обещая. Бог верен (...) в словах Своих и Свят в деяниях Своих (Пс. 144:13), и истина Господня пребывает вовеки (Пс. 116:2), и Он не сделал никакого греха. И не было лести в устах Его (1 Пет. 2:22), то в свое время Он выполнит обещание и за добрые дела воздаст жизнь вечную.

Доказательство шестое      

Небесные блага уготованы тем, кто любит Бога, а не только верует в Него. Не ви­дел того глаз, не слышало ухо. и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2:9). Получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его (Иак. 1:12). Если Бог приготовил любящим Его Небесные блага и венец жизни, ясно, что они для тех, кто и творит волю Его ит соблюдает заповеди Его. Любовь к Богу лучше всего выражается соблюдением Его заповедей, как говорит Он Сам: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14:15). Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня (Ин. 14:21). Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое (Ин. 14:23). Нелю­бящий Меня не соблюдает слов Моих (Ин. 14:24). Итак, Небесные блага приготовлены для любящих Бога. Любовь к Богу – это соблюдение Его заповедей. Из этого следует, что Небесные блага воздадутся любящим Бога и исполняющим Его волю соблюдением Его заповедей, и воздадутся за любовь и исполнение, а не только за одну веру, как учат противники.

Доказательство седьмое      

Противники считают, что для спасения достаточно одной только веры. Тогда спросим их, какой верой они надеются достичь жизни вечной, живой или мертвой? Если ответят, что мертвой, то как может совершить спасение мертвая вера? Как труп может достичь жизни вечной? Если скажут, что живой, то тогда для спасения вместе с верой необходимы и добрые дела, так как вера оживает благодаря делам, как говорит Апостол Иаков: Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак. 2:26).      

Подкрепление      

Когда в теле есть душа и оно совершает какие‑либо действия, мы их приписываем не одному только телу, а телу вместе с душой, так как тело само по себе, без души, ничего не может. Так, например, мы не говорим: «тело пишет», «тело молится», «тело ходит», а «человек, имеющий душу и тело, пишет, молится, ходит». Следовательно, точно так же, когда вера оживляется добрыми делами и совершает спасение, то дело спасения припи­сывается не одной только вере, но и тому, и другому, то есть и вере, и добрым делам. Как же вы, противники, ищете для спасения веры, а дела отвергаете, и оживляемому припи­сываете большую силу, чем оживляющему!

Доказательство восьмое      

Должно отвергать учение, открывающее врата всякому беззаконию, и таковое уче­ние наших противников, считающих, что для спасения достаточно веры. Тленное чело­веческое естество, легко склоняющееся ко злу и с трудом к добру, если твердо уверится в том, что спастись можно одной только верой, к лени добавит лень и не захочет ни одним пальцем притронуться к доброму делу. Более того, тогда будет легко встать на путь погибели, ибо человек, не имея страха, будет порабощен необузданными желания­ми. Напрасным будет предупреждение Христа, Спасителя нашего: если не покаетесь, все так же погибнете (Лк. 13:3). Напрасным будет и это увещание Христа: Входите тесны­ми вратами, потому что широкие врата и пространен путь, ведущие в погибель (...) тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь (Мф. 7:13‑14). Все эти предупреждения и запреты у противников поглощаются единственной верой.

Доказательство девятое      

Каждый христианин обязан, под страхом греха, исполнять Закон Божий, иначе Десятисловие, данный на скрижалях Моисея, за исключением субботстствования. От этого обязательства не избавляет христианская свобода, которой похваляются не по ра­зуму противники. Если христианин соблюдет Закон Божий, то, несомненно, спасется, но делая добрые дела, сообразные Закону Божию. Об этом говорит Сам Христос: Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф. 19:17). Если же кто не исполнит Закон, то не сможет спастись одной только верой, ибо несоблюдение Закона это пре­ступление. Всякое преступление закона есть грех. Как же может спасти человека вера, соединенная с грехом?

ЗДЕСЬ ПРОТИВНИКИ ВОСКЛИКНУТ: Христиане не обязаны соблюдать за­кон. По их словам, этим бременем отягощены лишь Иудеи. Христиане же свободны от этих тягот. Закон Моисея устрашает, Евангелие же утешает. Закон Моисея был дан с громом, а Закон Благодати пришел с Ангельским пением и благовестием. В том рабс­тво, в этом свобода. Иудеи были детьми рабыни, христиане же дети свободной. Об этом говорит и Апостол Павел: Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства (Гал. 5, 1). И снова: где дух Господень, там свобода (2 Кор. 3:17).      

ОТВЕЧАЕМ: Эта свобода, которую проповедуют противники и везде, до омер­зения, ее включают, есть свобода не по духу, а по плоти. Это свобода не сынов Божиих, а сынов диавольских. Есть свобода хуже всякого рабства. Не такую свободу пропове­дует Апостол Павел, то есть чтобы нам быть свободными от Закона Божия, а свободу поистине христианскую, чтобы быть свободным от рабства диавола и от греха. Это Евангельская свобода, данная нам для того, чтобы мы освободились от тяготы ига Иу­дейского в ветхозаветных чинах и судах, таких как образение, принесение в жертву скота и так далее. Об этом достаточно говорилось в Догмате о постах, в части 2, в главе 5, в претыкании 1. И здесь также во второй части мы покажем, что нравствен­ные заповеди Ветхого Завета, то есть Десятисловие, обязывают и нас, христиан, к их соблюдению.

Доказательство десятое      

1. Если истинно учение наших противников, которые говорят, что спасает только вера, а добрые дела бесполезны для спасения и нужны только для украшения веры, то из этого учения следует, что вера может спасти, даже если будет лишена каких‑либо добрых дел и будет причастна всякому греху и беззаконию.

2. Но это учение и выводы, которые следуют из него, неуместны, и противоречат Священному Писанию и здравому смыслу.

3. Следовательно, только одна вера не спасает, но к ней необходимы добрые дела, не только для украшения веры, но и для спасения.

Здесь три изречения, каждое из которых рассмотрим, проверяя на истинность.

Первое изречение объясняется так. Противники учат, что дела по сути не нужны для спасения, разве по случаю, так как не обладают силой спасения, а к вере не добавля­ют силы, хотя и не отнимают ее. Спасти может только вера. Если действительно было бы так, как они рассуждают, то вера спасала бы, если бы и не было никаких добрых дел, как, например, огонь, согревает теплом, а если у огня отнять все другие его свойства, которые соединены со способностью согревать, то согревать огонь не перестанет. Или, например, отец называется отцом только по причине рождения у него детей. Если у него отнять все другие свойства, такие как разум, сила, твердость, слава, честь, богат­ство, красота, а добавить невежество, бессилие, бесчестие, убожество, безобразность и так далее, то отец, имея единственный признак – наличие рождения детей – не пе­рестанет быть отцом. По этому примеру и христианин, если в соответствии с учением противников спасается одной только верой, то из этого несомненно последует, что он может спастись одной верой при отнятии у него всех добрых дел, замененных на зло­деяния.

Противники скажут, что вера не бывает единственной. Хотя и спасает одна только вера, но она соединяется с добрыми делами, как дерево со своими плодами. Этот ответ неверен по следующим причинам.

ПЕРВАЯ: Поскольку спасает одна вера, но вместе с добрыми делами, то она спа­сает не одна.

ВТОРАЯ: Добрые дела могут совершаться независимо от веры. Мы ясно видим это из свидетельств Священного Писания.

ПЕРВОЕ: В Евангелии сказано: и из начальников многие уверовали в Него; но (...) не исповедовали (...) ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию (Ин. 12:42‑43). Обрате внимание, что вера этих начальников не была отдельно от добрых дел.

ВТОРОЕ: Апостол Павел говорит: Если имею (...) всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто (1 Кор. 13:2).      

ТРЕТЬЕ: Апостол Иаков говорит: Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его (Иак. 2:14)?      

ЧЕТВЕРТОЕ: Церковное собрание Православных уподобляется гумну, в кото­ром находятся пшеница и солома (Мф. 3:12), а также неводу, в котором злые и добрые рыбы (Мф. 13:48), браку, на котором присутствуют имеющие и не имеющие брачную одежду (Мф. 22:11), десяти девам, среди которых и мудрые, и неразумные (Мф. 25:1), овцам и козлам (Мф. 25:32). То есть в Церковном собрании верующих есть добрые и злые, как пшеница и солома в одном гумне, как хорошие и плохие рыбы в одном неводе, и так далее. Поскольку в Церковном собрании все верующие суть, ибо не­верующего церковь не принимает, но среди них есть злые, уподобляющиеся соломе, плохой рыбе, присутствующим на брачном пиру, но без брачной одежды, неразумным девам, козлам, то ясно, что эти наименования они получили из‑за своих злых дел. Они верующие, так как присутствуют в Церковном собрании верующих, а по сути своей козлы, поскольку погрязли в злодеяниях. Изо всего этого ясно, что вера может быть без добрых дел.

ПЯТОЕ: Юродивые девы были отвернуты не из‑за веры, а из‑за скудости масла, то есть дел милосердия. Стоя ошуюю, они будут осуждены не за веру, а за злые дела.

Апостол Петр поразил Ананию и Сапфиру не за скудость веры, а за злое дело (Деян. 5, 3), а также обличил Симона Волхва не за неверие, а за иной грех (Деян. 6:20). Апостол Павел жестоко наказал Коринфянина не за неверие, а за кровосмешение (1 Кор. 5:5). По этим и другим примерам Священного Писания каждый может видеть, что вера у грешников может быть без добрых дел, более того, может соединяться со злыми делами. Поэтому если спасает человека одна только вера, которая может быть у грешника, со­вершившего злые дела, то такой человек будет спасен из‑за веры, но вместе с тем и осуж­ден за злые дела. Видите, насколько безумно и неуместно это учение противников!

ПРОТИВНИКИ ГОВОРЯТ: Вера без добрых дел уже не вера, ибо без добрых дел она мертва, а если мертва, то она уже не вера. Так, если человек мертв, то он уже не че­ловек, а труп.

ОТВЕЧАЕМ: Вера называется мертвой не по примеру мертвого человека, который после смерти уже не человек, но по примеру тела, которое после смерти остается телом, но не живым. Свойство быть живым не относится к сущности веры так, как относится к сущности человека. Но вера, тем не менее, может называться живой – метафоричес­ки, в тех случаях, когда она действенна, подобно тому, как воду называют живой, когда она непрерывно течет, как это и происходит в ручьях и реках. Воду называют мертвой, когда она неподвижна, как в озерах и в болотах. Однако вода и в источника, и в озерах – истинная вода. По этому подобию и вера, лишаясь добрых дел, не перестает быть ве­рой, а только перестает быть живой, и это вызывает у противников серьезные затруд­нения. Вера, отделенная от добрых дел, как показано выше, не перестает быть верой, но становится мертвой. Так и тело, разлучившееся с душой, остается телом, но становится мертвым. Но как может действовать мертвое тело? Как мертвая вера может совершить спасение? Если для оживления мертвой веры необходимо иметь добрые дела, как жизнь веры, то вера, оживляемая добрыми делами, спасает человека. И тогда торжествует по­беду наш Православный Догмат, восклицающий во гласе трубном: добрая вера с добры­ми делами и добрые дела с доброй верой спасают человека.

Все, что здесь сказано, объясняет первое изречение, которое мы привели в начале этого десятого доказательства, то есть этого изречения: «Вера одна может спасти, даже если будет лишена каких‑либо добрых дел и будет причастна всякому беззаконию».

Второе изречение, приведенное там, гласит, что так говорить и учить противоре­чит и Священному Писанию, и здравому смыслу. Ибо Апостол ясно говорит: Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во‑первых, Иудея, потом и Еллина! На­против, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, Иудею, потом и Еллину (Рим. 2:9‑10). И снова: Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни сквернители, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищ­ники – Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6:9‑10). И снова: Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийс­тва, пьянство, бесчинство и тому подобное Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царства Божия не наследуют (Гал. 5:19). И снова: Ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога (Еф. 5:5). И снова: А вне – псы и ча­родеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду (Откр. 22:15).      

Из этих свидетельств, которые яснее солнца, мы ясно видим, что вера, лишенная добрых дел и причастная злым делам не может спасти человека. Поэтому для спасения требуются добрые дела так же, как и добрая вера.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: