Глава 5. Претыкание о благие дела, якобы поврежденные греховным пороком

 

Любознательные очи звездочетов и в самом солнце, источнике света, усмотрели или, точнее, искусственно создали некую тьму, и стали говорить, что не только луна, но и само солнце в своем свете имеет некий порок, примесь тьмы. Наши противники подобны им, усматривая в добрых делах некие пороки, изъяны, недостатки. Так, они говорят: «Как можно заслужить вечную жизнь добрыми делами, которые имеют не­кий порок и изъян, либо из‑за похоти, которая всегда есть в человеке (и которую они называют первородным грехом) и самого человека делает порочным, и дела его, если они и кажутся добрыми, повреждает и извращает, либо из‑за примеси грехов, которые есть даже у праведного человека. Итак, добрые дела из‑за своего изъяна и поврежденности грехом не чисты пред Богом, искажены грехом и никоим образом не могут быть причиной спасения. Поэтому лучше надеяться на одну веру и Божие милосердие, а не набирать добрых дел ради спасения. Так учат противники. Что нам на это ответить? Отвергая это еретическое учение, мы выдвигаем противоположный ему Догмат.

Православный Догмат. Дела праведных поистине благи и праведны, не имеют греховного порока и не могут называться грехами, и таковыми стяжается жизнь вечная.      

Подтверждение Догмата Священным Писанием Ветхого Завета      

Терпение праведного Иова было непричастно пороку, ибо написано: Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге (Иов. 1:22). Но и Сам Бог, хваля Иова, сказал сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? Ибо нет тако­го, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла (Иов 1:8).      

СКАЖЕТЕ: Иов проклинал день своего зачатия и рождения, так как согрешил нетерпением.

ОТВЕЧАЕМ: День зачатия и рождения – это день греха, как говорится в псал­ме: Знаю, в беззакониях зачат я, и в грехах родила меня мать моя (Пс. 50:7). Поэтому праведник, посчитав, что получил наказание за грехи, проклинал этот греховный день. Он сделал это не из‑за нетерпения, а из отвращения к греху. Поэтому его проклятие гре­ха было не только прегрешением, а, напротив, добрым делом. Ибо всякое проявление отвращения к греху является добрым делом. Смотри «Маргарит» Златоуста, Беседу об Иове.

Давид поет в своих псалмах: Суди меня, Господи, по правде моей и по незлобию моему (Пс. 7:9)! Снова: Услышь, Господи, правду мою (...) испытал Ты сердце мое, посетил его ночью; испытал меня, и не обрел во мне неправды (Пс. 16:1‑3). Снова: Ибо хранил я пути Господни и не был нечестивцем пред Богом моим. Ибо все суды Его предо мною, от повелений Его не отступал я. И буду непорочен пред ним, и сохраню себя от безза­кония. И воздаст мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих пред очами Его (Пс. 17:22‑25). Снова: Суди меня, Господи, по правде Твоей, ибо живу я в незлобии (Пс. 25:1).      

Снова: Путь истины избрал я и судов Твоих не забыл. (...) Путем заповедей Твоих ходил я, когда расширил ты душу мою (Пс. 118:30‑32). И поучался заповедям Твоим, которые возлюбил (Пс. 118:47). Друг я всем боящимся Тебя и хранящим заповеди Твои (Пс. 118:63). Возненавидел всяк путь неправды (Пс. 118:104). Рассудил я и поступил по правде (Пс. 118:121). И вот возлюбил я заповеди Твои больше золота и топаза (Пс. 118:127). И устремлялся ко всем заповедям Твоим, всяк путь неправды возненавидел (Пс. 118:128), и прочее, и прочее.

Из этих и других изречений псалмов ясно, что Давид уповал на свои добрые дела, надеясь не постыдиться за них на Страшном Суде. Ибо Давид верил, что с помощью Божией благодати человек может совершать праведные дела.

Подтверждение Догмата Священным Писанием Нового Завета

Само Священное Писание называет дела праведников добрыми делами: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5:16). Снова: Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и (...) чтобы они богатели добрыми делами (1 Тим. 6:17‑18). Снова: дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам (Тит. 3:8). Снова: Ибо мыЕго творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять (Еф. 22:10). Видите, противники, в Святых Книгах гово­рится о добрых делах, как освященных Богом, так что не оскверняйте их.

Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло (Мф. 6:25). Святые Отцы толкуют это следующим образом. Око, которое есть светильник для тела, – это намерение, а тело – это дело. Поэтому если око будет чисто, то есть если намерение будет добрым, то все тело будет светло, то есть все дело, следующее за благим намерением, будет светло и не будет иметь греховной тьмы.

Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоцен­ных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится; ибо день покажет, пото­му что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня(1 Кор. 3:11‑15). Эти слова Павла Зла­тоуст толкует следующим образом. Злыми делами он называет дрова, сено, солому, так как они легко воспламеняются, а добрыми делами – золото, серебро, драгоценные камни, которые в огне не горят, а только становятся ярче. Огонь Страшного Суда Божия испы­тает и те, и другие, и за каждое из них будет возмездие. Если добрые дела, как золото, се­ребро и драгоценные камни, не сгорая, получат Небесную награду, то как они могут быть грехами? И как они могут иметь в себе какой‑либо порок и греховную скверну?

Кроме того, ложность учения противников очевидна и по этим изречениям свя­щенного Писания, в которых запрещает согрешать Святой Ду х: Гневаясь, не согрешайте (Пс. 4:5). И снова: Сказал я, Асаф, беззаконникам:    «Не творите беззаконий» (Пс. 74:5). Перестаньте делать зло; научитесь делать добро (Ис. 1:16‑17). Вот, ты выздоровел; не греши больше (Ин. 5, 14) Отрезвитесь, как должно, и не грешите (1 Кор. 15:34). Более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь (2 Пет. 1:10). Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали (1 Ин. 2:1). Эти увещевания Святого Духа будут напрасными, если, согласно учению противников, мы не можем не согрешать во всяком деле. Если, по их учению, всякое доброе дело не может быть чистым от греховной скверны, то для чего было высказано это запрещение Бога – не согрешайте.      

Подтверждение Догмата доказательствами      

Доказательство первое      

Всякое дело, угодное Богу, не может быть осквернено греховным пороком, так как добрые дела угодны Богу. Ибо Апостол Павел говорит: получив от вас посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу (Флп. 4:18). Как же бла­говонное курение и жертва, приятная Богу, могут оскверниться греховным смрадом?

  Доказательство второе      

Если в добрых делах есть греховный порок, то почему в Писании говорится о не­ких святых, которые святы, праведны, непорочны, совершенны? Ной был человек пра­ведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом (Быт. 6:9). О праведном Иове сказано выше, и это же можно сказать о многих других: Блаженны непорочные на пу­тях своих, соблюдающие закон Господень (Пс. 118:1). Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить (Флп. 3:15). Он избрал нас (...) чтобы мы были святы и непорочны пред Ним (Еф. 1:4). Чтобы (...) вы были чисты и непреткновенны в день Христов (Флп. 1:10).      

Доказательство третье      

Если все дела праведников греховны, то и вера их является грехом, как и молит­ва: Прости нам долги наши, то есть грехи, в которой мы, согрешая, просим о прощении грехов. Разве не безумием было бы очищать скверну скверной!

Доказательство четвертое      

Если все дела праведников – грехи, то какова дерзость Апостола Павла, который говорит: Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь, Судия же мне Господь (1 Кор. 4:4). Готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия (2 Тим. 4:8). Но за что, святой Павел? Противники отвечают: «за дела, осквернен­ные греховными пороками».

Доказательство пятое      

Если все дела праведников являются грехами, то согрешал бы и Сам Бог, ибо добрые дела в праведниках производит Бог, по слову Апостола: Бог производит в вас и хотение и действие по своему благоволению (Флп. 2:13). И Сам Христос говорит: Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви (...) без Меня не можете делать ничего (Ин. 15:4). И Апостол Павел: но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною (1 Кор. 15:10).      

Доказательство шестое      

Из учения противников вытекает большая обида и оскорбление Самому Христу, Который, словами Павла, обращенными к Титу, дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам (Тим. 2:14). Если же добрые дела праведников являются грехами, то Христос не избавил нас от всякого беззакония и не истинно не очистил Себе народ избранный, а также не сделал нас ревностными к добрым делам, а сделал скорее ревнителями смертных гре­хов.

Возражения противников      

Возражение первое      

Верующие всю жизнь нуждаются в отпущении грехов, ибо Давид говорит: Бла­женны те, кому отпущены беззакония и чьи грехи прощены. Блажен муж, которому Гос­подь не вменит греха (Пс. 31:1‑2).      

ОТВЕЧАЕМ. ВО‑ПЕРВЫХ, ВОЗРАЖЕНИЕМ: Давид говорит: Блажен муж, кото­рый не пошел на совет нечестивых, и на путь грешных не вступил, и не сидел в сбори­ще губителей; но в законе Господнем воля его (Пс. 1:1‑2). И снова: Пою и размышляю о пути непорочном. Когда посетишь Ты меня? Ходил я в незлобии сердца моего под кровом дома моего. Отвращал я взор свой от дел беззаконных; людей, творящих преступления, возненавидел. Чужды были мне сердца коварных; изменявших мне лукавых я не хотел знать (...) ходящие путем непорочным служили мне (Пс. 100:1‑6). Об этом Давид гово­рит и в других псалмах, которые приведены выше в этой главе по данной теме.

ОТВЕЧАЕМ, ВО‑ВТОРЫХ: Верующие действительно всю жизнь нуждаются в отпу­щении грехов, то есть всякому грешнику необходимо покаяние и оправдание в покаянии. Это истина, но не относящаяся к нашему Догмату, ибо мы не называем грехами добрые дела. Блаженны те, кому отпущены беззакония и чьи грехи прощены (Пс. 31:1). Эти слова отнюдь не в пользу противников, ибо здесь говорится не о добрых делах, якобы осквер­ненных греховным пороком, а о грехах, в которых кается грешник и бывает оправдан при­нятием в свою душу Божией благодати. Эти слова псалма, грехи прощены (прикрышася, церк.), по мнению святых Отцов, означают, что Бог действительно прикрывает грехи, но оставляя их как бы под прикрытием, поскольку у Бога ничего не может быть прикрыто, если не будет изглажено, словами Павла: все обнажено и открыто перед очами Его (Евр. 4:13). Но Бог покрывает грехи так, как искусный врач покрывает рану пластырем, врачуя и заживляя ее, а не оставляя ее без изменений. Но об этом будет сказано ниже.

Возражение второе      

И не вступай в тяжбу с рабом Твоим, ибо не в силах оправдаться пред Тобою никто из живых (Пс. 142:2).      

ОТВЕЧАЕМ: Толкование этих слов псалма трояко.

ПЕРВОЕ ТОЛКОВАНИЕ: Человек перед Богом не может оправдаться своей собственной правдой, так как сам по себе он правды не имеет. Если он и имеет правду, то она от Бога, а не от себя самого. Когда Давид говорит: И не вступай в тяжбу с рабом Твоим, понимай это так: «Не суди меня. Господи, за то, что у меня от себя самого, так как не в силах оправдаться пред Тобою никто из живых». Поэтому он и говорит немного выше: во истине Твоей, услышь меня в правде Твоей (Пс. 142:1), то есть в правде, кото­рую имею и которая дана Тобой.

ВТОРОЕ ТОЛКОВАНИЕ: Эти слова псалма относятся к простительным грехам, избежать которых в этой жизни мы не можем. Поэтому когда Давид говорит: И не всту­пай в тяжбу с рабом Твоим, это означает следующее: «Не желаю с тобой спорить, считаю себя грешником и прошу прощения, ибо не один я, но каждый человек время от времени согрешает, и нет такого праведника, который бы иногда не погрешил».

ТРЕТЬЕ ТОЛКОВАНИЕ: Человек не оправдается пред Богом из‑за огромного неравенства между Богом и человеком. Ибо если и есть правда в праведном человеке, однако поскольку очевидно несравненное превосходство Божией правды, всякая чело­веческая и Ангельская правда при сравнении с Божией правдой кажется неправдой, как звезды, сами по себе очень яркие, меркнут при солнце. Об этом говорится и в Книге Иова, в главе 4: человек праведнее ли Бога? И муж чище ли творца своего (Иов 4:17)? И снова в главе 9: правда! Знаю, что так; но как оправдается человек пред Богом? (Иов 9,    1).      

Возражение третье      

Екклезиаст в главе 7 говорит: Нет человека праведного на земле который делал бы добро и не грешил бы (Еккл. 7:20).      

ОТВЕЧАЕМ: Это не следует понимать так, что будто бы человек согрешает, делая добро. Это означает, что никто не праведен настолько, что делает всегда только добро. Все иногда согрешают, как сказано в Соломоновых Притчах, в главе 24: семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые упадут в погибель (Притч. 24:16).      

Возражение четвертое      

В Книге Пророка Исаии в главе 64 написано: Все мы сделались – как нечистый, и вся праведность наша – как запачканная одежда (Ис. 64:6), в другом переводе Библии написано, что вся праведность наша – как запачканная одежда женщины, претерпеваю­щей месячные истечения.

ОТВЕЧАЕМ: Хотя противники и хвастают, что это изречение подтверждает их учение, однако рассмотрим его, как должно, и не обнаружим силы, с которой оно может нам противостоять, по трем следующим причинам.

ПЕРВАЯ ПРИЧИНА: В этом месте Пророк Исаия говорит не о праведных людях, а о великих грешниках, за беззакония которых был отдан и город, и все его жители, в руки Вавилонского царя. От лица этих беззаконников Пророк говорит: Но вот, Ты про­гневался, потому что мы издавна грешили; и все мы сделались – как нечистый, и вся праведность наша – как запачканная одежда (Ис. 64:5‑6).      

ВТОРАЯ ПРИЧИНА: Если бы Пророк говорил и обо всех людях, однако это отно­сится только ко времени Вавилонского плена.

ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА: Пророк говорит не обо всех делах, а только о тех, на которые они надеялись и считали правдой, то есть о принесении жертвы, о новомесячии и так далее, которые, хотя сами по себе и были добрыми, но совершались со злым намерением без Божией благодати и не так, как обычно полагалось их совершать. Из‑за этой слепоты они уподобляются запачканной одежде, оскверненной месячными истечениями. О тако­вых говорит и Сам Бог в Книге Пророка Исаии: К чему Мне множество жертв ваших? (...) Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть, и так далее (Ис. 1:11‑14). Об этом же говорится в Книге Пророка Иеремии: Для чего Мне ладан, который идет из Саввы, и благовонный тростник из дальней страны? Всесожжения ваши неугодны и жертвы ваши неприятны Мне (Иер. 6:20). Об этом говорится также в Кениге Пророка Аммоса, в главе 5.

Возражение пятое      

Добрые дела праведников больше всего оскверняются и получают греховный по­рок от похоти, и поскольку она пребывает и в праведниках после крещения и оправда­ния и является грехом, то дела праведников не могут быть чистыми и свободными от греховного порока.

ОТВЕЧАЕМ: В этом возражении два заблуждения.

ПЕРВОЕ: Похоть является грехом.

ВТОРОЕ: Этот грех, то есть похоть, а также другие грехи после крещении и от­пущения грехов, продолжают пребывать в человеке и только (по учению противников) прощаются и не вменяются, как сказано в псалме: Блаженны те, кому отпущены безза­кония и чьи грехи прощены. Блажен муж, которому Господь не вменит греха (Пс. 31:1‑2). Этот псалом будет истолкован ниже.

ПЕРВОЕ заблуждение мы рассмотрели в предыдущей главе 4, где сказали, что по­хоть сама по себе не грех, если только к ней не добавится самовластное произволение. Смотрите, как там сказано об этом. Но и здесь также мы утверждаем, что святым креще­нием всякий грех очищается и отнимается. Так и похоть, если бы она была грехом, вне вся­кого сомнения, была бы изглажена святым крещением и полностью отнята. Но поскольку похоть пребывает в человеке и после крещения, ясно, что похоть не является грехом.

ВТОРОЕ заблуждение противников состоит в том, что, по их словам, похоть яв­ляется грехом и не очищается крещением, а только прощается и не вменяется. Так, по словам противников, бывает и при отпущении грехов, когда грешник становится пра­ведником, а также в Таинстве покаяния, когда грехи не снимаются с человека, а только покрываются правдой, страданием и заслугами Христа и не предъявляются человеку для наказания. Поистине безрассудно говорить, что грехи ни крещением, ни оправданием не отнимаются от человека, а только прощаются и не вменяются. И мы хотим доказать об­ратное с Божией помощью. Об оправдании скажем ниже. Здесь же нам предстоит дока­зать значение крещения и то, что всякий грех святым крещением полностью очищается, отнимается, изглаживается, прогоняется, истребляется и превращается в ничто.

И если мы это докажем, то станет ясно, что похоть не является грехом и не отни­мается крещением, а пребывает в человеке и после крещения, и после отпущения грехов.

Для доказательства истинности Православного учения мы воспользуемся текстами Священного Писания, и поскольку их великое множество, разделим их на несколько частей.

В ПЕРВОЙ части рассмотрим изречения, в которых говорится, что крещение омывает, очищает, отнимает, убирает грехи.

Наипаче омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня (Пс. 50, 4). Вот Агнец Божий, который берет на Себя грех мира (Ин. 1:29). Христос возлюбил Церковь (...), чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего‑либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Еф. 5:25‑27). И если Бог омывает грехи крещением, то как может быть истинным учение противников о том, что Бог крещением не снимает грехи, а только прощает и не предъявляется для наказания, то снимает неиз­бежность наказания, но грех, как причину наказания, оставляет.

ВО ВТОРОЙ части рассмотрим изречения, в которых говорится, что крещение убирает пороки и скверны.

Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе (Песн. 4:7)! И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших (Иез. 36:25). Он избрал нас в Нем прежде избрания мира, чтобы мы были святы и непорочны (Еф. 1:4). Прими­рил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою (Кол. 1:22). Видите, противники, каково действие крещения и отпущения грехов – они убирают всякие пороки и скверны. Если это так, то как можно говорить, что грехи в крещении и отпущении грехов только прощаются и не вменяются.

В ТРЕТЬЕЙ части рассмотрим образы святого крещения. Первый образ крещения – обрезание (Кол. 2:11). Второй образ – это Чермное море (1 Кор. 10:2). Третьим образом крещения является Иордан, в котором Неман исцелился от проказы (4 Цар. 5). Четвертый образ – потопление свиней в море (Мф. 8:29). Пятый – купальня у Овечьих ворот (Ин. 5), шестой – Силоамская купальня, омывшая и даровавшая зрение слепому от рождения (Ин. 9), седьмой – всемирный потоп (1 Пет. 3:21). Таковы образы крещения. Все они яв­ляются образами отнятия и уничтожения грехов, а не прикрытия или невменения. Так, в обрезании плоть обрезывалась в действительности. В Чермном море на самом деле уто­нули Египтяне. В Иордане совершилось истинное исцеление, и так далее. Итак, в креще­нии грехи истинно убираются и полностью уничтожаются, а не прикрываются.

В ЧЕТВЕРТОЙ части рассмотрим изречения, которые уподобляют крещение чис­тым и светлым предметам. Омоешь меня, и стану снега белее (Пс. 50:9). Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю (Ис. 1:18). И снова: Израиль, не забывай меня. Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако (Ис. 44:21‑22). Известно, что солнечные лучи, пронизывая облака своим светом, разгоняют и уничтожают их, и небо становится ясным. Так обращается с греховным облаком и благодать Святого Духа в крещении и отпущении грехов.

В ПЯТОЙ части рассмотрим образ первородного греха. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются пра­ведными многие (Рим. 5:19). Здесь хорошенько подумайте, что имеется в виду, когда го­ворится, что из‑за непослушания Адама грешными стали многие, и стали ли они истинно грешными или только грех стал им вменяться. Всякий здравомыслящий человек скажет, что люди стали истинно грешными, а не просто грех стал им вменяться. И как из‑за непослушания Адама многие стали истинно грешными, так из‑за послушания Христа многие стали истинно праведными, а не просто грех перестал им вменяться. Итак, люди в крещении и отпущении грехов становятся истинно праведными, а не по вменяемости. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин. 3:6). Родившиеся от плоти – истинно плотские люди, а от Духа – поистине духовные.

В ШЕСТОЙ части рассмотрим образ смерти Христа. Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть (Рим. 6:4). И ниже: Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения (Рим. 6:5). Толкование: смерть Христа была истинной, и отпущение грехов нам тоже истинно. Также Его Воскресение было истинным, и наше оправдание тоже истинно.

В СЕДЬМОЙ части рассмотрим изречения Писания, в которых говорится, что в крещении мы возрождаемся. Если кто не родится от воды и Духа (Ин. 3:5). Он спас нас (...) банею возрождения (Тит. 3:5). Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение (1 Пет. 2:2).      

Здесь обратите внимание на то, что новое рождение невозможно без истинной смерти грехов. Ибо новое не рождается, пока не истлеет старое, огонь не рождается, пока не истлеет дерево. Когда мы рождаемся в крещении в Нового Адама, должно ис­тлеть и окончательно погибнуть всему тому, что было ветхим Адамом. Если же ветхий Адам живет в нас и после крещения, то как нам возродиться в Нового?

В ВОСЬМОЙ части рассмотрим изречение, которое учат нас, что невозможно вместе находиться свету и тьме, греху и правде. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и трапезе бесовской (1 Кор. 10:21). Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром (2 Кор.14–15)? Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе (Рим. 8:1). Наши же противники говорят противоположное этому, желая, чтобы в нас одновременно были и Велиар, посредством греха, который, как они говорят, всегда в нас есть, и Христос, посредством оправдания.

В ДЕВЯТОЙ части рассмотрим изречение о том, что Бог ненавидит грехи. Воз­ненавидел ты всех, делающих беззакония (Пс. 5:6). Возлюбил Ты правду и возненавидел беззаконие (Пс. 44:8). Ибо равно ненавистны Богу и нечестивец и нечестие его (Прем. 14:9). Из этих высказываний следует, что или Бог при отпущении грехов истребляет их как ненавистных Ему, или не прощает их, чтобы подвергнуть за них наказанию. Ибо если бы кто пребывал в грехе, то такого Бог бы ненавидел. Если бы Он его ненавидел, то хотел бы наказать и отомстить. Если бы Он хотел наказать и отомстить, то не отменил бы обяза­тельности наказания. Поэтому, когда противники учат, что Бог не вменяет грехов, если они и пребывают в человеке, то есть не хочет его наказывать, впадают в явное противо­речие со Священным Писанием, в котором Бог везде описан как Враг греха и его суровый Мститель. Но довольно об этом, остальное будет сказано в Догмате об оправдании.

Здесь возвратимся туда, откуда пришли, а именно, к возражению противников, согласно которому добрые дела праведников имеют скверну и греховный порок из‑за похоти, которая есть в каждом человеке. Так учат противники, называя похоть грехом, который не изглаживается крещением и не отнимается, а только прикрывается правдой Христа, Которому да не вменится наказание пред Лицом Бога Отца.

На это возражение мы ответим двояко.

ПЕРВЫЙ ОТВЕТ: Похоть сама по себе не грех, если только к ней не добавится злое соизволение, о чем было сказано выше.

ВТОРОЙ ОТВЕТ: Всякий грех полностью истребляется крещением и отпущением грехов, что и показано в этих девяти частях. Но поскольку похоть пребывает в нас и пос­ле крещения и отпущения грехов, то ясно, что она грехом не является. Поэтому добрые дела праведников не получают от похоти ни единой скверны или греховного порока.

Противники НАСТАИВАЮТ: Давид говорит: Блаженны те, кому отпущены без­закония и чьи грехи прощены. Блажен муж, которому Господь нее вменит греха (Пс. 31:1‑2). Отсюда следует, по мнению противников, что при крещении и оправдании грехи не отнимаются, а только покрываются.

ОТВЕЧАЕМ: Эти слова псалма подробно толкует Августин. Он говорит, что те­лесные раны могут покрыться двояко: во‑первых, самим раненым, во‑вторых, врачом. Раненый покрывает раны одеждой, но не изглаживает их. Врач покрывает раны плас­тырем и изглаживает. Так происходит и с грехами. Грехи могут прикрыть и грешник, и Бог. Грешник прикрывает грехи, когда небрежно к ним относится и утаивает их внутри подобно фарисею, который говорил: я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи (Лк. 18:11). Когда прикрывает грехи Бог, Он лечит грешника Своей благо­датью и уничтожает грехи, как покрыл грехи мытаря, ушедшего в свой дом оправдан­ным.

Кто является блаженными, со слов Давида: те, чьи грехи прикрыты первым спо­собом, или те, грехи которых прикрыты вторым способом, ответьте, противники, мы хотим предельной искренности. Августин говорит: «Пускай же покроет раны Бог, а не ты. Ибо если ты, стыдясь, захочешь прикрыть свои раны, они не будут исцелены врачом. Если это сделает врач, то он прикроет раны пластырем. Под покрытием врача рана ис­целяется, под покрытием раненого рана не заживляется. И что пользы ране покрытие, только прикрывающее, а не исцеляющее? И как может быть прикрыт грех перед очами Всевидящего, о Котором Апостол говорит: И нет твари, сокровенной от Него, все обна­жено и открыто перед очами Его (Евр. 4:13)?»      

Возражение шестое      

Мы ежедневно произносим: Оставь нам долги наши, и эту молитву произносят как грешники, так и праведники. Следовательно, дела праведных осквернены греховным пороком.

ОТВЕЧАЕМ: Грешники молятся об оставлении смертных грехов, праведники – об оставлении простительных грехов, которых не могут избежать в этой жизни, словами Апос­тола Иакова: все мы много согрешаем (Иак. 3:2). И снова: Если говорили что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас (1 Ин. 1:8). Если у праведников и бывают простительные грехи, то они отнюдь не вредят их добрым делам и не делают их порочны­ми. Еще можно сказать, что Священное Писание некоторых людей называет праведными, святыми, непорочными, совершенными. Праведники не были бы названы такими именами, если бы имели порок от простительных грехов. Ной был человек праведный и непорочный в роде своем (Быт. 6:9) Так говорится и об Иове, и о многих других. Блаженны непорочные на путях своих, соблюдающие закон Господень (Пс. 118:1). Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить (Флп. 3:15). Он избрал нас (...) чтобы мы были святы и непорочны пред Ним (Еф. 1:4) Чтобы (...) вы были чисты и непреткновенны в день Христов (Флп. 1:10).      

Завершаем эту главу и ответы на возражения, в заключение отметив, что добрые дела праведников не могут быть названы грехами, и они не получают пороки и грехов­ную скверну от похоти или простительных грехов. Поэтому добрыми делами стяжается вечная жизнь.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: