Первое свойство добрых дел состоит в том, что они исходят из свободной доброй воли человека. Всякое доброе дело, совершаемое по принуждению, а не добровольно и не по свободной воле, не является истинной и действительной добродетелью и не вменяется в заслугу для обретения вечной жизни. Но всякое доброе дело, чтобы оно было действительно добрым и имело значение для стяжания вечной жизни, должно быть добровольным и основываться на свободной воле человека. Это свойство добрых дел рассмотрено в Священном Писании. Кто мог погрешить – и не погрешил, сделать зло – и не сделал? Прочно будет богатство его, и о милостынях его будет возвещать собрание (Сир. 31:11‑12).
По доброй воле я принесу жертву Тебе, прославлю имя Твое, Господи, ибо оно благо (Пс. 53:8).
Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение (1 Кор. 9:17).
Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог (2 Кор. 9:7).
Но можно постичь и разумом то, что если человек делает что‑либо, даже добро, по принуждению, то не получает за это ни благодарности, ни награды. Например, разве не много добра делают солнце, луна, реки, поля, винограды, сады, скоты, однако все они не получают ни благодарности, ни заслуг, ни воздаяния, и только потому, что они делают это не по своей воле, а вынужденно, и не могут это делать по‑другому, чем они делают.
К тому же, добавим, подобно тому, как злые дела, если они не исходят из собственной и свободной воли, не заслуживают наказания, так и добрые дела не заслуживают награды, если не исходят из собственной и свободной воли.
СКАЖЕТЕ: Младенцы в Вифлееме были убиты по принуждению и пострадали не по своей воле, а получили мученический венец. Следовательно, доброе дело может быть не добровольным, а вынужденным.
ОТВЕЧАЕМ: Эти младенцы приняли венец по Божию благоволению и действительно его не заслужили, так как пострадали не по своей воле. Они приняли венец Божий не по заслугам, а только за муки, так как Бог может дать вечную жизнь и не по заслугам. Ирод убил невинных младенцев, так почему Бог не может увенчать их и без заслуг? Разве злоба Ирода больше, чем Божия благость? К тому же мы говорили выше о том, что обычно происходит. А случай с младенцами и получением ими возмездия исключителен.
СКАЖЕТЕ: Христос пострадал за нас по принуждению, ибо получил принуждающую заповедь от Отца, которую нельзя было не выполнить, и Сам сказал об этом: Сию заповедь получил Я от Отца Моего (Ин. 10:18). И снова: смирил Себя, быв послушным даже до смерти (Флп. 2:8). Страдания Христа, хотя и были по принуждению, однако имеют бесконечную ценность для того, чтобы мы могли заслужить вечную жизнь.
ОТВЕЧАЕМ, ВО‑ПЕРВЫХ: Христос пострадал не по принуждению, а добровольно, ибо Сам сказал: Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее (Ин. 10:17‑18).
ОТВЕЧАЕМ, ВО‑ВТОРЫХ: Заповедь Отца о смерти Христа не стала убеждением Христа и Его внутренней необходимостью, будучи только внешней. Так что одно дело убеждение, или внутренняя необходимость, а другое – внешняя. Первая отнимает свободу человеческой воли своим непроходимым пределом. Вторая принуждает только волю в исполнении заповеди, однако не отнимает у человеческой воли самовластия и свободы. Например, церковное повеление принуждает воина к бою вторым, а не первым принуждением. Таково действие и всякой заповеди, и Божией, и человеческой.
Второе свойство добрых дел состоит в том, что благотворящий человек приятен Богу, праведен и является сыном Божиим по благодати, а не нераскаявшимся грешником.
Свидетельства этого свойства имеются в Священном Писании:
И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел (Быт. 4:4).
Неприятна похвала в устах грешника, ибо не от Господа послана она (Сир. 15:9).
И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови (Ис. 1:15).
Из этих высказываний ясно, что добрые дела грешников неприятны Богу, то есть дела нераскаявшихся грешников, пребывающих в ожесточении сердца.
А то, что добрые дела праведников и сынов Божиих, совершающиеся по благодати, приятны Богу и являются основанием для получения награды – вечной жизни, ясно из следующих высказываний.
Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода (Ин. 15:4‑5). Отсюда видно, что желающие принести много плодов, то есть совершить добрые дела, должны быть членами живого Тела Христова, как ветвь, пребывающая на живой лозе. Грешники же не являются живыми в плане духовной жизни, ибо не имеют благодати Божией, которая может быть названа душой души, поэтому Христос говорит: предоставь мертвым погребать своих мертвецов (Мф. 8:22).
К тому же Священное Писание многократно учит, что Царство Небесное есть слава, наследие и достояние сынов: делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин. 8:34‑36).
Потому, что вы (...) приняли Духа усыновления (...) Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу (Рим. 8:15‑17) И там же ниже: сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих (Рим. 8:21).
Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа (Гал. 4:7) И там же: Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной (Гал. 4:30).
Таковы и многие другие тексты Писания, в которых говорится, что вечная жизнь является наследием, или достоянием, которое приличествует сынам, а не рабам.
Смотрите об этом вторую часть этого Догмата, главу 1, претыкание 3.
Всякий, делающий грех, – словами Христа, – есть раб греха (Ин. 8:34), а раб, поскольку он раб, не может быть наследником сыновнего достояния. Следовательно, грешник, пребывающий в грехах, не может стяжать вечной жизни своими делами, даже добрыми. Наследие и достояние сынов не может быть наградой рабам, если бы они работали хоть и тысячу лет, так как сыновняя часть принадлежит сынам, а не рабам. Поэтому ясно, что добрые дела, которыми стяжается вечная жизнь, нуждаются, чтобы те, кто их делает, были усыновлены Богом. Поэтому каждый, желающий добрыми делами стяжать себе вечную жизнь, должен превратиться из грешника в Сына Божия по благодати. Это происходит у верующих через покаяние, а у неверующих – через крещение.
Это же подкрепляется следующими доказательствами.
1. Вечная жизнь, в которой возможно видение Лица Божия, является сверхъестественным делом, оставляющим позади всякое творение. Следовательно, должно быть сверхъестественными и делам, которыми заслуживается вечная жизнь, то есть они должны исходить от благодати Божией, а не от одного естества, чтобы существовало некое равенство и соответствие заслуг награде. Грешник же, пребывающий в грехах, поскольку не имеет Божией благодати, не может своими делами, исходящими не от благодати, но от одного естества, получить сверхъестественную награду.
2. Всякое дело получает цену и достоинство от лица, его совершающего. Например, царское дело имеет большую цену и достоинство, чем если бы это же дело было сделано простым воином. Поэтому дела Христа имеют бесконечную цену и достоинство и дали так много для нашего избавления – Его дела исходили от Божественного Лица. Грешник же, пребывающий в грехах, не имеет Божией благодати, от которой его дела обретают цену и достоинство. Поэтому и дела его не имеют цены и достоинства у Бога. Как сам он ненавистен Богу, так и дела его, подобно жертве Каина, неприятны Богу.
3. Если бы грешник своими добрыми делами мог заслужить себе вечную жизнь, он был бы одновременно и сыном жизни, и сыном погибели, то есть из‑за добрых дел был бы сыном жизни, а из‑за грехов, в которых он пребывает, – сыном погибели. И как такая нелепость только может прийти в голову?
СКАЖЕТЕ: Христос обещает вечную жизнь тем, кто соблюдает заповеди, так как говорит: Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф. 19:17). а не говорит: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, постарайся стать сыном Божиим по благодати».
ОТВЕЧАЕМ, ВО‑ПЕРВЫХ: Христос говорит это и иными словами: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3:5). Что же еще другое может означать родится от воды и Духа, если только стать сыном Божиим в святом крещении.
ОТВЕЧАЕМ, ВО‑ВТОРЫХ: Замечательно, что Христос говорит: Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Ибо первая и основная заповедь следующая: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим. Любящие же Бога всем сердцем являются сынами Божиим и, а не рабами греха, поскольку любовь к Богу и любовь к греху не могут находиться вместе. Свет непричастен тьме, а Христос Велиару, и точно так же – любовь к Богу любви к греху.
СКАЖЕТЕ, ВО‑ВТОРЫХ: Апостол Павел говорит: слава и честь и мир всякому, делающему доброе, Иудею, потом и Еллину (Рим. 2:10) Ибо нет лицеприятия у Бога (Рим. 2:11). Нечто подобное говорит и Апостол Петр: Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему (Деян. 10:34‑35).
ОТВЕЧАЕМ: Лицеприятию не должно быть места в суде, так как от лицеприятия правда истлевает. Такое лицеприятие мерзко перед Богом, Который и Сам воздает каждому по делам его. Однако для милостей и раздачи даров лицеприятие обычно. Ибо и Сам Христос говорит: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам (Мф. 15:26), то есть пренебречь Иудеями и помиловать Еллинов. Поскольку воздаяние вечной жизни является несказанной милостью Божией и совершенным даром от Отца света, такая благостыня нуждается в лицеприятии, чтобы бесценный бисер не был рассыпан перед свиньями. Так и было бы, если бы нераскаявшиеся грешники получили вечную жизнь.
А если Апостол Петр говорит: во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему, то понимайте так, что нераскаявшийся грешник неприятен для Царства Небесного. Иначе напрасной была бы вера во Христа, напрасно крещение. Приятен же грешник Богу, когда он призван, крещен и уверовал во Христа. Так толкует Златоуст. Смотри «Маргарит», в Слове о вере и естественном законе.
Таким человеком, приятным Богу, был сотник Корнилий, Еллин, к которому обращены слова святого Петра. А если Павел говорит: слава и честь и мир всякому, делающему доброе, Иудею, потом и Еллину, то эти слова Апостола обращены к новым христианам, которые обратились ко Христу из неверия и в святом крещении получили усыновление Божие по благодати.
Третьим свойством добрых дел является милостивое обещание Бога вознаградить добрые дела наградой вечной жизни, чтобы достичь определенного согласия между тем, кто совершает дела, и Тем, кто награждает.
Причины этого свойства таковы:
ПЕРВАЯ причина заключается в самих делах, которые, если мы посмотрим на них по существу, не сравнимы со сверхъестественным ублажением, поскольку от них отнято милостивое Божие обетование. Поэтому награда вечной жизни, если смотреть по существу, не должна даваться за одни только дела. Так говорит Апостол: нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим. 8:18). И снова: Легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу (2 Кор. 4:17). Эти слова Апостола учат не тому, что добрые дела не заслуживают вечной жизни, а тому, что они не достойны такого воздаяния по своему существу, а достойны разве благодаря милостивому Божию обетованию, содействующей Божией благодати и по другим причинам. Поэтому Антоний Великий обычно говорил братии: «Если бы вы в своей власти имели весь мир и отвергли весь мир, и тогда мы бы не сделали ничего достойного по сравнению с вечными обителями и благами Небесными».
ВТОРАЯ причина связана с Самим Богом, Который ни в чем не нуждается и Который создал все. Из этого следует, что Богу не обязан был бы давать за наши дела праведную награду, если бы прежде Он не обязал Сам Себя Своим милостивым обещанием. Об этом в Священном Писании говорится: Если ты праведен, что даешь Ему? Или что получает Он от руки твоей (Иов 35:7)? Так рассуждает и Апостол Павел, говоря: Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему (Рим. 11:35‑36). Хорошо пишет об этом Августин: «Бог наш должник, ничего не получающий, но обещающий, если Ему угодно. Иначе бы Он сказал человеку: “ты Мне должен, ибо это Я дал тебе”, иначе говоря, ты Мне должен, так как обещал. Что ответим Богу, не это ли: «воздай мне, ибо я дал Тебе». Но что мы можем дать Богу, поскольку и если мы все, что имеем, получили от Него, и потому ничего не можем дать Богу. Таким образом, мы не можем назвать Его должником, разве только сказав: «Воздай мне, раз обещал, ибо я сделал, что Ты заповедал, но Ты совершил и это, так как помог мне сделать это"".
ТРЕТЬЯ причина относится к праведному воздаянию, ибо всякое воздаяние награды предваряется наитием и обещанием Воздаятеля. Если бы кто‑нибудь работал в чьем‑то винограднике, не нанявшись, тот был бы не вправе требовать награды от хозяина виноградника. Поэтому в Евангельской притче говорится о том, как некие работники, просидев весь день в безделье, не приступили к сбору винограда без найма и договора до тех пор, пока хозяин виноградника не договорился с ними, обещая выдавать плату по динарию в день (Мф. 20). Следовательно, одним из свойств всех добрых дел является обещание награды со стороны Воздаятеля.
ЧЕТВЕРТАЯ причина относится к людям, которые делают добрые дела, но не заслуживают вечной жизни. Поскольку все мы рабы и пленники Божии, все наши дела, по правде говоря, не были бы достойны возмездия, если бы Он Сам не установил награду за наши дела милостивым советом и обещанием. Кто из рабов или пленников требует от своего владыки награды? Это и хотел показать Христос, говоря: когда исполните все побеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17:10).
ПЯТАЯ причина относится к настоящей и будущей жизни. Ибо если бы кто‑нибудь спросил, почему время и место для того, чтобы заработать награду, дается только в настоящем, а не в будущем, то ответ был бы таким. Причина здесь одна – к делам, необходимым для того, чтобы заслужить награду, требуется и милостивое Божие обещание. Ибо Бог благоизволил Свое обещание награды за заслуги ограничить только настоящей жизнью. Поэтому хотя Божии святые в вечной жизни и делают множество добрых дел. однако они не зарабатывают ими умножения славы Небесной, которую они стяжали, по причине определенности времени зарабатывания заслуг. Об этом говорит Апостол Павел: время уже коротко (1 Кор. 7:29). И снова: теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения (2 Кор. 6:2). И снова: Итак, доколе есть время, будем делать доброе (Гал. 6, 10). Если бы добрые дела по своем свойствам были таковы, что награда зарабатывалась бы ими, а не давалась по обетованию Божию, то человек мог бы здесь заработать себе небесную славу, а в Небе умножить ее. Однако с окончанием этой жизни заслугам закрывается дверь. Но почему? Потому, что Бог обещал увенчивать вечной жизнью только настоящие, а не будущие дела. Здесь подвиги, там венец. Здесь труд, там упокоение. Здесь заслуги, там награда. Из всего «того ясно, что свойством наших добрых дел является обетование Божией благости принять их и увенчать милостью и дарами.
Четвертое свойство добрых дел заключается в том. что они происходят не от одной только веры, а в первую очередь от любви к Богу.
Об этом говорится в Священном Писании, когда тем. кто любит Бога, обещается ублажение и вечная жизнь. Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин. 14:21). Не видел того глаз, не слышало ухо. и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9).
Обратите внимание, что сказано: любящим Его, а не всего лишь верующим в Него. И снова: Если имею (...) всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто (1 Кор. 13:2). Готовится мне венец правды, который даст мне Господ, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его (2 Тим. 4:7‑8). Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его (Иак. 1:12).
Из этих текстов Писания ясно, что Бог обещал дать вечную жизнь за добрые дела, совершенные не только по вере, но в первую очередь по любви к Богу. Поэтому происхождение от любви к Богу тоже относится к свойствам добрых дел.
Причина этого такова. Награда вечной жизни – не только награда, но и венец оправдания. Оправдание же происходит не только верой, а и любовью, которая является матерью добрых дел (как показано в этом Догмате). Следовательно, вечная жизнь заслуживается не одной только верой, а верой, действующей любовью, что, как говорит Апостол, и должно происходить (Гал. 5:6).
Здесь подчеркну, что больше любовью, чем верой, ибо вера лишь представляет человеческому разуму красоту несказанных Небесных благ, которые есть у Господа, несущего свет во тьму. Любовь же разжигает желание и побуждает приобретать эти блага, а также движет другими добродетелями к деланию и стяжанию вечного блаженства. Поэтому любовь называется царицей добродетелей – Апостол Павел все добродетели приписывает любви: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает (1 Кор. 13:4‑8).
Таковы четыре исходных свойства добрых дел, которые выступают предметом спора. Остальные три свойства безоговорочно принимаются всеми.
ПЕРВОЕ: Это поистине добрые дела. Ибо злые дела заслуживают не вечной жизни, а вечной смерти.
ВТОРОЕ: Добрые дела совершаются ради Бога и угодны Богу. Когда ожидают награду от кого‑либо. Поэтому все, делающие угодное Богу, совершают это ради получения от Него награды.
ТРЕТЬЕ: Все добрые дела совершаются в пути, а не на пределе. Путь – это земная жизнь, предел – это будущая жизнь, и земной жизнью, как бы земным путем, мы идем к пределу, то есть к вечной жизни. Поэтому добрые дела имеют цену и заслуги только в пути, но не на пределе, ибо там уже закрывается дверь добрым делам (Мф. 25:10). Об этом говорит и Ангел в Апокалипсисе, в главе 10, который поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, (...) что времени уже не будет (Откр. 10:5‑6). Но и Сам Христос говорит об этом: приходит ночь, когда никто не может делать (Ин. 9:4). Здесь под ночью понимается смерть как конец и временной жизни, и всяким заслугам.