Глава 4. Претыкание о хранение Закона Божия, то есть десятисловия

 

Делать добрые дела, необходимые для спасения, есть не что иное, как хранить За­кон Божий и соблюдать его заповеди. Но никто в этой жизни не может исполнить Закон не только своими силами, но и с помощью Божией благодати (как учат противники). Так как никто не может делать добрых дел, необходимых для спасения, то лучше надеяться на одну веру и не привлекать к спасению добрые дела. Видите, Православные, как зло­словят те, кто отвергает не только добрые дела о спасении, но говорят, что и исполнить их невозможно. Однако чтобы заградить уста говорящим неправду, должно здесь пред­ставить Православный Догмат: каждый праведный человек в этой жизни, не свои­ми собственными силами, но укрепляемый Божией благодатью, может соблюсти закон Десятисловия.      

Подтверждение Православного Догмата Священным Писанием Ветхого Завета      

Я Господь, Бог твой (...) творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои (Исх. 20:2‑6).      

Ибо заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека (...) но весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его (Втор. 30:11‑14). Здесь Бог ясно показывает, что соблюдение Его заповедей вполне возможно.

Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему. От всего сердца твоего и от всей души твоей, чтобы ты соблюдал заповеди Господа (Бога твоего) и постановления Его (Втор. 10:12‑13).      

Снова: Итак, люби Господа, Бога твоего, и соблюдай, что повелено им соблюдать, и постановления Его (Втор. 11:1).      

Посему в точности старайтесь хранить и исполнять все написанное в книге закона Моисеева (Нав. 23:6). И ниже: Посему всячески старайтесь любить Господа Бога вашего (Нав. 23:11).      

Господь говорит Иеровоаму: не пошли путями Моими, чтобы делать угодное пред очами Моими и соблюдать уставы Мои и заповеди Мои, подобно Давиду (3 Цар. 11:33).      

Потому что Давид делал угодное пред очами Господа и не отступал от всего того, что Он заповедал ему во все дни жизни свой, кроме поступка с Уриею (3 Цар. 15:5).      

И делал он (Иосия) угодное в очах Господних, и ходил во всем путем Давида, отца своего, и не уклонялся ни направо, ни налево (4 Цар. 22:2).      

И там же ниже: Подобного ему не было царя прежде его, который обратился бы ко Господу всем сердцем своим, и всею душою своею, и всеми силами своими (4 Цар. 23:25). И заключил царь Иосиа завет пред лицем Господа последовать господу и соблю­дать заповеди Его и откровения Его, и уставы Его, от всего сердца своего и от всей души своей, чтобы выполнить слова завета (2 Пар. 34:31).      

И со всем усердием взыскали его, и Он дал им найти Себя (2 Пар. 15:15).      

Как повелел господь Моисею, рабу своему, так Моисей заповедал Иисусу. А Иисус так и сделал: не отступил ни от одного слова во всем, что повелел Господь Моисею (Нав. 11:15). Нечто подобное можно, несомненно, сказать и об Аврааме, о Моисее, о Самуиле, о Илии, о Елисее, Исаии, Иеремии и других Пророках.

В столпе облачном говорил Он им, ибо хранили они откровения Его и повеления Его, которые Он им даровал (Пс. 98:7).      

Всем сердцем моим искал я Тебя (Пс. 118:10). И снова: В сердце моем сберег я слова твои, да не согрешу пред Тобой (Пс. 118:11). И снова: Путь истины избрал я и судов Тво­их не забыл. Припал я к откровениям Твоим, Господи, не посрами меня! Путем заповедей Твоих ходил я, когда расширил ты душу мою (Пс. 118:30‑32).      

И сотворите себе новое сердце и новый дух (...) обратитесь и живите (Иез. 18:31‑32).      

Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом (Быт. 6:9). Сказал Бог Аврааму: ходи предо Мною и будь непорочен (Быт. 17:1).      

Подтверждение Православного Догмата Священным Писанием Нового Завета      

Возьмите иго Мое на себя (...) ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. И, 29–30).      

Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф. 19:17). И там же: если хочешь быть совершенным (Мф. 19:21).      

Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5:48).      

Оба они были праведны пред Богом (Захария и Елисавета), поступая по всем запо­ведям и уставам Господним беспорочно (Лк. 1:6).      

Не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут (Рим. 2:13). См. также Иак. 2:20 и т. д.

Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14:15). Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня (Ин. 14:21). Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое (Ин. 14:23). Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих (Ин. 14:24).      

Они были Твои, и Ты дал их мне, и они сохранили слово Твое (Ин. 17:6).      

Говорю же вам, друзьям Моим (Лк» 12, 4). Я назвал вас друзьями (Ин. 15:15). И там же, выше: Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам (Ин. 15:14).      

Нашел Я (...) Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Моя (Деян. 13:22)      

А кто соблюдает слово его, в том истинно любовь Божия совершилась (1 Ин. 2:5).      

   Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки (1 Ин. 5:3).      

Все могу в укрепляющем меня Иисусе (Флп. 4:13).      

Из этих и других изречений Священного Писания яснее солнца видно, что че­ловек, с помощью Божией благости, может исполнить закон Божий, то есть Десятисло­вие.

Святой Иерусалимский Собор ясно гласит, что нас оправдает вера с делами вера с делами. Смотрите лист 246 и 264. Но напрасно бы этот было сказано, если бы никто не мог исполнить повелений Божиих посредством добрых дел. Напрасны повеления для тех, кто не может их выполнить.

Подтверждение Православного Догмата свидетельствами святых Отцов      

Святой Златоуст в Беседе 8 о покаянии говорит: «Пускай никто не клевещет на Господа. Он не дает заповеди, которые невозможно выполнить, а многие делают даже больше, чем велят заповеди».

Златоуст также говорит в Беседе 39 на Евангелие от Матфея: «Смотри, сколько таких людей, которые сделали больше, чем повелел Христос, а ты боишься не выполнить и меры повеленного. Итак, какое ты будешь иметь оправдание, когда ленишься совершить и закон­ное, тогда как другие устремляются далее цели? Тебе мы советуем подавать милостыню от имений своих, а другой отвергся всего, ему принадлежавшего. Тебя мы умоляем целомуд­ренно жить с женою, а иной не вступал и в брак. Тебя мы просим не быть завистливым, а иной самую душу полагает из любви к ближним. Тебя мы просим быть снисходительным и кротким к согрешающим против тебя, а иной, будучи ударяем по ланите, подставляет и другую. Что мы скажем, скажи мне? Как станем отвечать, не делая и того, в чем нас другие столько превосходят? Но они не превосходили бы, если бы дело не было весьма легким».

Также святой Златоуст в Беседе 6 на Послание к Евреям, на главу 9, говорит: «Здесь нельзя сказать: не могу, – это значило бы обвинять Создателя; ведь если Он создал нас не могущими, и между тем повелел (сделать это), то вина падает на Него. Отчего же, скажешь, многие не могут? Оттого, что не хотят. А отчего не хотят? От лености; а если захотят, то, конечно, смогут. Потому и Павел говорит: желаю, чтобы все люди были, как и я (1 Кор. 7:7); он знал, что все могут быть такими же, как он; а если бы не могли, то он и не сказал бы этого. Хочешь ли быть добродетельным? Положи только начало». И ниже: «Не достаточно одного только хотения, но нужно присоединять и дело. Нам содействует и помогает Бог; только мы должны решиться. А если будем спать и похрапывая надеять­ся взойти на Небо, то как мы сможем получить наследие Небесное?», и так далее.

Также святой Златоуст в Беседе 19 на Послание к Евреям говорит следующее: «Но возможно ли любить ближнего, как себя самого? Если бы этого не исполняли другие, то ты справедливо мог бы думать, что это невозможно; если же исполняли, то очевидно, что у нас не бываете этого по нашему нерадению. С другой стороны, Христос не заповедует ничего невозможного, так что многие даже превзошли Его заповеди. Кто же исполнил это? Павел, Петр, весь сонм святых. Впрочем, если я скажу, что они любили ближних, то не скажу ниче­го важного; они любили врагов так, как другой не мог бы любить близких к себе. Кто из нас решился бы идти в геенну за близких к себе, имея возможность войти в царство? Никто. Но Павел решался на это за врагов, бросавших в него камнями и бичевавших его».

Златоуст также говорит в Беседе 2 на Послание к Филиппийцам: «Потому, прошу вас, будем за все благодарить Бога, – что Он и труды облегчил для нас, и награды умно­жил». И ниже: «Итак, не будем беспечны; Бог назначил нам подвиги умеренные, никако­го труда не требующие. Впрочем, не будем из‑за этого пренебрегать ими. Ты не можешь оставаться в девстве? Можешь жениться. Не можешь оставить всего своего имения? Мо­жешь уделять из того, что у тебя есть».

Нечто подобное святой Златоуст пишет в Беседе 9 на Первое Послание к Корин­фянам, на главу 3: «Как велико человеколюбие Божие, так и наказание Его. Притом, если бы Бог заповедал что‑либо трудное и невозможное, то иной мог бы сослаться на труд­ность Его заповедей; если же Он заповедует весьма легкое, то что мы можем сказать, не заботясь и об этом?»

Из этих и других свидетельств святого Златоуста ясно, что хранить Закон Божий доступно каждому, кто хочет этого, с помощью Божией благодати.

Василий Великий в своем Кратком Правиле, беседуя о заповеди о любви к врагам как поистине трудноисполнимой, говорит следующее: «Бог, Который благ и праведен, не заповедал бы этого, если бы не дал нам сил, чтобы мы смогли это сделать».

Святой мученик Иустин Философ учит, что человек может сохранить Божии за­поведи с Божией помощью.

Смотрите в «Православных вопросах».

Священномученник Киприан говорит в книге «О крещении»: «Мы знаем, как должно поступать, и поскольку знаем, можем это делать».

Августин в книге «О естестве и благодати», в главе 43, говорит: «Бог не велит мне делать невозможное, но, повелевая, увещевает делать то. что могу, и просить о том, чего не могу». И снова, в главе 63: «Кто согрешает в том, чего никак не может избежать, от него никоим образом не сохраниться; если же в чем согрешает, того не может соблю­дать».

И снова, в главе 69: «Поскольку мы твердо верим, что Бог благ и истинен, должно верить, что Он не заповедал нам делать то, что сделать невозможно». Нечто подобное он говорит и в Слове о времени: «Бог не может давать заповеди, которые невыполнимы, ибо Он праведен. Он не может осудить человека за то, что он не может выполнить, ибо Он благ.

Таковы свидетельства и многих других святых отцов. Которые мы здесь не при­водим краткости ради.

Подтверждение Православного Догмата доказательствами      

Доказательство первое      

Человек может сделать больше, чем сказано в заповедях, или в точности испол­нить заповедь. Кто может больше, кто меньше, все это в одном ряду. О том, что человек может сделать больше, чем предписывает заповедь. Златоуст свидетельствует в приве­денных выше Беседах. Но и сама Истина, Христос, говорит юноше: Если же хочешь вой­ти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф. 19:17). Когда же юноша сказал, что все это он сохранил от юности своей, Христос сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай свое имение и раздай нищим (Мф. 19:21), и так далее.

Здесь я спрошу, сказал ли юноша правду, когда говорил, что все сохранил от юнос­ти своей, или солгал? Если он сказал правду, то человеку возможно исполнить заповеди. Если он солгал, то как же благой Всевидец Христос не обличил его ложь и не сказал ему. что никто не может соблюсти заповеди?

Доказательство второе      

Если бы было совершенно невозможно сохранить заповеди, то никто бы и не был обязан их соблюдать, так как никто не обязан делать невозможное. Кто же и когда пове­левает человеку лететь по воздуху или сдвинуть гору, или выпить до дна море, или то, что умом человек не может постигнуть? Разве согрешает тот, кто не делает то, что заве­домо не может сделать? Или кто согрешает в том, что не может соблюсти?

Доказательство третье      

Если бы было невозможно сохранить Закон Божий, Законодатель Бог был бы бо­лее жесток, чем все мучители, вместе взятые, повелевая выполнить то, что заведомо вы­полнить невозможно. Подумай сам, насколько бы безумен был такой владыка, который бы заповедал своему рабу, говоря: «Повелеваю тебе, чтобы ты не ел и не пил. Если же не послушаешь меня, то смертью умрешь».

Доказательство четвертое      

Христос научил нас молиться: Да будет воля Твоя, как на Небе, так и на земле. В этой молитве мы просим о Божией благодати и помощи в исполнении воли Божией и Его заповедей, по толкованию святых Отцов. Но напрасна наша молитва, если невозможно исполнить воли Божией и Его заповедей. Также и Апостол говорит, что Христос, совер­шившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного (Евр. 5:9). Но как может кто‑нибудь стать послушным Христу, если невозможно исполнить Его волю и сохранить Его заповеди? И как Христос мог сделаться виновником спасения послушных Ему, если стать послушным Ему невозможно?

Доказательство пятое      

Бог не налагает тяжести сверх сил человеческих. Если даже люди, лукавые по су­ществу, не налагают на свой скот бремя сверх их сил, то тем более это относится к Богу, Который благ по существу Своему. Об этом говорит и Апостол: вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так, чтобы вы могли перенести (1 Кор. 10:13).      

Доказательство шестое      

Мы не можем хулить Бога, ибо это противоречит Его благости и Его праведнос­ти.

Но повелевать делать заведомо невозможное противоречит Божией праведности, а предать человека на вечные муки за то, что он заведомо не может соблюсти, противо­речит Божией благости.

Ибо кто дерзнет извергать хуления на Бога, Который якобы заповедал человеку делать невозможное или предал человека вечному мучению, за то, что он не заведомо может соблюсти?

Как только может прийти на ум приписать Богу такую неслыханную от века жес­токость мучителя, жаждущего человеческой крови, Богу, Который милостив, щедр, пра­веден и по‑настоящему благ!

Доказательство седьмое      

Если никто не может в полной мере понести иго Христово, то есть Его запо­веди, то почему Христос называет его легким: иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11:30). Как Апостол Иоанн дерзнул сказать, что заповеди Христовы не тяжелы? Как сможет сказать на Страшном Суде Праведный Судья: «Идите от мене, проклятые, в вечный огонь, раз вы не понесли Мое бремя»? Ибо грешники скажут, что они не понесли бремя, потому что не смогли, это было сверх их сил: «Что же Ты, истинный и праведный Судия, требуешь от нас то, что мы не можем сделать? Как же Твое ми­лосердие терпит, что нам придется мучиться вовеки за то, что соблюсти заведомо не в наших силах?»

Доказательство восьмое      

Может ли неверующий, лишенный Божией благодати, исполнить закон? Язычни­ки «не имеющие закона, по природе законное делают (Рим. 2:14).      

Смотрите по этому поводу написанное Златоустом.

Если даже язычники, не имеющие благодати и веры, делают законное по природе. Что же сказать о верующих и праведных, которым помогает Божия благодать?

Доказательство девятое      

Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил (2 Тим. 4:7).      

Здесь я спрошу: какую веру сохранил Павел, живую или мертвую? Не можем же мы ответить, что мертвую. Значит, он сохранил живую веру. Это так, поскольку он соблюл заповеди Божии. Ибо вера без дел мертва (Иак. 2:26), как сказал Апостол Иаков.

Доказательство десятое      

Противоположное учение является ересью. Кто хоть пальцем посмеет коснуться ига Христова, то есть Его заповедей, если это иго так тяжело, что никто не может его понести? Например, кто пытается поднять или сдвинуть камень, когда видит, что он не­движим, и так далее.

Доказательство одиннадцатое      

СПРАШИВАЮ: Откуда такая немощь, что человек не в состоянии исполнить за­кон? Отчасти от помогающей благодати, отчасти от самого предмета (то есть того, что завещано). И действительно, человек само по себе, без помощи благодати, не может ис­полнить закон. Пускай так. Но мы спрашиваем о человеке, которому помогает Божия благодать и укрепляет его. Никогда прельщающая похоть и возбуждающий демон не были более успешны, чем помогающая Божия благодать.

Доказательство двенадцатое      

Соломон говорит: Познав же, что иначе не могу овладеть ею, как если дарует Бог (Прем. 8:21). То есть Соломон познал, что может сохранити воздержание с Божией по­мощью. Если можно сохранить воздержание с Божией помощью, что сохранить трудно, то тем более это относится к другим заповедям, которые не так трудны.

Доказательство тринадцатое      

Не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут (Рим 2:13). Смотрите также Иак. 2:20. Здесь я спрошу: исполнители закона, кото­рые оправдаются исполнением закона, могут ли исполнять закон, согрешая? Или могут ли так исполнить закон, чтобы исполнить его без греха? Если выберете первый ответ, то греховное исполнение закона оправдает человека. Если выберете второй ответ, то под­твердите нашу позицию.

Доказательство четырнадцатое      

Если бы было невозможно исполнить заповеди Божии, то наиболее трудной для выполнения была бы следующая заповедь: Возлюби Господа Бога твоего, и так далее, и эта: Не пожелай. Но с Божией помощью можно исполнить и ту, и другую.

Возражения противников      

Возражение первое      

Апостол Петр говорит: Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они (Деян. 15:10‑11). Здесь, по мнению противников, святой Петр говорит, что закон – это иго, которое нельзя понести, и добав­ляет, что нам невозможно спастись хранением закона, поскольку его невозможно испол­нить, но можно спастись Божией благодатью, которая нас освободила от ига закона.

ОТВЕЧАЕМ: Святой Апостол Петр не говорит здесь о нравственном законе, то есть о Десятисловии, о котором здесь идет речь, а говорит о законе ветхозаветных чи­нов, то есть об обрезании и тому подобном, от котороых освобождаются христиане, как учит Апостол, что можно видеть из предыдущих и последующих слов. Ибо Апостол Петр говорит, что христиане не обязаны придерживаться обрезания и других Иудейских чинов. Этому существуют две причины. Первая: это тяжелое и трудновыполнимое иго. Вторая: оно бесполезно для оправдания. Эту вторую причину более ясно характеризует Апостол Павел, говоря: Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им (Гал. 4:9)?      

А то, что святой Петр называет игом не нравственный закон, то есть Десятисло­вие, а чиновный закон, то есть Иудейские обычаи, можно яснее увидеть из приводимых ниже причин.

ПЕРВАЯ: Из самих слов Писания. Так, святой Лука пишет: Тогда восстали неко­торые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычни­ков и заповедывать соблюдать закон Моисеев (Деян. 15:5), что и стало причиной соб­рания Апостолов. Ибо там же святой Лука говорит: Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела (Деян. 15:6). Ясно, что Петр имеет в виду обрезание и тому подобные обряды.

ВТОРАЯ причина вытекает из самого изречения или постановления, принятого на этом Апостольском Соборе: Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас ни­какого бремени более кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда (Деян. 15:28).      

Здесь я спрошу: от чего надо воздерживаться, по мнению Апостолов, от закона Иудейских обрядов или от закона вообще? Если от закона Иудейских обрядов, мы по­лучаем то, что и хотим. Если же от закона вообще, то из этого последует беспредел, как будто христианину не нужно не почитать идолов, не прелюбодействовать, не красть, не убивать, не лжесвидетельствовать и так далее, о чем говорит Павел, который учит, что делающие так Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6:9).      

СКАЖЕТЕ: может, все это и важно, но люди оправдаются не этим.

ОТВЕЧАЮ: Едва ли они оправдаются от этих четырех вышеперечисленных, ко­торые столь важны.

ТРЕТЬЯ причина связана с тем, что вся сила этого Апостольского в их стремле­нии снять иго закона с шеи учеников. Что же означает снять иго закона? Значит ли это снять обязательства и уничтожить закон или отвергнуть мнение об оправдании и на­учить, что никто не может оправдаться законом? Если скажете, что снять иго есть не что иное как снятие обязательства, то никакой закон христиан и не обязывает, кроме закона о идоложертвенных, о крови, об удавленных, и о блуде. Если под именем закона понима­ется весь вообще закон, не только обрядовый, но и нравственный, то есть Десятисловие, то на это беззаконие не согласятся и сами противники. Если же скажете, что снять иго не значит снять обязательства, а значит только отвергнуть мнение об оправдании, так как обрядовый закон о обрезании, о субботствовании, о новомесячии, о принесении в жертву животных не упраздняется по обязательству, то, как говорит Апостол; если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от греха (Гал. 5:2).      

Необходимо сказать, что Апостолы трудноисполнимым игом называли обрядовый закон, и Христом была снята обязательность его выполнения. Апостолы считали, что об­ряды о идоложертвенном, о крови, об удавленине имеют временное значение и добавили к ним удаление от блуда, поскольку ранее язычники простое блудодеяние не считали гре­хом, как и прелюбодеяние, убийство, лжесвидетельство и другое, подобное этому.

СКАЖЕТЕ: В этих словах Петра: Но (...) благодатию Господа Иисуса Христа спа­семся, как и они (Деян. 15:10‑11) есть предлог противопоставления но, и кажется, будто бы то, о чем говорится, противоречит всему закону.

ОТВЕЧАЮ: святой Петр говорит здесь о двоякой причине необязательности соблюдения для христиан Ветхого Закона.

Первая: ветхозаветные обряды – это тягчайшее бремя. Вторая: они бесполезны для оправдания. Ибо смысл этих слов Петра таков: Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они (Деян. 15:10‑11). Здесь в этом противопоставляющем предлоге но скрыта вторая причина ред­кого использования обрядовых чинов.

СПРОСИТЕ: Почему закон Иудейского чиноправления считается неисполнимым и называется нестерпимым бременем?

ОТВЕЧАЕМ, ВО‑ПЕРВЫХ: Из‑за большого количества обрядовых заповедей, более шестиста, по мнению ряда авторов. Другие называют цифру количества дней в году. Тре­тьи говорят, что их столько, сколько в человеке костей, больших и маленьких. Как можно хранить столько заповедей и как ограниченная человеческая память может их помнить?

ОТВЕЧАЕМ, ВО‑ВТОРЫХ: Не то что бы он был неисполним, но, скорее, он труден для исполнения. Ибо если бы его было невозможно исполнить, то Евангелист Лука был бы неправ, говоря о Захарии и Елисавете: Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно (Лк. 1:6). Именно в таком смысле Христос и называет фарисейские предания нестерпимым бременем: связывают бреме­на тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их (Мф. 23:4). Есть и другие причины, по которым Новый Закон называется легким бременем, а Ветхий – тяжелым. Благодать и любовь относятся к Новому Закону. То, что тяжело пребывающему в страхе, любящему легко. Закон же Моисея – это закон рабства и потому страха: Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» (Рим. 8:15). В Писании говорится о двух заветах и о том, что Бог дал нам не дух страха, а Дух силы и любви (Гал. 4:24). Смотрите также 2 Тим. 1:7. Здесь уместно будет привести в пример крылья птицы, которые не столько отягощают, сколько облегчают.

Другую причину выдвигают Назианзин в Слове 40 на Пасху и Златоуст в омилии 8 «О покаянии». Она состоит в том, что в Новой Благодати больше надежда на воздаяние, чем в Ветхом Завете, когда уже известен вход в Царствие вечного благополучия, куда святыми проторен путь.

ЧЕТВЕРТАЯ причина заключается в том, что в Ветхом Завете много редко ис­пользуемых церемониальных и чиноправительных заповедей. В Новой же Благодати их немного, но все они очень нужны. Нравственные же заповеди поистине одинаковы в обоих законах. В Евангелии они лишь становятся более строгими: о любви к врагам, об утолении похоти (Исх. 20; Прит. 24 и в других местах). И хотя Христос дал или передал более строгие заповеди (например, если отказался от жены, разведясь с ней, то не ищи новой жены, и так далее), они не должны быть столь тяжелы для христиан, как для Иуде­ев, ибо зрелому мужу не тяжело то, что кажется невыносимым ребенку, питающемуся молочной пищей.

Возражение второе      

Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу (Рим. 7:18). Отсюда противники делают вывод, что если кто‑либо и захотел бы исполнить закон, то не смог бы этого сделать.

ОТВЕЧАЕМ: Вдумайтесь, о чем говорит Апостол: не о хранении закона, а о дви­жении плотской похоти, от которой Апостол хотел бы быть как можно дальше. Потому он и сказал, что хотел бы (удалиться от похоти), но чтобы сделать это (то есть отвергнуть ее от себя), того не находит, как бы говоря: «Хотел бы лишиться движения бесчинствую­щей похоти, но это не в моей власти». Или так: «Не иметь движения похоти есть добро, и именно такого добра я хочу и желаю, но не могу совершить».

Противники НАСТАИВАЮТ: Если уж Апостол не может укротить движения плотской похоти, то есть не может исполнить Божией заповеди «не пожелай», то поис­тине правда, что никто не может исполнить Божиих заповедей.

ОТВЕЧАЕМ: Чтобы почувствовать силу этого возражения, рассмотрим некото­рые вопросы.

ВОПРОС ПЕРВЫЙ: Что такое вожделение, или похоть?

ОТВЕТ: Вожделение, или плотская похоть, есть природная наклонность естества к желанию зла и представляет собой остаток греха Адама, которым согрешили все. Бого­словами оно называется немощью и истлением естества, разжиганием греха, неумерен­ной силой желания, началом искушения, словами Апостола Иакова, который говорит: каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть (Иак. 1:14‑15).      

ВОПРОС ВТОРОЙ: Как различаются вожделение и похоть?

ОТВЕТ: О похоти следует рассуждать трояко.

Во‑первых, похоть сама по себе является нашей природной страстью, кроме ка­ких‑либо движений плоти.

Во‑вторых, похоть соединяется с движением.

В‑третьих, к похоти и к движению присоединяется добровольное произволение.

ВОПРОС ТРЕТИЙ: Является ли грехом вожделение, или похоть?

ОТВЕТ: Противники говорят, что похоть – это первородный грех, но это не так. Ибо первородный грех очищается святым крещением и полностью удаляется, а похоть бывает в людях и после крещения, о чем говорит и Апостол: в членах моих вижу иной закон, про­тивоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, нахо­дящегося в членах моих (Рим. 7:23) И снова: плоть желает противного духу, а дух – про­тивного плоти: они друг другу противятся (Гал. 5, 17). Что нам сказать на это? Мы скажем, что вожделение, или похоть в первом и втором рассуждении не является грехом, то есть, ни сама по себе похотливая страсть не является грехом, ни когда она соединяется с движени­ем, так как движение не навредит, если не будет произволения. Об этом говорит и Апостол: Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех (Рим. 7:20). Если же к похоти и к движению присоединится греховное произволение, то это уже грех, если он и не проявится видимым образом. Послушаем, что говорит о таковых Апостол Иаков: каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью (Иак. 1:14).      

Та же похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть (Иак. 1:14‑15). Видите, Апостол не называет похоть грехом, но похоть, зачав от произволения, в то же время рождает грех. Об этом говорит и Сам Христос: Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5, 27–28). Святой Злато­уст, толкуя эти слова Христа, в Беседе 17 на Евангелие от Матфея говорит: «Он не просто сказал: кто вожделеет, – потому что можно вожделеть и сидя в горах, и в непроходимой пустыне, – но: кто смотрит на женщину с вожделением, то есть, кто сам воспламеняет в себе вожделение, кто без всякого принуждения вводит этого зверя в спокойное свое сердце. Это уже происходит не от природы, но от нерадения».

Видите, противники, что вожделение, или похоть (суть у них одна), сами по себе не являются грехом, но вожделение, используемое во зло, соединяемое с бесчинным произволением, есть грех.

Об этом святой Златоуст говорит в той же Беседе, упомянутой несколько выше: «Гнев и вожделение равно нам врожденны, и не без цели находятся в нас, именно – гнев для того, чтобы нам наказывать злых и исправлять беспорядочно ведущих себя, а вожде­ление для того, чтобы нам рождать детей, и таким образом преемственно сохранять род наш», как бы говоря, что гнев может быть и добрым, и злым. Добрый гнев исправляет нарушающих закон, а злой вызывает неправедную ненависть к ближнему. Так и вожделе­ние может быть и добрым, и злым. Добрым – для законного деторождения, злым – для прелюбодеяния и других богомерзких нечистот, которые властвуют над умом и волей. Об этом святой Златоуст говорит и в другом месте, в толковании на слова Павла: О, если бы удалены были возмущающие вас! (Гал. 5, 12): «Ты поступаешь подобно тому, кто, видя подкладывающего зажженные дрова и поджигающего ими дом, оставил бы совершенно в стороне поджигателя, и стал бы обвинять огонь за то, что он разгорелся так сильно оттого, что охватил много бревен дома. Но виноват не огонь, а поджигатель. Огонь дан для при­готовления пищи, для освещения и для многих других потребностей, а не для того, чтобы жечь дома. Точно так же и вожделение дано для деторождения и сохранения жизни, а не для прелюбодеяния, блуда и распутства; дано для того, чтобы ты был отцом, а не прелю­бодеем, чтобы законно находился в общении с женою, а не растлевал ее противозаконным образом, чтобы ты оставил свое семя, а не осквернял чужое. Ведь прелюбодеяние зависит не от естественного вожделения, но противоестественной необузданности, так как вожде­ление ищет только совокупления, а не такого именно совокупления. Впрочем, это я сказал теперь не без намерения, но приступаю к некоторым состязаниям и предначинаю борьбу против тех, которые называют творение Божие злым и, не обращая внимания на беспеч­ность души, безумно восстают против тела и клевещут на плоть нашу, о которых далее говорит и Апостол Павел, обвиняя именно не плоть, а диавольские помыслы».

И снова святой Златоуст говорит об этом же в Послании к Римлянам, в Беседе 13: «После смерти толпою нахлынули страсти. Когда тело сделалось смертным, то оно по необ­ходимости приняло и похоть, и гнев, и болезнь, и все прочее, что требовало многого любо­мудрия, чтобы наводнившие нас страсти не потопили помысла в глубине греха. Сами по себе они не были еще грехом, но произвела это необузданная их неумеренность. Так, если взять, для примера, одну из страстей, плотская похоть не составляет греха, но когда она впала в не­умеренность и, не желая оставаться в пределах брака законного, стала наскакивать на чужих жен, тогда, наконец, сделалась любодеянием, но не от похоти, а от неумеренности в ней».

Из этих свидетельств Златоуста ясно, что вожделение, или похоть, само по себе не является грехом, а только используемая во зло и соединенная с самовольным злым произволением. Ибо произволению и венцы, и мучение, словами этого же Златоуста, в Беседе на Послание к Галатам, на главу 5.

ВОПРОС ЧЕТВЕРТЫЙ: Почему Апостолом Павлом похоть называется грехом?

Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его (Рим. 6:12). И снова: а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех (Рим. 7:17).      

ОТВЕТ ПЕРВЫЙ: Из самих слов Павла ясно, что похоть без произволения не является грехом. Вдумайтесь в сказанное им и прислушайтесь к его словам. И снова: а потому уже не я делаю.      

ОТВЕТ ВТОРОЙ: Святой Златоуст в Беседе 13 на Послание к Римлянам говорит: «Господь мамона и бог чрево называются так не по свойству, а метафорически, чтобы показать, насколько послушны те, кто им покоряется. Так и похоть называется законом греха, или грехом, не по свойству, а метафорически, то есть это значит, что похоть ста­новится грехом, когда мы ей послушны. Поэтому и говорит Апостол, наставляя нас: да не царствует грех в смертном вашем теле. Ибо когда похоть обладает нами и мы по­коряемся ей, тогда она становится грехом, подобно тому как чрево становится богом и мамона становится господом, когда они владычествуют над нами и мы покоряемся им, всячески угождая». Так учит вселенский учитель Златоуст. Однако, чтобы еще более прояснить картину, добавим наши рассуждения.

Грех в Священном Писании рассматривается в четырех направлениях.

ПЕРВОЕ: Грех так называется по его свойствам. Например: вот Агнец Божий, ко­торый берет на Себя грех мира (Ин. 1:29).      

ВТОРОЕ: Грех так называется, хотя и не имеет соответствующих свойств, однако является причиной греха, то есть тем, что побуждает к греху. В таком значении грехом называется и похоть, или вожделение. Итак да не царствует грех в смертном вашем теле (Рим. 6:12).      

Пример первый: Послушание жизнь, а преслушание смерть. Но в каком смысле? Не по свойству, а по причине, то есть послушание является причиной жизни, а преслу­шание – причиной смерти.

Пример второй: Сам Дух ходатайствует о нас воздыханиями неизреченными (Рим. 8:26), то есть творит в нас воздыхания.

ТРЕТЬЕ: О грехе говорится, поскольку идет речь о наказании за грех. Так, в Книге Пророка Захарии написано: Вот что будет за грех Египта и за грех всех народов (Зах. 14:19), то есть будет наказание за грех.

ЧЕТВЕРТОЕ: Грех называется так вместо жертвы, которая приносится за грех. Так, о Самом Христе Апостол Павел говорит: Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом (2 Кор. 5:21). Бог Отец Единородного Сына Своего, безгрешного, сделал грехом ради нашего спасения, то есть сделал Его жертвой для искупления наших грехов.

Отсюда ясно, что когда Апостол Павел называет похоть грехом, то он называ­ет ее так не потому, что она имеет свойство греха, а метанимически, поскольку похоть, или вожделение, может стать причиной греха. Метанимом в риторике называется фор­ма высказывания, в котором причина указывается вместо следствия. Например, «читаю Златоуста», то есть Беседы Златоуста. «Погорел мой друг», то есть дом моего друга. Или, напротив, указывается следствие вместо причины, или содержимое заменяется содер­жащим. Например, когда говорится: «Пью чашу», то содержимое чаши заменяется ча­шей, так как пить чашу никто не сможет, а пить можно только содержимое чаши.

СКАЖЕТЕ: Все, что не от Бога, является грехом, ибо все, что создал Бог, является добром. Грех же является злом, так как он не от Бога. Похоть не от Бога, а от первород­ного греха. Следовательно, похоть – это грех.

ОТВЕЧАЕМ, ВО‑ПЕРВЫХ: Святой Златоуст говорит, что похоть у человека от Бога, данная для деторождения, и когда она такова, то добра. Но когда она используется во зло, она становится грехом, или, точное, зол тот, кто доброе использует для зла.

ОТВЕЧАЮ, ВО‑ВТОРЫХ: Похоть не от Бога Творца – согласны; не от карающего Бога – не согласны. Похоть есть плод первородного греха, за который Бог, наказывая род человеческий, это тлетворное семя, оставил в нас и тление греха.

СКАЖЕТЕ: Христос получил все человеческие немощи и недостатки, кроме греха. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям (Евр. 2:17). И снова: Ибо мы имеем не такого Первосвященника, Который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха (Евр. 4:15). Но поскольку Христос не получил похоти, ясно, что похоть является грехом.

ОТВЕЧАЕМ: Христос многое не получил, например, болезни, подагру, лихорадку и тому подобное. Все это не было полезно для спасения рода человеческого.

Вряд ли подагра является грехом, как и лихорадка. Христос подобен нам по Своей Человеческой природе, ибо получил ее не от Ангелов, а от семени Авраама, как говорит об этом Апостол.

Но возвратимся туда, откуда пришли, и дадим ответ на возражение противни­ков.

Они говорят, что эту Божию заповедь, не вожделей, заведомо невозможно сохра­нить, и потому Апостол говорит: Желание (удалиться от похоти) добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу (Рим. 7:18). Мы же говорим противоположное. Во‑первых, вожделение, или похоть, само по себе не грех, что показано выше в пункте 3. Во‑вторых, движение похоти без самовольного произволения не грех, и это показано там же. Что же из этого следует и что запрещает эта Божия заповедь, не вожделей? Она запрещает только одно самовольное и бесчинное произволение похоти. И праведный человек с помощью Божией благодати может сохранить эту заповедь, то есть можно не подчиниться бесчинному движению похоти. Ибо в этой заповеди говорится: не вожде­лей. Об этом сказано и в другом месте Священного Писания: Не следуй влечению души    твоей и крепости твоей, чтобы ходить в похотях сердца твоего (Сир. 5, 2). И снова: Не ходи вслед похотей твоих (Сир. 18:30). Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его (Рим. 6:12). Обратите внимание на эти слова: чтобы вам повиноваться ему в похотях его. Речь идет именно об это заповеди: не пожелай. Здесь не говорится о похоти, поскольку сама по себе это природная страсть, не побуждающая ниже движения плоти к греху, и грехом она не является, как уже го­ворилось. Но в заповеди говорится только об одном произволении, которое в нашей власти. Все это подтверждают слова Апостола: дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал Мне: «довольно для тебя благодати Моей», ибо сила Моя совершается в немощи (2 Кор. 12:7‑9). Здесь жалом плоти, что подтверждает и святой Златоуст, называется гонитель Павла, медник Александр, о котором упоминает Павел: Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст Господь по делам его! (2 Тим. 4:14). Но святой Амвросий и некоторые другие таким жалом плоти Павла называют плотскую похоть. Чтобы освободиться от нее, Апостол молился ко Господу, но услышал: «доволь­но для тебя благодати Моей», то есть, Моей благодатью, которую ты имеешь, можешь, если захочешь, победить это жало твоей плоти. Но довольно об этом.

Возражение третье      

Невозможно исполнить эту Божию заповедь: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим. Ибо напрасно мы стараемся делать дела ради вечного спасения, если не можем исполнить Божиих заповедей. Поэтому спастись можно только верой, и напрас­но надеяться на человеческие дела.

ОТВЕЧАЕМ: Эта заповедь, не пожелай, при истинном толковании может быть стать убежищем. Такова и эта заповедь, Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем тво­им. Толкование же этой заповеди может быть двояким.

ВО‑ПЕРВЫХ, да возлюбим Бога всем сердцем, то есть да всецело наше сердце напол­няется одной любовью к Нему и ничего больше не любит, кроме одного Бога. Такой любви эта заповедь не требует, иначе нельзя было бы любить ближнего, которого мы должны любить.

ВО‑ВТОРЫХ: Эта заповедь, Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, означает повеление, чтобы мы полюбили Его так, чтобы предпочли всему остальному, и чтобы мы не предпочитали в любви какие‑либо другие предметы Богу, чтобы страх или любовь ни к чему и ни к кому не разлучила нас с Божией любовью. Это истинный смысл заповеди, ибо в таком смысле говорит и Апостол: Кто отлучит нас от любви Бо­жией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч (Рим. 8:35), и так далее. О такой любви говорит и Сам Христос: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10, 37), то есть кто предпочитает любить родителей или родственников больше Бога и не любит Бога больше всех. Можно сказать и наоборот: тот, кто предпочитает любить Бога больше родителей, больше родственников, больше друзей, больше богатств и сокровищ, тот любит Бога больше всех. И таких боголюбцев было много и раньше, есть они и ныне, отвергнувшие мир и все его красоты. Поскольку многие сохранили эту заповедь: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, то ложным является учение противников, которые учат, что невозможно сохранить эту за­поведь: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим.      

Дадим в качестве примера Угодников Божиих, которые возлюбили Бога, пред­почтя Его всему. В Писании говорится о Моисее: Верою Моисей, придя в возраст, от­казался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово счел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища (Евр. 11:24‑26). Таким был и Авраам, имевший единственного и горячо любимого сына Исаака, однако любви к сыну предпочевшего любовь к Богу, и, любя сына больше всякого создания, возлю­бил Бога больше, чем сына, принося его в жертву Богу. Разве это не значит любить Бога больше всех остальных, или любить Бога всем сердцем? Что же говорить об остальных! Давид говорит: Всем сердцем моим искал я Тебя (Пс. 118:10). Господь говорит Иеровоаму: не пошли путями Моими, чтобы делать угодное пред очами Моими и соблюдать ус­тавы Мои и заповеди Мои, подобно Давиду (3 Цар. 11:33). И, хваля царя Иосию, говорит: Подобного ему не было царя прежде его, который обратился бы ко Господу всем сердцем своим, и всею душею своею, и всеми силами своими (4 Цар. 23:25).      

Вне всякого сомнения, можно так же сказать и о других, о Самуиле, Илии, Елисее, Иеремии и других Пророках, а в Новой Благодати – о Пречистой Деве Божией Матери, об Иоанне Предтече, об Апостолах, о мучениках и о других многочисленных угодниках Божиих, отдавших предпочтение Богу и возлюбивших Его больше всякого создания.

Изо всего сказанного ясно, что праведному человеку с помощью Божией благо­дати вполне возможно сохранить весь Закон Десятисловия. Ибо если можно сохранить такие трудные заповеди, как не пожелай и возлюби (о которых прежде всего болтают противники), как это было показано, то почему бы не сохранить подобным же обра­зом и другие заповеди? К тому же любящий Бога всем сердцем тем самым сохраняет Его заповеди. Как показано выше, Бога можно полюбить всем сердцем. Следовательно, можно и сохранить Его заповеди. В Священном Писании часто в одном и том же выска­зывании говорится и о любви к Богу, и о соблюдении Его заповедей. Я Господь, Бог твой (...) творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои (Исх. 20:2‑6). И снова: Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? (...) только, чтобы (...) любил Его (...) чтобы ты соблюдал заповеди Господа (Бога твоего) и постановления Его (Втор. 10:12‑13). И снова: Итак, люби Господа, Бога твоего, и соблю­дай, что повелено им соблюдать, и постановления Его (Втор. 11:1). Так говорит и Сам Христос: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14:15). Там же: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня (Ин. 14:21). Остальное смотрите выше, в начале этой четвертой главы.

Возражение четвертое      

Апостол Иаков говорит: все мы много согрешаем (Иак. 3:2). Так говорит и Иоанн Богослов: Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас (1 Ин. 1:8). Отсюда ясно, что нет никого без греха и никто не может сохранить закон Господень.

ОТВЕЧАЕМ: Апостолы Иаков и Иоанн говорят о простительных грехах, которых не может избежать никто, а не о смертных грехах.

Следует понять, что между грехами огромная разница. Одни грехи, как сучок и комар, другие – как бревно и верблюд. Послушайте, что говорит Христос: Что ты смот­ришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь (Лк. 6:41)? И снова: Горе вам (...) вожди слепые оцеживающие комара, а верблюда поглощающие (Мф. 23:23‑24), то есть избегающие меньших грехов, не заботясь о больших. Так, во время страданий Христа люди не хотели войти в претор, чтобы не оскверниться, и предали Христа на распятие. Или когда отдавали десятину мятой, анисом и тмином, пренебре­гая прощением, милостью и верой. Неравенство грехов можно видеть и из слов Христа: всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне ог­ненной (Мф. 5:22). Видите, что степень грехов может различаться. Одни подлежат суду, другие синедриону, третьи геенне огненной. Поэтому одни грехи являются смертными, приносящими смерть душе и отнимающие Благодать Божию, то есть жизнь души. Дру­гие грехи простительны и не отнимают у души Божией благодати. В Соломоновых Прит­чах Святой Дух говорит: семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые упадут в погибель (Притч. 24:16). Обратите внимание на эти слова: семь раз упадет праведник, и встанет, и поймите, что и у праведников бывают падения, или грехопадения, не от­нимающего у них праведности или Божией благодати. Такие грехопадения мы называем простительными грехами, то есть заслуживающими прощения, а не смертными, то есть приносящими смерть душе. Без простителных грехов вряд ли кому‑либо удастся жить, кроме Христа и Его Пречистой Матери. От смертных же грехов, по Божией благодати, может быть свободен каждый, тщательно соблюдающий Закон Божий. Когда же Апос­тол Иаков говорит: все мы много согрешаем (Иак. 3:2), а также Иоанн Богослов говорит: Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас (1 Ин. 1:8), то Апостолы имеют в виду простительные грехи, а не смертные. Поймите же, что когда Апостолы говорили это, они были святы, и при наличии святости у них были про­стительные грехи.

Возражение пятое      

Если возможно соблюсти Закон и не согрешать, то напрасна молитва, переданная нам Христом, – Отче наш. Когда в этой молитве говорится: да святится имя Твое, про­износящий это исповедует, что оскверняет имя Господне. Когда говорится: да придет Царство Твое, произносящий это исповедует, что он находится в царстве диавола. Когда говорится: да будет воля Твоя, произносящий это исповедует, что он сопротивляется воле Божией и выполняет волю диавола. Когда говорится: Прости нам долги наши, про­износящий это исповедует, что у него есть долги, то есть грехи.

ОТВЕЧАЕМ, ВО‑ПЕРВЫХ, ВОЗРАЖЕНИЕМ: Сам Христос молился к своему Отцу, говоря: да будет воля Твоя (Мф. 26:42). Вряд ли Христос противился воле Своего Отца.

ОТВЕЧАЕМ, ВО‑ВТОРЫХ: Мы не всегда просим Бога о том, чего не имеем, бы­вает, что просим о том, что имеем, чтобы это не отнялось или приумножилось. Так мо­лился Давид: Духа Твоего Святого не отними от меня (Пс. 50)! Так просили у Христа Апостолы: умножь в нас веру (Лк. 17:5).     

ОТВЕЧАЕМ, В‑ТРЕТЬИХ: Христос не учил нас просить о том, что невозможно получить никогда, более того, обещал, что если мы будем просить, то получим просимое: Все, чего не будете просить в молитве (...) и будет вам (Мк. 11:24). Всякий просящий получает (Лк. 11:10). Поскольку мы просим, говоря: да святится имя Твое, да будет воля Твоя, то этим имя Божие не оскверняется, а святится в нас, и, повинуясь Закону, мы следуем воле Господа. Иначе мы бы напрасно просили о том, что получить невозмож­но. Молитву Отче наш святые Отцы толкуют следующим образом. Д а святится имя Твое. Мы молимся о том, чтобы в нас святилось имя Господне, чтобы, освятившись им в крещении, пребывать в этом даре Божием до смерти. Да придет Царство Твое, то есть Царство, которое ожидаем после Страшного Суда. Да будет воля Твоя, как на Небе, так и на земле. Здесь просим об обращении к Богу неверующих, чтобы они, будучи землей, с верой выполняли волю Господню, как это делают верующие, которые, веруя, приближа­ются к Небу. И прости нам долги наши. Долгами не всегда называются смертные грехи, но также и простительные. Праведный человек с помощью Божией благодати вполне может не иметь смертных грехов, но может иметь простительные, которые мы обычно называет не грехами, а прегрешениями.

Завершаем эту главу о хранении Закона Божия с помощью Божией благодати. И спрашиваем, кого больше должно слушать? Противники считают, что никто не может сохранить Закон Божий. Павел же, напротив, говорит: Все могу в укрепляющем меня Иисусе (Флп. 4:13). Противники считают, что Закон Десятисловия – слишком тяжелое бремя. Христос же, напротив, говорит: Возьмите иго Мое на себя (...) ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11:29‑30). Это же говорит и Богослов: Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди его; и заповеди его не тяжки (1 Ин. 5:3). Сделай же вывод, читатель, какая сторона права: та ли, на которой стоят Христос, Апостолы и Про­роки, или сторона противников. Но сторона Христа и Апостолов не может быть ложной, ибо истина Господня пребывает вовеки. Следовательно, противники лгут, когда учат, что никто не может сохранить Закон Божий.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: