Глава 3. Претыкание об искуплении Христа

 

Зачем же еще требуем человеческих дел для спасения (говорят противники)? Раз­ве недостаточно для нашего спасения того, что совершил Христос, который своей кро­вью, пролившейся ради нашего спасения, дал нам жизнь вечную? Мы наносим Христу большую обиду и пренебрегаем Его драгоценной Кровью, когда надеемся собственными делами получить вечную жизнь, как будто недостаточно для нашего спасения того дела, которое совершил Христос Своим воплощением, жизнью и страданиями, наконец, и по­зорной смертью, принятой ради нас. Или достаточно для нашего спасения дел и заслуг Христа, или недостаточно. Если достаточно, то напрасно для спасения требовать дела человеческих. Если же скажем, что недостаточно, то это будет хулой на Спасителя наше­го. Придется сделать выбор: или счесть достаточными дела и заслуги Христа и отринуть человеческие дела, или, считая, что необходимы и они, унизить страдания, принятые за нас Христом.

Исправление претыкающимся      

Эти высказывания не являются взаимоисключающими. Искупление Христа не отменяет необходимости наших дел, а наши дела не отвергают значение искупления Христа. Все эти действия исходят от Христа и от Него получают всю силу и похвалу. Он лоза, а мы ветви. Подобно тому, как ветвь не может сделать плод, если не будет расти на лозе, так и мы ничего не можем сделать без Христа. Кто же скажет, если не безумен, что похвала Лозы должна быть исключена, если ее ветви приносят много плодов? Столь же безумен и тот, кто говорит, что нет похвалы Христу там, где Его рабы делает добрые дела, Его же благодатью и Духом Христовым, вдохновленные Им, с верой и любовью.

Противники НАСТАИВАЮТ: если для спасения необходимы человеческие дела, то дел и заслуг Христа недостаточно.

ОТВЕЧАЕМ: Достаточно и даже слишком. Когда же требуются для спасения и человеческие дела, то это бывает не из‑за оскудения дел Христа и недовольства ими, но из‑за их огромной силы, так как ими Христос не только принес спасение человеческому роду, но и дал нам силы, чтобы каждый мог заслужить себе жизнь вечную. Например, когда Господь Бог использует солнце для освещения, огонь для согревания, воздух и дожди для охлаждения, то это делается не из‑за бессилия Божия, как будто Он не может Сам по Себе, без солнца, без огня, без воздуха и дождей, осветить, согреть и охладить, а из‑за Его всемогущества и изобилия Его бесконечной силы, которой Он может не только сделать все это Сам, но и благоизволяет дать своему созданию своему силу просвеще­ния, согревания и охлаждения.

Противники НАСТАИВАЮТ: Если слава делится между Богом и человеком, то мы получаем вечную жизнь не только по заслугам Христа, но и за наши дела.

ОТВЕЧАЕМ: Слава не делится, так как наши дела – это дары Христа. И если в добром деле, которое мы совершаем с Божией помощью, нет ничего нашего, что не было бы Божиим, и нет ничего Божия, что бы не было нашим, то все делает Бог, и все делает человек, однако это дело удостаивается стать условием вечной жизни только по той при­чине, что все основывается на Божией благодати и все от нее исходит.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: