Претыкание первое
Святой Василий Великий в Беседе о смиренномудрии говорит следующее: «Совершенная похвала о Господе бывает тогда, когда человек не превозносится своей праведностью, но знает, что он имеет нужду в праведности истинной, и оправдан одною верою во Христа».
Исправление претыкающимся
Здесь святой учитель отвергает дела, совершаемые без веры и Божией благодати, и наставляет подвизающихся в смирении, чтобы никто не приписывал заслуги себе, и все, что человек имеет, считал бы Божиим даром.
Претыкание второе
Святой Амвросий в Слове 45 говорит: «Как Иудеям было достаточно оставить Христа, чтобы впасть в беззакония, так достаточно было разбойнику веровать в Господа, чтобы оправдаться».
Исправление претыкающимся
Святой Амвросий говорит здесь не обо всех делах, а только о тех внешних, видимых делах, без которых человек может быть спасен, если вынужденно лишен возможности их совершать. Святой учитель не говорит о внутренних, невидимых делах, таких как сокрушение сердца, надежда, любовь, смирение и тому подобных. Вероятно, здесь имеется в виду, что разбойник, веруя во Христа и не имея возможности совершать внешние, видимые добрые дела, имел внутренние, невидимые добрые дела, то есть сокрушение, умиление, надежду, смирение, любовь и так далее. К тому же разбойник не является образцом для всех, так же, как и заговорившая валаамова ослица не является образцом для остальных ослиц.
|
|
Претыкание третье
Святой Златоуст в Беседе о вере и законе естества говорит: «О делающем дела правды без веры не могу сказать, что он жив. О верующем же без дел могу сказать, что он и жив, и наследует Царство Небесное. Никто без веры не получит жизни вечной, и разбойник, только лишь веруя, был оправдан».
Исправление претыкающимся
Златоуст говорит, что одной веры, то есть без внешних дел, иногда бывает достаточно, а внешних дел без веры никогда не достаточно, и называет причину: это потому, что вера рождает дела, а не дела веру.
Претыкание четвертое
Златоуст также в Беседе 3 на Послание к Титу говорит: «Если веруешь, зачем добавляешь к вере еще что‑то, как будто недостаточно оправдаться одной верой; зачем порабощаешь себя и подвергаешь закону, не отдаваясь надежде? Так поступают и неверующие».
Исправление претыкающимся
Здесь святой Златоуст учит, что достаточно одной веры, то есть без чинодействия Ветхого Завета, то есть обрезания, субботствования, новомесячия и так далее. Это можно видеть по сказанным им словам «зачем порабощаешь себя и подвергаешь закону», то есть закону Моисея. А доказательства того, что святой Златоуст считал необходимым приложить к вере дела, представлены в первой части этого Догмата, в главе 2.
|
|
Претыкание пятое
Святой Василий Великий говорит в Беседе на псалом 114: «Вечный покой ожидает тех, кто законно подвизался в этой жизни, не за их дела, но по щедрейшей благодати Божией, на которую они уповали».
Исправление претыкающимся
Святой учитель отвергает дела, совершаемые человеком от своего имени, и одобряет дела, совершаемые по Божией благодати. Когда он говорит, что «вечный покой ожидает тех, кто законно подвизался в этой жизни», он явно имеет в виду дела. Ибо законно подвизающемуся полагаются почести и воздаяние. Когда же он добавляет: «не за их дела, но по щедрейшей благодати Божией», то тем самым показывает, что никто не может законно подвизаться только своими силами, но укрепляемый Божией благодатью, словами Апостола: Все могу в укрепляющем меня Иисусе (Флп. 4:13). И снова: Не я (...), а благодать Божия. которая со мною (1 Кор. 15:10).
Если же вы обнаружите, что и другие святые Отцы будто бы отвергают дела, знайте, Православные, что они имеют в виду дела, совершаемые от своего имени, то есть без Божией благодати, или о делах иудейского чина, таких как обрезание, субботствование, новомесячие и многих других.