Глава 7. Надо ли делать добрые дела ради вечной жизни

 

Гонители и уничижители добрых дел, наши противники, стремятся всячески укорить тех, кто просиял добрыми делами. Они называют их наемниками, то есть дела­ющими добрые дела не из любви к Богу, а ради получения награды. Они учат, что не должно делать добро ради Небесного возмездия, но мы утверждаем противоположное этому.

Определение      

Делать добрые дела должно прежде всего ради славы Божией и ради Небесного возмездия. Это ясно из Священного Писания.

Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4:17). Видите, что за доброе дело покаяния Христос обещает награду – Царство Небесное. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5:3).      

Иоанн Креститель, подавая надежду на Царство Небесное, проповедует покая­ние: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3:2).      

Христос повелевает Апостолам проповедовать о надежде на Царство Не­бесное: ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное (Мф. 10:7).      

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6:23).      

Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнища­ете, приняли вас в вечные обители (Лк. 16:9).      

Возжелал я в сердце моем исполнять вовеки повеления Твои, да наградишь Ты меня (Пс. 118:112).      

Кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое (1 Кор. 9:10).      

Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоно­вой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово счел большим для себя богатством, нежели Еги­петские сокровища, ожидая награды (Евр. 11:24‑26).      

Стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе (Флп. 3:14).      

Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получе­ния венца тленного, а мы – нетленного (1 Кор. 9:24‑25).      

Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем (Гал. 6:9).      

И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие (Кол. 3:23‑24).      

Из этих высказываний ясно, что следует делать добро ради получения Небесной награды.

Причины этого определения таковы:

ПЕРВАЯ ПРИЧИНА. Каждый делающий что‑либо взирает на конец своего дела и к концу выполняет свое дело. По Писанию, вечная жизнь – это конец веры и добрых дел: Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть свя­тость, а конец – жизнь вечная (Рим. 6:22). Достигая наконец верою вашею спасения душ (1 Пет. 1:9). Поскольку вечная жизнь является концом веры и добрых дел, то совер­шающему добрые дела полезно взирать на вечную жизнь и, ожидая этого конца, делать добрые дела.

ВТОРАЯ ПРИЧИНА. Из‑за страха человек старается удержаться от греха и соб­люсти Божии заповеди. Тем более следует делать это ради вечного блаженства.

ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА. В житейских делах учитывается их цель. Например, ле­чатся ради здоровья, сеют ради жатвы, воюют ради победы. Почему бы и в духов­ном делании не взирать на конец вечный и духовно подвизаться ради нетленного венца.

Возражения      

Возражения первое      

Христос, Спаситель наш, осуждает наемников, которые действуют ради выгоды и, видя приходящего волка, оставляют овец и бегут (Ин. 10:12).

ОТВЕЧАЕМ, ВО‑ПЕРВЫХ:

Наемники бывают и добрыми, и злыми. Злые наемники работают для Бога ради временной прибыли. Добрые же наемники работают Богу ради награды вечной жизни. Так разделяет наемников святой Амвросий, толкуя эти словеса: сколько наемников отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода (Лк. 15:17).      

ОТВЕЧАЕМ, ВО‑ВТОРЫХ: В определении ясно сказано, что делать добро должно прежде всего ради славы Божией, а уже затем ради Небесного возмездия. Одно и то же дело может совершаться по разным причинам. Например, можно путешествовать ради того, чтобы помолиться в Церкви или навестить больного. Так и добро можно делать и ради славы Божией, и ради вечной награды. Тот, кто целью своих дел считает только одну награду, может быть назван наемником. Тот, кто в своих добрых делах прежде всего взирает на славу Божию, а во вторую очередь надеется на воздаяние вечной жизни, на­емником быть назван не может, ибо как раз воздаяние вечной жизни совершается ради славы Божией, поскольку каждый желающий вечной жизни желает видеть Бога. Виде­ние Бога дает полную, совершенную и насыщающую любовь, словами псалма, обогащусь благами твоими, когда явится мне слава Твоя (Пс. 16:15).      

НАСТАИВАЮТ: Делать добро ради награды и делать добро ради любви Божией разные вещи.

ОТВЕЧАЕМ: Различия есть, если есть различия в намерениях, то есть если кто‑либо делает добро только ради награды. Если же присутствуют оба намерения, то есть если кто‑либо делает добро прежде всего из любви к Богу, а во вторую очередь ради Не­бесной награды, то эти два намерения вполне согласуются между собой.

Возражение второе      

Бесчестно и мерзко делать добро ради награды, а не ради славы Божией, и по при­нуждению, а не из любви к Богу.

ОТВЕЧАЕМ: Должно смотреть, что за награда. Если награда временна, неравна совершаемому делу, недостойна, отвращает от Бога, весьма обременяет человека жи­тейской суетой, отягощает совесть, то поистине бесчестно и мерзко делать добро ради такой награды, впустую, с повреждением совести, тратить свою бедную жизнь ради ко­рысти. Такие делатели часто встречаются среди служителей Церкви, среди Церковных властей, которые делают свое дело ради временной прибыли и пользы. Если же награда величественна, вечна, состоит в Боговидении, то делать добро ради такой награды не только не бесчестно, но и весьма достойно. Ожидание вечной награды, Боговидения, еще здесь, на земле, соединяет человека с Богом, отвращает душу от земных обман­чивых красот, препятствует бесчинным вожделениям, побуждает к соблюдению запо­ведей Божиих. Напротив, любовь ко временным благам препятствует Божией любви, отвращает от Бога, способствует житейским рассуждениям. Да взирает каждый дела­ющий прежде всего и главным образом на вечную награду, а на временную разве в пос­леднюю очередь.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: