Глава 6. Должно ли человеку уповать на свои добрые дела

 

Положение первое      

Надежда и упование различаются, ибо в надежде нет полноты, а упование являет­ся полной и совершенной надеждой.

Положение второе  

Одно дело, когда упование рождается из добрых дел, и другое – возлагать упова­ние на добрые дела. Человек может иметь много добрых дел, но мало уповать на них или не уповать совсем, к тому же он не может быть уверен в том, что его дела истинно добры. Выдвинув эти положения, дадим теперь два определения.

Определение первое      

Прежде всего должно возлагать упование и надежду на Бога, а во вторую очередь на заслуги, или на добрые дела, однако со смирением, а не с гордостью. Поэтому упование, кото­рое праведники возлагают на Бога, рождается не только от одной веры, но и от заслуг, то есть от добрых дел. Поэтому тем, кто хочет иметь перед Богом непостыдное упование, следует приложить усилия для совершения добрых дел. То, что упование на Бога родится не от одной веры, но и от добрых дел, подробно покажем здесь, во‑первых, от Писания Ветхого Завета, во‑вторых, от Писания Нового Завета и, в‑третьих, по свидетельствам святых Отцов.

Первое доказательство от Священного Писания Ветхого Завета      

Великое упование перед Лицом Божиим представляет собой милостыня, которая есть богатый дар для всех, кто творит ее пред Всевышним (Тов. 4:11).      

Если ты управишь сердце твое (...) если есть порок в руке твоей, а ты удалишь его и не дашь беззаконию обитать в шатрах твоих (Иов. 11:13‑14). И будешь ты спо­коен, ибо есть надежда (Иов 11:18). Давид, исходя из своих добрых дел, уповает на Бога: И воздаст мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих воздаст мне; ибо хранил я пути Господни и не был нечестивцем пред Богом моим. Ибо все суды Его предо мною, от повелений его не отступал я (Пс. 17:21‑23).      

Царь Езекия молился, перечисляя перед Богом свои добрые дела: О, Господи! вспомни, что я ходил пред лицеем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем и делал угод­ное в очах Твоих (Ис. 38:3).      

В молитве царицы Есфири она также вспоминала о своих добрых делах: Господи. Ты имеешь веление всего и знаешь, что я ненавижу славу беззаконных и гнушаюсь ложа необрезанных и всякого иноплеменника (...) И не вкушала раба Твоя от трапезы Амана и не дорожила пиром царским, и не пила вина идоложертвенного, и не веселилась раба Твоя со дня перемены судьбы моей доныне (Есф. 4:17).      

В Книге Пророка Неемии сказано: Помяни, Боже мой, во благо мне все, что я сде­лал для народа сего (Неем. 5:19)! – так молился Неемия.

Второе доказательство от Писаний Нового Завета      

Если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу (1 Ин. 3:21).      

Хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает (Рим. 5:3‑5).      

Хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение (то есть упование) (1 Тим. 3:13).      

Моим узам сострадали и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее. Итак не оставляйте упо­вания вашего, которому предстоит великое воздаяние (Евр. 10:34‑35).      

Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохрани; а теперь гото­вится мне венец правды, который даст мне Господ, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его (2 Тим. 4:7‑8).      

Третье доказательство от свидетельств святых Отцов      

Святой Златоуст в Беседе 2 на Второе Послание к Коринфянам говорит следую­щее: «Выслушайте это те, которые приходите к крещению при конце жизни. Мы молим­ся, чтобы вы после крещения имели и доброе жительство; а ты всячески стараешься, чтобы умереть, не имея добродетельной жизни. А мы просим, чтобы ты и делами заслу­жил дерзновение пред Богом». И снова, в толковании Евангелия от Матфея: «Подобно тому, как елей зажигает яркий огонь свечи, добрые дела воздвигают веру сердца и творят упование души».

Святой пустынножитель Илларион под конец своей жизни сказал: «Изыди, душа моя, изыди, чего боишься? Семьдесят лет работала для Христа и смерти боишься!» Смотри в его житии, 21 октября.

Павел Фивейский, первый пустынножитель, перед своей кончиной сказал: «За все, совершенное в жизни, остается мне венец правды». Смотри в житии, 15 января.

Во всех этих случаях имеется в виду, что причиной спасения являются как мило­сердие Божие, так и добрые дела. Почему же не уповать на то, что является причиной спа­сения? В первую очередь должно уповать на Божие милосердие, после чего, возможно, и на добрые дела. Не это ли мы видим и в ситуациях, относящихся к телу, когда больной имеет право уповать не только на искусство врача, но и на действенную силу лечения.

Это значит уповать не на свои силы, а на Бога и на Божию благодать, плодами ко­торой являются все добрые дела.

Определение второе      

По немощи человеческого естества, склонного к гордости, и из‑за того, что че­ловеку неизвестно, насколько на самом деле добры его дела, и из‑за страха тщеславия, лучше и надежнее все упование возлагать на одно Божие милосердие и на Его благость.

ТОЛКОВАНИЕ: Это определение не означает, что человеку не следует заботить­ся о совершении добрых дел или о том, что упование ни них напрасно. Здесь только говорится о том, что лучше и надежнее как бы забывать о добрых делах, взирая лишь на Божие милосердие, по таким причинам. Во‑первых, без Божия откровения никто не может наверняка знать, есть ли у него добрые дела или они не столь добры. Во‑вторых, человеческому естеству, склонному ко злу, может быть искушение тщеславия и гор­дости, которые рождаются от помысла о своих добрых делах. Именно в этом смысле говорит Христос: когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящи (Лк. 17:10). В таком смысле говорит и Пророк Даниил: мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие (Дан. 9:18).      

Так богомудрствует и Православная Церковь, когда в Литургии святого Василия Великого перед призыванием Святого Духа говорится: «Вот, Пресвятой Владыка, и мы, грешные и недостойные рабы Твои, удостоились служить Твоему святому жертвеннику, не ради правды нашей, как будто бы мы сделали на земле что‑то доброе, но ради милос­ти Твоей и Твоего милосердия, которых у Тебя столь много на Небе, и с дерзновением приступаем к святому Твоему жертвеннику», и так далее.

Об этом говорится и в утренней молитве: «Господи, Боже мой, хотя я и ничего не сделал доброго для Тебя, подай мне по Твоей благодати начать доброе дело».

Противники ГОВОРЯТ: Уповающие на свои добрые дела подобны фарисею, кото­рый гордился своими добрыми делами и говорил: Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю (Лк. 18:11‑12).      

ОТВЕЧАЕМ: В первом определении было ясно сказано, что в первую очередь должно уповать на Бога, но добрые дела также имеют значение для спасения, как пока­зано в первой части этого Догмата. Поэтому хорошо и правильно иметь некую надежду и на свои добрые дела, но со смирением, а не с гордостью. Мы видим это в Священном Писании, когда говорится о многих святых, что они прежде всего уповали на Бога, а по­том уже на свои добрые дела. Никто не дерзнет назвать этих святых мужей фарисеями. Фарисей говорил о своих делах с гордостью, унижая мытаря, а святые упоминали о сво­их добрых делах со смирением, приписывая все свои добрые дела Богу и Его благодати, как, например, ясно говорит Апостол Павел: я более всех их (Апостолов) потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною (1 Кор. 15:10). К этому же относятся и эти слова: хвалящийся хвались Господом (1 Кор. 1:31).      

Добавим ко второму определению еще и следующее. Если по человеческой немо­щи опасно впасть в тщеславие и гордость, то лучше и надежнее уповать на одно только Божие милосердие.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: