Догмат о наказании еретиков, отторгающихся сегодня от Святой Соборной Апостольской Восточной Церкви

 

Предисловие к изложению

 

Завершаем наше дело с помощью Того, Кто всему начало и конец, и не без пользы выполнив наши намерения. Осталось осторожно рассмотреть вопрос о наказании ере­тиков, отходящих сегодня от Святой Церкви.

Должно ли таковых, отчуждающихся от Святой Церкви, подвергать наказанию, привлекая мирской суд? Это отрицают еретические уста, открывая двери умножению своего душевредного учения, и говорят, что каждый может верить и рассуждать, как сам того желает, и не должен за это подвергаться наказанию, если рассуждения противоре­чат Церковным Догматам.

Они говорят, что Сам Христос сказал: оставьте расти вместе то и другое до жатвы (Мф. 13:30), то есть и пшеницу и плевелы, добрых, и злых, верных, и еретиков, оставить вплоть до жатвы, то есть до дня Страшного Суда. Когда же настанет жатва, то есть конец века сего и Страшный Суд, тогда произойдет отделение пшеницы от плевел.

Они говорят, что и Апостол Павел повелевает согрешающих исправлять духом кротости (Гал. 6:1), а не гнева, и не убивать их.

По поводу этих двух изречений Писания получите ответ во второй части. Здесь же предлагаю обсудить, правильно ли рассуждают наши противники и соответствует ли их мнение правде и истине.

Не ясно ли для всех, что наказание необходимо для своевольных, как конскому норову удила и уздечка? Что может быть важнее для мудрого управления людьми, чем наказание злым и награда добрым? И если на небе два светила, солнце и луна, то на земле их два: милость добрым и наказание злым. Отнимите от неба солнце и луну, и тотчас вся вселенная погрузится во тьму и превратится в темницу и тюрьму для всех земнородных, в некую бездну, полную всякого бесчинства. Отнимите награду от добрых и наказание от злых и увидите ту же пропасть всякого беззакония. Кто решится на добродетельную жизнь, не ожидая награды? Кто воздержится от всякого зла, если не будет бояться нака­зания?

Отвергая это еретическое суемудрие, примем решение в пользу мирного устрое­ния Святой Церкви и безмятежной тишины всего народа, и выскажемся согласно правде и истине о том, что еретиков, как возмутителей всенародной тишины, следует всячески предавать для наказания праведному суду.

Особенно обратите внимание на то, о каких еретиках здесь пойдет речь: не о вет­хозаветных и отошедших от иных церквей – они родились не в нашей Церкви, не в на­шей Церкви крестились и не наша Церковь давала им веру, а о еретиках, отскакивающих от нашей Церкви, которые в нашей Церкви и родились, и крестились, и получили веру в святом крещении, и должны эту веру своей Матери хранить в целости и сохранности. Если они родившую их Духом Церковь Святую хулят, уничижают, гонят и извращают, подумайте, какого наказания они заслуживают. И не сказано ли в законе, что каждый, злословящий своего отца или мать, заслуживает смерти? Чтобы подтвердить истин­ность сказанного нами, обратимся к Священному Писанию и к другим свидетельствам, относящимся к данному вопросу.

 

 

Часть I. Камень Истинного Учения

 

Еретиков, отчуждающихся от Святой Церкви, достойно и праведно предавать мирскому суду для наказания.

 

 

Глава 1. Твердость камня от Священного Писания Ветхого Завета

 

1. Книга Исхода, глава 32. Моисей с левитами убили три тысячи еретиков, кото­рые избрали себе другого Бога вместо Бога Моисея.

2. Второзаконие, глава 13. Господь Бог повелевает ложных пророков предавать смерти.

3. Также Второзаконие, глава 17. Господь Бог повелевает слушать и во всем пови­новаться священникам и левитам, а непослушных и непокорных велит убивать, говоря: А кто поступит так дерзко, что не послушает священника, стоящего там на служении пред Господом, Богом твоим, или судьи (который будет в те дни), тот должен умереть, – и так истреби зло от Израиля (Втор. 17:12).      

4. Также Второзаконие, глава 18. Господь Бог повелевает убивать ложных пророков.

5. 3 Книга Царств, глава 18. Илия убивает ложных пророков.

6. 4 Книга Царств, глава 10. Царь Ииуй убил всех ложных пророков.

7. 4 Книга Царств, глава 23. Царь Иосия также убил всех ложных пророков.

8. Книга Пророка Даниила, глава 3. Не только благочестивые цари, но и нечести­вый Вавилонский царь Навуходоносор постановил, что каждый, хулящий Бога Даниила, то есть истинного Бога, должен умереть, и дом его останется пуст. Не ясно ли из Свя­щенного Писания, что предавать наказанию еретиков, не покоряющихся Святой Церк­ви, достойно и праведно?

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: