В споре об оправдании есть много затруднений, и для их преодоления следовало бы выделить отдельный Догмат. Но оправдание и спасение связаны между собой, и никто не может быть спасен, если не будет оправдан. Чтобы получить вечное спасение, необходимо делать добрые дела, а не только верить, как показано в этом Догмате. Это относится и к оправданию. Поэтому спор об оправдании мы присоединим к Догмату о добрых делах.
В этой главе будет говориться о разных вещах, и потому мы сделаем несколько разделов. Прежде, чем приступим к делу, наставляемые и укрепляемые Божией помощью, как обычно, представим ключевые положения.
Положение первое
Что такое правда и что такое оправдание
Оправдание получает свое название от правды. Правда же, в общем смысле, есть правота, соответствующая правилам. Праведно то, что является правилом и соответствует правилу. Если же нет соответствия правилу, то это не правило и не праведность.
Положение второе
Какое значение может иметь слово «правда»
О правде в Священном Писании говорится по‑разному.
ВО‑ПЕРВЫХ, правда часто соотносится с Законом и Божиими заповедями, направляющими человека. Так говорится в псалме 118: заповеди Твои – правда (Пс. 118:172). А также в псалме 18: Повеления Господни праведны, веселят сердце (Пс. 18:9).
ВО‑ВТОРЫХ, правда иногда приписывается внешним, видимым делам, совершаемым в соответствии с Законом, и может называться правдой дел. О такой правде говорит Христос Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Мф. 5, 20). Правда же книжников и фарисеев состояла во внешнем и видимом хранении Закона, о чем говорит Апостол Павел: Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом (Рим. 4:2). Ибо люди хвалят за внешние дела, соответствующие правилам правды, не зная не оценивая внутренних дел. Такова гражданская правда, которую знали и которой учили и древние греческие философы. Эта правда исправляет людей в их внешних и видимых делах.
В‑ТРЕТЬИХ, внутренняя правда есть правота, человеческий дух и совесть, направляющая к Богу и ближнему. И это лучшая и главная правда, которая называется правдой веры, так как берет свое начало в вере. Она называется и правдой Божией, так как дарована Богом. О такой правде Апостол говорит: И найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере (Флп. 3:9).
Положение третье
Что такое оправдание и чем оно отличается от правды
Вначале уже было сказано, что оправдание получает свое название от правды, но отличается от нее.
ВО‑ПЕРВЫХ: Оправданием называются Божии заповеди. Так, в псалме 118 часто встречаются такие слова: Да будут правыми пути мои, и сохраню повеления Твои (Пс. 118:5)! (церк. – оправдания. – Прим. пер.). Снова: Повеления. Твои сохраню; не оставляй меня (Пс. 118:8). Снова: Благословен Ты, Господи; научи меня повелениям Твоим (Пс. 118:12). Снова: Повелениям твоим научусь; не забуду слов Твоих (Пс. 118:16), и прочее, и прочее.
ВО‑ВТОРЫХ: Оправданием называется высказывание судящего, когда судья оправдывает подсудимого и объявляет, что он не виновен в клевете. Это внешнее оправдание человека, а не внутреннее, ибо подсудимый может быть неправ внутри, и бывает оправдан или из выгоды, или по несовершенству рассмотрения дела, или по неведению и простоте судящего, или из некоего коварства, которое бывает в суде. Об этом говорит Пророк Исаия: Горе тем, (...) которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного (Ис. 5:22‑23)!
В‑ТРЕТЬИХ: Главное оправдание, внутреннее, в душе, есть изменение решения Вышнего, когда человек из грешника сиянием благодати Божией превращается в праведника, подобно темному небу, освещаемому сиянием солнца. Пока небо было темным, до тех пор оно пребывало в темноте, пока его не осветили солнечные лучи. Когда же оно осветилось солнечным светом, тотчас из темного стало светлым, и тьмы не стало в нем. Такое превращение происходит и при оправдании. Человеческая душа подобна небу. Грехи на душе, как темнота на небе. Бог – это солнце правды. Божия Благодать подобна солнечному свету, осветившему человеческую душу, когда мгновенно уничтожается тьма. Душа же из греховного мрака переходит в свет благодати, то есть человек из неправедного становится праведным, принимая внутрь себя оправдание.
Об этом ясно говорит Апостол Павел: благодаря Бога, (...) призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы (Кол. 1:12‑13). И снова: Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе (Еф. 5, 8).
Положение четвертое
Каковы наши разногласия с противниками в этом Догмате и что мы хотим доказать
Имеется много разногласий и возражений, о которых будет сказано.
ПЕРВОЕ НЕСОГЛАСИЕ: Противники учат, что для оправдания и спасения достаточно одной только веры. Мы же в этом Догмате уже говорили и скажем еще, что для спасения и оправдания необходимы не только вера, но и другие добродетели.
ВТОРОЕ: Противники учат, что и при оправдании в человеке остаются грехи, лишь покрываясь правдой Христовой, чтобы они не явились перед лицом Отца Небесного. Мы же говорим, что в оправдании грехи полностью уничтожаются и отнимаются от оправдываемого человека.
ТРЕТЬЕ: Противники учат, что душеспасительное оправдание подобно гражданскому, при котором оправдываемый человек отнюдь не получает внутреннего изменения и обновления, а только внешнее оправдание Христово, постигаемое верой. Так, на гражданском суде подсудимый бывает оправдан внешним оправданием судьи, а не внутренней правдой. Мы же, напротив, говорим, что в душеспасительном оправдании оправдываемый человек приобретает изменения в душе и становится праведником от внутренней правды, а не внешней, как небо, которое из темного становится светлым от принятого внутрь себя света, или как больной, выздоравливающий после болезни, который становится здоровым и внутренне, а не только внешне.
Таковы три главных разногласия, по поводу которых ведутся споры с нашими противниками. Есть и много других, что и можно видеть в действительности.
Раздел первый
Какие добродетели относятся к оправданию
Православное установление
К оправданию человека относится не только вера, но и другие добродетели, такие как страх Божий, надежда, любовь, покаяние, принятие Таинств, намерение или начало новой жизни. Так верует вся Православная Восточная Кафолическая Церковь. Смотри Книгу «Исповедание Православной веры», утвержденную Собором и одобренную всеми четырьмя Святейшими Патриархами и другими Архиереями, а также всем Святым Собором. В этой книге в первой части первый вопрос таков: «Что должен хранить человек, православный и кафолический христианин, чтобы наследовать вечную жизнь?» Ответ: «Правую веру и добрые дела, имея которые хороший христианин имеет и твердую надежду на вечное спасение». Об этом свидетельствует Священное Писание: Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только (Иак. 2:22)? И ниже: Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак. 2:26). И в другом месте Апостол Павел говорит: имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере (1 Тим. 1:19). И еще, в другом месте: хранящие таинство веры в чистой совести (1 Тим. 3:9). В упомянутой книге «Исповедание Православной веры», в третьей части, в вопросе 14, говорится: «Согрешают те, кто одной только верой без добрых дел надеются наследовать жизнь вечную».
Но давайте внимательно посмотрим, как и какими словами Писания подтверждается наше Православное установление.
Во‑первых, к оправданию относится вера: Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и ищущим Его воздает (Евр. 11:6). Здесь первое движение к Богу Апостол соотносит с верой, так как именно ею удалившиеся от Бога начинают приближаться к Нему. И снова: Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется (Рим. 10:13). Но как призвать неверующего, как уверовать без проповедующего, как проповедовать, если не будут посланы? Здесь Апостол описывает чин оправдания. И первое, о чем он говорит, это послание проповедующих. Второе – это сама проповедь Евангелия. Третье – это вера. Четвертое – призывание имени Господа. Пятое – спасение, то есть оправдание. Первое и второе относятся к проповедующим, и проповедание внешне по отношению у нам. Вера же появляется у нас внутри, и это начало оправдания. За верой следует призывание и остальное, по своему чину. А тем, которые приняли имя Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими (Ин. 1:12). Здесь святой Иоанн ясно говорит, что верой принимающие Христа еще не являются чадами Божиими, но имеют право и могут стать ими, если к вере приложат прочие добродетели.
К свидетельствам Священного Писания можно добавить следующее. Кто может верить, если не надеется и не любит? Нельзя ни любить, ни надеяться, если не верить. Из этого следует, что вера является основанием надежды, любви и других добродетелей.
Во‑вторых, к оправданию относится страх Божий.
Если вера, исходя из приведенных выше текстов, является началом оправдания, то и страх Божий – начало мудрости: Начало мудрости – страх Господень (Прит. 9:10) Также см. Пс. 33:12; Сир. 1:15. Какая же духовная мудрость может быть выше оправдания, в котором человек удаляется от грехов и приближается к Богу, от греховного мрака к свету, от неведения к познанию истины. Вера – только начало оправдания, поскольку, уверовав, человек обращается к Богу. Но это же совершает в человеке и страх Божий, ибо написано: Когда убивал Он их, тогда искали Его, обращались к Богу и уже с утра взывали к Нему (Пс. 77:34). И снова: Покрой лица их бесчестием, и да призовут они имя твое, Господи! (Пс. 82:17). И в Книге Пророка Ионы написано о том, как, испугавшись предупреждения Пророка Ионы об уничтожении города, царь и все Ниневитяне тотчас обратились к Богу (Иона, 3). И снова скажем, что вера оправдывает, поскольку изображает в нас Христа, словами Павла: Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос (Гал. 4:19)! Но это же свойство приписывает Пророк Исаия и страху Божию: Были беременны, мучились, – и рождали как бы ветер (Ис. 26:18). Помимо священного Писания можно дать такое объяснение. Избегать зла, искать посредников и способы укрыться от настоящих и будущих бед – все это в природе страха. Поэтому святой Иоанн Креститель, призывая народы к оправданию, восклицал: кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния (Мф. 3:7). Но и мы разве не это же видим и разве не познаем на собственном опыте, что во время разных бедствий, пагубы, наводнений, грома, молний и так далее мы, побуждаемые страхом, обращаемся к Богу и всячески заботимся о своем спасении.
В‑третьих, к оправданию относится надежда, или упование.
Надежда, или упование, рождается от веры, равно как и страх. Если вера учит, что Бог – Праведный Судия, суровый Мститель за грехи, приготовивший вечный огонь не кающимся грешникам, то вера также учит, что Бог, Отец милостей и всяческих утешений, желает не смерти грешнику, а его обращения к Нему и спасения. И поэтому Он, пославший Своего Единородного Сына на землю, готов за заслуги Своего Сына помиловать всех грешников, если они обратятся к Нему всем сердцем и принесут достойные плоды покаяния. Из Священного Писания ясно, что надежда, или упование, относится к оправданию: спасая уповающих на Тебя (Пс. 16:7). Того, кто уповает на Господа, милость объемлет (Пс. 31:10). И спасет их, ибо они уповают на Него (Пс. 36:40). На меня (Господа) уповал он, и Я избавлю его (Пс. 90:14).
Но и Сам Христос обращается к расслабленному: дерзай, чадо! (то есть уповай), прощаются тебе грехи твои (Мф. 9:2).
Поэтому святой Амвросий в книге 1 «О покаянии», в главе 1, говорит: «Никто не может принести покаяние, если не надеется на прощение».
В‑четвертых, к оправданию относится любовь.
Сам Христос говорит об этом так: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много (Лк. 7:47). И Апостол Павел: Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью (Гал. 5:6).
В‑пятых, к оправданию относится покаяние.
Покаяние есть сожаление о содеянном зле и отвращение к греху. О том, что относится к покаянию, написано в Деяниях Апостолов: видно, и язычникам Бог дал покаяние 8 жизнь (Деян. 11:18). И снова: печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению (2 Кор. 7:10). И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, как Я делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления, какие делал он, не припомнятся ему (Иез. 18:21‑22). Что может быть яснее, чем эти высказывания? И если Бог дает возможность покаяния ради жизни, если печаль по Богу приводит к покаянию для спасения, и если кающийся грешник жив будет и не умрет, как говорится в приведенных выше словах, то как может оправдать одна только вера, как одна вера может оправдать и спасти, и как покаяние может быть ненужным для оправдания и спасения?
В‑шестых, к оправданию относится принятие Святых Таинств.
Таинства, необходимые для оправдания и спасения, таковы: для неверующих – крещение, для верующих, согрешивших после крещения, – покаяние и прощение грехов. Ибо написано: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3:5). И снова: Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20:23). Есть два лекарства для лечения греховных язв, то есть крещение и для согрешающих после крещения власть прощения грехов, данная священникам Христом. Эти лекарства были установлены Самим Христом, и пренебрегающий ими не может быть спасен и оправдан. Поэтому святой Апостол Петр соединяет их воедино: покайтесь, и да крестится каждый из вас (Деян. 2:38).
В‑седьмых, ко оправданию относится начало и намерение новой жизни и соблюдения всех заповедей.
Об этом Господь говорит в Книге Пророка Иезекииля: Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух (Иез. 18:31).
Таково предисловие к разговору об оправдании. А если противники говорят, что для оправдания и спасения достаточно одной только веры, то это никак не может быть истиной. Ибо Апостол говорит: Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?. И ниже: Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак. 2:24).
ВОПРОС: Чем отличается оправдание от спасения?
ОТВЕТ: Отличается следующим:
1. Спасение неотъемлемо, оправдание же можно получить, но погубить грехами, и снова получить, и снова погубить.
2. Спасение имеет славу Небесную, оправдание же – благодать Божию.
3. Спасение бывает после смерти, а оправдание – в этой временной жизни.
4. Оправдание – это есть путь ко спасению, и где спасение, там и оправдание, но не наоборот, где оправдание, там и спасение.
Таковы различия между оправданием и спасением. Общее в них то, что для них недостаточно одной только веры.
Возражения и претыкания противников по поводу оправдания, как и по поводу спасения, обычно связаны с их мнением о достаточности для оправдания и спасения одной только веры. И эти претыкания исправлены во второй части этого Догмата, в главах первой, второй и третьей.
Раздел второй
Остаются или полностью уничтожаются грехи в оправдании
Противники учат, что грехи пребывают в человеке даже в оправдании, и они не отнимаются от него, а только покрываются правдою Христовой, чтобы не предъявлять их перед лицом Отца Небесного. Они говорят также, что в оправдании только отпускается наказание, должное греху, и грехи не вменяются, но остаются. Мы же говорим обратное.
Православное установление
В оправдании грехи человека полностью уничтожаются. Так исповедует вся Православно‑Кафолическая Восточная Церковь. Смотрите «Исповедание православной веры», в третьей части, в вопросе 20, где написано следующее: «Праотеческий грех нельзя уничтожить никаким покаянием, он уничтожается лишь благодатью Божией, через воплощение Господа нашего Иисуса Христа и излияния Его честной Крови, что бывает в Таинстве святого крещения».
И снова в первой части, в вопросе 102, написано следующее:
«ВОПРОС: Что означает, прежде всего. Таинство крещения?
ОТВЕТ: Крещение есть смывание и отнятие праотеческого греха через троекратное погружение в воду».
И снова в первой же части, в вопросе 103, написано следующее: «Это Таинство (то есть крещение) отнимает все грехи: у младенцев – праотеческий, у взрослых – и праотеческий, и сделанный по своей воле». Это же гласит и Иерусалимский Собор, состоявшийся при Патриархе Досифее в 1682 году от Рождества Христова, на листе 283: «Нельзя говорить, что все согрешения, совершенные прежде крещения, крещением не истребляются, а пребывают, хотя не вменяются. Это последнее нечестие и отвержение благочестия, а не исповедание. Поэтому всякий грех, сделанный прежде крещения, истребляется крещением, как бы его никогда и не было». Все это подтверждается Священным Писанием.
Подтверждение нашего Православного установления Священным Писанием
Вот Агнец Божий, который берет на Себя грех мира (Ин. 1:29). Покайтесь и обратитесь, чтобы изгладились грехи ваши (Деян. 3:19). Ибо если кровь тельцов и козлов (...) освящает оскверненных, (...) то кольми паче Кровь Христа (...) очистит совесть нашу от мертвых дел (Евр. 9:13‑14). Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все беззакония наши (Мих. 7:19).
Поскольку в оправдании грех у человека берется, изглаживается и очищается, как говорится в приведенных выше высказываниях, то как может пребывать грех в оправдываемом человеке? Пребывание и уничтожение противоположны друг другу, как же могут они сосуществовать в оправдании? Как то, что у человека берется, очищается, отметается одновременно может и пребывать в нем?
Но, чтобы яснее увидеть истину, погрузимся в глубину Священного Писания.
ПЕРВОЕ: Грех в человеке Священное Писание называет скверной и пороком, наподобие скверны и телесного изъяна То, что выходит из уст, оскверняет человека (Мф. 15:11). Нечистый пусть еще сквернится (Откр. 22:11). Нечестие твое отмечено предо Мною, говорит Господь (Иер. 2:22). Счастлив богач, который оказался безукоризненным (Сир. 31:8). Не полагайся и на ровный путь (Сир. 33:23). Ты положил пятно на славу твою и осквернил семя твое так, что навел гнев на детей твоих (Сир. 47:23).
Раздел второй
Остаются или полностью уничтожаются грехи в оправдании
Противники учат, что грехи пребывают в человеке даже в оправдании, и они не отнимаются от него, а только покрываются правдою Христовой, чтобы не предъявлять их перед лицом Отца Небесного. Они говорят также, что в оправдании только отпускается наказание, должное греху, и грехи не вменяются, но остаются. Мы же говорим обратное.
Православное установление
В оправдании грехи человека полностью уничтожаются. Так исповедует вся Православно‑Кафолическая Восточная Церковь. Смотрите «Исповедание православной веры», в третьей части, в вопросе 20, где написано следующее: «Праотеческий грех нельзя уничтожить никаким покаянием, он уничтожается лишь благодатью Божией, через воплощение Господа нашего Иисуса Христа и излияния Его честной Крови, что бывает в Таинстве святого крещения».
И снова в первой части, в вопросе 102, написано следующее:
«ВОПРОС: Что означает, прежде всего. Таинство крещения?
ОТВЕТ: Крещение есть смывание и отнятие праотеческого греха через троекратное погружение в воду».
И снова в первой же части, в вопросе 103, написано следующее: «Это Таинство (то есть крещение) отнимает все грехи: у младенцев – праотеческий, у взрослых – и праотеческий, и сделанный по своей воле». Это же гласит и Иерусалимский Собор, состоявшийся при Патриархе Досифее в 1682 году от Рождества Христова, на листе 283: «Нельзя говорить, что все согрешения, совершенные прежде крещения, крещением не истребляются, а пребывают, хотя не вменяются. Это последнее нечестие и отвержение благочестия, а не исповедание. Поэтому всякий грех, сделанный прежде крещения, истребляется крещением, как бы его никогда и не было». Все это подтверждается Священным Писанием.
Подтверждение нашего Православного установления Священным Писанием
Вот Агнец Божий, который берет на Себя грех мира (Ин. 1:29). Покайтесь и обратитесь, чтобы изгладились грехи ваши (Деян. 3:19). Ибо если кровь тельцов и козлов (...) освящает оскверненных, (...) то кольми паче Кровь Христа (...) очистит совесть нашу от мертвых дел (Евр. 9:13‑14). Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все беззакония наши (Мих. 7:19).
Поскольку в оправдании грех у человека берется, изглаживается и очищается, как говорится в приведенных выше высказываниях, то как может пребывать грех в оправдываемом человеке? Пребывание и уничтожение противоположны друг другу, как же могут они сосуществовать в оправдании? Как то, что у человека берется, очищается, отметается одновременно может и пребывать в нем?
Но, чтобы яснее увидеть истину, погрузимся в глубину Священного Писания.
ПЕРВОЕ: Грех в человеке Священное Писание называет скверной и пороком, наподобие скверны и телесного изъяна То, что выходит из уст, оскверняет человека (Мф. 15:11). Нечистый пусть еще сквернится (Откр. 22:11). Нечестие твое отмечено предо Мною, говорит Господь (Иер. 2:22). Счастлив богач, который оказался безукоризненным (Сир. 31:8). Не полагайся и на ровный путь (Сир. 33:23). Ты положил пятно на славу твою и осквернил семя твое так, что навел гнев на детей твоих (Сир. 47:23).
Из этих высказываний Священного Писания ясно, что грех – это скверна и порок души, подобно тому, как бывает скверна и порок тела. Поэтому, как порок и скверна тела очищаются омовением, чтобы очистить тело, так порок и скверна души, то есть грех, не остаются в душе в оправдании. Это как бы омовение, очищение, духовная купальня и баня, о которой говорится в Священном Писании: Окропишь меня иссопом, и очищусь; омоешь меня, и стану снега белее (Пс. 50:9). И снова: И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших (Иез. 36:25). После такого омовения человек становится чистым, о чем говорит Апостол: И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались (1 Кор. 6, 11). К такому очищению Апостол призывает всех, говоря: имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа (2 Кор. 7:1).
НО СКАЖЕТЕ: Как и когда это происходит?
ОТВЕЧАЮ, ВО‑ПЕРВЫХ: Во многих городах бывают всенародные бани и купели, для очищения телесной скверны. В Церкви Христовой есть две бани для омовения душевной скверны: крещение и покаяние. В первой бане происходит омовение от всех грехов, и праотеческого, и всех произвольных. Во второй очищаются только скверны произвольных грехов. В первой был очищен Савл, к которому обращался Анания: Встань, крестись и омой грехи твои (Деян. 22:16). Во второй – Давид, Петр, Магдалина, очистившиеся слезами, смывающими их грехи. Да будет известно, что бани эти имеют силу очищения грехов не от естественных вод, а от Крови Христа, которой и омываемся (1 Ин. 1:7). Кровь Иисуса Христа, Сына Божия, очищает нас от всякого греха (Откр. 1:5). Возлюбивший нас, Он смыл с нас наши грехи Своей Кровью Ибо если кровь тельцов и козлов (...) освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа (...) очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному (Евр. 9:13‑14)! Изо всего этого ясно, какую обиду наносят противники Христу и Его крови, когда учат, что греховные скверны не смываются крещением, а пребывают в крещенном.
ОТВЕЧАЮ, ВО‑ВТОРЫХ: Грех в человеке Священное Писание называет сетями, веревками, наподобие сетей и веревок, которыми бывает связано тело. Сети грешников опутали меня (Пс. 118:61). Горе тем, которые влекут на себя беззаконие вервями суетности (Ис. 5:18). Вывел Он их из тьмы и сени смертной, и узы их расторг (Пс. 106:14). Когда же человек освобождается от телесных сетей, остаются ли они на нем? Отнюдь. Так следует рассуждать и о духовных узах, то есть грехах, которыми связан диавол и которые снимаются с человека в оправдании, а точнее, расторгаются и уничтожаются. Так был освобожден Давид, который говорит: О Господи, я раб твой (Пс. 115:7). Но почему? Расторг Ты узы мои. Тебе принесу жертву хвалою (Пс. 115:7‑8). Он как бы говорит: «Господи, до сих пор я был рабом и пленником сатаны, который держал меня у себя, как связанного пленника. Сейчас же Ты освободил меня от этих уз, и теперь я не раб сатаны, а Твой раб». Вдумайтесь в сказанное им: Расторг Ты узы мои. Это означает не только освобождение от уз, но и уничтожение самих уз, то есть грехов.
А как когда‑то Давид, так ныне и мы освобождаемся благодаря Христу, Который расторгает наши греховные узы и освобождает из плена сатаны, и делает нас свободными сынами Божиими, словами Апостола: Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу (Рим. 6:22). И снова: избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего (Кол. 1:13). Поэтому Христос в Священном Писании называется Избавителем и Избавлением, Искупителем и Искуплением, ведь благодаря Ему мы избавились от греховных уз греховных и демонической власти. Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех (1 Тим. 2:5‑6). И снова: Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный (Тит. 2. 14). И снова: мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов (Еф. 1:7).
И снова: и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою (1 Кор. 6:20). И снова: не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца (1 Пет. 1:18‑19) И снова: достоин ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени (Откр. 5, 9). И как грехи не только являются сквернами и пороками, которыми мы оскверняемся, но и узами, которыми нас связывают, так и Кровь Христа не только обладает силой очищения, но и цену искупления. Поскольку противники это отвергают, то тем самым они наносят огромную обиду Христу, пренебрегая Его Кровью.
ОТВЕЧАЮ, В‑ТРЕТЬИХ: Грех в человеке Священное Писание называет болезнью, немощью, ранами, язвами, наподобие телесной болезни и немощи, ран и язв. Помилуй меня, Господи, ибо немощен я (Пс. 6:3). Смердят и гноятся раны мои от безумия моего (Пс. 37, 6). В тот день, когда Господь обвяжет рану народа Своего и исцелит нанесенные Ему язвы (Ис. 30:26). Мучения адовы охватили меня (Пс. 17:6). И как телесная болезнь уже не остается в человеческом теле, когда ее вылечит искусный врач, так и душевная болезнь, то есть грех, не пребывает в душе, когда духовный врач, искусный в деле исцеления, излечивает раненую душу. Но разве может быть врач более искусный, чем Христос, исцеляющий всякий недуг и всякую телесную и душевную рану и раной Которого исцелились мы все? Он Сам Себя благоизволил назвать врачом. Когда фарисеи роптали, спрашивая Его учеников, почему их учитель ест и пьет с мытарями и грешниками, Иисус, услышав это, сказал им: нездоровые имеют нужду во враче, но больные (Мф. 9:12). Здесь идет речь о душевной болезни: возлежавшие тогда на трапезе были здоровы телом, но немощны душой. Но как исцеляет этот Врач? Он исцеляет так, что после Его лечения в исцеленном уже не пребывают болезни, телесные в теле и душевные в душе, по слову Апостола: Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу (Рим. 8:1). Но у противников какой‑то другой врач, а не Христос, ибо Христос исцеляет раны, а у них врач только прикрывает раны, но не лечит их.
ОТВЕЧАЮ, В‑ЧЕТВЕРТЫХ: Грех в человеке Священное Писание называет смертью, наподобие телесной смерти, от которой становится мертвым тело. Сын мой был мертв и ожил (Лк. 15:24), был мертв грехом и удалением от отца и ожил возвращением, покаянием и благодатью, предоставь мертвым погребать своих мертвецов (Мф. 8:22). Что это означает? Мертвые погребают мертвеца, когда грешники кладут мертвого в гроб; он мертв телом, они же душой. Вдовица сластолюбивая заживо умерла (1 Тим. 5:6), то есть она жива телом, но мертва душой. Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь (1 Ин. 3:14), то есть из греха в благость. Видите, что грех есть смерть души, по высказываниям Священного Писания. Но кто не знает, что когда в мертвое тело возвращается жизнь, тогда смерть в нем уже не пребывает. Одно и то же тело не может быть одновременно и живо, и мертво. Это мы знаем на примере Лазаря, который, когда ожил, освободился от смерти. Подобным образом, когда в мертвую душу возвращается духовная жизнь, то смерть в ней уже не пребывает, ибо одна и та же душа одновременно живой и мертвой быть не может. Грех – это смерть души, как показано выше в текстах Писания. Поэтому, когда в душу возвращается жизнь, то смерть, то есть грех, в ней уже пребывать не может. Это происходит в святом крещении, словами Апостола, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых (...), так и нам ходить в обновленной жизни (Рим. 6:4). И ниже: ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное (Рим. 6:6). И ниже: почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6:11). И ниже: Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу (Рим. 6:22). Из этих высказываний Священного Писания ясно, что в крещении мы умираем для греха, оживаем для Бога, и смерть упраздняется, а жизнь водворяется.
И это причина того, что крещение называется возрождением: спас нас (...) банею возрождения и обновления Святым Духом (Тит 3:4‑5); если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3:5). И как естественно рождаясь, иное рождается, иное же тлеет и перестает быть – человек родится, а плод, носимый чревом, перестает быть, – так и в крещении ветхий человек тлеет и перестает быть, новый же человек рождается. Но что такое ветхий человек? Это сын сатаны, раб греха, наследник геенны. Что такое новый человек? Это Сын Божий, служитель правды, наследник живота вечного. Его рождение означает тление и упразднение ветхого, этот родится, а тот умирает. И подобно тому, как Израильтяне, следуя в землю обетованную, перешли Чермное море, а Египтяне все утонули, так в крещении крещаемый проходит в землю благодати Божией и все грехи истребляются и исчезают, о чем говорит и Пророк Михея: Бог погрузит в пучину морскую все беззакония наши (Мих. 7:19). Что же на это ответят противники? Предпочтут ли они быть сынами геенны и рабами греха нашему Православному исповеданию, согласно которому грехи истребляются и исчезают в крещении?
Смотрите также более подробно вторую часть этого Догмата, главу 5, возражение 5.
Возражения противников
Возражение первое
Давид говорит: Блажен человек, которому отпущены беззакония и чьи грехи прощены (Пс. 31:1). Следовательно, грехи прикрываются правдой Христовой и всего лишь прощаются.
ОТВЕЧАЕМ: Когда Бог прикрывает грехи, Он прикрывает их так, как искуснейший врач прикрывает пластырем рану, которая исцеляется этим прикрытием и полностью изглаживается. Об этом достаточно сказано выше во второй части в главе 5 в возражении 5. Что могут возразить противники на слова Апостола: все обнажено и открыто перед очами Его (Евр. 4:13)? Спросим здесь: когда грешник прикрывает свои грехи правдой Христовой, постигаемой через веру, и становится перед лицом Божиим, видит ли Бог его грехи или нет? Если видит, то в чем состоит прикрытие грехов? Если не видит, то как это согласуется с истиной, высказанной Апостолом: все обнажено и открыто перед очами Его?
Возражение второе
Апостол и Давид говорят: Блажен человек, которому Господь не вменит греха (Рим. 4:8; Пс. 31:2). Следовательно, грехи остаются прикрытыми правдой Христовой и всего лишь не вменяются.
ОТВЕЧАЕМ: Поскольку в человеке есть грех, Бог не может не вменить его человеку, ибо Апостол говорит: поистине есть суд Божий (Рим. 2:2). Если же суд Божий истинен, то как может Бог не вменить греха тому, у кого он есть? Как Безгрешный судит грешного человека? Псалмопевец говорит о Боге: возненавидел Ты всех, делающих беззакония (Пс. 5, 6). Спросим здесь: ненавидит или любит Бог грешника, покрывшего свое беззаконие правдой Христовой? Если любит, то как тогда могут быть истинными слова псалма возненавидел Ты всех, делающих беззакония? Если ненавидит, то почему не вменяет ему беззакония? Бог любит добрых и ненавидит злых. Грешник, покрывающий свое беззаконие правдой Христовой, подобен волку в овечьей шкуре. Добр он или зол на самом деле? Если зол, то как Бог на Своем суде сочтет его добрым, если это истинный суд? Как назовет волка незлобивой овцой? Как Он назовет сыном благодати того, кто в действительности сын беззакония? Если же тот добр, то уже не беззаконник. Но как тогда он может покрывать правдой Христовой грехи, которых не имеет?
ПРОТИВНИКИ ГОВОРЯТ: Хотя грех, прикрытый Христовой правдой, и пребывает в человеке, но он не вменяется ему в наказание, то есть наказание, должное греху, снимается, а грех продолжает пребывать в нем.
ОТВЕЧАЕМ: Невозможно, чтобы Бог не ненавидел человека, если в нем пребывает грех, ибо добро и зло всегда борются между собой. Из этого следует, что до тех пор, пока в человеке зло, то есть грех, сильнее добра, оно противно Богу и ненавидимо Им, и всегда заслуживает наказания. К тому же, какое наказание может быть больше и тяжелее для грешника, чем быть ненавидимым Богом, поскольку грешник терпит ненависть Бога. И тогда как вы, противники, можете говорить, что грешнику снимается наказание, должное греху? Ложно ваше учение, в котором вы учите, что грехи пребывают в оправдываемом человеке, всего лишь не вменяясь к наказанию.
ВОПРОС: Блажен человек, которому Господь не вменит греха (Пс. 31:2).
ОТВЕЧАЕМ: Бог не вменяет греха, когда грех отнимается, и вменяет, когда пребывает. Псалмопевец и вместе с ним Апостол называют блаженным того, кому грехи прощены, покрыты и не вменяются – Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха (Рим. 4:7‑8). Блажен человек, которому Господь не вменит греха (Пс. 31:2; Рим. 4:8), Но почему здесь в одном ряду эти три слова, прощение, покрытие и невменение? Потому, что в грехе три составляющих: первая – огорчение и прогневание Бога. Вторая – скверна и мерзость души. Третья – обязательность вечного наказания. Блажен тот, кому прощается Божие прогневание и огорчение, кому покрывается греховная скверна и мерзость и кому не вменяется обязательность вечного наказания. Всего этого нет тогда, когда грех отнимается и полностью уничтожается. Поэтому вначале находится прощение грехов. Блаженны, чьи беззакония прощены.
Возражение третье
Похоть, или телесное вожделение, есть праотеческий грех, который пребывает в человеке и после крещения, и после покаяния. Следовательно, оправданием грехи не отнимаются.
ОТВЕЧАЕМ: Выше достаточно было сказано о том, что похоть, или вожделение, сама по себе не является грехом, если только к ней не добавится произволение. Смотрите этот же Догмат, часть 2, возражение 2.
Раздел третий
О внутреннем и вменяющемся оправдании
Поскольку в предыдущем разделе ясно показано, что в оправдании от человека грехи полностью отнимаются, а не покрываются под прикрытием, как говорят противники, то возникает следующий вопрос: из‑за чего у человека отнимаются грехи, или, точнее, что прогоняет от человека грехи? На этот вопрос легко ответить так: противное прогоняется противным. Тьма прогоняется светом, холод теплом, болезнь здоровьем, печаль радостью, и так далее. Так должно говорить и в нашем случае. Грехи человека прогоняются противным, то есть гнев Божий – Божией благостью, удаление от Бога – обращением к Богу, нечестие – святыней, неправда – оправданием, греховная скверна – небесной красотой. А поскольку грехи лепятся к душе человека изнутри, то и Божия благодать, прогоняющая грехи, должна войти вовнутрь, в душу человека. Грех нельзя прогнать иначе, кроме как водвориться на том же месте, которое грех занимал, так как противное изгоняется противным в одном и том же месте. Если же они находятся в разных местах, то не прогоняют друг друга. Например, тепло не прогонит холод из дома, если не вселится в дом. Если грехи находятся внутри человека, то и оправдание, прогоняющее грехи, должно расположиться внутри человека.
Учение наших противников не согласуется со всем этим. Они учат, что в оправдании человек ничего не получает вовнутрь, то есть в душе человека не водворяются Божия благодать и правда. В оправданном человеке не происходит внутреннего обновления, и ему вменяется только внешняя правда Христа, которой он праведен извне, а не внутри. Ибо внутри него пребывают грехи, которые не уничтожаются оправданием, подобно гражданскому оправданию, когда подсудимый часто бывает оправдан судебным постановлением, оставаясь внутри хищником и неправедным. Отвергая это учение противников, выдвигаем наш Догмат.
Православное установление
Из грешника человек становится праведным не внешней правдой, которая только вменяется ему, а внутренней, и оправдание – это внутреннее обновление человека, так как никто не может стать добродетельным без внутреннего принятия Божией благодати и праведным без обретения в душе внутренней правды.
Подтверждения этого установления из Священного Писания
Первое подтверждение
Апостол говорит: обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Еф. 4:23‑24). И снова: не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его (Кол. 3:9). Здесь Апостол призывает нас к внутреннему обновлению духа. Но на чем основывается это обновление духа?
Апостол ОТВЕЧАЕТ: чтобы снять ветхого человека, надо облечься в нового. Ясно, что такое облачение происходит не по естеству, но по духу, и оно не внешнее, а внутреннее. Ибо что значит «ветхий человек» и «новый человек»? Ветхий человек – Адам, новый же человек – Христос, словами Апостола: Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба (1 Кор. 15:47). Как же можно облечься в нового человека, и снять с себя первого и какова суть одеяния обоих, нового и ветхого? Здесь может быть много ответов. Адам, преступлением заповеди погубив первозданную красоту Божией благодати, себя и всех своих потомков облачил в клятву, как в одежду, то есть в гнев Божий, слепоту ума, развращение воли, оскудение сил для добрых дел, греховную скверну в душе, ложь, неправду. Все это и подобное этому стало одеждой первого человека, совершившего преступление. Противоположно этому величие второго человека, Христа Господа, источник благодати и всех небесных даров, ибо Иисус Христос – благодать и истина (Ин. 1). И благодаря Его искуплению мы все получили возможность снять ветхого человека и облечься в нового, то есть в благодать Божию и дары Небесные, отвергнутые в Адаме праотеческим грехом и ныне отвергаемые наши произвольными грехами. Образ этого содержится в Евангельской притче о блудном сыне, которому по возвращении Отец Небесный велит дать лучшую одежду: принесите лучшую одежду и оденьте его (Лк. 15:22). Это духовное обновление, на котором стоит оправдание. Это внутреннее обновление, а не внешнее, что можно понять и из самих слов Апостола, который говорит: обновиться духом ума вашего.
Второе подтверждение
Апостол говорит: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (...) храм Божий свят; а этот храм – вы (1 Кор. 3:16‑17). И снова: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа (1 Кор. 6:19)? Здесь можно спросить, почему здесь говорится не об Отце, не о Сыне, а о Святом Духе? Потому что в этом есть некая Тайна, ведь Апостол говорит об святости, которая обычно приписывается Святому Духу. Хотя у всех троих Божественных Лиц одна сила, но каждому лично приписываются определенные свойства, а именно: Отцу – могущество, Сыну – мудрость, Святому Духу – святость. Об этом образно говорит Апостол Павел: Дары различны, а Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же (1 Кор. 12:4‑6). Исходя из того, что, словами Апостола, действия различны. Отцу и приписывается могущество, Сыну – мудрость, Святому Духу – благодать, относящаяся к святости.
И замечательно, ибо Отец есть начало начал, и поэтому Ему приличествует могущество как начало действия. Сын происходит от Отчего ума, и поэтому мы приписываем Ему мудрость и истину. Святой Дух исходит из Отчей воли, и Ему приписываются благость, любовь и святость. Из этого ясно, почему Апостол говорит, что Святой Дух живет в праведниках, – не по иной какой причине, как только желая дать образ того, как праведники, или оправданные люди, обновляются и освящаются Святым Духом через влияние сверхъестественных Даров, о которых скажем несколько ниже.
Неужели не ясно, что все это происходит внутри человека, а не неким внешним обманчивым умышленным образом, как утверждают противники?
Но и здесь сокрыта тайна. Почему говорится, что Святой Дух не пребывает, а живет в праведниках? Одно дело находиться в доме, а другое – жить в нем, содержа там свои сокровища. Но каковы сокровища Святого Духа? Благодать, любовь, святость, правда и так далее. Эти сокровища находятся в праведных людях, словами Павла, сокровище сие мы носим в глиняных сосудах (2 Кор. 4:7). Здесь можно снова спросить, почему Апостол не говорит, что в нас живет Бог Отец или Христос, а говорит: Дух Божий живет в вас? Это тайна жизни каждого человека. В древние времена Бог Отец находился среди сынов Израилевых, творя знамения и чудеса Своим могуществом и защищая этот народ от врагов. Христос живет в Церкви мудрым устроением и истиной веры. Святой Дух живет в праведниках праведной святостью и любовью. Из этого следует, что Отец может жить равно среди добрых и злых, и Свое могущество через знамения и чудеса может являть среди тех и других. Подобно этому, и Христос может пребывать и в праведных, и в нечестивых, и может дать как одним, так и другим мудрость для устроения и управления людьми. А Святой Дух не может жить только в праведниках, ибо лишь в них самих может быть благодать, святость, правда, незлобие и другие сокровища Святого Духа.
Загадочно и то, что Святой Дух, как говорится в Писании, живет в нас, как в храме. Храм – это святое место, посвященное Богу и служащее одной только хвале Божией. Так и верующий человек, в котором Святой Дух живет, как в своем храме, красуется святостью и правдой, и все свои действия совершает ради чести и славы единого Бога. Поэтому Апостол говорит: Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас (Рим. 8:9). И ниже: Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии (Рим. 8:14).
СПРАШИВАЕТЕ: Как начинает в нас жить Дух Божий?
ОТВЕТ: Прислушайтесь к Священному Писанию, которое приходит и стучит в двери наших сердец: Се, стою у дверей и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3:20). Но каков Его глас? В Книге Пророка Захарии говорится: обратитесь ко Мне, (...) и Я обращусь к вам (Зах. 1:3). Когда услышим Его глас и откроем дверь просящему, тотчас войдет к нам Святой Дух и подготовит себе место вселения. Кто любит Меня (...) и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14:23). Что же Он делает в этом Своем селении?
ВО‑ПЕРВЫХ: Изливает в человеческое сердце дар благодати и любви. Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим. 5:5).
ВО‑ВТОРЫХ: Этим излиянием прогоняется всякая греховная тьма, вместо которой человек получает некий новый и необычный свет. Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца (2 Кор. 4:6). Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе (Еф. 5:8). Но вы, братия, не во тьме (...) Ибо все вы – сыны света (1 Фес. 5:4‑5).
В‑ТРЕТЬИХ: Излияние возвращается в нашу жизнь, которую мы погубили в грехопадении. Бывшие прежде сынами гнева, смерти и осуждения, возрождаемся сынами примирения, жизни и наследия. По этой причине Апостол называет нас новой тварью: Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а нова тварь (Гал. 6:15). И в другом месте призывает нас ходить в обновленной жизни (Рим 6:4).
В‑ЧЕТВЕРТЫХ: Этим излиянием мы избавляемся от рабства и возвращаемся к свободе: Закон духа жизни о Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти (Рим. 8:2). И снова: где Дух Господень, там свобода (2 Кор. 3:17). И снова: мы дети не рабы, но свободной (Тал. 4, 31).
Этот дар любви, который Святой Дух изливает в наши сердца, называется по‑разному в зависимости от Его действий:
ПЕРВОЕ. Называется благодатью, не только потому, что дается даром, но и потому, что делает нас исполненными благодати и приятными Богу.
ВТОРОЕ. Называется правдой, так как ею воздает каждому человеку, который оказывает послушание и честь Богу, любовь и служение ближнему, чуждается грехов и взращивает добродетели. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности (Рим. 6:18).
ТРЕТЬЕ. Называется образом и подобием Бога. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного (1 Кор. 15:49), то есть как грехами были подобны Адаму, так благодатью и любовью будем подобны Христу. Ибо, словами этого Апостола: Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобным образу Сына Своего (Рим. 8:29). Этот же образ пишется в наших сердцах, не чернилами, но Духом Бога живого, не на каменных скрижалях, а на плотяных скрижалях сердца.
ЧЕТВЕРТОЕ. Называется залог Духа (2 Кор. 1:22), ибо святость – это действие в нас Святого Духа, дающее нам надежду на будущее наследие. Дал залог Духа в сердца наши. И снова: запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего (Еф. 1:13‑14).
ПЯТОЕ. Семя Его пребывает в нем (1 Ин. 3:9). Каждый, рожденный от Бога, не делает греха, так как Семя Его пребывает в нем. Подобно тому, как из семени, посаженного в землю, не только вырастают деревья, но созревают и плоды, так и из благодати и дара Святого Духа, излиянного в наши сердца, созревают плоды для вечной жизни. Об этом ясно говорит Сам Христос, иными словами, вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4:14). Что это за источник, который пребывает внутри нашей души и текущий столь высоко? Благодать и любовь. Те, кто их имеют, имеют источник всех благ и вечной жизни.
ШЕСТОЕ. Называется брачной одеждой. Друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде (Мф. 22:12)? Подобно тому, как званным на брачный пир должно быть одетым в приличествующую одежду, так званным на агнчую вечерю необходимо быть украшенным даром благодати и любви. Сюда же относится и это изречение: принесите лучшую одежду и оденьте его (Лк. 15:22).
Третье подтверждение
Мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены (Рим. 12:5). И снова: И вы – тело Христово, а порознь – члены (1 Кор. 12:27). На основании этих слов Апостола составляется следующее доказательство. Члены тела не только живут и действуют, поскольку живет и действует голова, но и сами по себе, ибо душа, как жизнь тела, пребывает и действует не только в голове, но и в каждом члене. Оправданные люди – это живые члены с головой Христом, словами Апостола, которые приведены выше. Следовательно, не только в голове Христе, но и в себе самих они живут и действуют. Что же это за жизнь, если не благодать, святыня, правда, которые Святой Дух изливает в наши сердца. И что такое действия жизни, если не совершение добрых дел.
ПРОТИВНИКИ ГОВОРЯТ, что жизнь, которой мы живем духовной жизнью во Христе, – это вера, так как написано: праведный верою жив будет (Рим. 1:17).
ОТВЕЧАЕМ. Апостол веру здесь рассматривает как средство жизни, а не саму жизнь. Например, если кто‑нибудь скажет, что человек живет, потому что принимает пищу, или здоров, потому что принимает лечение, пища и лечение здесь будут средствами жизни и здоровья. Так и вера является средством духовной жизни (хотя и не она одна, как мы говорили об этом в другом месте). Сама же духовная жизнь, которой душа живет во Христе, – это благодать, святость, правда, которой душа оживляется Святым Духом, как поет Церковь вместе с песнопевцем Дамаскиным: «Святым Духом всякая душа живится».
Четвертое подтверждение
Христос, Спаситель наш, говорит: Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода (Ин. 15:4‑5). Здесь Христос уподобляет Себя лозе, а нас ветвям. Ветви же на лозе разные. Одни сухие, мертвые, не имеющие питания и потому не приносящие плодов, ибо хотя они и на лозе, но лоза не в них, то есть она не дает им питания и живительной влаги. Иные же ветви цветущие, живые, тучные, плодовитые, которые не только лепятся к лозе, но и получают от нее питание, влагу и жизнь. Так бывает и у верующих. Одни верой лепятся ко Христу, но поскольку не получают от Него живительной влаги, не приносят плоды добрых дел, и таковых Апостол называет бесплодными (Тит. 3:14). Другие же, соединенные со Христом верой, получают от Него влагу и питание благодати и святости. Поэтому, словами Апостола: чтобы они (...) богатели добрыми делами (1 Тим. 6:18), со страхом (...) совершайте свое спасение (Флп. 2:12).
Таково и учение Христа, согласно которому никто не может сделать добра, если не имеет внутри себя живительной влаги, то есть благодати и святости, от которой созревает плод добрых дел.
Из этих четырех подтверждений явственно вытекают следующие:
ПЕРВОЕ. Между нами и противниками имеются такие различия. Мы говорим и веруем, что праведники, или оправданные люди, становятся таковыми из грешников по внутренней правде и святыне, как Сам Христос, Который свят и праведен в Самом Себе. Ибо должно членам соответствовать своей главе, как пригожей невесте пригожий жених. И братии приличествует уподобляться Первородному, подтверждая истину слов Апостола: Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобным образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями (Рим. 8:29). Противники, напротив, учат, что и в самом оправдании люди пребывают нечистыми и скверными в самих себе, а праведны они только вне себя, то есть во Христе. По этому учению, из Христа и верующих в Него составляется некое странное чудовище: глава прекрасна, а члены мерзки, жених сияет великолепием, а невеста полна всякой скверны.
ВТОРОЕ. Из вышесказанного следует, что в оправдании греховная скверна никоим образом не может пребывать в оправданном человеке, как показано в изречениях из Священного Писания, приведенных выше, в части 2, в главе 5, в возражении 5. Смотрите, что там написано. Ведь что означают эти слова: Окропишь меня иссопом, и очищусь; омоешь меня, и стану снега белее (Пс. 50:9)? Ясно, что каждый очищенный и побелевший не имеет порока и скверны. И не говорите мне, что человек очищается и становится белее во Христе. Ибо Давид не говорит: «окропишь Христа, и очищусь во Христе, омоешь Христа, и стану белее во Христе», но говорит: Окропишь меня иссопом, и очищусь; омоешь меня, и стану снега белее (Пс. 50:9). Об этом свидетельствуют и последующие слова: Сердцем чистым созижди во мне. Боже, и дух правды возроди в груди моей (Пс. 50:12). Обратите внимание на эти слова: во мне (...) в груди моей. Апостол также говорит об этом: И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались (1 Кор. 6:11), как бы говоря: вы сами были грешниками, а сейчас омыты, святы, праведны в самих себе. Это же он говорит и в другом месте: Он избрал нас (...) чтобы мы были святы и непорочны пред Ним (Еф. 1:4).
ТРЕТЬЕ. Если противники в своем оправдании пребывают скверными и нечистыми сами в себе, а их грехи лишь прикрываются правдой Христовой, то, как следует из их учения, ясно, что они подобны покрашенным гробам, которые красивы снаружи, а внутри полны мертвых костей и всяких нечистот. То есть, они подобны неразумным девам, не имеющим правды в своих светильниках и считающих, что им достаточно чужого масла. Они подобны смердящим козлищам, которые пастырем включаются в число овец. Они подобны волкам, которые приходят в овечьей одежде, а внутри они – хищные звери. Ибо что означает для противников оправданный человек? Это человек, который полон грехов и нечистот, не имеет в сердце правды и святости и, подобно козлищам, произносим смрад, злобу и яд, как угрызающий волк. Однако, будучи таким по своей сути, он кажется праведным и желает, чтобы его причислили к агнцам, будучи покрыт одеждой невинного Агнца. Он не заботится о приобретении масла, ибо надеется на чужое масло. И, украсив себя снаружи белым покрывалом, он не заботится о внутренней нечистоте.
Возражения противников Возражение первое Верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность (Рим. 4:5).
ОТВЕЧАЕМ: Одно дело говорить, что вера, которая в нас самих, вменяется нам в праведность, и совсем другое говорить, что правда Христова, которая вне нас, вменяется нам в праведность. Апостол говорит именно о первом, а не о втором.
Возражение второе Ибо, как непослушание одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие (Рим. 5, 19). Из этих слов Апостола противники желают вывод о том, что только послушание Христа является нашей праведностью, и мы можем быть праведными только ею.
ОТВЕЧАЕМ: Действительно, как непослушанием Адама многие стали грешными, так послушанием Христа многие стали праведными. Но каков смысл этих слов? Противники считают, что непослушание Адама вменяется в грех сынам Адама, помимо их внутреннего греха, а послушание Христа вменяется в правду праведникам, помимо их внутренней праведности. Но это их мнение ложно, ибо непослушание Адама является причиной того, что каждый его потомок рождается грешником, не только из‑за внешнего непослушания Адама, но и от внутреннего праотеческого греха, и послушание Христа является причиной того, что каждый, возрождающийся во Христе, становится праведником внутренней правдой, а не только внешней правдой Христа. Именно такое противопоставление непослушания Адама и послушания Христа является верным и истинным, что и хотел показать Апостол в словах, приведенных выше.
Например, кто‑либо стоит у огня и греется. Я спрошу, каким теплом согревается этот человек – тем, который есть в нем самом, или полученным от огня? Отвечать следует так. Человеку становится тепло от внутреннего его тепла, а тепло огня является причиной того тепла, которое возникает внутри человека. Так и правда Христа является причиной нашей внутренней правды.
Возражение третье
Христос сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением (1 Кор. 1:30). Из этих слов противники делают вывод, что нам вменяется правда Христа, и мы праведники Его правдой.
ОТВЕЧАЕМ: Если мы праведны правдой Христа, то мы и мудры Его премудростью, и искуплены Его искуплением, ибо у Апостола в одном ряду стоят праведность, освящение и искупление. Не обманывайтесь, противники, и не обманывайте других. Апостол здесь говорит не о том, что вменяется, а о том, что совершается на самом деле. О премудрости Христа говорится по отношению к нам не в том смысле, что она только вменяется нам, мудрым премудростью Христа, а в действенном смысле, то есть Христос поистине делает нас мудрыми. Так и об искуплении Христа говорится о нас не в том смысле, что оно вменяется нам, искупленным искуплением Христа, а в действенном смысле, то есть Христос поистине искупил нас. Подобным же образом говорится и о правде Христовой, которая нам не вменяется, а действительно возникает в нас, поскольку Он делает нас праведниками. Изречения, подобные этому, часто встречаются в Священном Писании: Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя (Пс. 17:1)! Ты надежда моя, Господи (Пс. 70:5). Господь просвещение мое (Пс. 26:1). Но каким образом Господь является нашей крепостью, терпением, просвещением? Едва ли все это вменяется нам, нет, но мы действительно становимся такими. Об этом говорится и в других местах Священного Писания: Бог препоясал меня силою (Пс. 17:33). Не Богу ли повинуется душа моя? Ибо Он дарует мне спасение (Пс. 61:1). Просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1:9). Именно в этом смысле Христос наша правда и премудрость – то есть он благоизволил дать нам правду и премудрость.
СПРОСИТЕ: Можно ли полностью отвергать то, что нам вменяется правда Христова?
ОТВЕЧАЮ: Да не будем мы так дерзки, смея отвергать, что правда Христова вменяется праведникам. Но подумайте хорошенько, что именно вменяется, а что отвергается. Когда грешник пребывает в грехах и постигает правду одной только верой, вменяя себе искупление Христом грехов всего мира и правду Христа, и хочет быть праведным этой правдой безо всякого своего внутреннего изменения и духовного обновления, то такое вменение мы отвергнем, как еретическое. Но мы примем и облобызаем вменение правды Христовой в таком смысле: Христос своим страданием за нас искупил наши грехи и заслужил перед Богом Отцом прощение нам наших грехов, а также дары благодати и правды, которые внутренне обновляют и оправдывают нас. Тем самым нам вменяется страдание Христа за нас как действующая и созидающая причина, благодаря которой нам дается благодать, святость и правда. Они принимаются вовнутрь души, освящают нас, духовно обновляют, изгоняют грехи и делают нас благодатными, святыми, приятными Богу и праведными.
Возражение четвертое
Апостол говорит: Ибо не знавшего греха (Христа) Он (Бог Отец) сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в нем сделались праведными Богом (2 Кор. 5:21). Эти слова Апостола противники понимают так: если мы праведны правдой Божией во Христе, то как может быть назван Христос грехом, или грешником за наши грехи? И поскольку Христу вменяются наши грехи, то и нам вменяется правда Христова.
ОТВЕЧАЕМ: Здесь требуются два пояснения.
ПЕРВОЕ. Каков смысл слов о том, что Христос называется грехом или грешником за нас?
ВТОРОЕ. Каков смысл слов о том, что мы праведны правдой Божией во Христе?
Противники дают такое объяснение. Наш грех вменяется Христу, и из‑за этого Христос называется грехом, или грешником. Подобным же образом нам вменяется правда Христова, и из‑за этого мы называемся правдой, или праведными. Но это не так, хотя и можно сказать, что наш грех вменяется Христу, поскольку Он добровольно принял их для искупления, однако нельзя говорить, будто бы Христос становится от этого беззаконником. Подобным образом, можно говорить, что правда Христова вменяется нам благодаря искуплению им наших грехов, однако нельзя говорить, что правда Христова вменяется нам так, будто бы ею мы праведны и святы на самом деле. Из этого следует, что подобно тому, как Христос Сам по Себе не истинный грешник, а грешность ему только вменяется, так и мы не можем быть истинно праведными, если правда Христа только вменяется нам, а не действительно внутри нас. Как человек не является грешником, если грех не внутри его, а только вменяется ему, так и не является он истинно праведным, если праведность ему только вменяется, а не принята им внут