Глава 2. Претыкания о камень Священного Писания Нового Завета

 

Претыкание первое      

Христос повелевает относиться к еретикам, как к язычникам, но не повелевает их сожигать или убивать (Мф. 18:17).

ОТВЕЧАЕМ: Христос здесь не повелевает, но и не запрещает. К тому же Христос никогда не повелевал убивать ни разбойников, ни прелюбодеев, ни воров, ни других за­конопреступников. Однако все это происходит праведным судом.

Претыкание второе   

Когда ученики пожелали, чтобы с небес сошел огонь и сжег самарян, Христос ска­зал: не знаете, какого вы духа (Лк. 9:55).      

ОТВЕЧАЕМ, во‑первых. Самаряне сильно отличаются от еретиков – они никогда не обещали Христу хранить веру, но они сами начинали верить, и поэтому их не требо­валось принуждать. Еретики же обещали сохранить веру Христа чистой и непорочной, поэтому их следует всячески принуждать.

ОТВЕЧАЕМ, во‑вторых. Апостолы Иаков и Иоанн, пожелавшие сжечь Самарию, хотели сделать это не по ревности о спасении душ, а желая отомстить за то, что они не приняли Христа. Поэтому их справедливо обличает Христос.

Церковь же Святая вооружается на еретиков по ревности о душах, развращаемых ересью. По такой ревности Сам Христос изгнал бичом купцов из Церкви (Мф. 21:13), Петр убил Ананию и Сапфиру (Деян. 5), Павел предал прелюбодея сатане для изнеможе­ния плоти и спасения духа (1 Кор. 5). Умолчу об остальных, таких как Моисей, Финеес, Илия, Маттафий и другие, которые, побуждаемые ревность по Богу, убили многих.

Претыкание третье      

Оставьте расти вместе то и другое до жатвы (Мф. 13:30), – говорит Христос, то есть пшеницу и плевелы, верных и еретиков.

ОТВЕЧАЕМ, ВО‑ПЕРВЫХ: Если посмотрим на эту притчу, не обращаясь к тол­кованию, то может показаться, что выводом должен быть отказ от убийства злодеев, разбойников и других законопреступников, однако праведный суд совершает проти­воположное. Притча нуждается в толковании, и ее смысл опирается на слова Христа: чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы (Мф. 13:29). Если же возможно убрать злых без ущерба для добрых и без всенародного мятежа, то плевелы должно полностью искоренить. Если же невозможно искоренить плевелы без поврежде­ния пшеницы, то есть, когда есть опасения, что вместо виноватых пострадают невинные, или если они пострадают вместе с виноватыми, или когда еретики сильнее нас, и есть опасение, что они победят в битве или что погибнет больше наших, чем еретиков, тогда, в соответствии со словами Христа, следует оставить и пшеницу, и плевелы расти вместе до жатвы, чтобы, уничтожая злое, не повредить вместе с ним и доброе. Такое толкование дают Златоуст и другие.

ОТВЕЧАЕМ, ВО‑ВТОРЫХ: Под плевелами здесь понимаются не только еретики, но и все злые люди, такое толкование дает Сам Христос: доброе семя, это сыны Царс­твия, а плевелы – сыны лукавого (Мф. 13:38). Эта притча имеет более общий смысл и учит тому, что зло полностью не будет искоренено прежде конца века.

Претыкание четвертое      

Когда многие ученики оставили Христа, он сказал Апостолам: не хотите ли и вы отойти (Ин. 6:67)? Так должно поступать и Церкви, и давать свободу каждому верить так, как он хочет.

ОТВЕЧАЕМ, ВО‑ПЕРВЫХ: Еретики отличаются от Апостолов, которые не были обязаны не оставлять Христа, а еретики обязали себя святым крещением не оставлять святую Церковь, Матерь свою, и хранить веру, данную в крещении.

ОТВЕЧАЕМ, ВО‑ВТОРЫХ: Христос, придя, предпочел не судить, но быть суди­мым, и не Самому мстить за обиды, а оставить месть своим духовным сынам. Его прооб­разом был Давид, который, пока был жив, не хотел убивать Семея, злословящего о нем, но, умирая, повелел Соломону отомстить Семею за злодеяния (3 Цар. 2).

Претыкание пятое      

Христос говорит Петру: вложи меч в ножны (Ин. 18:11). Из этих слов ясно, что Христос дал Церкви духовный меч – Слово Божие для исправления, а не железный меч для убийства.

ОТВЕЧАЕМ: Святая Церковь имеет духовных и мирских начальников, как бы две руки, которые держат два меча, духовный и вещественный, которые помогают друг дру­гу. Поэтому когда духовный меч не достигает цели, тогда используется вещественный меч.

Эго было предзнаменовано, когда ученики сказали: вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно (Лк. 22:38). Петру же Христос повелел вложить меч в ножны, потому что он был духовным, а не мирским лицом.

Претыкание шестое      

О Христе говорится: трости надломленной не преломит, и льна курящегося не угасит (Мф. 12:20). Таким должен быть всякий христианин.

ОТВЕЧАЕМ, во‑первых, возражением. Христос, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех (торговцев) (Ин. 2:15)      

ОТВЕЧАЕМ, во‑вторых. Надломленные трости кающегося грешника и его сокру­шенное сердце Христос помилует и примет.

Претыкание седьмое      

Любите врагов ваших (Мф. 15:44; Лк. 6, 35).      

ОТВЕЧАЕМ. ВО‑ПЕРВЫХ. ВОЗРАЖЕНИЕМ: Не возненавидел ли я. Господи, не­навистников Твоих и не сокрушался ли о врагах Твоих? Великой ненавистью возненави­дел я их; врагами стали они моими (Пс. 138:21‑22). И снова: а если и Церкви не послуша­ет, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18:17).      

ОТВЕЧАЕМ. ВО‑ВТОРЫХ: Любите врагов ваших, говорится, ваших, а не врагов Святой Церкви, которые гонят Церковь и убивают души верных.

Претыкание восьмое      

Наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем слу­жит Богу (Ин. 16:2).      

ОТВЕЧАЕМ: Здесь говорится об Апостолах, а не о еретиках. Иначе: Моисей, Илия, Финеес и другие, убившие нечестивых, поистине послужили Богу.

Претыкание девятое      

   Если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18:3).      

ОТВЕЧАЕМ, ВО‑ПЕРВЫХ: Почему же и вы, еретики, не такие, как дети? Поче­му извергаетесь из материнского лона Святой Церкви? Почему, раньше сосав ее сосцы, ныне их жестоко угрызаете?

ОТВЕЧАЕМ, ВО‑ВТОРЫХ: Мы должны уподобляться детям в смирении, в кротости, в незлобии, чистоте, а не в нерадении о душах, врученных нам в пас­тву.

Претыкание десятое      

Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искус­ные (1 Кор. 11:19), – говорит Апостол.

ОТВЕЧАЕМ: Дадим место трем пунктам.

1. Коварству диавола, который засеивает еретические плевелы.

2. Человеческому поврежденному естеству, склонному ко злу.

3. Попущению Божию.

С учетом этих трех пунктов мы и говорим, что надлежит быть ересям, как обычно говорим, что в саду надлежит быть сорнякам и плохой траве. И когда Христос говорит, что надобно придти соблазнам (Мф. 18:7), то этими словами он не повелевает рассеи­вать ереси или не искоренять их, а только предвещает то, что всегда будет в мире.

А поскольку в саду плохая трава всегда вырывается вон, то праведно и хорошо искоренять соблазны, хотя мы и знаем, что все соблазны и все злые травы искоренить невозможно.

Претыкание одиннадцатое      

Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся (Тит 3:10). Здесь велят отвращаться, а не убивать.

ОТВЕЧАЕМ, ВО‑ПЕРВЫХ: Святая Церковь так и поступает. Вначале она увещает еретика возвратиться, и один, и два раза. Наконец, когда она видит, что гангрена неисце­лима, наносит вред живым и здоровым членам, то стремится отсечь ее.

ОТВЕЧАЕМ, ВО‑ВТОРЫХ: Здесь Павел не повелевает убивать, но и не запрещает.

ОТВЕЧАЕМ, В‑ТРЕТЬИХ: Сам Павел, который сказал это, предал сатане ерети­ков Именея и Александра. А это наказание сильнее, чем телесное.

Претыкание двенадцатое      

Ибо что мне судить и внешних (1 Кор. 5:12)? – говорит Апостол. Но поскольку еретики вне Церкви, то как Церковь может судить их?

ОТВЕЧАЕМ: Еретики вне Церкви, но должны и обязаны пребывать внутри Цер­кви. Поэтому их должно побуждать к возвращению, как понуждаются овцы, убежавшие из овечьего двора.

Претыкание тринадцатое      

Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение. Аз воздам, говорит Господь (Рим. 12:19).      

ОТВЕЧАЕМ, ВО‑ПЕРВЫХ: Когда убивают еретиков, то это делается не для того, чтобы отомстить, но заботясь о спасении человеческих душ, которых убивают еретики. Примерами являются Моисей, Илия, Финеес, Маттафий и другие.

ОТВЕЧАЕМ, ВО‑ВТОРЫХ: Мстить за обиду без рассмотрения суда нельзя. Но мстить за обиду, нанесенную Святой Церкви, следует всяческим образом, и особенно привлекая праведный суд властей, которые не напрасно носят меч, как сказал Павел (Рим. 13:4).

Претыкание четырнадцатое      

Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам теперь луч­ше не терпеть лишения (1 Кор. 6:7)?      

ОТВЕЧАЕМ: Это изречение относится к вам, противники. Зачем вы обижаете Святую Церковь и не хотите потерпеть лишений?

Претыкание пятнадцатое      

Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости (Гал. 6, 1).      

ОТВЕЧАЕМ, ВО‑ПЕРВЫХ: Павел, сказавший это, поразил слепотой Елима волх­ва, отвращающего от веры Анафипата (Деян. 13:8).

Таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать (1 Тим. 1:20). Он предал сатане имевшего жену отца (1 Кор. 5:1). К тому же угрожал жезлом Коринфянам: Чего вы хотите? С жезлом придти к вам, или с любовью и духом кротости (1 Кор. 4:21)?      

ОТВЕЧАЕМ, ВО‑ВТОРЫХ: Святая Церковь обычно сначала и увещевает с духом кротос­ти. Но когда оружие в правой руке не достигает цели, она берет другое оружие в левую руку.

Претыкание шестнадцатое.      

Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях без милосер­дия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь Завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение. Я воздам, говорит Господь (Евр. 10:28‑30).      

ОТВЕЧАЕМ, ВО‑ПЕРВЫХ: Этот бич поднят на вас, противники. Это вы, освятившись Кровью Завета, считаете ее скверной, злословя, что в евхаристии есть только простое вино. Вы попираете в Таинствах Сына Божия, ложно понимая слова Христа: Сие есть Тело Мое. Сия есть Кровь Моя. Поэтому если должен умереть тот, кто нарушил закон Моисея, то тем более это должно относиться к вам.

ОТВЕЧАЕМ. ВО‑ВТОРЫХ: Если мы воспримем слова Божии у Меня отмщение. Я воздам буквально, то из них последует вывод, будто бы мирской суд не должен убивать ни злодеев, ни разбойников, ни прелюбодеев. Однако это не так, ибо Павел говорит Рим­лянам: ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно не носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое (Рим. 13:4). Ибо этими словами, у Меня отмщение, Я воздам, Бог требует от нас только того, чтобы наказание происходило не из желания мести, не от жестокости, не от зло­бы, не от вражды, но от ревности о славе Божией и ради сохранения Закона и правды. Так поступил Моисей, хотя в Писании восхваляется его кротость. Таков Финеес, таков Илия, таковы остальные, кто был ревнителями о хвале Божией.

ОТВЕЧАЕМ. В‑ТРЕТЬИХ: Бог – Мститель не только Сам по Себе, но и своими наместниками, которых Он поставил над нами и повелел ими повиноваться (Рим. 13:5).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: