Глава 5. Твердость камня от доказательств

 

Доказательство первое      

Еретиков достойно и праведно предавать анафеме. Следовательно, их достойно и убивать. Ибо быть преданным сатане большее зло, чем претерпеть телесные мучения.

Доказательство второе      

Опыт учит, что другого средства излечения еретиков, кроме смерти, нет. Святая Церковь пробовала многие средства, чтобы вылечить их.

Во‑первых, наказанием отлучения от сообщества верных.

Во‑вторых, выкупом золота и серебра.

В‑третьих, отнятием всего имущества.

В‑четвертых, изгнанием.

Однако все эти наказания не принесли успеха. В конце концов, приходилось пре­давать их смерти, ибо еретики смеются над проклятиями, называя их громом без мол­нии. Они не боятся, что отнимут их имущество, говоря, что их будут снабжать другие сообщники. Когда они пребывают в тюрьме или в изгнании, то продолжают растлевать многих словом и писанием. Таким только одно лечение – смерть.

Доказательство третье      

Во всех царствах и у всех народов фальшивомонетчики предавались смерти. Но ка­ковы еретики по своей сути? Это обманщики и коварные, делающие монету Слова Божия фальшивой и смешивающие чистое золото с медью ложного толкования. Еретики портят драгоценное серебро, о котором говорит псалмопевец: Слова Господни – слова чистые, серебро переплавленное, испытанное в горниле, очищенное семикратно (Пс. 11:7), то есть внимательно изучено и испытано толкованиями семи Соборов. Как же должно поступить с такими, если не так, как поступают с коварными, делающими фальшивые деньги.

Доказательство четвертое      

Не сохранить веру, данную Богом, есть большее зло, чем не сохранить жене вер­ность своему мужу. Но второе по законам достойно смерти. Следовательно, достойно смерти и первое.

Доказательство пятое      

Смертью наказываются те, кто приносит вред добрым и, будучи злыми, притесня­ют их. Так праведно наказываются смертью человекоубийцы, прелюбодеи, злодеи, воры, разбойники, волшебники и другие, подобные им. Но поскольку еретики как раз таковы, скажу больше, они причиняют больше зла, чем разбойники, убивая души и уничтожая веру, корень всех благ, поднимая в царстве всенародный мятеж. Что ж, едва ли таковые заслуживают пощады.

Доказательство шестое      

Злые потому наказываются смертью, чтобы от их наказания другие пришли в чувство и исправились. И если они не захотели стать полезными царству, будучи жи­выми. Они станут полезными, умирая. Поэтому они убиваются праведным судом, если и не причиняют вред ближнему, что делают только волшебники, противоестественно согрешающие и тому подобное. Однако их убивают жестокой смертью, чтобы и другие поняли всю тяжесть греха и не дерзали совершать подобное. Все сказанное относится и к еретикам. Поэтому их убивать достойно и праведно.

Доказательство седьмое      

Самим еретикам полезно умереть, и когда их убивают, им оказывается благоде­яние. Поскольку они, когда живут долго, много грешат, изобретают много обмана, мно­гих развращают, то тем самым они навлекают на себя большое осуждение и тяжелейшие вечные муки. Все это прекращает праведно наносимая смерть.

 

Часть II. Камень претыкания и соблазна

 

Глава 1. Претыкания о камень Священного Писания Ветхого Завета

 

Претыкание первое      

И перекуют мечи свои на орала, и копья своина серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать (Ис. 2. 4). Из этого противники делают вывод, что Церковь не должна использовать меч для убийства.

ОТВЕЧАЕМ: Это пророчество Исаии относится к Мессии, и оно уже сбылось во время Рождества Христова, когда в царствование Августа по всей вселенной воцарился мир и полная тишина, какой и прежде, и после уже не было долгое время.

Претыкание второе      

Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей (Ис. 11:9), то есть Церкви Христовой.

ОТВЕЧАЕМ: Эти слова относятся не к нам, а в большей мере к еретикам. Ибо в предшествующих словах Пророк говорит, что аспид не повредит младенцу, медведь яг­ненку, лев волу, волк овце. По толкованию святых Отцов, эти звери являются образами еретиков. Еретики, хотя и хотят нам навредить, но истинно не вредят, а делают нас более искусными в терпении, в твердости веры, а некоторых и в мудрости в Боге. Так и дерево становится крепче, если на него часто обрушивается ветер, и так огонь от сильного ветра только сильнее разгорается.

Претыкание третье      

И когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови (Ис. 1:15), ноги же ваши скоры для убийства.

ОТВЕЧАЕМ: В Писании говорится о невинно пролитой крови праведных, начи­ная от крови праведного Авеля до крови Захарии в Ветхом Завете, а в Новом – начиная от Апостолов, до самого конца века сего. Послушайте, что говорит Моисей об излиянии еретической крови: сегодня посвятите руки ваши Господу (Исх. 32:29), то есть убейте еретиков.

Претыкание четвертое      

Я послал к вам рабов Моих, пророков; вы, схватив их, умертвили и растерзали тела их. Кровь их Я взыщу, говорит Господь (3 Езд. 1:32).      

ОТВЕЧАЕМ: Это написано об истинных Пророках, а не о вас, лжепророках и хищных волках. Они обращали к Богу, а вы отвращаете. Какое отношение имеет тьма к свету, Велиар ко Христу?

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: